©2015-2025 Кавказский геополитический клуб. Геополитика, политика, общество, религия.
Экспортная энергокомпания «Интер РАО» предложила повысить с 1 октября на 7% стоимость энергии процентов для клиентов, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), сообщила представитель РАО Александра Панина. Рост тарифов со стороны ИНТЕР РАО был предложен [1] «для потребителей Китая, Монголии, Азербайджана, Южной Осетии. Если они не согласятся, то компания будет вынуждена снизить объем поставки либо полностью перестать поставлять с 1 октября».
С Южной Осетией вопрос пока решается (другие «адресаты» фактически согласились с данным решением), ибо пока признанное Россией небольшое государство более чем на 90% зависит от российского электричества – при том, что уровень освоенности весьма крупных гидроэнергетических ресурсов в республике не достигает 15%…
Если повышение этих тарифов станет реальностью, не исключён вариант, при котором РЮО вполне может впасть в электроэнергетическую зависимость от Грузии, предлагающей стабильно низкие тарифы для своих «временно оккупированных территорий», что едва ли отвечает геополитическим интересам РФ и навряд ли укрепит независимость Южной Осетии. К слову, для Грузии тарифы пока не предложено повысить…
Ранее правительство РФ с 1 октября до конца 2024 года ввело для экспортных компаний пошлины, привязанные к курсу рубля. [2] В настоящее время размер пошлины составляет от 4 до 7% при текущем курсе, а при 80 рублях за доллар и ниже – пошлина обнулится. Получается, что за отказ государства от регулирования курса нацвалюты должны платить внешнеэкономические партнёры РФ – даже такие экономически и политически уязвимые, как Южная Осетия. Но как же тогда быть с экспортными пошлинами, в т.ч. на электроэнергию, если валютный курс будет варьироваться, скажем, еженедельно?
Социально-экономическая программа РЮО на ближайшие 10 лет, как и ранее, не предусматривает масштабного освоения национальных гидроресурсов. По данным [3] РГУП «Энергоресурс – Южная Осетия», «в 2013 г. по заказу министерства строительства РЮО был разработан проект строительства высокомощной гидроэлектростанции на Зонкарском водохранилище. Проектная мощность этой станции – 6,4 МВт. Однако из-за отсутствия финансирования проект не осуществлен». Отмечено также, что гидроэнергетический потенциал республики составляет «порядка 110 МВт. В настоящее время потребность республики в электроэнергии составляет около 30 МВт, так что потенциал наших рек намного больше наших потребностей. Зонкарская ГЭС могла бы частично обеспечить потребности РЮО в электроэнергии».
Аналогичная оценка [4] у Комитета промышленности, транспорта и энергетики РЮО (середина 2010-х): «…Первоочередные объекты строительства малых гидроэлектростанций в РЮО – Зонкарская ГЭС мощностью 6,4 МВт; Лиахва-1 (Гуфта) мощностью 8 МВт; Лиахва-2 (Итрапис) мощностью 8 МВт; Лиахва – З (Кехви) мощностью 8 МВт. Срок окупаемости этих ГЭС в среднем 5 лет. За год РЮО оплачивает за свет (поставляемый ИНТЕР РАО) более 490 млн. руб. При наличии собственной гидроэнергетики РЮО расход в денежном выражении (т.е. по платежам в адрес ИНТЕР РАО) составит 112 млн. руб. в год. Экономия — приблизительно 378 млн руб.». Отмечается также, что можно построить «ещё ГЭС, в целом, до 25-З0 МВт на реках Ксан и Джоджора, и — в целом — экспортировать в соседние республики 125 млн. кВт-час. в год» (имеются ввиду возможные поставки в Грузию и Северную Осетию. – Прим. А.Б.). При выполнении этой инвестиционной программы РЮО будет обеспечена «на 100% собственной электроэнергией, что приведет к энергетической безопасности и надежному энергоснабжению всех потребителей РЮО и её соседей».
Но в 2019 г. профильная межправкомиссия пришла к выводу [5] «о нецелесообразности строительства на Зонкарском водохранилище (1) ГЭС, которая по мнению специалистов будет вырабатывать не более 6 мВ, а себестоимость электроэнергии будет значительно выше, чем поставляемая из РФ». Такой вывод проистекал, прежде всего, из того факта, что государство не регулирует цены на товары и услуги, необходимые для реализации проектов такого рода. Потому, естественно, себестоимость выработки электроэнергии – как и производства всех товаров – обречена на повышение. Но с таким подходом под вопросом остаются все высокотехнологичные и смежные проекты.
Между тем, потери в энергосетях РЮО, по результатам аудиторской проверки российских специалистов, составляют 40-50%, поясняет [6] глава Комитета промышленности, транспорта и энергетики закавказской республики Руслан Тедеев. Он отметил, что в Цхинвале задолжали России за электроэнергию и газ более 1,1 млрд. рублей, из них 599 млн. рублей приходится на текущую задолженность, «остальные 508 млн. рублей – старые долги, по которым ранее уже были приняты соответствующие решения». Точнее, общий долг Южной Осетии перед РФ составляет 1 млрд. 107 млн рублей: из них доминирующая часть – 678 млн. руб. долг за электроэнергию и 429 млн. руб. за газ.
Р. Тедеев в этой связи отмечает, что порядка 150 млн рублей на оплату задолженности за электроэнергию «заложено в инвестпрограмме на 2023-2025 года – по 50 млн. на каждый год. Но этого недостаточно, чтобы покрыть наши долги: необходимо увеличить собираемость с населения, а также выяснить, откуда такие большие потери в энергосетях». То есть, даже в национальной инвестпрограмме заложены долговые платежи за оставленное из РФ электричество.
Как следствие, еще в середине февраля с.г. кабинет министров РЮО принял решение о повышении с 1 июня тарифов за потребляемые электроэнергию и природный газ на 11,9% «в связи с повышением отпускной цены российскими поставщиками энергоресурсов из-за инфляционных процессов в экономике России».
Весьма сомнителен аргумент повышения «электроцен» для РЮО ввиду её неучастия в ЕАЭС. Как мы писали ранее [7], с марта – мая с.г. небольшая республика перешла на ставки таможенного тарифа ЕАЭС и таможенных пошлин РФ. Соответствующий протокол в феврале подписали глава ФТС России Владимир Булавин и председатель Таможенного комитета РЮО Мурат Цховребов.
В документе указывалось, что «…в течение месяца коллеги из Южной Осетии перейдут на ставки таможенного тарифа ЕАЭС и таможенных пошлин РФ. При этом российские таможенники будут заблаговременно информировать юго-осетинскую сторону об изменениях таких ставок». Кроме того, тот же документ «позволяет таможенным органам проводить все контрольные процедуры по единым правилам».
Подписание указанного протокола, напомним, было предусмотрено соглашением между РФ и Южной Осетией ещё 2016 года «Об интеграции таможенных органов» По этому соглашению, таможенное регулирование в республике «будет происходить по праву ЕАЭС, а в не охваченных им случаях – по российскому законодательству».
Следовательно, РЮО уже «вмонтирована» в Евразийский Союз. Заметим также, что в объёме экспорта ИНТЕР РАО доля Южной Осетии едва достигает 2%. Так что в этих вопросах, тем более с учетом обостряющейся геополитической ситуации на Кавказе и вокруг него, при принятии подобного рода решений лучше бы «семь раз отмерить»…
Примечание:
(1) Похоже, для «гарантированной» консервации этого проекта (?), Зонкарское озёрное водохранилище с мая 2018 г. было передано [8] решением правительства РЮО (27 апреля 2018 г.) на баланс Юго-Осетинского государственного заповедника. До этого решения на этом объекте побывали российские экологи и гидроэнергетики: ранее он был в ведении минэкономразвития РЮО.
Ссылки
[1] https://tass.ru/ekonomika/18866241
[2] https://mail.zmail.ru/SRedirect/smotrim.ru/article/3561821
[3] https://south-ossetia.info/gidroenergeticheskij-potencial-respubliki-sostavlyaet-poryadka110-mvt/
[4] https://south-ossetia.info/gidroenergetika-lokomotiv-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya/
[5] https://osnova.news/n/2846/
[6] https://tass.ru/ekonomika/17610743
[7] https://vpoanalytics.com/2023/02/23/rossia-yuzhnaya-osetiya-novyj-etap-integratsii/
[8] https://cominf.org/node/1166516194
[9] https://kavkazgeoclub.ru/novye-materialy-sayta-kavkazgeoclubru