Толерантность – это лицемерное зло
Недавно состоялся долгожданный визит Патриарха Кирилла в Казань. Первый заместитель муфтия Республики Рустам Батыр анализирует речи Патриарха, произнесенные им в столице Татарстана, в т.ч. и за закрытыми дверями, и приходит к неожиданным выводам. Он считает, что Патриарха неправильно поняли и призывает отказаться от эпигонского мышления и с корнем вырвать из своего менталитета раболепие перед Западом. Для этого нужно уйти от идеи толерантности, пришедшей к нам из западного мира и являющейся инструментом управления нашим дискурсом и всем российским обществом.
ТАЛАНТ ОТ БОГА
«А для Татарстана еще важно, чтобы республика была оазисом толерантности, где не спиливают кресты, а целуются в десны», - написала газета "Коммерсант" по итогам визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Татарстан. Толерантность. Этим словом многие СМИ украшали свои репортажи о главном событии предыдущей недели. На самом деле Патриарх приехал к нам сказать о другом. Только его не все внимательно слушали и не все до конца поняли.
Визит Патриарха – всегда событие. Причем событие, значимое как для истемблешмента, так и для простого народа. Его визита ждут не только православные. Он желанный гость абсолютно для всех. Ведь Патриарх обладает тем редким даром, когда истины веры начинают звучать в формате общечеловеческих ценностей, понятных и православным, и мусульманам, и атеистам. Я не знаю, кто еще у нас в стране может так просто и в то же время так глубоко говорить о духовных измерениях жизни, тех самых нравственных ее основаниях, которые составляют невыразимую красоту мира и грандиозное величие человека. Но я знаю многих мусульман, которые исполняют пятикратную молитву, держат уразу и все они до единого моментально бросают свои текущие дела, как только начинается телепрограмма «Слово Пастыря». Это действительно талант от Бога.
Нынешний визит Патриарха Кирилла запомнился еще по одной причине. В своих речах Предстоятель Русской православной церкви обращался в том числе и к нам, мусульманам. И то, что он сказал, заслуживает отдельного внимания, ибо касается самого злободневного вопроса российской повестки дня, вопроса, который незримо пропитывает всю социальную ткань нашей повседневной действительности, вопроса, с которого начинается все остальное: что есть такое Россия?
НЕЧТО БОЛЬШЕЕ
Рефреном этот вопрос звучал на встрече Патриарха Кирилла и муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина.
Сняв в начале свой речи все мнимые претензии к исламу, которые стереотипно инкриминируются порой мусульманам, и резюмировав, что «от ислама принципиально не может исходить никакой опасности», Патриарх затронул главный, на мой взгляд, вопрос всей встречи и, пожалуй, всего визита: он сформулировал идею принципиальной общности традиций ислама и православия. «Преимущество России в том, что у нас общий моральный базис — и у православных, и у мусульман, – сказал Патриарх. – Поэтому нам очень важно работать вместе для укрепления нравственного начала в жизни нашего общества». В этой связи Патриарх вспомнил интересный случай: «Однажды нашего Президента спросили об отношении Православия к католическому христианству и исламу и он ответил: «Мы к исламу ближе». «И он был прав, – продолжил Патриарх, – в том смысле, что с точки зрения традиции и основ нравственной жизни мы ближе с исламом, чем некоторые западные христиане, у которых сегодня происходит отход от традиционной нравственности». «В нашей стране нет глубинных противоречий между православными и мусульманами в нравственной сфере, — констатировал также предстоятель Русской православной церкви. — Именно общая богооткровенная нравственность является фундаментом для взаимодействия мусульман и православных».
Та же мысль звучала у Патриарха и во время церемонии закладки камня в основании собора Казанской иконы Божьей матери. «Когда я слушал сейчас выступления руководителей Татарстана, – сказал он, – когда во время закладки капсулы в основание строящегося храма я смотрел на исламских лидеров, я задался вопросом: а где еще на земном шаре можно увидеть такую картину? Я проехал большинство стран мира. Я не представляю, что такое где-то еще возможно. Но это возможно в России, и неслучайно. Мы с вами особенный народ. Мы научились жить вместе. Мы научились ценить друг друга, уважать традиции друг друга и вместе трудиться во благо нашей великой Родины».
Все, что говорил Патриарх, не имеет отношения к толерантности. Он говорил нам о чем-то много большем, о чем-то более глубоком.
НЕПОДХОДЯЩЕЕ СЛОВО
Из социальных наук мы знаем, язык является инструментом управления существующим дискурсом, а значит, и всем обществом. Используемые нами понятия и термины во многом определяют то, как мы мыслим, и те ценности, которые мы исповедуем. С этой точки зрения, важно понимать, что толерантность – термин, пришедший к нам из западного мира, и за ним стоит вполне определенный смысловой шлейф.
Давайте разберемся, что такое толерантность, или веротерпимость, если переводить слово на русский язык? Оно означает, что мы не принимаем инаковости другого, но по целому ряду причин сдерживаем свою агрессию. Толерантность – это ненависть, прикрытая джентельменской улыбкой. Это рукопожатие с камнем за пазухой. Быть может, для Европы, выкарабкивавшейся из средневекового кошмара, толерантность была в свое время великим достижением. Но сегодня подобное отношение к людям есть нравственное зло. Лицемерное зло.
Религиозные деятели России уже давно протестуют против этого понятия. За неимением другого его продолжают использовать. Но нередко при этом оговариваются, что оно не отражает подлинных российских реалий в контексте межрелигиозных отношений. Нам не приходится терпеть друг друга. У нас уже давным- давно совершенно другое отношение друг к другу.
Мы – православные и мусульмане, татары и русские – росли в одном дворе, учились в одной школе. Наши дети ходят в один детский садик, а наши деды и прадеды не раз плечом к плечу отстаивали Родину перед лицом враждебных сил. У нас общие радости и общие горести. У нас общее прошлое и что самое главное – общее будущее. О какой терпимости мы говорим? Нам это слово совершенно не подходит!
ЭКСПОРТ РОССИИ
Россия всегда была жива мессианской идеей. Наверное, на бескрайних просторах нашей страны невозможно иначе. Космизм пронизывает нас, как говорится, до мозга костей. Мы всегда осознавали предназначение своей страны именно так: в контексте всего мира. На первом этапе своего становления Россия мыслила себя мировым оплотом православной веры («Москва – третий Рим»). Затем в советский период истории – всемирным защитником рабочих и крестьян. И вот сегодня в нашем самовосприятии постепенно выкристализовывается новая миссия России на мировой арене XXI века. И она связана с уникальным многовековым опытом совместного проживания разных российских народов и религиозных традиций.
«Мы с вами особенный народ», – констатировал Патриарх. И этим все сказано. Россия не Восток и не Запад. Россия – это особая цивилизация с лежащей в ее основе уникальной самоидентичностью. Несколько раз мне приходилось слышать на научных конференциях доклады социологов, которые фиксируют парадоксальную вещь. Татары, согласно опросам, очень часто своих единоверцев из далеких мусульманских стран воспринимают как чужаков, а православных соседей идентифицируют как своих. Впрочем, мы и без социологов это прекрасно знаем. И Патриарх, со своей стороны, выразил то же самое мироощущение от имени православных по отношению к российским мусульманам. В этом, как мне кажется, и состояла основная соль его послания в Казани.
При этом речь не идет о религиозном экуменизме. Это специально оговорили как Патриарх, так и муфтий Татарстана. Последний сравнил наше общество с многоквартирным домом. Дом общий, но у каждого квартира своя. Иначе говоря, общность российских народов не отменяет их самобытность и уникальные национальные традиции.
Быть для мира образцом добрососедства и транслировать этот опыт всему человечеству - в этом состоит наше геополитическое предназначение сегодня. Современный мир – арена конкуренции и борьбы социальных технологий. Запад экспортирует вовне «оранжевые» революции. Мы же можем экспортировать модель мира и согласия. Для этого надо лишь отказаться от эпигонского мышления, с корнем вырвать из своего менталитета раболепие перед Западом. А для начала важно просто услышать послание Патриарха, обращенное к каждому из нас.
Рустам Батыр - первый заместитель муфтия Республики Татарстан
Фото на главной странице сайта: патриарх Кирилл, прибыв в Татарстан, благословляет республику