«В войне идей победит тот, кто готов отдать за них жизнь»

20 октября, 11:49

 

По инициативе глав России и Казахстана в Российском университете дружбы народов (РУДН) состоялась научно-практическая конференция «Религия против терроризма»

Организаторы конференции надеялись показать, что с помощью диалога и признания гуманистического потенциала религиозных ценностей возможно формирование духовно-нравственной альтернативы идеологии терроризма.

В последние годы подобным проблемам уделяется много внимания. Так, в прошлом году была принята «Социальная доктрина российских мусульман», которую подписали исламские духовные лидеры центральной России и Северного Кавказа. В начале года  в Марокко состоялась конференция по защите религиозных меньшинств в исламских странах. В августе 2016 г. в Грозном прошло заседание Всемирной исламской конференции, в которой приняли участие духовные лидеры из Иордании, Катара, Марокко, Египта, Кувейта, Узбекистана, Азербайджана и нескольких регионов России и был принят ряд важных документов. Прошли подобные мероприятия и в Казахстане, ряде других стран СНГ, где в последние годы всё более активную роль играет религиозный фактор.

Отличие этой конференции - в её более открытом формате, носящем светский характер, и привлечении более широкого круга  участников. В их числе - представители администраций президентов России и Казахстана, Совета Федерации, министерства иностранных дел; послы, видные учёные крупнейших институтов РАН, занятых исследованиями заявленной проблемы; духовные авторитеты основных религиозных конфессий России, лидеры национальных и религиозных диаспор, студенческих землячеств из более чем 100 стран, включая Сирию, Иран, Ирак, Афганистан, Нигерию…

Не секрет, что, говоря о религии как альтернативе терроризму, подразумевался в первую очередь ислам – наиболее молодая и пассионарная мировая религия, переживающая в ХХI веке свой ренессанс. Число последователей ислама и в мире (1,6 миллиардов человек), и в России (около 15 миллионов) растёт куда быстрее осознания и правильного восприятия ими основ исламского вероучения, и поэтому количество отнюдь не перестает в качество. Причин для этого множество. Рассмотреть некоторые из них и попытались форумчане.

Без Бога не до порога

Стоит сразу отметить, что конференция удалась, не став очередным протокольным мероприятием, проводимым для «галочки», как это порой бывает. Уже в самом начале выступлений участников наметилась дискуссия, не предусмотренная протоколом, что говорит об актуальности поднятой проблемы и остроте её восприятия.

О  том, что терроризм не может быть ни исламским, ни христианским, ни носить окрас какой-либо другой религии, было заявлено в самых первых выступлениях:  постулировалось, что все основные религиозные конфессии  традиционно выступают за мир и основаны на любви, сначала - человека к человеку, а потом - человека к Богу.

Не все участники конференции с этим согласились - по словам представителей науки, в ранние и средние века среди иудейской и мусульманской общин действовали прибегавшие к индивидуальному террору и методам насилия сикарии и ассасины. В ходе полемики, однако, выяснилось, что эти сообщества никогда не были выразителями мнений общей массы верующих, оставаясь сектантскими по своему духу и типу. Зато, как показывают опросы, озвученные на конференции одним из участников, лишь менее 1% верующих готовы взяться за оружие в случае нарушения их прав. Среди неверующих таких в семь раз больше. С другой стороны, от 70 до 95% верующих безоговорочно поддерживают идею «Россия – наш общий дом». Среди неверующих таких не более 55%.

Опыт России служит примером мирного сосуществования людей самых разных вероисповеданий и национальностей, и нашу страну, в отличие от многих других государств Старого и Нового Света, никогда не сотрясали межрелигиозные войны.

Основа правопорядка: союз МВД и ДУМ

Россия – одна из стран, которая столкнулась с псевдоисламским терроризмом, и опыт, накопленный в борьбе с ним, не должен пропасть даром. Пример положительного решения проблемы – сегодняшняя Чеченская республика. Об этом напомнил уроженец Северного Кавказа, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Ильяс Умаханов. Одной из главных причин дестабилизации региона, по его мнению, являлось, помимо чисто шовинистических идей, брожение умов из-за отсутствия возможности получения в России полноценного богословского образования. Свою лепту в разжигание противоречий вносили и СМИ. Барьером же на пути продвижения идей исламистского радикализма стала решимость центральных и местных властей, принципиальная позиция, занятая духовенством, и активность правоохранительных органов. Именно подобная позиция священнослужителей и верные долгу сотрудники МВД – та реальная сила, на которую должна опираться власть и на которой базируется порядок в регионе. Недаром слуги шайтана больше всего боятся именно священников и полицейских, убивая их в первую очередь. По оценкам  Умаханова, с 2009 года по наше время на Северном Кавказе от рук террористов погибло 44 мусульманских духовных лидера. Указал выступавший и на заинтересованность в разжигании межрелигиозной розни Запада, который показал своё истинное лицо в Сирии, фактически подыгрывая исламистам.

Ярким было выступление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ, муфтия Дамира Мухетдинова. По его мнению, активное возвращение в публичное пространство исламских традиций и мусульманского образа жизни происходит в результате двух основных факторов: отсутствия сформулированной национальной идеи и государственной идеологии, а также массового возврата к мировоззрениям и социальным моделям дореволюционной России. Наблюдаемая сегодня в национальных республиках исламизация является объективным и естественным явлением, а попытки так называемой европеизации через навязывание западных этических стандартов и массовой культуры, пропаганды аморальности и вседозволенности, по сути, только подогревают её, убежден он.

Вместе с тем Мухетдинов призвал мусульманское духовенство не бояться выносить на широкое обсуждение такие темы, как джихад или шахидизм, дабы исключить их искажение недобросовестными толкователями. Затронул он и весьма болезненную для мусульманской общины тему коранического гуманизма, призвав исламских лидеров пересмотреть ряд средневековых фетв (запретов), потерявших актуальность и сковывающих свободную волю верующих. Дамир хазрат выразил волю определенной части российских муфтиев, заявив, что во избежание лишнего кровопролития необходимо продолжать вести всесторонний диалог с оппонентами из другого лагеря до тех пор, пока они не возьмутся за оружие, показав тем самым своё истинное лицо.  Это выступление так же вызвало полемику среди участников конференции.

Война на два фронта

Представитель МИД РФ, посол по особым поручениям Константин Долгов, обрисовав неутешительную картину происходящего на Ближнем Востоке и в Сирии,  напомнил о настоящем исходе из региона традиционно проживающих там христиан. Он констатировал и другой неприятный факт: мы пока проигрываем борьбу за умы и сердца молодёжи, ведь в рядах экстремистов немало молодых людей и даже женщин. Но шансы победить в этой изнурительной войне, считает он, у нас есть. Ведь это не мы, а игиловцы искажают истину, прибегая к обману и подтасовкам фактов.

Точно так же поступают и наши так называемые партнёры по антитеррористической коалиции во главе с США, сами терпящие мировоззренческую катастрофу, теряющие остатки национальной и религиозной идентичности. Им нечего заявить миру, кроме защиты своих сомнительных сиюминутных «ценностей». Поэтому именно Россия находится в авангарде борьбы как с псевдоисламским терроризмом, так и с воинствующим общеевропейским секуляризмом, отстаивая фундаментальные ценности. И здесь опыт как Запада, так и исламских фундаменталистов нам не подходит. Поддержал коллегу заместитель директора Департамента новых вызовов и угроз МИД Владимир Андреев, сделав акцент на важности позиции духовенства в вопросах умиротворения и гражданского примирения.

Нашли поддержку основные идеи представителя российского МИД и у чрезвычайного и полномочного посла Исламской Республики Иран в России Мехди Санаи. Он ещё раз заострил внимание участников конференции на том, что религиозный экстремизм – результат отхода части народа от традиционных ценностей. Другой представитель дипкорпуса, посол Азербайджана в России, больше известный у нас как народный артист Азербайджанской ССР Полад Бюль-Бюль оглы Мамедов, напомнил о вкладе его Родины в борьбу с терроризмом (не уделив, однако, достаточного внимания ситуации с радикализацией мусульман в самом Азербайджане – прим.ред.). Про печальный опыт африканской Руанды, где ещё недавно целое десятилетие бушевал межэтнический конфликт, унёсший жизни почти миллиона жителей страны, рассказала посол этой республики в России, выпускница РУДН  Муджавмария Жанна д`Арк. От имени женщин-мусульманок мира выступила Джавелды Гамар ханум – заместитель председателя Управления мусульман Кавказа, которая выразила надежду всех жен и матерей на скорейшее прекращение кровопролития.   

Развивая тему двойных стандартов в борьбе с псевдоисламским терроризмом, заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ РПЦ МП Вахтанг Кипшидзе обвинил в разжигании экстремистских настроений в обществе воинствующих атеистов, чьи идеи набирают вес в ЕС. По его мнению, именно секуляризм проявляет всё более агрессивные черты, навязывая себя в качестве постулирующей доминанты всему человечеству, что ведёт в итоге к очередному витку эскалации напряженности в мире, одним из проявлений которого является создание запрещенной в РФ террористической организации, именующей себя «Исламское государство». И если постхристанская Европа уже фактически подмята эмиссарами секулярного гуманизма, оседлавшего руководящие органы в Европарламенте, то Россия и ряд других стран, где сильны традиции, активно этому процессу сопротивляются.

В качестве примера представителями РПЦ был приведен факт – в Европе вовсю идёт обсуждение проекта закона, запрещающего обряд обрезания, обязательного для каждого мусульманина и еврея, как нарушающего права младенца. На подходе, может быть, и запрещение таинства крещения - ведь младенца без его спроса (!) окунают в воду. Носители подобных предложений и являются подлинными террористами, пытающимися взорвать мир, базирующийся на традициях и религиозных в своей основе ценностях.

Не всё так просто

Критически подошёл к вопросу принимаемых мер по обузданию терроризма в стране директор Института философии РАН, профессор Андрей Смирнов, оценив действия, предпринимаемые руководством страны и духовенством, как недостаточные и малоэффективные. По его мнению, мы, пользуясь футбольной терминологией, всё время отыгрываемся, не пытаясь атаковать. Корень проблемы он видит в том, что мы не учим с детских лет молодёжь основам вероучений и культуры наших соседей. Проблемой также, по его мнению, являются попытки деления ислама на культурный и политический, что вызывает протесты среди мусульман, поскольку  обе стороны этой религии тесно взаимосвязаны. Не эти ли неумелые попытки спровоцировали пассионарную часть мусульман на создание собственной модели - своего государства, известного ныне как «ИГ», задался вопросом профессор. «Нам следует разобраться во всех тонкостях механизма существования этого явления, чтобы понять его привлекательность для мусульман», - заявил он.

Особую позицию занял почётный президент Института Африки, академик РАН Алексей Васильев. Он огорошил собравшихся заявлением, что, по его мнению, терроризм непобедим. В мире запущена масса микропроцессов, которые его подпитывают, а он лишь меняет свои внешние формы и лозунги. Террористам создана неплохая реклама, которая благодаря всемирной паутине распространяется по планете. Но самое страшное, что террористы  ассоциируются у некоторой части молодёжи с настоящими мужчинами, готовыми дать простые ответы на вызовы времени и глобалистические атаки на традиционные ценности. Таким образом, создаётся впечатление, что террористы, пусть и варварскими методами, но выступают защитниками традиций, и именно поэтому у них немало сторонников, особенно в исламском мире. Прогноз, который дал академик, неутешителен: чем активнее Запад будет насаждать по всему миру свои ценности, тем большее число молодёжи будет этому сопротивляться и поддерживать игиловцев как реальную военную и политическую силу.

Развивая тему причин развития идей панисламизма, экс-спецпредставитель президента России по связям с Организацией Исламская Конференция и другими международными исламскими структурами Вениамин Попов заметил, что мусульманские страны ещё с середины 60-х годов ХХ века осознали чуждость их менталитету иных политических систем, кроме традиционного ислама. Отсюда началась объединительная работа стран исламского мира, которая, несмотря на некоторые неудачи, имеет хорошие перспективы. Базовой идеей объединения становятся исламские ценности, которые вступают в противоречие не только с идеями социализма или коммунизма, но с ценностями современного постхристианского мира.

Во многих странах молодые мусульмане чувствуют себя некомфортно: для них порой нет достойной работы, поэтому они не могут создать семью и т.д. В «ИГ», особенно в первое время, молодёжь была желанными гостями. Им сразу давали оружие, дом, несколько жён, средства для существования. Для многих этого было достаточно, чтобы почувствовать себя счастливым! Сама идея создания халифата, пугающая и непонятная европейцу, весьма притягательна для многих мусульман, знакомых с историей вопроса. Период арабского халифата – это золотой век ислама, так почему не стремиться к нему, не поддержать его? Соблазн очень велик! Что можно противопоставить такой позиции?

Казанский опыт

Отчасти ответ на него дали представители Казанского федерального университета: завкафедрой востоковедения и исламоведения, профессор Айдар Хубутдинов и его коллега, кандидат исторических наук Рамиль Хайрутдинов. В качестве противодействия росту экстремистских настроений среди мусульманской молодёжи первый предложил с юных лет воспитывать в молодых людях красоту своих традиций: семейных, религиозных, национальных, что, по его словам, и делается в Татарстане (что, однако, не снимает проблему радикализации с повестки дня – прим.ред.). Тогда молодые люди будут крепче привязаны к родной земле, тем более, что Коран – книга универсальная и написана для всех мусульман, живущих не только на Ближнем Востоке. Кроме того, молодым людям надо напоминать, что основатели мировых религий, включая пророка Мухаммеда, были людьми простыми, выходцами из народа, потому и имели успех, и были понятны. Стремление же молодёжи искать счастье и смысл жизни вдали от дома, выбрав себе в наставники посторонних  людей с длинными бородами в чалмах, вызвано незнанием своих корней, недооценкой значения Родины.

Второй выступающий подержал коллегу в популяризации опыта поволжской республики по противодействию псевдоисламскому радикализму, признав при этом, что в Татарстане остаётся свыше 300 экстремистов, способных дестабилизировать ситуацию. Более 70 из них находятся в рядах «ИГ». Перекрыть источник заразы не удаётся, так как ее распространению способствует интернет, где, несмотря на запреты, действует более 30 вербовочно-агитационных сайтов. Поскольку специфика всемирной паутины не позволяет полностью перекрыть их работу, остаётся принять правила игры и действовать в жёстких условиях  конкуренции. На каждый вновь открытый экстремистский сайт необходимо открывать пять противоборствующих ему, на каждую появившуюся статью отвечать пятью своими, опровергающими её - тогда можно надеяться на результат. 

Их сила – наша слабость

Своё видение проблемы предложил представитель протестантов, глава российских баптистов-пятидесятников Сергей Ряховский: «Реально противостать идеологии террора (что означает в переводе страх и ужас), которую сеют джихадисты, может только твёрдая вера в Бога, рождающая готовность умереть за Него». Сила джихадистов, по его мнению, заключается в первую очередь в слабости веры в помощь Всевышнего как многих мусульман, так и христиан. Представители же экстремистского, псевдорелигиозного течения, напротив, куда чаще демонстрируют готовность умереть за свои идеалы. В войне идей победит тот, кто готов отдать за них жизнь.

Напомним читателям, что в истории России есть прекрасные примеры симметричного ответа, когда в многочисленных войнах с воинственными южными соседями наши не потерявшие веру в Бога предки не раз громили превосходящих их по численности фанатичных башибузуков, мамелюков и янычар вместе взятых, обращая их в бегство.

Г-н Ряховский обратил внимание и на другую сторону проблемы, объясняющую причину нарушения гармонии и дисбаланса сил в Европе, приведя страшную цифру: с 1920 по 2010 год на территории в границах СССР совершено 240 миллионов только нелегальных абортов. «Это ли не проявление терроризма по отношению к своему будущему?» - задал пастор вопрос, на который тоже, похоже, нет ответа.

Конференция завершилась, как и полагается, принятием резолюций, в которой, в частности, говорится:  «Признавая важность предупреждения экстремистских действий по реализации религиозных доктрин, призываем направить общие усилия на устранение идеологической основы терроризма путём широкой просветительской работы политических деятелей, духовных лидеров, деятелей искусства и науки, средств массовой информации, обращая особое внимание на проблему уязвимости молодёжи к влиянию экстремистской идеологии… В этой связи особо важно налаживание взаимопонимания между последователями разных религий, культур и цивилизаций, а так же широкого вовлечения в эту деятельность представителей гражданского общества и СМИ.

Решительно поддерживаем  религиозных лидеров, мужественно занимающих последовательно жёсткую позицию в отношении террористов и экстремистов, их деятельность по религиозному просвещению населения и по организации адекватного образования духовенства.

Призываем продолжать и углублять диалог культур и религий, предлагать новые идеи, направленные на обращение к духовному потенциалу религий в усилении их гуманистической роли в противодействии терроризму, в защите многообразного культурного наследия человечества.

Только таким образом  можно избежать опасности отождествления терроризма и экстремизма с отдельными религиями, этносами или расами».

Как будет – покажет время. 

Роман Илющенко - религиовед

Фото автора

Роман
 
Илющенко
20 октября, 11:49