Триумф России в Пальмире

06 мая, 18:36

 

Концерт Мариинского театра в освобожденном от ДАИШ сирийском городе стал главным культурным событием года

5 мая в сирийской Пальмире состоялось удивительное по своей силе, красоте и многогранности смыслов событие — в знаменитом амфитеатре под управлением Валерия Гергиева выступил симфонический Оркестр Мариинского театра. Концерт «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены» состоялся под открытым небом, в его ходе скрипач лауреат конкурса имени Чайковского Павел Милюков исполнил «Чакону» Баха, а виолончелист, художественный руководитель санкт-петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин — «Кадриль» Родиона Щедрина.

Фото: Коммерсант

Захваченная год назад террористами ДАИШ (ИГ, запрещена в РФ) Пальмира была в марте этого года освобождена сирийской армией при поддержке российских военных. В период оккупации часть объектов культурного наследия была уничтожена, часть вывезена для продажи. Разрушение Пальмиры стало ярким свидетельством варварской сущности «Исламского государства».

Теперь в ней зазвучала классическая музыка. Зрелище было способно растрогать до слез. Прежде всего, это триумф русской культуры и России в целом. По культивируемому на Западе образу нашей страны как «отсталой тирании» нанесен сокрушительный удар. Если говорить шире, концерт стал олицетворением победы созидательного гуманистического начала над разрушением, войной и смертью. Однако далеко не все западные политики и СМИ были рады такому событию.

Возрождение Пальмиры

К участникам концерта по видеосвязи обратился президент России Владимир Путин. Он подчеркнул, что прошедшая акция — дань памяти всем жертвам террора вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности. «Это надежда не только на возрождение Пальмиры как достояния человечества, но и на избавление современной цивилизации от этой страшной заразы — международного терроризма», — убежден Путин.

В ЮНЕСКО концерт Мариинки в Пальмире сочли важным событием для мировой культуры. «Выступление Гергиева вносит весомый вклад в работу по сохранению культурного наследия Сирии, которое является достоянием всего человечества», — заявили в международной организации.

В тот же день российские саперы объявили, что задача по разминированию Пальмиры выполнена в полном объеме. Теперь, как сообщил присутствовавший на концерте министр культуры РФ Владимир Мединский, в Сирию направится российская экспедиция для восстановления Пальмиры. Масштабные работы — это задача не только Сирии и России, но и всего мира, поэтому Минкульт РФ обратился с просьбой к послам ЮНЕСКО донести до руководства организации и руководителей своих стран сведения о масштабах разрушений.

Другой гость концерта, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский выразил уверенность, что концерт в Пальмире может положительно повлиять на переговоры ЮНЕСКО о восстановлении исторических памятников города. Связь между сирийской Пальмирой и Северной Пальмирой, как называют Санкт-Петербург, город, который является родным для Владимира Путина, Эрмитажа и Мариинского театра, теперь стала еще крепче.

И восхищение, и зависть

Сирийские СМИ предсказуемо встретили с восторгом концерт Мариинского театра в Пальмире и высоко оценили искусство российских музыкантов. А вот на Западе мнения расходятся. Но проигнорировать эту гуманитарную акцию было невозможно: влиятельные мировые издания выложили на своих сайтах видеозаписи выступления. Его называют демонстрацией Западу российской «мягкой силы» и стремлением «заставить» россиян испытывать гордость за военную операцию ВСК РФ в Сирии.

В США, где питают слабость к эффектным постмодернистским сценам, оценили событие по достоинству. The New York Times пишет, что вчерашний концерт является сигналом миру, что российское присутствие в Сирии приносит надежду и стабильность. Издание обратило внимание на тот факт, что музыканты играли в амфитеатре, прежде служившем террористам площадкой для совершения казней. «Подобный контраст был необходим, чтобы подчеркнуть ту роль, которую Россия сыграла, помогая сирийским силам освободить Пальмиру от фанатиков и сражаясь на стороне цивилизованности, противостоящей варварству», — отмечает NYT.

На этот же контраст указывает и The Washington Post, которая концерт в Пальмире назвала «культурным наступлением». Этим концертом Россия также хотела отстоять в глазах общественности свою роль в пятилетнем конфликте в Сирии, указывает газета. При этом The Washington Post все же напомнила о сообщениях правозащитных групп о гибели мирных жителей якобы в результате действий российских летчиков.

«Концерт в освобожденном городе был логичным, даже отважным шагом, учитывая бывший статус Пальмиры как популярного туристического хаба и места проведения музыкальных фестивалей, но появление виолончелиста Сергея Ролдугина заставило брови подняться», — комментирует американский канал NBC. Дело в том, что Ролдугина считают ключевым лицом в панамских коррупционных схемах, приписываемых Владимиру Путину.

Немецкие СМИ оказались более скупы на комплименты. По мнению Deutsche Welle, действо было проведено в расчете на «мировой почет». Особенно раздраженный тон у одной из ведущих газет Германии Frankfurter Allgemeine. Российский президент использует «так называемое освобождение Пальмиры и пиликанье престижного оркестра для того, чтобы на Западе забыли, что сирийский диктатор и его покровители из Москвы снова убивали мирное население в Алеппо», негодует обозреватель Фридрих Шмидт. «Показанные по ТВ картинки фактически легитимировали коррупцию... Все это должно означать: "да закройте вы глаза на коррупцию, и тогда мы сможем победить ДАИШ"», — добавляет он.

На самом деле руководство России игнорирует попытки Запада его очернить, а приглашение Сергея Ролдугина выступить в Пальмире связано с его высокими профессиональными заслугами.

В свою очередь, официальный представитель Госдепа США Марк Тонер высказался довольно уклончиво. По его словам, несмотря на то что США не считают присутствие сил Башара Асада в Пальмире «наилучшим вариантом», Госдепартамент одобряет проведение концерта в Пальмире.

Но больше всех отличился министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд, назвавший уникальный российский концерт «безвкусной попыткой отвлечь внимание от продолжающихся страданий миллионов сирийцев».

Культурная традиция

Вопреки приведенным выше мнениям, концерт Мариинского театра в Пальмире — это не «новая мягкая сила Путина» и не попытка что-то доказать мировой общественности, а дань культурной традиции. Российские музыканты не раз в истории исполняли классическую музыку в тяжелое военное время. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде оркестр Ленинградского радиокомитета исполнил для горожан знаменитую «Ленинградскую» Симфонию №7 Дмитрия Шостаковича.

Если говорить о новейшей истории, стоит упомянуть, что Валерий Гергиев, как и в Пальмире, выступил с оркестром Мариинского театра в Цхинвале​​ после окончания вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Тот концерт, как писали газеты, «прорвал в мире блокаду трагедии Цхинвала».

Выступление в Пальмире находит особый отклик в сердцах тех, кто живет, работает, служит в прифронтонтовом Донецке. Его сравнивают с концертом пианистки Валентины Лисицы, который, по словам очевидцев, тоже был удивительным эстетическим переживанием.

Нельзя не согласиться с тем, что классическая музыка, исполненная настоящими патриотами и профессионалами, обретает особый резонанс в условиях войны и становится вкладом в общую победу. Но эта победа будет окончательной тогда, когда музыкантам уже не придется играть на фоне разрушений, звуков канонады и менять привычные театры на театры военных действий.

Источник

Фото на главной странице сайта: Russia Today

Дарья
 
Андреева
06 мая, 18:36