Электроэнергетическая «удавка» для РЮО: в чьих интересах?
Экспортная энергокомпания «Интер РАО» предложила повысить с 1 октября на 7% стоимость энергии процентов для клиентов, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), сообщила представитель РАО Александра Панина. Рост тарифов со стороны ИНТЕР РАО был предложен «для потребителей Китая, Монголии, Азербайджана, Южной Осетии. Если они не согласятся, то компания будет вынуждена снизить объем поставки либо полностью перестать поставлять с 1 октября».
С Южной Осетией вопрос пока решается (другие «адресаты» фактически согласились с данным решением), ибо пока признанное Россией небольшое государство более чем на 90% зависит от российского электричества – при том, что уровень освоенности весьма крупных гидроэнергетических ресурсов в республике не достигает 15%…
Если повышение этих тарифов станет реальностью, не исключён вариант, при котором РЮО вполне может впасть в электроэнергетическую зависимость от Грузии, предлагающей стабильно низкие тарифы для своих «временно оккупированных территорий», что едва ли отвечает геополитическим интересам РФ и навряд ли укрепит независимость Южной Осетии. К слову, для Грузии тарифы пока не предложено повысить…
Ранее правительство РФ с 1 октября до конца 2024 года ввело для экспортных компаний пошлины, привязанные к курсу рубля. В настоящее время размер пошлины составляет от 4 до 7% при текущем курсе, а при 80 рублях за доллар и ниже – пошлина обнулится. Получается, что за отказ государства от регулирования курса нацвалюты должны платить внешнеэкономические партнёры РФ – даже такие экономически и политически уязвимые, как Южная Осетия. Но как же тогда быть с экспортными пошлинами, в т.ч. на электроэнергию, если валютный курс будет варьироваться, скажем, еженедельно?
Социально-экономическая программа РЮО на ближайшие 10 лет, как и ранее, не предусматривает масштабного освоения национальных гидроресурсов. По данным РГУП «Энергоресурс – Южная Осетия», «в 2013 г. по заказу министерства строительства РЮО был разработан проект строительства высокомощной гидроэлектростанции на Зонкарском водохранилище. Проектная мощность этой станции – 6,4 МВт. Однако из-за отсутствия финансирования проект не осуществлен». Отмечено также, что гидроэнергетический потенциал республики составляет «порядка 110 МВт. В настоящее время потребность республики в электроэнергии составляет около 30 МВт, так что потенциал наших рек намного больше наших потребностей. Зонкарская ГЭС могла бы частично обеспечить потребности РЮО в электроэнергии».
Аналогичная оценка у Комитета промышленности, транспорта и энергетики РЮО (середина 2010-х): «…Первоочередные объекты строительства малых гидроэлектростанций в РЮО – Зонкарская ГЭС мощностью 6,4 МВт; Лиахва-1 (Гуфта) мощностью 8 МВт; Лиахва-2 (Итрапис) мощностью 8 МВт; Лиахва – З (Кехви) мощностью 8 МВт. Срок окупаемости этих ГЭС в среднем 5 лет. За год РЮО оплачивает за свет (поставляемый ИНТЕР РАО) более 490 млн. руб. При наличии собственной гидроэнергетики РЮО расход в денежном выражении (т.е. по платежам в адрес ИНТЕР РАО) составит 112 млн. руб. в год. Экономия — приблизительно 378 млн руб.». Отмечается также, что можно построить «ещё ГЭС, в целом, до 25-З0 МВт на реках Ксан и Джоджора, и — в целом — экспортировать в соседние республики 125 млн. кВт-час. в год» (имеются ввиду возможные поставки в Грузию и Северную Осетию. – Прим. А.Б.). При выполнении этой инвестиционной программы РЮО будет обеспечена «на 100% собственной электроэнергией, что приведет к энергетической безопасности и надежному энергоснабжению всех потребителей РЮО и её соседей».
Но в 2019 г. профильная межправкомиссия пришла к выводу «о нецелесообразности строительства на Зонкарском водохранилище (1) ГЭС, которая по мнению специалистов будет вырабатывать не более 6 мВ, а себестоимость электроэнергии будет значительно выше, чем поставляемая из РФ». Такой вывод проистекал, прежде всего, из того факта, что государство не регулирует цены на товары и услуги, необходимые для реализации проектов такого рода. Потому, естественно, себестоимость выработки электроэнергии – как и производства всех товаров – обречена на повышение. Но с таким подходом под вопросом остаются все высокотехнологичные и смежные проекты.
Между тем, потери в энергосетях РЮО, по результатам аудиторской проверки российских специалистов, составляют 40-50%, поясняет глава Комитета промышленности, транспорта и энергетики закавказской республики Руслан Тедеев. Он отметил, что в Цхинвале задолжали России за электроэнергию и газ более 1,1 млрд. рублей, из них 599 млн. рублей приходится на текущую задолженность, «остальные 508 млн. рублей – старые долги, по которым ранее уже были приняты соответствующие решения». Точнее, общий долг Южной Осетии перед РФ составляет 1 млрд. 107 млн рублей: из них доминирующая часть – 678 млн. руб. долг за электроэнергию и 429 млн. руб. за газ.
Р. Тедеев в этой связи отмечает, что порядка 150 млн рублей на оплату задолженности за электроэнергию «заложено в инвестпрограмме на 2023-2025 года – по 50 млн. на каждый год. Но этого недостаточно, чтобы покрыть наши долги: необходимо увеличить собираемость с населения, а также выяснить, откуда такие большие потери в энергосетях». То есть, даже в национальной инвестпрограмме заложены долговые платежи за оставленное из РФ электричество.
Как следствие, еще в середине февраля с.г. кабинет министров РЮО принял решение о повышении с 1 июня тарифов за потребляемые электроэнергию и природный газ на 11,9% «в связи с повышением отпускной цены российскими поставщиками энергоресурсов из-за инфляционных процессов в экономике России».
Весьма сомнителен аргумент повышения «электроцен» для РЮО ввиду её неучастия в ЕАЭС. Как мы писали ранее, с марта – мая с.г. небольшая республика перешла на ставки таможенного тарифа ЕАЭС и таможенных пошлин РФ. Соответствующий протокол в феврале подписали глава ФТС России Владимир Булавин и председатель Таможенного комитета РЮО Мурат Цховребов.
В документе указывалось, что «…в течение месяца коллеги из Южной Осетии перейдут на ставки таможенного тарифа ЕАЭС и таможенных пошлин РФ. При этом российские таможенники будут заблаговременно информировать юго-осетинскую сторону об изменениях таких ставок». Кроме того, тот же документ «позволяет таможенным органам проводить все контрольные процедуры по единым правилам».
Подписание указанного протокола, напомним, было предусмотрено соглашением между РФ и Южной Осетией ещё 2016 года «Об интеграции таможенных органов» По этому соглашению, таможенное регулирование в республике «будет происходить по праву ЕАЭС, а в не охваченных им случаях – по российскому законодательству».
Следовательно, РЮО уже «вмонтирована» в Евразийский Союз. Заметим также, что в объёме экспорта ИНТЕР РАО доля Южной Осетии едва достигает 2%. Так что в этих вопросах, тем более с учетом обостряющейся геополитической ситуации на Кавказе и вокруг него, при принятии подобного рода решений лучше бы «семь раз отмерить»…
Примечание:
(1) Похоже, для «гарантированной» консервации этого проекта (?), Зонкарское озёрное водохранилище с мая 2018 г. было передано решением правительства РЮО (27 апреля 2018 г.) на баланс Юго-Осетинского государственного заповедника. До этого решения на этом объекте побывали российские экологи и гидроэнергетики: ранее он был в ведении минэкономразвития РЮО.