Россия, спаси Приднестровье!
Проблемы Украины, «Исламского государства» и курса доллара отодвинули приднестровскую проблематику даже не на периферию повестки дня российского политико-экспертного сообщества, а на едва заметный край ее доступной досягаемости. Операция «Саакашвили-2015», осуществленная в июне 2015 года украинским руководством, заставила российскую элиту вздрогнуть, мобилизоваться и все-таки вспомнить о существовании Приднестровья. Показав, что в случае эскалации военного конфликта «мы не останемся в стороне», официальная Москва вновь забыла о ПМР. Между тем, геополитическая роль Приднестровья в обеспечении сегодняшней российской безопасности настолько велика, а ее социально-историческое и социокультурное значение для российской цивилизации в целом столь существенно, что система факторов, угрожающих сегодня республике и нарастающих с каждым днем подобно снежному кому, может отразиться на жизнедеятельности всей большой России катастрофическим образом уже в следующем году.
Экономическую ситуацию в республике можно сравнить с балансированием над глубокой пропастью. К началу 2016 года в соответствии с соглашением между Молдовой и ЕС о создании режима Ассоциации квоты на экспорт в Европу приднестровской продукции прекратят свое действие. Учитывая, что со стороны Украины республика подвергается практически стопроцентной блокаде, а доля российского экспорта, по подсчетам экспертов, составляет менее 11%, ликвидация возможностей экспорта в Европу уже в первом квартале 2016 года будет грозить Приднестровью экономической катастрофой со всеми вытекающими из этого последствиями социального характера.
Не лучше и военно-политическое положение республики, географически расположенной между двумя враждебными государствами, бряцающими оружием и открыто использующими антироссийскую и антиприднестровскую риторику. Население Приднестровья, чувствующее на себе каждодневное давление, все сильнее подвергается страху, постепенно превращающемуся в масштабную социальную фрустрацию.
Помимо вышеперечисленных опасностей, в приднестровском обществе стремительно нарастает социально-политическая напряженность. Последствием украинского Майдана-2014 и нарастающего экономического кризиса в России явилось резкое снижение и без того невысокого жизненного уровня приднестровского населения. Проводя антиинфляционный курс в режиме жесточайшего бюджетного дефицита, приднестровское руководство на 30% урезало бюджетникам размер зарплат и пенсионных выплат, чем ухудшило их и без того нелегкое существование.
Подобные крайне непопулярные меры понизили престиж действующей власти, породив масштабное недовольство. Этот и следующий год в Приднестровье – годы выборов парламента и Президента республики. Указанное обстоятельство в разы упрощает возможность дестабилизации внутриполитической ситуации в ПМР, что вкупе с военной угрозой и нарастающим экономическим бедствием делает обстановку взрывоопасной и легко выходящей из-под контроля.
Следует подчеркнуть, что нынешняя приднестровская государственная власть, действуя в рамках сегодняшней кризисной ситуации, допустила ряд существенных ошибок. Самое слабое ее место – работа с информационной составляющей. Приднестровское руководство систематически проигрывает противникам на информационном поле, часто упуская шансы своевременно заявить о себе, улучшив имидж Приднестровья и создав тем самым предпосылки для решения иных острейших проблем республики.
Господствующей идеологемой официального Тирасполя, строго и неукоснительно идущего в рамках каждодневного общероссийского тренда, является полная и абсолютная ответственность России за любой процесс, происходящий в приднестровском регионе. Отсутствие какой-либо видимой значимой инициативы приднестровского руководства по работе со СМИ и гражданским обществом России, а также по выходу на московские государственно-властные инстанции с собственными сценариями дальнейшего стратегического взаимодействия в режиме сегодняшней чрезвычайно сложной общемировой внешнеполитической ситуации, существенно уменьшает шансы республики на стабильное и благополучное будущее.
Не имеет своей стратегии и оппозиция, курируемая, как правило, крупными бизнес-структурами республики, и отстаивающая, прежде всего, их долгосрочные интересы. Балансирование на краю обрыва с закрытыми глазами – вещь вообще опасная, а учитывая сегодняшние приднестровские реалии – просто близкая к безрассудству.
Для спасения Приднестровья и соответствующего жизнеобеспечения российского пространства на южном и юго-западном направлениях необходима одновременная мобилизация московских элитных групп и сил гражданского общества, конечным итогом которой станут следующие цели:
Проведение последовательного курса на поэтапное юридическое признание Приднестровской Молдавской Республики и создание для этого целой системы необходимых условий. В первую очередь, Москва должна помочь республике наладить воздушный коридор с пространством Евразийского союза, в том числе изыскать средства на строительство в Тирасполе полноценного большегрузного аэропорта, способного принимать крупные пассажиропотоки, равно как и товарные мощности. Как в Москве, так и в Тирасполе должны осознавать, что создание воздушных коммуникаций является острейшим вопросом национальной безопасности. Без адекватного разрешения данного вопроса вся жизнедеятельность приднестровского общества будет постоянно зависеть от нюансов мировой политической конъюнктуры. В контексте же обсуждаемой темы подчеркнем, что без осуществления указанной меры юридическое признание республики, необходимость которого растет с каждым днем, окажется попросту нереализуемым.
Допуск приднестровского бизнеса в российское экономическое пространство на равных с отечественными бизнес-субъектами. Российские же бизнес-субъекты, делающие инвестиции в приднестровскую экономику, исходя из сегодняшнего повышенного риска, необходимо перевести на систему льготного налогообложения с иными возможными финансовыми преференциями.
Осознание Россией Приднестровья как жизненно важной для себя точки, находящейся в зоне повышенного риска. Этот компонент следует сделать одним из основополагающих в строительстве формата отношений России с ЕС, Молдовой и Украиной. Российским патриотическим элитным группам необходимо четко осознать, что потеря Приднестровья обойдется российскому макропространству слишком дорого, исходя из чего требуется вырабатывать соответствующую стратегию и тактику действий.
Стопроцентная паспортизация Россией приднестровских жителей, и в первую очередь тех, кто имеет только приднестровский паспорт и выступает по причине непризнанности республики для всего внешнего мира в качестве лица без гражданства. На сегодняшний день паспорта РФ выдаются лишь гражданам бывшего СССР, в то время как на территории современного Приднестровья выросло целое поколение молодых людей, родившихся после 1991 года. В массе своей они являются горячими патриотами России. В то же время, при возникновении любой угрозы извне они окажутся абсолютно беззащитными, и заступиться за них будет некому. Данное обстоятельство бьет по имиджу России в регионе и является совершенно недопустимым.
Обеспечение Приднестровью режима подлинной военной безопасности. Указанное обстоятельство требует от России инициирования переговоров в самых различных форматах с целью значительного увеличения находящегося здесь миротворческого военного контингента и снабжения его всеми необходимыми видами вооружений.
Преодоление дефицита государственного бюджета ПМР. России необходимо предусмотреть ежегодное выделение для Приднестровья дотаций, субвенций и трансфертов в размере не менее 2 млрд. долларов в рублевом эквиваленте. Правительства России и Приднестровья должны выработать совместную программу реализации указанных финансовых средств, за которой следует установить жесткий контроль. Особое внимание при этом необходимо уделить приднестровским бюджетообразующим предприятиям, разработав систему мер по их модернизации и предоставив значимые финансовые преференции российским бизнес-субъектам, согласившимся инвестировать указанный процесс. В то же время необходимо разработать систему экономических мер, ведущих к переориентации массового экспорта приднестровской продукции с европейского на российский рынок. С этой целью требуется активизировать как возможности российско-молдавского переговорного процесса, так и скорейшее создание в Тирасполе соответствующей системы авиакоммуникаций.
Обеспечение приднестровцам доступа к общероссийскому научному, культурному и образовательному пространству на равных с россиянами.
Проработка российской дипломатией сценария обретения Приднестровьем международной правосубъектности с подготовкой соответствующих юридических обоснований. Среди них, в первую очередь, должна прозвучать адресация к пакту Молотова-Риббентроппа 1939 года и секретным протоколам к нему, по которым территория современной Молдовы была передана в состав Советского Союза. Поскольку Молдова считает себя правопреемницей досоветских государственных образований, у нее нет права на приднестровские территории, входившие в состав СССР с момента его образования. Аргументами необходимости признания являются также и акты геноцида 1992 года по отношению к приднестровскому населению, совершенные молдавским государством, за которые не было принесено покаяния, и неоднократные нарушения официальным Кишиневом взятых на себя обязательств в экономической и иных сферах, принесшие Приднестровью огромный материальный ущерб.
Реализация вышеприведенных мер не приведет к одновременному решению всех проблем республики. Однако она позволит справиться с катастрофой, угрожающей молодой республике, и масштабными опасностями, нависающими над всем российским цивилизационным пространством в случае потери им приднестровского рубежа. Выражаем надежду, что силы, способные развернуть ситуацию в указанном направлении, в конечном счете, найдутся.