Гарник Асатрян: «Москва стала для талышей вторым Ланконом»
Талышское национально-освободительное движение в ракурсе «дела Фахраддина Абосзода»
Беседа с известным востоковедом, профессором Гарником Асатряном
– Уважаемый Гарник Серобович, в продолжение наших предыдущих бесед давайте вновь обратимся к теме Талышского движения и к Талышскому вопросу, на сей раз – в контексте некоторых событий недавнего времени. Авторы различных научно-аналитических и политологических работ довольно часто об этом пишут, особенно в работах об Армении, об Азербайджане и коренных народах этой страны. В этой связи как никогда востребован взгляд компетентного специалиста, «изнутри» знакомого со многими тонкостями, подчас неведомыми широкой интересующейся общественности.
– «Талышский вопрос» и «Талышское движение» – термины, зачастую соотносящиеся в общественном сознании с такими понятиями как «Курдское движение» и «Курдский вопрос», что представляется в корне неверным. На самом же деле, это совершенно разные вещи, как я неоднократно отмечал, в том числе в наших с Вами предыдущих беседах. Не будем сегодня затрагивать «Курдский вопрос», с которым, в принципе, так или иначе всё понятно. Чисто формально, если термин «движение» упоминается вкупе с какой-либо этнической атрибуцией, то это означает борьбу данного народа за свободу. Иначе говоря – ведение действий, направленных на освобождение от чужеродного ига, а в случае с талышами – от азербайджанской доминации и выходу из состава Азербайджанской Республики. Несмотря на тот факт, что талыши имеют тысячелетнюю историю, на протяжении которой они создали несколько государственных образований (а в XX веке – аж два таких образования), началом целенаправленной борьбы за отделение от Азербайджана можно считать 2005 год. Провозглашённая в июне 1993 года Талыш-Муганская Республика была образованием эфемерным и, просуществовав очень недолгое время, пала под брутальным нажимом бакинских властей во главе с только что вернувшимся во власть Гейдаром Алиевым.
Период с 1993 по 2005 годы можно назвать временем латентного формирования Талышского движения. Президент Талыш-Муганской Автономной Республики Алакрам Гумбатов, как и десятки активистов, находились в то время в тюрьме, и вся работа по поднятию национального духа народа, прививанию ему талышской Идеи велась группой людей под руководством председателя Меджлиса самопровозглашенной республики Фахраддина Аббосзода. Одним из символов талышского национального самосознания стал в тот период народный писатель и поэт Али Насир, который также провел в заключении долгое время, но своими произведениями внёс неоценимую лепту в формирование талышской идентичности. Это был титанический труд в условиях тотальной слежки и неправовых действий алиевских спецслужб. И сам Абосзода, находясь под пристальным оком этих служб, то и дело подвергался приводам и разного типа преследованиям.
Талышские патриоты буквально днём и ночью (и это действительно так!) ходили по городам и весям Талышистана и работали с населением. Любое значительное событие – от свадьбы до похорон, от рождения ребёнка до траурных дней Ашуры и религиозных праздников – Абосзода и его единомышленники использовали для пропаганды патриотических идей среди талышей. Это сложно представить, но народ, десятилетиями находившийся под усиленной азербайджано-тюркистской пропагандой, в удушающей обстановке всеобъемлющей дискриминации, вдруг воспрянул духом. Стали появляться талышские организации, ансамбли народного творчества, целая плеяда поэтов создавала прекрасную поэзию и т.д.
Приведу лишь один показательный пример. Как известно, самые сакральные понятия для человека, идентифицирующие его как личность, принадлежащую к определенному сообществу, – это его отношение к рождению и к смерти, которые вербально обрамляются, получают нравственные измерения сквозь собственные язык и культуру.
По воле азербайджанских властей длительное время на все надгробные камни в Талышистане наносились надписи только на азербайджанском. Все свадьбы – тосты, обрядность - велись на азербайджанском. Но вдруг, примерно с 2000-го года, ситуация в корне изменилась. Сейчас же и вовсе свадебные торжества проходят, за редкими исключениями, преимущественно на талышском языке, а на надгробных надписях почти исчезли тюркские патронимические обозначения «оглы» и «кызы», уступая место исконно талышским «зоа» и «кина». Это очень важный показатель!
Итак, до мая 2005 года Талышское движение можно было считать до некоторой степени подпольным и как бы вялотекущим – это было временем ферментации того мощного порыва, который вылился в дальнейшем в серьёзное политическое движение. Важной отличительной особенностью и преимуществом Талышского движения является отсутствие централизованной структуры – оно представляет собой самоорганизующееся явление, и поэтому остановить его очень трудно, если вообще возможно. В данном случае едва ли также применим термин «сетевая организация», ибо Талышское движение охватывает если не весь народ, то, во всяком случае, большую и наиболее активную его часть.
Как и во всяком политическом течении, в Талышском национальном движении имелись и имеются как преданные до мозга костей деятели, не преследующие личных целей, так и коллаборационисты, временщики и просто люди, стремящиеся исключительно к приобретению личных выгод и позиций. Как только Движение приобрело реальные очертания, начался серьёзный натиск представителей второй из вышеупомянутых категорий лиц, большинство из которых имеют явные или неявные отношения с азербайджанскими властями.
В мае 2005 года состоялась первая международная конференция по талышеведению в Цахкадзоре, в Армении, в которой участвовал и Фахраддин Абосзода – наиболее радикальный и непримиримый из борцов и одновременно теоретик Талышского движения. Бывший доцент кафедры научного коммунизма Бакинского государственного университета, кандидат философских наук Фахраддин Фарманович Абосзода – наиболее подготовленный представитель талышской интеллигенции сегодня. Он является автором идеи полной независимости талышского народа от Азербайджана и последовательным борцом за осуществление своей идеи.
В то же время, сегодня много говорят о покойном Новрузали Мамедове и ныне здравствующем Гилале Мамедове, долгие годы проведших в бакинских тюрьмах. Оба – бывшие редакторы газеты «Талыши Садо» («Голос Талыша»), спорадически выходившей в Баку в течение нескольких лет. И сейчас она выходит время от времени под редакцией Рафига Джалилова. Но мало кто из непосвящённых знает о том, что оба этих деятеля ратовали за права талышей лишь в общем формате прав человека и выступали, в лучшем случае, за создание некоей автономии муниципального типа в составе Азербайджана. Оба этих деятеля всегда были ярыми сторонниками пресловутой «территориальной целостности Азербайджана», а в некоторых случаях выступали даже как протагонисты восстановления этой «целостности» путём завоевания Карабаха. Показательно, что в период подготовки к упомянутой первой международной конференции по талышеведению, когда стоял вопрос приезда и участия в ней Фахраддина Абосзода, оба они призвали бойкотировать эту конференцию как вредное для Азербайджана мероприятие, жестко клеймили Фахраддина как «предателя интересов Родины», в их понимании – Азербайджана, и всячески старались препятствовать его приезду в Ереван. Новрузали Мамедова уже нет в живых: судьба уготовила ему трагическую участь - он умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах, а впоследствии также таинственно погибли два его сына. Очень прискорбно! Говорят, он был хорошим ученым, умным человеком, пусть Господь милостив будет к его душе! Кстати, Абосзода всегда с уважением отзывается о Новрузали Мамедове, несмотря на то, что отношения между ними были непростые…
Фахраддин Абосзода – одновременно и первый талышский деятель, чётко и ясно сформулировавший формат талышско-армянского союзничества. Ему принадлежит известная мысль о том, что Карабах ныне – не столько армянский вопрос, сколько талышский. По его убеждению, справедливое решение Карабахского вопроса будет одновременно и достижением Талышского движения.
И ещё один момент по этому поводу. Чтобы отмежеваться от уже несколько скомпрометировавшего себя, в силу указанных обстоятельств, Талышского Национального Движения (принимая во внимание присутствие в нём упомянутой группы коллаборационистов и людей, имеющих связи с азербайджанскими властями), ныне Фахраддин Фарманович Абосзода позиционирует себя как лидер не Талышского национального, а Талышского Национально-освободительного Движения. Так что в настоящее время, во избежание терминологической путаницы, надо провести чёткое различие между Талышским национально-освободительным движением под руководством Фахраддина Абосзода и группировкой людей, склонных, мягко говоря, к компромиссам и время от времени выступающих с некими беззубыми и согласованными заявлениями.
Так называемое «автономистское» крыло Талышского движения в течение последних лет старалось всячески умалить, принизить, а порой и полностью нейтрализовать историческую роль и наследие Фахраддина Абосзода и его последователей. Сами находясь под прямым контролем азербайджанских спецслужб, многие деятели из этой когорты доходили до того, что умудрялись обвинять Фахраддина Абосзода якобы в связях с азербайджанской охранкой, в том, что он, мол, действует по прямой указке Баку. То, что главный торпедирующий Азербайджан и его власти талышский деятель, стоящий на непримиримых позициях освобождения своей страны и своего народа, просто по определению не может быть агентом, их ничуть не смущало.
Впрочем, вся эта абсурдная болтовня и козни коллаборационистов только способствовали усилению влияния Фахраддина Абосзода и укреплению его позиции в народе. Благодаря деятельности Абосзода, в особенности за последние 2-3 года, был сделан ошеломляющий прорыв в Талышском движении. Сотни его статей и аналитических эссе, выходящих на различных интернет-ресурсах на всём постсоветском пространстве, выступления на Национальном Телевидении Талышистана (его детище, ставшем подлинным рупором Талышского движения и выразителем чаяний талышского народа) снискали ему заслуженный авторитет и в русскоязычном аналитическом сообществе и, что еще более важно, – среди соотечественников. Часть его публицистики и аналитических эссе последних лет вышли недавно в Москве отдельным томом «Мыслить немыслимое. Моя борьба за независимый Талышистан» под редакцией известного аналитика Яны Амелиной.
Я уже не говорю о сугубо академических трудах Фахраддина – фундаментальных исследованиях по талышской лексикографии, грамматике, истории талышского народа и т.д. Вскоре в издательстве Талышской академии наук выйдет его фундаментальная монография о талышском языке на талышском же языке – первый в своём роде труд подобного масштаба.
- Спасибо за столь подробный экскурс, содержащий множество интересных деталей, нуждающихся в предметном и всестороннем осмыслении. На пути национального освобождения любого народа возникают непростые и острые коллизии, что лишний раз высвечивается задержанием Фахраддина, известным решением суда первой инстанции и всем тем, что последовало позже. Среди тех, кто внимательно следит за перипетиями «Дела Абосзода», против которого в Баку выдвинуты политизированные и несостоятельные, на мой взгляд, обвинения, распространено убеждение о необходимости его освобождения с последующим предоставлением ему политического убежища в России. Не стоит сбрасывать со счетов и активную информационно-пропагандистскую войну против России, при которой разбрасываться искренними сторонниками, было бы, мягко говоря, неразумным. Какими, на Ваш взгляд, последствиями чреват гипотетический негативный сценарий в деле так называемого «дела Абосзода»? Возможен ли он в принципе?
- Прежде всего, здесь надо сказать, что это далеко не первая «наводка» на его задержание и/или нейтрализацию. Несколько лет назад Фахраддин и его близкий друг, ныне покойный великий талышский поэт Али Насир чуть было не стали в Москве жертвами автокатастрофы – у машины, в которой они ехали, оказались поврежденными тормоза, и только благодаря счастливой случайности удалось избежать смертельной аварии. А пару лет назад имела место попытка похищения Фахраддина из аэропорта Домодедово, откуда он собирался лететь в Ереван…
- В этой связи вспоминается фрагмент выступления Президента России Владимира Путина в ходе Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом, 31 октября: «Мы будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства или о постоянном жительстве в России. А для тех, кого незаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все, чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище». Как мне представляется, слова эти в полной мере можно отнести и к Фахраддину, отказавшемуся от азербайджанского гражданства и постоянно проживающему в России с 2008 года. В феврале 2014 года ему был предоставлен вид на жительство, а в конце того же года он с полным на то основанием, считая себя россиянином, подал заявление на получение российского гражданства…
- Продолжая ответ на Ваш вопрос, замечу: даже чисто теоретически я не допускаю и мысли, что российские власти могут экстрадировать Фахраддина Фармановича Абосзода в Баку. Это было бы очень большим ударом не только по имиджу России как государства, но и по Идее России как нравственного полюса для всех угнетенных народов постсоветского пространства, волею злой судьбы оказавшихся в составе искусственных мини-империй. Это нанесло бы невосполнимый ущерб системе ценностей, разделяемых не только Фахраддином Фармановичем, но и подавляющим большинством честных людей на всём постсоветском пространстве. Это, поверьте, Андрей Григорьевич, видится просто немыслимо на фоне того, что сам Фахраддин безгранично предан идее русской державности. Это – человек, который на протяжении всей своей деятельности всегда подчеркивал необходимость сильной российской государственности как гаранта выживания автохтонных народов и малых этносов Кавказа. Кроме того, политическое будущее своего народа он видит исключительно в тесной взаимосвязи с Россией. Так что я не допускаю возможность выдачи Фахраддина Абосзода в Баку на верную гибель.
В этой связи следует специально отметить, что недавно зарубежные правозащитные организации инициировали процесс выдачи ему вида на жительства и статуса беженца в одной из европейских стран. Но узнав об этом, Фахраддин категорически отказался от их помощи и откровенно заявил: «Пусть лучше русские выдадут меня азербайджанцам, чем я буду жить за пределами России!». Это – очень тонкий и симптоматичный момент, ибо, если бы Абосзода хотел, то давно получил бы и гражданство, и определённый статус в Голландии, мог бы жить там спокойно и беспроблемно. Но он убеждён, что центр Талышского движения сегодня – это Москва. Он считает, что судьба талышского народа тысячами нитей связана с Москвой, превратившейся для талышского народа во «второй Ланкон» (Ленкорань), столицу Талышистана. Много лет назад, он уже покинул исконный, талышский Ланкон и вовсе не хочет сейчас покидать второй Ланкон! Для него сейчас очень важно, жизненно необходимо находиться в гуще Талышского движения.
Недавно Фахраддин написал очередное послание талышскому народу, озаглавленное «Я — не в тюрьме! Тюрьма — Азербайджан!» (переданное Национальным Телевидением Талышистана), и мы в полной мере разделяем его мысль о том, что арест придал мощный импульс национально-освободительному движению и консолидации талышского народа. Даже те, кто по тем или иным причинам некогда боялся подходить к нему либо не особо жаловал его, сегодня надежно стоят за его спиной. Особенно это относится к молодёжи. Если проследить талышские блоги и площадки виртуального общения представителей молодого поколения, то можно увидеть многочисленные доказательства сказанному. Один из наиболее ярких примеров – лозунг «Свободу Фахраддину Абосзода!», озвученный в эфире Первого канала РФ, в передаче Ивана Урганта стендап-комиком Идраком Мирзализаде, сыном известного талышского деятеля Кахина Мирзализаде. Это показательный и знаковый акт, импульс для Талышского движения, особенно – для молодежи, и Фахраддин Фарманович, по его словам, был просто счастлив. Я уже оставляю в стороне многочисленные посты в социальных сетях с воззваниями в поддержку лидера и т.д.
- Хотелось бы, конечно, чтобы Фахраддин Фарманович был счастлив на воле, и чтобы это неприятное дело поскорее бы завершилось. Гарник Серобович, вы частично уже начали отвечать на мой следующий вопрос о консолидации зарубежных талышских диаспор. Правильно ли я понял вашу мысль, что задержание Фахраддина стало важным фактором не просто консолидации, но и формирования мощной внешней базы поддержки Талышского национально-освободительного движения?
- Совершенно верно. Скажу больше: если бы в Баку предусмотрели, что они своими действиями вольно или невольно способствуют подобного рода процессам, они вряд ли обратились бы к российским властям с запросом о выдаче Фахраддина. Никто не ожидал этого, в том числе и он сам.
- Вы были одним из подписантов письма о необходимости предоставления Фахраддину Абосзода гражданства Республики Армения. Насколько, на Ваш взгляд, оправдана пассивная позиция Армении в вопросах, представляющих несомненную важность, – как для региональной безопасности, так и с точки зрения сохранения и возрождения национальной идентичности народов Кавказа?
- Действительно, некоторое время назад мы обратились с открытым письмом к премьер-министру Армении о предоставлении Фахраддину Абосзода гражданства Республики Армения, которое подписали многие представители нашей интеллигенции. К сожалению, до сих пор конкретного ответа на письмо нет. Если прежние власти Армении всё-таки имели определённое видение талышского вопроса, то сейчас я этого не замечаю, хотя, уверен, рано или поздно, оно так или иначе должно сформироваться.
Ранее я уже говорил о взгляде Фахраддина Абосзода на органическую связь Талышского и Карабахского вопросов. Кроме того, много лет назад он говорил и следующее: «Если бы армяне оказали поддержку Талышскому движению, им не пришлось бы выстраивать вторую оборонительную линию».
Конечно же, речь не идёт о подкупе тех или иных медийных персон или деятелей, подвизавшихся на ниве Талышского движения, что, в общем-то, является достаточно распространенным стилем политического воздействия или лоббирования в практике некоторых соседних стран. Ценность людей, подобных Фахраддину Фармоновичу, – в их абсолютной неподкупности: абсурдна сама мысль о том, что ему можно предложить какие-то блага в обмен на лояльность. Не об этом речь… А лишь о том, что, увы, четкой позиции по отношению к Талышскому вопросу за продолжающейся последние несколько месяцев внутриполитической суетой со стороны власти не было четко артикулировано.
Более того, вот такое «временное безвременье» опасно еще и тем, что на поверхность у нас всплывают маргиналы-авантюристы разных мастей, паразитирующие на талышской тематике и тем самым вредящие не только Талышскому вопросу, но и самой Армении. Они лезут повсюду, чтобы урвать сомнительные дивиденды, и волей-неволей выступают инструментом врагов и талышей, и армян. Чего стоит, например, заявление одного из таких пройдох о том, что Абосзода, якобы – никто в Талышском движении и его арест, мол, инициирован Баку для устрашения «настоящих лидеров». Благо, все это – лепет маргиналов, а вообще, нашему обществу чуждо подобное недостойное охаивание человека – искреннего друга нашего народа, тем более – находящегося в неволе и попавшего в застенки по официальному запросу вражеского государства не в последнюю очередь за свою непоколебимую проармянскую политическую позицию. Это – в высшей степени безнравственно и сродни предательству. Благо, в целом в общественно-политическом поле Армении есть и понимающие люди, и круги, осознающие всю важность талышского вопроса для Армении, среди которых следует отметить прежде всего информационно-аналитический портал «Восканапат», неразрывно связанный с личностью безвременно ушедшего от нас несколько лет назад Левона Грантовича Мелик-Шахназаряна.
Хочу отметить концептуальный момент: особое отношение Армении и армян к Талышскому вопросу и к талышам – не только стратегия в русле задач, направленных на обеспечение региональной безопасности нашей страны и народа. Это, в немалой степени, и дань просветительско-гуманитарным традициям армянского народа, имеющим тысячелетнюю историю. Помощь братьям-автохтонам на Кавказе – нравственный долг всего армянства, будь то в метрополии или в диаспоре.
- Вы, Гарник Серобович, пожалуй, как никто другой знаете талышские реалии. Как бы Вы охарактеризовали современный талышский политикум и персоналии? Кто истинные патриоты и кто коллаборационисты или, скажем более мягко, «автономисты»?
- Разумеется, я не буду называть имен, чтобы не навлечь беду на людей. Да это и не нужно. Талышское движение, как я уже сказал, не структурированное явление, не институциональная, строго регламентированная организация: это – набирающее скорость неконтролируемое течение быстро тающего весной льда и снега, спускающееся с вершин по ухабистому горному ландшафту, со множеством потоков, грозящих вот-вот превратиться в мощную лавину. Остановить это течение невозможно, просто негде поставить преграду: оно само находит русло, само определяет свою дорогу, порою по совершенно немыслимому маршруту...
Талышское движение именно такое – в нем нет уже выкристаллизованной системы; все – и патриоты, и коллаборационисты, и даже явные агенты, регулярно получающие задания из азербайджанского посольства, – все, волей-неволей, находятся в этом стремительном потоке и не вольны изменить его течение. Как-то, помнится, я спросил Фахраддина, почему он не отвечает на выпады против него со стороны определенных лиц и на разные домыслы вокруг его имени. Он рассмеялся и сказал: «Это же хорошо! Неужели ты не понимаешь, какую услугу они оказывают нашей борьбе, нашему Движению? Пусть поносят меня сколько угодно, этим они лишь создают новые дискурсы в талышском поле. Посмотри, что творится в соцсетях. Люди, особенно молодые, сами отвечают им. Днем и ночью меня осаждают толпы молодежи, требуют объяснений, разъяснений... Все это только обращает ко мне все больше и больше людей. В чем заключается наша цель? В формировании и укреплении самосознания народа, в его консолидации: чем горячей будут внутриталышские дебаты и споры – какой бы характер они ни носили, тем быстрее выкристаллизуется Талышская Идея». «Ты же сам видишь, – продолжил Фахраддин, – что ассимиляция талышей, вопреки отчаянным усилиям азербайджанских властей, практически остановлена, начался обратный процесс – возвращение к истокам: люди изучают свой язык, воспитывают детей в духе традиций предков, ищут встреч друг с другом, пишут, собирают фольклор, описывают этнографические особенности своих деревень и т.д.».
Фахраддин, конечно, прав, и тут я вновь не могу воздержаться от метафоры, к которой я как-то прибегнул в одном из своих интервью. Талышское общество, которое, по сути, и есть само Талышское движение, напоминает большой муравейник: смотришь – все кипит, суета, все в движении, целая микровселенная; кажется, нет системы, нет порядка, но это кажущееся отсутствие порядка и являет собой систему – более упорядоченную, цельную и целеустремленную.
Что касается персоналий, то талышские деятели любой политической ориентации, имена которых так или иначе известны широкому кругу лиц, – люди уже в возрасте, живущие мирскими заботами. Многие в молодости внесли свой посильный вклад в Талышское движение, но беда большинства из них – в том, что, оставаясь по инерции частью Движения, они не верят в его успех, не видят его будущего. Они в нем просто потому, что вне его себя не представляют. Но даже в этом состоянии они очень ценны, исходя из логики Талышского движения, хорошо проиллюстрированной Фахраддином Абосзода выше – в качестве хотя бы действенного катализатора необходимых для любого политического течения процнссов. Ведь не все похожи на Абосзода, сохраняющего молодецкий задор, энтузиазм, тонус и способного пожертвовать всем ради Идеи. Многие из старшего поколения просто устали…
А вот талышская молодежь – чудо как пассионарна! Это – живые, дерзкие, находчивые люди, целиком и полностью преданные идее своего народа. Они повсюду успевают: один сидит в архивах, даже недоступных маститым ученым, тщательно собирает исторические документы о разных периодах истории талышского народа и пишет работы; другие организовывают автопробег с талышским флагом по мегаполисам России; третьи вывешивают талышский флаг на видном месте в центре Санкт-Петрбурга с плакатом «Свободу Талышистану»; четвертые водружают талышские флаги в разных районах Талышистана; пятые заняты мероприятиями, посвященными выдающимся талышским личностям и историческим датам... В общем, будущее – за талышской молодежью под руководством зрелого и опытного лидера, Фахраддина Абосзода!
И еще один вопрос, который я бы хотел затронуть. Фахраддин – не просто лидер политического движения, сегодня он – отец талышского народа. Его цель – жаром своего сердца и неуемной пассионарностью ускорить процесс оттаивания оледеневшего под чужеродным игом талышского национального бытия, придание ему верного вектора движения. И он это делает очень успешно. Вот почему азербайджанцы так стремятся любой ценой нейтрализовать Фахраддина Абосзода.
- Заключительный вопрос: каковы, на Ваш взгляд, доминирующие настроения в среде талышской диаспоры европейских стран? Насколько она многочисленна, консолидирована и способна ли привлечь внимание к проблемам соотечественников на исторической родине?
- Как известно, почти во всех европейских странах ныне проживают довольно многочисленные общины турок, арабов, курдов, пакистанцев, представителей других восточных народов. Но талышей – очень мало, так как в основном, как я уже говорил, стремятся в Россию. Если в Европе талышей можно буквально пересчитать по пальцам, то в России и других странах СНГ проживает несколько сотен тысяч талышей.
Кроме того, одна из отличительных особенностей талышской диаспоры – постоянные контакты и возвратная миграция на историческую родину, то есть активная взаимопроницаемость колоний и этнической территории. Талыш, даже эмигрируя, не покидает свою историческую родину насовсем, не порывает с корнями. Талыши постоянно приезжают в Талышистан, обустраивают свои дома в родных деревнях, а когда уезжают, их сменяют другие представители той же семьи и т.д. И так постоянно, год за годом. Это – особенность талышского бытия: животворящая пуповина с Родиной у талыша никогда не рвется.
- Большое Вам спасибо за крайне интересную и содержательную беседу.
Вопросы задавал Андрей Арешев