Клятва в роще Хетага: мораль в основе политики
К развернувшейся дискуссии о новом правительстве Северной Осетии
Тему утверждения главы Северной Осетии и распределения министерских портфелей в последнее время в республике не обсуждает только ленивый. И настроения людей нужно понимать, ведь всем им интересно, каким будет курс практически полностью обновленной власти.
Широкую дискуссию в обществе вызвала также озвученная около недели назад инициатива Вячеслава Битарова о даче клятвы в священной для осетин Роще Хетага новыми членами Правительства в том, что никто из них будет замешан в коррупции. Идея главы была единодушно поддержана и воплощена представителями вновь сформированного кабмина, а также муниципальными руководителями. Другим нововведением является то, что впредь перед заседаниями высшего органа исполнительной власти Северной Осетии будет звучать гимн.
Как мне кажется, действия властвующей элиты Северной Осетии привлекли внимание общественности во многом в связи с тем, что идут вразрез с определенными негативными тенденциями и государственно-управленческими практиками. С начала 90-х гг. ХХ века нас учили, что политика, как и экономика, отделена от морали, нравственности, национальных традиций. Подобные идеи транслировались через СМИ и даже систему образования. В рамках таких представлений человек и общество ставились в зависимость от экономики, политики и интересов правящих элит. Фактически же, как показала перестройка, приватизация, дефолт и другие события конца ХХ века, указанные взгляды скрывали корыстные интересы влиятельных внутриэлитных групп, способствовали обогащению последних за счет остальной части общества, отрыву власти от народа. Северная Осетия не является в этом отношении исключением из правил. Для нее в той или иной степени также были характерны пороки системы: падение морального уровня, огромный разрыв в доходах, коррупция среди чиновников и прочих должностных лиц, и многое другое. И в этом контексте разворот Битарова в сторону осетинской традиции и патриотизма выглядят несколько неожиданным.
Предложения руководителя республики и последовавшие за ними действия, на первый взгляд, являются достаточно простыми. С другой стороны, несмотря на всю простоту, они были озвучены в определенное время, в определенном месте и именно действующим руководством республики. Возникает вопрос: в чем суть посыла главы республики властям и обществу РСО-Алания и почему руководство республики пытается решить проблему коррупции в рамках традиционных ценностей и обычаев?
В условиях достаточно сложной социально-экономической ситуации и ряда других проблем Северной Осетии объективно необходима мобилизация сил и средств для решения стоящих перед ней задач. Перетекание бюджетных средств в карманы чиновников в условиях нынешней социально-экономической ситуации, несомненно, могут свести на нет усилия Вячеслава Битарова, направленные на стабилизацию ситуации в республики. Но прежде всего, необходима мобилизация правящего класса, основой которой во все времена была идея, ценности, ясно представляемый проект и образ желаемого будущего. Кадры по-прежнему решают все. И от их идей, внутренней мотивации и энергии зависит очень многое.
На мой взгляд, решая проблему борьбы с коррупцией в рамках национальной традиции, Вячеслав Битаров сделал очень важный шаг в направлении противодействия, а именно, профилактики этого негативного явления. Ведь в Северной Осетии, как и в других национальных республиках России, многие вопросы решаются по-прежнему не только в рамках писаных законов, но и обычного права, адата. И в этом отношении Северный Кавказ не является оазисом. Можно привести примеры Китая и Японии, где писаное законодательство сочетается с национальными традициями, исторически сложившимися представлениями о чести и справедливости. Подобное гармоничное сочетание на уровне государственного управления позволяет этим странам успешно развиваться в условиях жесткой мировой конкуренции. Так и наши святыни, культура и ценности веками сплачивали народ Осетии, помогали ему преодолевать трудности, выживать в сложных условиях. В настоящее время они также должны способствовать объединению и развитию нашего общества, республики, повышению эффективности государственного управления, противодействию разрушительным тенденциям.
Проблему коррупции пытаются решить разными способами. В частности, за последние годы увеличилось количество законодательно установленных ограничений, запретов, вырос уровень материального обеспечения бюрократии. Однако, как показывает практика, многие представители бюрократии, как правило, достаточно ловко скрывают коррупционные правонарушения от правоохранительных органов и общества. Не помогает, как выяснилось, и увеличение заработной платы чиновникам. Очевидно, что за последние 10-15 лет денежное содержание лиц, занимающих государственные должности, многократно выросло. Но уменьшается ли коррупция пропорционально увеличению жалования государственных чиновников? Громкие судебные решения последних лет в отношении руководителей регионов, в правоохранительных органах и прочих структурах показали, что относительно высокий размер заработной платы не мешает чиновникам воровать. При этом мы видим лишь вершину айсберга, и в целом коррупционная преступность является скрытой и, как правило, не регистрируется в правоохранительных органах страны.
В этой связи, безусловно, меры противодействия этой опасной социальной болезни не должны ограничиваться наказанием, деятельностью многочисленных контролирующих органов, проверками деклараций о доходах чиновников. Кроме того, очевидно, что рассматриваемая инициатива главы и нового правительства республики стала в значительной степени следствием низкой эффективности установленных законодательством мер противодействия коррупции.
К сожалению, в каждодневной суете мы перестали смотреть в корень проблемы. А ведь прежде чем бороться с таким явлением, как коррупция, необходимо понять его природу, глубинные причины. «Коррупция» - от лат. corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение, лат. corrumpere — растлевать. Как видно из определения самого понятия, коррупция имеет нравственное измерение. С одной стороны, она – следствие духовно-нравственного разложения общества в целом либо отдельных социальных групп; с другой стороны, взяточничество само по себе служит инструментом морального растления личности, общества, правящих элит, и даже, как показывает печальный опыт СССР, разрушения государства.
Очевидно, факторы социально-психологического и нравственного характера негативно отражаются на уровне и динамике коррупционной преступности. Эксперты относят к ним массовый психологический стресс, который испытало население в ходе реформ, потеряв все сбережения, став главной жертвой приватизации, в результате которой появились сверхбогатые и «новые бедные». «Взамен традиционных нравственных норм появился культ денег, богатства, роскоши, который, по мнению экспертов, в условиях низкого уровня развития экономики и отсутствия возможности самореализации на свободном рынке предопределяет массовую готовность «разбогатеть любой ценой»», - считают авторы монографии «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России». По их мнению, за последнее время «произошло смещение нравственных ценностей, когда многие негативные явления, связанные с коррупцией и злоупотреблениями властью, перестали восприниматься как недопустимые».
Поэтому без изменения сознания общества, правящих элит, создания обстановки нетерпимости к воровству чиновников нам не победить это явление. Необходимо «менять сознание людей. Упрямо, терпеливо создавать атмосферу, неблагоприятную для коррупции. Добиваться, чтобы в системе ценностей чиновной корпорации честность стояла выше, чем оборотистость. «Для успешной борьбы с ней [коррупцией] нужна политическая воля властей, опирающихся на моральный консенсус общества против коррупционеров. И системная, упорная работа общества и власти - единым фронтом», - говорил Сергей Степашин, будучи в должности главы Счетной палаты Российской Федерации. В Федеральном законе «О противодействии коррупции» также неслучайно среди мер по профилактике коррупции на первом месте стоит формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. А это, прежде всего, изменение сознания общества, пропаганда здоровых ценностей и иная работа, способствующая созданию моральных барьеров на пути проникновения коррупции в ряды чиновников и общество.
Любой человек в Осетии независимо от социального, имущественного должностного положения, не сдержавший клятву, данную в святом месте, покроет позором свою семью и фамилию. Уверен, что и новые представители кабинета министров Северной Осетии также понимали эту истину. В этой связи, считаю, что руководство республики сделало очень важные шаги в направлении борьбы с коррупцией, создания обстановки нетерпимости к этому явлению, к самим коррупционерам. Они взяли на себя ответственность заявить о намерении работать честно и на благо народа Северной Осетии, и их поступок должен стать примером и для других представителей власти в республике.
На мой взгляд, Вячеслав Битаров и министры республики дали понять как чиновникам, так и народу, что в основе политики, управления и народовластия должны быть принципы общечеловеческой морали, патриотизма, многовековой культуры и ценностей осетинского народа. Хочется выразить надежду на то, что стиль управления, основанный на твердых нравственных ориентирах, закрепится на долгосрочную перспективу и будет определять не только тактику, но и стратегию управления политической элиты республики.
Артур Бязров - кандидат политических наук
Фото на главной странице сайта: руководство Северной и Южной Осетии на Дне Хетага (июль, 2016 г.)