«Талышское национальное движение сегодня на подъеме»
Предлагаем вниманию читателей беседу политолога Андрея Арешева с востоковедом, директором Института востоковедения Российско-Армянского (Славянского) университета в Ереване профессором Гарником Асатряном и политологом, историком и филологом, одним из лидеров талышского национального движения Фахраддином Абосзода. Разговор посвящён актуальным вопросам современной политики Кавказско-Каспийского региона и, в частности, возрождению национального самосознания талышского народа в динамично меняющихся условиях современности.
А. Арешев. Уважаемые Гарник Серобович и Фахраддин Фарманович, позвольте сердечно Вас приветствовать. Начать нашу беседу, которая, надеюсь, будет интересна и полезна нашим читателям, мне хотелось бы вот с чего. Вопрос, казалось бы, локальный и частный, но, возможно, он отражает более широкие тенденции. В течение нескольких дней, с 22 по 27 апреля 2017 года, в Ланконе (азерб. Ленкорань) должна состояться четвёртая международная конференция на тему «Геноцид тюрко-мусульманских народов в ХХ веке». Организатором данной конференции (ранее они проходили в городах Куба и Шемаха) значится Институт истории Национальной Академии наук Азербайджана. Имеет ли, по-Вашему, данное мероприятие какую-либо научную ценность, либо речь идёт о пропагандистской попытке «уравновесить» трагическую для армянской истории дату 24 апреля?
Гарник Асатрян
Г.Асатрян. Прежде всего, замечу, что этническую территорию талышского народа, занимающую южную часть Азербайджанской Республики, следует называть Талышистаном: это – более правильная форма, чем Талыш, совпадающий с этническим наименованием талышского народа. Этот термин, «Талышистан», должен окончательно закрепиться в русскоязычной науке и публицистике, в которой пока еще можно встретить форму Талыш как указание на страну талышей. Многим, в том числе и некоторым талышским исследователям, кажется, что последнее – исторически более обоснованно, что в корне неверно, ибо термин «Талышистан» имеет более раннюю традицию употребления, чем «Талыш». Более того, в иранском этноязыковом пространстве этноним не может обозначать территорию обитания.
Далее, весьма странно звучит сама формулировка упомянутого Вами мероприятия – «Геноцид тюрко-мусульманских народов в ХХ веке». О каких тюрко-мусульманских народах, подвергшихся геноциду, идет речь? Разве что о предках нынешних азербайджанцев – тюркоязычных шиитах Восточного Закавказья, неоднократно подвергавшихся резне со стороны турок-османов в период османо-персидских войн (XVI – XVIII вв.). Если упомянутая конференция сфокусирована на этих исторически достоверных эпизодах, то это неплохо, ибо вещи надо называть своими именами. Но я очень сомневаюсь, что данные факты будут упомянуты в ходе мероприятия. Уверен, что речь пойдет преимущественно о мифологии вокруг Ходжалы и проч.
Что касается ходжалинских событий, для непредвзятого и вдумчивого наблюдателя никогда не было секретом, что ответственность за гибель мирного населения несут люди из военно-политических кругов тогдашнего Азербайджана. Не буду распространяться подробнее: об этом много написано, в том числе азербайджанскими журналистами, сняты фильмы, имеется значительный корпус доказательной базы.
Проведение указанной конференции в Ланконе – это и давление на талышей, и попытка продемонстрировать наличие некоего «интеллектуального» дискурса в азербайджанской среде. Организаторы пытаются выставить Талышистан частью пространства сугубо азербайджанских интересов, давая тем самым понять, что в этой части не может быть иного взгляда на события, условно обозначенные как «геноцид тюрко-мусульманских народов в ХХ веке». Это, безусловно, и попытка маркировать талышей как антиармянскую сторону в Карабахском конфликте. И, наконец, вне талышского контекста, это – примитивная попытка сотворить некую контр-версию Армянского геноцида.
А. Арешев. Приведу в этой связи лишь одну цитату с азербайджанского сайта: «Талыши - это генетические тюрки-азерлийцы и переход их на азерийский язык есть лишь восстановление исконного тюркского языка талышей-каспиев». Как говорится, без комментариев… Охарактеризуйте, пожалуйста, эволюцию национального и религиозного сознания талышей. Какие вызовы и проблемы существуют на этом пути с учетом различных аспектов азербайджано-турецких и азербайджано-иранских отношений? Какие здесь имеются «белые пятна»?
Г.Асатрян. Вопросы этногенеза талышского народа изучены пока не полностью, но достаточно для того, чтобы с уверенностью возводить их предысторию к кадусиям – древним обитателям юго-западного Прикаспия, населявших эту территорию еще до прихода индоевропейцев-иранцев на Иранское плато. Конечно, в соматическом формировании сегодняшних талышей принимали участие и другие древние этносы Южного Каспия – каспии, дейламиты, гелы (гилянцы) и другие. Но основной костяк составляли кадусии. Что же касается утверждений о том, что талыши якобы являются настоящими тюрками, некогда утратившими свой тюркский диалект и перешедшими на иранский язык, а ныне ассимилирующимися с азербайджанцами и таким образом возвращающимися в лоно своей исконной этнической общности – это, конечно же, очередная фантасмагория бакинских теоретиков, которая не нуждается в комментариях. Невозможно, смешивая уровни дискуссии, приводить научные аргументы в ответ на откровенный дилетантизм и целенаправленную ложь. Ну как спорить с человеком, который настаивает, к примеру, на том, что молоко – чёрного цвета? Так что мне кажется, что обсуждать этот антинаучный бред не имеет смысла.
Относительно талышского национального движения, хочу напомнить, что современный его этап начался провозглашением Талыш-Муганской Республики в 1993 году. Однако после падения республики, вплоть до 2005 года движение находилось, по сути, в латентном, тлеющем состоянии. Для людей, не посвящённых в проблему, эти 12 лет кажутся временем небытия – будто талышей вовсе и не было. Однако именно этот период характеризуется интенсивной, хотя и не видной глазу, работой талышских активистов, направленной на просвещение народа, повышение его самосознания и консолидации. Работа велась буквально в каждом населённом пункте – от крупных городов до отдаленных деревень, буквально по кварталам, по домам, что в тоталитарных условиях Азербайджанской Республики было крайне опасным и требовало огромных усилий и самопожертвования ее организаторов.
А. Арешев. А как такое оказалось возможным, на наш взгляд?
Г.Асатрян. Тут можно выделить ряд интересных элементов, связанных, например, с религиозной традицией талышей, частью которой всегда были разного рода собрания, связанные и с сугубо религиозными праздниками, и датами, и с церемониями – свадеб, похорон и т.д. – всего, что собирало общину вместе. Дело в том, что талыши всегда оставались достаточно религиозной массой, пожалуй, самой религиозной частью среди всего населения Азербайджана. Интересен пример марсие – траурных песнопений в честь шиитских мучеников, которые в среде талышей раньше всегда исполнялись на тюркском языке. Но именно в этот период талышские поэты стали специально создавать марсие на талышском. Основоположником этой новой традиции стал выдающийся талышский поэт Али Насир.
Те же тенденции проявились на свадьбах, похоронах: все знаковые речи стали произносить на талышском, зазвучали талышские песни, на надгробиях появились эпитафии на талышском. Вместо культивируемых патронимических «оглы» и «кызы» (соответственно «сын» и «дочь») талыши старались употреблять собственные «зоа» и «кина». И прочее, и прочее. Вот так, по крупицам, проявлялось возрождающееся и всё более укрепляющееся талышское самосознание. Так что все эти годы отнюдь не были периодом молчания, а, скорее, временем напряжённой работы и раздуванием тлеющего огня.
В мае 2005 года в Ереване состоялась первая международная талышеведческая конференция, одним из участников которой был Фахраддин Абосзода. Данная конференция придала значительный импульс талышскому национальному движению, дальнейшему возрождению национального самосознания народа. Создаются общественные организации, открываются Интернет-сайты, образуется Талышская академия наук и т.д. Ещё одним знаковым событием стало посещение в 2013 году Армении и Нагорного Карабаха первым главой Талыш-Муганской Республики (1993 г.) Альакрамом Гумматзода.
Наконец, ещё одним качественным импульсом в развитии талышского национального движения стало создание в конце 2014 года Национального Телевидения Талышистана, являющегося на сегодня главным информационном ресурсом и рупором талышского народа.
В целом, за эти годы талышское национальное движение прошло значительный путь, необходимый для чёткого понимания как истории, так и настоящего и будущего народа, осознания его роли в пространстве и во времени, идентификации этнической территории, что очень важно с точки зрения зрелости любого национально-освободительного движения. Сегодня эти элементы мировосприятия присутствуют практически у всех талышей, повсеместно. Поразительно, сегодня у любого талыша можно спросить «где находится Талышистан?», и он четко сформулирует границы своего этногеографического ареала – как в Азербайджане, так и в Иране.
Талышское национальное движение находится сегодня на подъеме. Конечно, много чего ещё предстоит сделать талышским национальным деятелям, но свернуть с избранного пути уже невозможно. Точка невозврата пройдена. Главное и самое ценное – остановлен процесс ассимиляции. Начался обратный процесс – возвращение к истокам, к родной культуре, к талышскому языку, к идее собственного государства.
Примечательно ещё и вот что. Три года назад в азербайджанском дискурсе слово «талыш» не встречалось, я уж не говорю о термине «Талышистан». Сегодня это – один из главных элементов внутриазербайджанского медийного поля. Это –большая победа талышского национального движения. Замечу также, что часто можно встретить поверхностные суждения, сводящиеся к вопросу, почему, мол, талыши не поднимают бунт против азербайджанских властей? Из этого порою делаются неадекватные выводы об отсутствии в талышской среде протестной активности. Между тем, во время последней крупной эскалации Карабахского конфликта ни один человек в Талышистане не выступил с осуждением армян, а сам фронт многими талышами характеризовался как «не наша война». Передачи Национального Телевидения Талышистана, призывающие воздержать от участия в войне против армян, зафиксировали в эти дни миллионы просмотров. Это ли не признак меняющихся общественных настроений?
Могу в этой связи привести даже несколько комичный, но показательный пример. Талышского ветерана Карабахской войны, ныне проживающего в Голландии, после апрельской войны 2016 года попросили приехать в Азербайджан для озвучивания антиармянских заявлений от имени талышей. Тот не мог не согласиться из-за боязни навредить родственникам, оставшимся в Азербайджане. Но перед вылетом в Баку в интервью азербайджанскому корреспонденту он сказал примерно следующее: «Послушайте, я – не талыш, а араб. Мои предки – арабы, о чём я узнал совсем недавно. Волею судеб мы оказались в талышской среде и просто разговариваем на талышском». Таким образом, он изначально дистанцировался от возможных заявлений от имени талышей и, проведя в Баку несколько дней, вернулся обратно.
А. Арешев. Можно сделать вывод, что так называемая апрельская «четырёхдневная война» не стала фактором консолидации населяющих Азербайджан народов перед лицом «армянской угрозы», не выполнив пропагандистских задач, которые, очевидно, ставились наряду с сугубо военными…
Ф. Абосзода. Главное поражение Азербайджана в ходе этой войны – не на поле боя, а внутри страны. Потому что вслед за нами, т.е. как только мы выступили, предоставив неопровержимые факты о начале военных действий по прямому указанию Ильхама Алиева, о ходе боевых действий и о причинах их прекращения – сразу после нас практически все оппозиционеры как внутри Азербайджана, так и за его пределами (в Америке, Европе) повторяли наши тезисы, признавая, что Азербайджан проиграл в этой войне. Вместо того, чтобы добиться с помощью этой маленькой победы внутриполитической консолидации населения вокруг властей, И. Алиев получил прямо противоположного. Можно даже говорить о первом его серьёзном поражении внутри собственной страны. После этого азербайджанский лидер уже вряд ли сможет восстановить там свой имидж, хотя бы в восприятии населением его внутренней легитимности. Можно день и ночь кричать о «большой победе Азербайджана», однако вряд ли в это верит сколь-нибудь значительное количество граждан страны.
А. Арешев. Раз мы заговорили об Азербайджане в более широком контексте, задам вот какой вопрос. Некоторые СМИ пишут о значительном росте в прикаспийской республике количества самоубийств. В том числе – среди представителей интеллигенции. Совпадение или нет, но и в России активизировались дискуссии о деструктивной роли так называемых «групп смерти», следствием которых являются подростковые самоубийства. На Ваш взгляд, идёт ли речь об общей тенденции, либо социально-политическая ситуация в Азербайджане имеет свою специфику?
Фахраддин Абосзода
Ф. Абосзода. Я полагаю, что ситуацию в Азербайджане вообще никак нельзя связывать с Россией, где распространены явления совсем иного порядка. Что касается России, то здесь многие представители молодого поколения не могут найти своего места в обществе, потеряли всякие ориентиры, причём во многом это представители зажиточных, материально обеспеченных семей, у которых нет внутреннего импульса к саморазвитию. Им всё достаётся даром, они находят свое счастье и свои ориентиры в интернете, в том числе попадаясь на смертельную удочку «суицидальных» групп.
Сравнивать же уровень самосознания азербайджанской и российской молодёжи – всё равно что сравнивать землю и небо. Многие азербайджанские эксперты и СМИ (например, формально независимая газета «Эхо», журналисты которой пользуются, тем не менее, поддержкой властей) регулярно пишут об этой проблеме, обсуждают, привлекают ведущих специалистов. Практически все признают, что эти самоубийства связаны с ухудшающимся социально-экономическим положением. Люди просто не могут найти хлеб, они не могут кормить своих детей. Лишь один пример: молодая женщина, мать двоих маленьких детей, отправила их в школу, после чего повесилась. В предсмертной записке она написала: «Я не могу посмотреть в голодные глаза своих детей». Потому что дома даже хлеба нет. И это – в Баку, столице страны.
По некоторым данным, в настоящее время Азербайджан по количеству самоубийств на тысячу населения занимает одно из ведущих мест в мире. Подавляющее большинство подобного рода случаев связаны с тяжёлыми социально-экономическими условиями жизни. Люди просто не могут найти для себя иного выхода из ситуации, не могут найти работу. Они согласны на любую работу, но не могут её найти. Раньше в Азербайджане имел место строительный бум, люди работали хотя бы на стройках. Сейчас в строительстве – наиболее острый кризис, поэтому люди не могут найти другого пути.
Практически для половины граждан Азербайджана едва ли не единственное спасение – это Россия. Те, кто может найти деньги на дорогу – приезжают в Россию. Те, кто прибегают к самоубийствам – стало быть, даже денег на дорогу найти не могут. В Иран трудовые мигранты из Азербайджана не едут, в Турции отношение к ним не всегда положительное. Остаётся Россия. Кстати, когда речь идёт о сохранении в Азербайджане русских школ (хотя и здесь много мифов – в Азербайджане есть 15 русских школ и русские сектора в некоторых других), как правило, забывают сказать, с чем это связано. Элементарный вопрос: на каком ещё языке должны учиться разговаривать молодые люди, которые рано или поздно приедут на заработки в Россию? Несмотря на определённое давление властей, многие граждане Азербайджана (даже не владеющие русским языком) стремятся отдать своих детей в школы именно с русским языком обучения.
Возвращаясь к вопросу о росте числа самоубийств, нельзя не отметить, что многие из них носят демонстративный характер (например, попытки самоподжогов перед административными зданиями в регионах и Администрации президента в столице). Любые попытки некоторых местных психологов искать здесь какие-либо психологические моменты обречены на неудачу. В конце концов, Азербайджан – это не США и не страны Европы. Можно даже сказать, что власть и государство в этой стране являются самой большой проблемой для населения. Основной задачей правящих элит является выкачивание денег, использование ресурсного и транзитного потенциала страны, в то время как проблемы рядовых граждан остаются на втором плане.
А. Арешев. Назначение Мехрибан Алиевой вице-президентом Азербайджана – признак дальнейшей консолидации власти, или здесь можно поискать иную подоплёку?
Ф. Абосзода. На мой взгляд, власть в Азербайджане не требует дальнейшей консолидации в руках «семьи». Существует мнение, что жена президента Азербайджана управляет этой страной не в меньшей степени, чем её муж. Азербайджан и так управляется семьей Алиевых, где «М. Алиева и так, без указов и постановлений, де-факто являлась «вторым человеком», и «все эти годы, если И. Алиев управлял, то Мехрибан Алиева представляла».
Вдобавок к этому, можно предположить, что чиновники в этой стране не так боятся её мужа, как её, потому что знают, с кем имеют дело. При всей условности исторических аналогий, можно вспомнить про «Кесем-султан» – мать султана Мурада в Оттоманской империи, которая была регентом при своём малолетнем сыне и сохраняла теневую власть уже после того, как он достиг совершеннолетия. Насколько известно, назначенная первым вице-президентом Азербайджана до сих пор сидит в Фонде Гейдара Алиева, до сих пор нет у неё аппарата, и никто не знает сферу её формально закреплённой компетенции. За 2 месяца она провела лишь одно совещание по проблемам беженцев – при наличии профильного вице-премьера и Государственного комитета (с региональными подразделениями), занимающегося этим вопросом.
Многие в Азербайджане говорят о том, что глава государства, дескать, не доверяет своему окружению, поэтому и назначил свою жену на высокий пост. Между тем, Ильхам Алиев – на вершине власти, и там речь не может идти о доверии. Вообще, на вершине любой властной пирамиды речи о доверии не может идти в принципе, ибо там в ходу другие категории. Конечно, можно утверждать, что Ильхам Алиев никому не доверяет, но он был вынужден работать с людьми, которых оставил для него отец.
Вместе с тем, все последние назначения – это люди Мехрибан Алиевой. Ликвидировали министерство транспорта, убрали Зию Мамедова, объединили с министерством связи (не вполне естественное соединение) и поставили туда человека, работавшего в Фонде Гейдара Алиева под руководством Мехрибан Алиевой.
Явная концентрация власти в руках клана Пашаевых, как мне кажется, не связана с внутренними причинами. Внутри страны у главы государства нет повода, чтобы пойти на такой шаг. Можно предположить, что введение поста первого вице-президента и других вице-президентов, соответствующие кадровые перестановки могут быть обусловлены внешним фактором. Для этого надо обратить внимание на происходящее в Турции.
Окончание следует.