Профилактика «колумбайнов»: как не надо
Российские правоохранительные органы успешно предотвращают все больше т.н. «колумбайнов». К сожалению, это свидетельствует не только о наработке действенных методов раннего обнаружения новых последователей известных «скулшутеров», но и о том, что идеология безмотивных школьных расстрелов продолжает оставаться популярной в среде деструктивной молодежи.
Осознание реальности того, что «очень скоро «сюрприз» придет и в твою школу», как возвещает известный «колумбайновский» мем, диктует необходимость усиления профилактической работы среди школьников и студентов. Но, опять-таки, к большому сожалению, она зачастую принимает довольно странные, если не откровенно уродливые формы, де-факто служа не профилактике школьных расстрелов, а информированию об этом негативном явлении.
Как сообщала местная пресса, в марте 2020 г. в школах и вузах Московской области прошли «беседы со студентами и школьниками по тематике «буллинга» и «колумбайна», инициаторами которых стали областные Главное управление региональной безопасности и министерство образования. О проведении мероприятий отчитались - в том числе в социальных сетях - многие учебные заведения. Некоторые приложили фотоотчеты. Аналогичные беседы проходили и в других российских регионах. Из этих сообщений вырисовывается несколько странная картина. С одной стороны, учащихся, скорее, информировали о том, что такое «колумбайн» и «скулшутинг» (некоторые, возможно, впервые услышали о школьных расстрелах именно на профилактической беседе).
Типичные профилактические беседы
С другой - акцентировали повышенное внимание на т.н. «буллинге» (говоря по-русски, обычной травле), которому в последнее время все чаще и чаще безосновательно приписывается роль спускового крючка в возникновении и реализации «колумбайновских» идей.
Содержательная часть бесед, известная в пересказе, вызывает много вопросов. Так, в одной из гимназий (за пределами Московской области), как сообщалось в официальной группе этого учебного заведения, заместитель директора по воспитательной работе «напомнила о необходимости наблюдения за неадекватным поведением учеников, недопустимости распространения таких социально-опасных явлений, как «колумбайн», «скулшутинг», синдром Вертера». Интересно, что в данном контексте значит последний пункт и какова принципиальная разница между первыми двумя?..
13 марта в девятом классе одной из школ Московской области (не указываем конкретные школы и города, поскольку дело не в них, а в общем векторе профилактической работы, определяемой отнюдь не сотрудниками учебных заведений) прошло «профилактическое мероприятие о буллинге и колумбайне». Как сообщается в официальной группе школы, «ребятам разъяснили значение этих слов. Показали интересную презентацию. Ученики обменялись мнениями, высказали свои мысли». Это точно профилактика, а не пропаганда?.. Совершенно точно?.. Судя по описанию, в этом никак нельзя быть уверенным.
В другой школе «под девизом «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» прошли классные часы на тему: «Буллинг и колумбайн». Цель классных часов - повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся». С таким девизом на следующих классных часах можно добраться и до шок-контента.. Еще в одной провели «воспитательные мероприятия и классные часы по теме «Скулшутинг, буллинг, кибербуллинг, колумбайн» для обучающихся 7-11 классов» (и снова умножение сущностей в неподготовленной подростковой аудитории).
Можно и дальше приводить примеры, но и из вышесказанного очевидно, на каком уровне проходила эта «профилактика», сочетавшася с «инструктажом по мерам предосторожности в травмоопасный весенний период», раздачей грамот и прочими школьными делами. В некоторых сообщениях отмечается, что учащимся «были разъяснены общественная опасность и уголовная ответственность за данные преступления» (все те же «колумбайн» с «буллингом») - что, конечно, замечательно, но не это ли и должно быть основным содержанием профилактических бесед? Подросткам точно не нужно «разъяснять значение этих слов». Не случайно все наши семинары по предупреждению деструктивного поведения молодежи и несовершеннолетних имеют возрастное ограничение 18+.
Теми же идеями о прочной связи «буллинга» и «колумбайнов», по всей видимости, руководствовались и создатели вышедшего в середине мая видеоролика «Колумбайн: подумай о последствиях!», созданного аппаратом Антитеррористической комиссии Московской области совместно с «Телеканалом 360» в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.
Этот двухминутный видеопродукт заслуживает подробного описания, поскольку, на наш взгляд, несет посыл, прямо противоположный задуманному: хотели как лучше, а получилось, что получилось.
«Сколько помню, все над ним издевались, а учителя не обращали внимания», - рассказывает девушка о соученике из 10 «б» (NB: Главного героя зачем-то назвали Михаилом, но «колумбайнер» с таким именем не просто существовал - по сути, с него началась история «скулшутинга» в России, и в клмбн-сообществе об этом прекрасно известно).
Мелькают кадры «буллинга»: здоровые парни избивают худосочного мальчишку, пинают его, надевают на голову мусорное ведро. Одна из девушек (по сюжету, видимо, погибшая), не делая никаких попыток вмешаться, снимает это на мобильный телефон.
Видя на странице третируемого школьника в соцсети запись «Иду убивать», разглядывающие ее девчонки (наша рассказчица среди них) не пытаются предотвратить трагедию - им и в голову не приходит, что подросток действительно способен на такое. А он способен - происходит школьный расстрел. «Надо просто научиться с этим жить», - заключает рассказчица, и камера предсказуемо показывает, что она беседует с нами, сидя в инвалидной коляске.
Таким образом, смысловой акцент переносится все на ту же травлю, которая, как следует из ролика, вроде бы оправдывает совершение преступления. Мы не видим, что преследуемый молодой человек пытается оказать хоть какое-то сопротивление или обратиться за помощью к преподавателям («учителя не обращали внимания»). Поскольку о причинах столь длительных и жестких издевательств также ничего не говорится, зрителю остается лишь принять на веру (о волшебная сила искусства!..), что они абсолютно ничем не обоснованы, парень априори страдает зазря, его месть объяснима и логична, а следовательно, он не так уж и не прав.
Нет, мы нисколько не оправдываем травлю кого бы то ни было вне зависимости от наличия (а такое далеко не редкость, и об этом не стоит забывать) причин для подобных действий. Важно, однако, не уходить от темы. Факты свидетельствуют, что роль травли в «скулшутинге» - в том числе в наиболее значимом для этой субкультуры расстреле в американской школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 г. - существенно преувеличена. Дейв Каллен подробно разобрал этот вопрос в своей книге «Колумбайн», убедительно доказав, что акторы трагедии Эрик Харрис и Дилан Клиболд не только не были изгоями, но, скорее, сами задирали однокашников (что, кстати, явно следует и из их собственных дневников и записей).
Вовсе не был парией и самый знаменитый российский последователь «колумбайнеров», керченский убийца Владислав Росляков, 18 октября 2018 г. расстрелявший 20 студентов и преподавателей Керченского политехнического колледжа - и, как его вдохновители, застрелившийся сам.
Никоим образом не подходят под определение «жертв травли» и два шестнадцатилетних фигуранта пермского «колумбайна», 15 января 2018 г. «бесстрашно» напавшие с ножом на четвероклассников (!). Как и улан-удинский девятиклассник, 19 января 2018 г. бросившийся с топором на семиклассников (эти случаи подробно разобраны здесь). Как и пятнадцатилетний школьник из Саратовской области, 28 мая 2019 г. «смело» саданувший топором 12-летнюю девочку, которую, по собственным же словам, ранее не знал (а этот - здесь) - да и все российские «колумбайнеры» и «росляковцы». Никто их не травил, не говоря уж о том, что это не является индульгенцией.
Кроме того, наблюдается явная тенденция «скулшутеров» и «интересующихся» приниципиально - в разы, если не на порядки - преувеличивать масштабы своих школьных конфликтов. То, что они именуют «травлей», скорее, можно назвать «сложными отношениями в коллективе», да и то далеко не всегда. Нередко плачущиеся о «травле» явно не договаривают важной информации, проливающей свет на причины отрицательного отношения к ним одноклассников, а то и просто лгут. Мы подробно писали об этом в материале о психологии «колумбайнеров», подготовленном на основе переписки с несколькими десятками последователей этой деструктивной идеологии.
Школьная травля - как и травля в колледжах, вузах, на рабочих местах и в дворовых компаниях - безусловно, недопустима. Однако объявлять ее основной (и тем более единственной) причиной «колумбайнов» - значит отказываться понимать истинные причины «скулшутинга», а следовательно, и эффективно предотвращать дальнейшие его эпизоды. Наконец, даже если травля имела или будет иметь место в том или ином случае школьного расстрела, это не является для «колумбайнера» ни малейшим оправданием, тогда как рассматриваемый ролик фактически формирует именно такую причинно-следственную связь.
Подобного рода рассуждения распространяются и далеко за пределами клмбн-сообществ - видимо, потому, что понять - значит простить. Пример из паблика доморощенного психолога, жаждущего поделиться своим видением
Показателен и конец этого видеопродукта. «В 2017-18 годах учащиеся российских школ и колледжей совершили 24 преступления с использованием оружия («колумбайн»), - информирует надпись на экране. - В результате погибли 24 ребенка и 99 получили ранения. В 2018-2019 гг. правоохранительные органы пресекли 80 попыток «колумбайна». Подумай о последствиях». Указанные цифры значительно превосходят количество официальных сообщений о состоявшихся и предотвращенных школьных расстрелах. Известно, что в прессу (и это совершенно правильно) попадают не все подобные инциденты, также как не все факты применения холодного или огнестрельного оружия в школах и вузах являются «колумбайнами».
Так о каких последствиях - и самое главное, для кого - призывает задуматься этот сюжет? Создается впечатление, что его пафос направлен не против «скулшутеров» (они как бы заранее оправданы якобы переживаемой ими «травлей»), а против школьного большинства, представленного исключительно бессердечной и злобной толпой, как бы «заслужившей» свои инвалидные коляски. «Колумбайнеры» предстают чуть ли не примерами для подражания, восставшими против тирании «буллеров», и вызывают если не симпатию, то сочувствие. Показательно, что это именно та мифология, которую продвигают в своих сообществах идеологи «колумбайнерства». На выходе вместо профилактики фактически получается пропаганда явления, с которым не покладая рук борются школы, психологи и правоохранительные органы.
Своеобразный «стокгольмский синдром» проявляется не только в этом. Как пишет в авторском предисловии к своему вышедшему в мае произведению «Выжившим» (это «художественная реконструкция истории бойни в школе Колумбайн») Евгения Мелемина, «при написании книги я четко осознавала, что убийству нет оправдания. Но автор всегда симпатизирует своим героям. Он, как их ближайший родственник, создатель сопереживает, внутренне склонен выгораживать, оправдывать…». «Но никто не имеет права лишать другого человека жизни, какими бы ни были его мотивы и причины, - тут же оговаривается Мелемина. - Подобным преступлениям нет оправдания». Спасибо, конечно, и на этом, но откуда в стране, уже потерявшей от рук «скулшутеров» несколько десятков детей, может возникнуть сама мысль выгораживать убийц?.. «Колумбайнеры» не заслуживают ни понимания, ни, тем более, «симпатии» - а вот о реальных сроках с ними нужно разговаривать убедительно и предметно.