Навстречу выборам: угрозы и вызовы России на Кавказе
Менее чем через два месяца, с 15 по 17 марта 2024 г., в России пройдут президентские выборы. Предстоящее событие, в особенности на фоне продолжающейся специальной военной операции на Украине, определит перспективы развития нашей страны на ближайшие шесть лет. Неудивительно, что оно вызвало активизацию всего многообразия внутренних и внешних антироссийских сил, вступающих между собой в различные коалиции и связи, иногда достаточно причудливые. Среди первоочередных угроз и вызовов, осложняющих положение России на Кавказе в краткосрочной перспективе, можно перечислить следующие.
Армения:
- Ослабление позиций России в Закавказье, вызванное де-факто утратой армянской государственности в результате возвращения Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана.
- Переживаемое армянами глубочайшее национальное унижение, самоослепление, апатия и фрустрация, к сожалению, пока ведут лишь к дальнейшему снижению уровня политического и военного взаимодействия с РФ, что делает реалистичным относительно скорый выход Армении из ОДКБ и вывод из страны 102-й российской военной базы, пограничников и миротворцев. Эта (само)сдача Армении Азербайджану и Турции, преподносимая армянской правящей верхушкой и частью общественности как «предательство Россией своего единственного христианского союзника в регионе», влечет за собой, с другой стороны, укрепление российско-азербайджанских и российско-турецких ситуативно-союзнических отношений. Зангезурский коридор, соединяющий основную часть Азербайджана с Нахичеванью через территорию Армении, становится реальностью.
- Серьезной проблемой, осложняющей общественно-политическую ситуацию в Армении, является судьба ста тысяч беженцев из Нагорного Карабаха, интеграция которых в армянское общество по ряду причин затруднена. Москве следует взять под контроль миграцию в РФ той их части, которая этого пожелает, стимулируя эти процессы в интересах российской государственности. Остающаяся в Армении часть карабахских беженцев, с одной стороны, может стать «мотором» новых антиправительственных массовых беспорядков. С другой - среди них способны найтись последователи исторических традиций терроризма времен операции «Немезис» и деятельности Армянской секретной армии освобождения Армении (АСАЛА).
- Поиск виновных в трагедии Нагорного Карабаха ведет к росту и радикализации (вплоть до перехода к террористическим методам) националистических и национал-патриотических настроений среди представителей ряда армянских политических сил, широких слоев ветеранов боевых действий и молодежи, причем как в Армении, так и в России.
- Возрождение АСАЛА или создание иных подобных структур, направленных не только против армянского правящего режима, но и против «предателей-русских, (якобы) виновных в сдаче Арцаха», представляется вполне реалистичным развитием событий. Соотношение русскоязычных армян, обвиняющих в происшедшем армянские власти/«русских», по данным мониторинга социальных сетей составляет условные 70% на 30%. Полем их деятельности, в соответствии с историческими традициями, может стать не только Армения, но и Россия, а также другие государства. Учитывая, что существенную роль в усугублении социально-экономической ситуации в стране играют российские релоканты, этот слой населения также может стать объектом националистических проявлений.
Азербайджан:
- Усиление привлекательности азербайджанского (а также турецкого) государственного проекта на фоне возвращения НКР под юрисдикцию Баку. Формирование «азербайджанизма» как дополняющей пантюркистской идеологии с перспективой дальнейшего роста значимости Азербайджана в среде российских тюркских народов.
- Рост привлекательности пантюркистской/пантуранистской идеологии и практики, в особенности в молодежной среде. Попытки активного вовлечения приграничных территорий и тюркских народов Дагестана в «азербайджанизм»-пантюркизм.
- Усиление военного и идеологического влияния Турции, импульс для расширения последнего на российскую территорию в рамках проектов не только тюркского, но и «общекавказского» единства с упором на тюркский вектор. Усиление исламистской составляющей всех перечисленных проектов и как таковой.
Грузия:
- Относительная вменяемость нынешнего грузинского правящего режима не отменяет возможных попыток принуждения Тбилиси к открытию второго фронта против России на Северном Кавказе. И хотя вероятность этого на данный момент представляется достаточно низкой, закрывать глаза на эту потенциальную возможность было бы как минимум беспечно. Второй фронт может быть задействован в «лайт-режиме» путем, например, отправок в РЮО и Абхазию диверсионно-террористических групп под руководством американских инструкторов и силами грузинских «легионеров», получивших боевую подготовку в ВСУ.
- Вероятен перезапуск «грузинских» (=американских) программ поддержки национал-сепаратистских движений на Северном Кавказе с упором на раздувание «ингушского» и «черкесского» вопросов, а также усиление поддержки антироссийской деятельности соответствующих «национальных лидеров», проживающих в Тбилиси, и грузинских бандфомирований, воюющих на стороне ВСУ. Последние могут выступать инструкторами лагерей военной подготовки боевиков для «работы» на российской территории, создаваемых как в Грузии, так и в иных государствах проукраинской коалиции (в частности, прибалтийских). Возможно и задействование в этих проектах российских релокантов.
- Существенным фактором риска является отмена визового режима с Грузией.
Южная Осетия и Абхазия:
- Экзистенциальной проблемой, вызывающей серьезное беспокойство югоосетинского общества, является возможная утрата государственности Южной Осетии по (условно) карабахскому сценарию.
- Необходимо срочное разрешение вопроса воссоединения осетинского народа в составе России (путем вхождения РЮО в РФ) безотносительно возможной утраты государственности. Дальнейшее продолжение нынешнего «подвешенного» состояния Южной Осетии является одной из причин деградации осетинского народа, в том числе в качестве исторического союзника России на Кавказе.
- России необходимо поступательно следовать по пути укрепления военно-политических и экономических позиций в Абхазии (военно-морская база в Очамчире, приобретение ключевых объектов инфраструктуры, и т.д.).
Северный Кавказ/Юг России:
- Возрождение радикального исламизма, в том числе в новых формах и на новых направлениях, включая псевдоисламистские депрессивно-суицидальные сообщества, а также т.н. «Исламское государство»* в качестве якобы «реально существующего» проекта как технологии мобилизации пассионарной молодежи.
- Пропаганда в молодежной среде «примеров для подражания» из числа лидеров и активистов национал-сепаратистских и радикально-исламистских террористических движений. Новая волна моды на «русский ислам».
- Критически важное влияние очередной стадии палестино-израильского конфликта на дальнейшую радикализацию исламской молодежной среды. Усиление антисемитских настроений.
- Возрождение национал-сепаратистских движений, в том числе под лозунгом «независимого от России единого Кавказа», вовлечение и вывод на первый план в общекавказском сепаратистском «движе» относительно небольших народов (ногайцы, кумыки, калмыки и др.).
- Активизация проукраинской агитации и пропаганды в регионах России со значительным количеством этнических украинцев, попытки формирования из них «пятой колонны» с прямой опорой на Киев.
- Объединение национал-сепаратистских, «развалистских» и радикально-исламистских проектов для максимального увеличения вовлеченной, в первую очередь, молодежной аудитории.
- Рост антирусских, антихристианских и антироссийских настроений в широком спектре возможных проявлений - от противодействия развитию индустрии туризма на Северном Кавказе до вандализма в отношении культовых сооружений различных конфессий, от вербального «несогласия с СВО» до прямых диверсий и террористических актов.
- Расширение форм и методов совершения терактов - от поджога релейных шкафов до «колумбайнов»** в школах и вузах, от нападений «волков-одиночек» с использованием подручных средств (ножи, молотки, грузовики) до массовых убийств в местах массового скопления людей, не связанных с учебным процессом.
- Дальнейшее размывание идеологических основ терроризма, трансформация их в «шведский стол» экстремистских убеждений с саморадикализацией в соцсетях по принципу «кроличьей норы» в формате «смешных мемасиков», приправленных личными «обидами».
***
Для успешного противодействия указанным и иным проблемам необходимо скорейшее создание федерального информационно-аналитического Центра анализа текущих вызовов и угроз, в сферу компетенции которого будет входить изучение всего спектра экстремистских трендов - от национал-сепаратистских и радикально-исламистских проектов до последних тенденций террористического характера, пропагандируемых посредством социальных сетей.
Необходимо четко осознавать взаимосвязанность происходящего в различных регионах Российской Федерации и важность комплексных мер по противодействию деятельности врагов российской государственности, действовать креативно, быстро и решительно.
*запрещенная в России террористическая организация радикально-исламистского толка
**запрещенная в России террористическая организация, пропагандирующая и осуществляющая немотивированные расстрелы в учебных заведениях
Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба