«Радикализация российских мусульман» - фикция
Отношение российских мусульман к т.н. «Исламскому государству» и операции Воздушно-космических сил России в Сирии
Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России» (Челябинская область, город Троицк, Южно-Уральский государственный аграрный университет, 8 июля 2016 г.)
1. Следует разделять два принципиальных вопроса:
- отношение мусульман к истинному исламскому государству (халифату) - этого хотят и будут хотеть все мусульмане, однако сегодня создание халифата не стоит на повестке дня;
- отношение мусульман к т.н. «исламскому государству» (запрещенной в России террористической организации, именующей себя «Исламское государство», «ИГ»/ИГИЛ). Здесь ситуация принципиально иная: степень оппозиционности исламского сообщества российскому государству значительно преувеличена рядом экспертов и СМИ (в первую очередь, либеральных), по всей видимости, в пиар- и пропагандистских целях (в том числе в рамках деятельности федерального исламистского лобби, которое, хотя и несколько снизило обороты в последние годы, но продолжает свою работу).
2. Количественные данные по выходцам из России, уехавшим в «ИГ», неоднократно приводились официальными структурами и варьировались от 1700-2800 до 5000 человек (при этом к чеченцам, уехавшим из Чечни, обычно «приписываются» и те, кто давно проживает в Европе или Турции и т.п.). Уголовные дела заводятся также в отношении соучастников и пособников (таковых несколько сотен). Очевидно, однако, что все, так или иначе замешанные в преступления «ИГ», составляют ничтожную долю процента от 20-миллионной российской исламской уммы.
3. Как свидетельствуют результаты социологического исследования (800 человек, репрезентативная выборка), проведенного в ноябре 2015 г. в Дагестане BAIKAL Communications Group при участии Кавказского геополитического клуба по заказу министерства печати и информации Республики Дагестан, большинство мусульман (52%) поддерживает российскую операцию в Сирии и, более того, считает, что она улучшит отношение исламского сообщества к государственной власти. По 14% опрошенных не поддерживают политику РФ или безразличны к этой проблематике, 21% затруднился с ответом на этот вопрос. Среди молодежи цифра поддержки ниже – 46%, тогда как не поддерживают или безразличны – по 17%. Зато в возрастной группе 45-59 лет поддержка вырастает до 59%, а в группе старше 60 лет – до 64%.
46% всех опрошенных убеждены, что российская операция в Сирии улучшит отношение российских мусульман к государственной власти (11% полагают, что ухудшит, а 18% - не окажет никакого влияния). Даже в молодежной возрастной группе таковых 52%.
Добавим, что темой «ИГ» как таковой интересуется 2% опрошенных в среднем по выборке и 5% молодёжи в возрасте 18-24 лет (речь идет именно об интересе к данной теме, а не о поддержке «ИГ»). Ничтожность этой цифры демонстрирует ограниченность радикально-исламистской ниши даже в Дагестане, где проблема «ухода в лес» и в «ИГ» стоит гораздо острее, чем в других северокавказских республиках.
Что касается причин привлекательности «ИГ» и других радикально-исламистских группировок, то 42% опрошенных полагают, что главная причина этого связана с отсутствием возможности проявить себя, заработать, улучшить жизнь (т.е. в их жизни нет места подвигу). 32% говорят о низкой религиозной грамотности исламской молодежи, 21% - о возможности заработать путем участия в незаконных вооруженных формированиях, 16% - о недостаточной работе с молодежью лидеров традиционного ислама, 10% - об убедительности радикальных пропагандистов, 8% - об идее халифата как государства абсолютной справедливости (среди молодежи таковых 14%). И только 6% связывают влечение к радикализму с нарушением прав мусульман в РФ. Эти данные полностью подтверждают выводы политологов, в частности, авторов представленного в октябре 2015 г. аналитического доклада Кавказского геополитического клуба «Исламское государство»: сущность и противостояние».
57% дагестанцев (включая как молодежь, так и старшую группу) убеждено, что исламское сообщество в республике и стране свободно развивается в рамках действующего законодательства. Однако о том, что мусульмане испытывают проблемы и сложности, заявило 22% и почти столько же затруднились с ответом. Те, кто говорит о трудностях, обосновывают свою позицию ограничениями мусульман в отношении ношения хиджаба и т.д.
Опрос свидетельствует, что мусульманское сообщество Дагестана руководствуется в первую очередь нормами и требованиями традиционного ислама (34%). Почти четверть жителей республики считает, что определяющими являются общероссийские требования и нормы, предъявляемые к религиозным структурам, и лишь 13% убеждены, что местные мусульмане ориентируются на ситуацию, складывающуюся в мировом исламском сообществе (впрочем, среди молодежи таких практически половина).
4. 21 июня на заседании Научного совета ВЦИОМ были представлены результаты проекта «Установки молодежи Северного Кавказа как фактор национальной безопасности». Исследование прошло в 2015 году среди 3000 жителей Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечни в возрасте от 16 до 29 лет. В этой категории операцию ВКС России в Сирии поддержали 50% опрошенных, однако 30% отнеслись к ней «скорее» или «резко отрицательно». Данные по отдельным республикам разнятся: в Ингушетии российские удары по позициям «ИГ» воспринимают отрицательно 64% опрошенных (положительно - 29%), в Чечне эти цифры составляют 29% и 16% (54% затруднились с оценкой). Отметим, что исследование проводилось по заказу Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, руководителем которого является одна из ключевых фигур федерального исламистского лобби Максим Шевченко.
5. Какова на этом фоне позиция официальных мусульманских структур и объединений, в частности, Духовных управлений мусульман? Поддержки «ИГ», хотя бы и в завуалированной форме, не выразила ни одна из них. Некоторые выпустили фетвы, специальные обращения Советов улемов (алимов) и т.п. или соответствующие проповеди, прочитать которые были обязаны во всех мечетях. Первым в России фетву, запрещающую мусульманам участвовать в сирийских событиях, выпустило ДУМ РСО-А (май 2013 г.; обновленная фетва уже относительно «ИГ» издана в августе 2015 г.), ведущее активную разъяснительную работу среди молодежи. Позднее к ДУМ Северной Осетии присоединились ДУМ ЧР и ДУМ РФ (весна 2015 г.). В преддверие начала российской операции в Сирии и сразу после этого соответствующие фетвы и заявления выпустили ЦДУМ, ДУМ РД и некоторые другие Духовные управления. Однако в Татарстане, например, до сих пор этого не сделали, хотя по данным ФСБ, из Поволжья в «ИГ» уехало около 200 человек, что существенно превышает эти цифры по некоторым северокавказским республикам и, в частности, по той же Северной Осетии. Позиция российского традиционного ислама относительно событий на Ближнем Востоке подробно изложена в изданной Кавказским геополитическом клубом книге муфтия РСО-А Хаджимурата Гацалова «Россия и ислам: на острие атаки».
6. Все это выбивает почву из-под пропагандистских спекуляций на подобные темы. В качестве примера таковых приведем статью Алексея Малашенко «Война в Сирии глазами российских мусульман» (Фонд Карнеги, 23 июня):
«Участвовать в войне в мусульманском мире, имея за спиной 20 млн соотечественников-мусульман, рискованно. Особенно когда контролировать их настроения становится все сложнее, если вообще возможно. Российское военное присутствие в Сирии привело к определенной радикализации российского мусульманского сообщества. …Отношения российской уммы с теми, кто сражается на Ближнем Востоке, становятся все более прочными. ...Многие в российской умме задаются вопросом: какие интересы на самом деле преследовало руководство страны, ввязываясь во внутренний сирийский конфликт? И не слишком ли часто Россия воюет против мусульман? …(участие РФ в конфликте вызывает) рост претензий мусульман и радикализация их настроений. …Любое развитие событий в Сирии может означать поражение России и персонально Путина в глазах российских мусульман, а также понижение его реального рейтинга».
Голословные утверждения о якобы происходящей «радикализации российских мусульман» звучат не только из Фонда Карнеги, но и от ряда других экспертов. Но в чем проявляется эта «радикализация», или некое обострение «противоречий внутри исламской уммы СНГ», как утверждает политолог Денис Соколов? Никаких аргументов в пользу этой точки зрения не приводится. Напротив, объективные и субъективные данные свидетельствуют о повышении уровня безопасности, в частности, в СКФО и практически полном разгроме террористического бандподполья (не путать с криминальным!).
7. О последних тенденциях: «группы смерти». Одна из задач их организаторов - отработка технологии управления поведением больших групп молодежи с целью их дальнейшего деструктивного использования. Исследование суицидальных и околосуицидальных сообществ в социальных сетях (вКонтакте) демонстрирует полную схожесть их методов с методами пропагандистов «ИГ». Мы заметили это еще год назад, изучая способы вербовки в интернете исламистских радикалов (это отражено в докладе Кавказского геополитического клуба «Исламское государство»: сущность и противостояние»).
Организаторы сети околосуицидальных и «игиловских» сообществ, по всей видимости, пытаются охватить разные целевые аудитории. В зависимости от индивидуальных склонностей, темперамента и других личностных особенностей подростков подводят к мысли об убийстве либо других людей (вербуемые в «ИГ»), либо себя (контингент суицидальных групп). Логично предположить, что в глобальном плане за этими процессами могут стоять одни и те же структуры.
При этом условно-«игиловский» и условно-суицидальный контингенты частично совпадают, и в нужный момент обе линии могут сомкнуться (феномен террористов-смертников). В этом контексте использование «менеджерами» суицидальных групп исламистской и исламской (флаг Саудовской Аравии, поднятый вверх указательный палец и т.д.) символики выглядит далеко не случайным. Опасность происходящего в том, что новое поколение смертников не будет мотивировано идеологически. Это серьезно затруднит профилактику подобных терактов.
8. Направления первоочередного приложения усилий правоохранительных органов, общественных организаций и религиозных структур, призванных заниматься профилактикой любых экстремистских проявлений, очевидны. Прежде всего, это формулирование государственной идеологии (причем противостоять религиозной идеологии может лишь другая религиозная идеология), «обеспечение зажравшейся молодежи подвигом» и активная разъяснительно-пропагандистская работа в молодежной среде, достижение реальной социальной справедливости (социальные лифты и т.п.).
В нынешних российских условиях все это практически не выполнимо.
Яна Амелина – секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба