Кому угрожает «курдская мистерия»?

10 сентября, 19:04

УГРОЖАЕТ ЛИ «КУРДСКАЯ МИСТЕРИЯ» АЗЕРБАЙДЖАНУ И СОПРЕДЕЛЬНЫМ С НИМ СТРАНАМ?

На фоне расширяющихся авиационных ударов турецкой армии против военизированных отрядов и военных баз Рабочей партии Курдистана (РПК или Курдская рабочая партия; курд. Partiya Karkerên Kurdistan - PKK, турец. Kürdistan İşçi Partisi, с января 2000 года - Демократический народный союз, с 4 апреля 2002 года - Конгресс свободы и демократии Курдистана (KADEK), с 4 апреля 2005 года восстановила название «Рабочая партия Курдистана») все больше становятся осязаемыми контуры угрозы этой террористической организации не только для самой Турции, но и ряда других государств региона, - Ирана, Сирии, Ирака и Азербайджанской Республики. Именно на территории этих государств расселено многомиллионное курдоязычное население[1].

Учитывая то, что основные аспекты «курдского вопроса» и связанные с ним в последнее время события на просторах Большого Ближнего Востока хорошо освещены в СМИ, в данном материале мы поговорим о связях РПК с Азербайджаном и заодно постараемся еще раз взглянуть на проблему курдов в этой стране в целом.

Данная тема вновь актуализировалась после начала авиаударов турецкой армии по военным базам РПК на севере Ирака и последовавших за ними трех взрывов в августе нынешнего года – одного на нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан на участке между Эрзинджаном и Рафахией близ села Юртбашы и двух на газопроводе Баку-Тбилиси-Эрзурум на юго-востоке турецкой провинции Карс (в уезде Сарыкамыш).

Азербайджанская сторона всячески пыталась исключить вероятность террористического характера обоих взрывов, несмотря на заявления представителей Турции о том, что взрывы были совершены боевиками РПК. Представители РПК, в свою очередь, взяли на себя ответственность за взрыв.  Согласно заявлению губернатора провинции Карс, в нападении участвовали около 20 человек.

Как бы там ни было, эти взрывы вновь актуализировали в аналитическом и экспертном сообществах вопрос о том, угрожает ли РПК Азербайджану. Сразу после подрыва БТЭ доктор юридических наук, профессор Камиль Салимов заявил, что он произошел после переговоров министра экономики и промышленности АР Шахина Мустафаева с министром нефти Ирана Бижаном Зангене. По его мнению, это говорит о том, что взрыв не был случайным, поскольку в ходе переговоров иранская сторона предложила использовать азербайджанские коммуникации для транспортировки иранских энергоресурсов:  «Буквально сразу после этого происходит взрыв на трубопроводе Баку-Тбилиси-Эрзурум. Нельзя смотреть на этот факт, как на случайность».

Как и следовало ожидать, в Азербайджане нашлись и те, кто разглядел в этих взрывах пресловутую «руку Москвы». Так, по мнению эксперта Эркина Гадирли, «надо понимать, что РПК никогда не была самостоятельной организацией. Она имела связи с Россией. Помнится, как в свое время КГБ имел очень тесные контакты с боевиками из этой организации и, тем самым, контролировал внешнеполитические маневры Турции в вопросе Черного моря, евроинтеграции, Ближнего Востока. Я не хочу сказать, что РПК сегодня находится под полным контролем России. Есть причастность Израиля и других стран. Но если подумать о том, кому эти взрывы были бы выгодны, то уж точно не Западу. Это выгодно России. Она недавно передвинула границы в Южной Осетии, чтобы захватить часть нашего нефтепровода. Во время вторжения в Грузию русские военные стреляли в сторону, где проходил наш трубопровод. Этим Москва дала нам понять, что может взорвать его».

Официозный политолог Эльхан Шахиноглы также уверен в том, что «подрыв на БТЭ также входит в сферу интересов России и Армении. Ни Кремль, ни Ереван не хотят, чтобы азербайджанский газ поступил в Европу через территории братской Турции».

Бывший сотрудник Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана, ныне научный сотрудник по международным отношениям при Королевском институте в Лондоне Заур Шириев также считает, что за всеми нападениями на азербайджанские экспортные нефтепроводы стоит Россия.

Тем не менее, более интересным выглядит ответ авторитетного политолога Зардушта Ализаде на вопрос о том, «Сможет ли угроза террора перейти в Баку?» (имелась в виду РПК): «Не думаю, что они придут в Азербайджан. Потому, что в их руках есть удобная Турция. Кроме того, силовые структуры Азербайджана достаточно сильны, и поэтому я не верю, что такие случаи могут произойти».

Получается, Ализаде не ждет угрозы Азербайджану со стороны РПК. Но так ли это в действительности?

Чтобы до конца разобраться, следует вкратце рассмотреть вопрос о самом курдском вопросе в Азербайджане с точки зрения истории появления представителей курдоязычных этносов на территории нынешней Азербайджанской Республики и об их роли в социально-экономической и политической жизни страны.

Общепринятым является то, что появление различных курдоязычных племен (аширетов) на Южном Кавказе относится к ХVI веку (хотя некоторые ученые уверены, что отдельные курдские семьи появлялись на этих землях гораздо раньше). Само название «Курдистан» как географическая единица, по мнению известного курдолога, профессора Гарника Асатряна, возникло, по-видимому, «в XII веке во времена правления сельджукского султана Санджара и вначале относилось к территории, расположенной между Атурпатаканом и Луристаном. Впоследствии границы его неоднократно менялись, однако понятие «Курдистан» никогда не имело политического смысла. Термин и поныне имеет лишь значение «место проживания курдов», как, например, хоронимы Белуджистан, Хузистан»[2].

Курдские племена жили на территории древней Мидии (Мады). Их язык относится к северо-западной подгруппе иранских языков. Но грамматический строй этого языка более близок к персидскому, чем к другим северо-западным языкам Ирана, к которым относятся талышский, мазандаранский и др. Поэтому все старания пропагандистов единого курдского языка «присвоить» себе всю историю древней Мады обречены на провал, также, как и их желание объявить чуть ли не большинство иранских народов «курдами». Некоторые авторитетные иранисты (напр., проф. Б.В. Миллер, В.Ф. Минорский и акад. И.Алиев) отмечали, что именно талышский язык и близкие ему диалекты являются прямыми потомками мидийского языка[3] .

Таким образом, родина курдов не имеет никакого отношения к области на северо-западе Ирана под названием Азербайджан. В этом был уверен, в том числе, и исследователь истории курдов В.Ф. Минорский, который утверждал, что родина курдов – не северо-запад Ирана, а восток[4].

В этом плане единственной «зацепкой», якобы подтверждающей присутствие курдского элемента на территории нынешней Азербайджанской Республики, остается государственное образование Шеддадитов, просуществовавшее в X-XI вв. в междуречье Куры и Аракса. Эта династия была основана в 951 г. (340 г. Хиджры) Мухаммедом Шеддадом. В историографии зачастую принято считать шеддадитов курдами (главным образом, на основании утверждения Мунеджимбаши, османского историка 17 века).

Но этот вопрос является довольно спорным, так как есть некоторые сведения о том, что шеддадиты были выходцами из Дейлама. «Шеддадиды также находились в числе народностей, проявивших себя в Дейламе. С 971 года Гянджа в течение 100 лет была столицей главной ветви Шеддадитов, которые вели войны с грузинскими Багратидами, армянскими князьями, византийцами, аланами (осетинами) и руссами по другую сторону Кавказа», - пишет Т.Ю. Ирмияева в своей книге «История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты»[5]. Далее, некоторые курдские источники утверждают, что шеддадиты происходили от раввадитов.

Отметим, что в существующей литературе указывается, что раввадиты были йеменцами из Басры, переведенные в Северо-западный Иран при халифе ал-Мансуре. Впоследствии они, как и другие племена, поселившиеся в Иране, полностью смешались с местным иранским населением.

Вдобавок ко всему этому, проф. Г.Асатрян также утверждает, что «отдельные средневековые княжества (Эййубиды, Шеддадиты, Перваниды и др.) на самом деле представляли не «курдские династии», а были чисто мусульманскими политическими образованиями»[6].

Итак, политического образования или государства под названием «Курдистан» история не знала вплоть до первых десятилетий ХХ в., т.е. до появления Красного Курдистана. Постановлением Азербайджанского ЦИК в 1923 г. была создана отдельная административная единица под названием «Курдистан», упраздненная в 1929 году. Северные границы Курдистанского уезда «отделяли последний по водоразделу Кангуро-Алангезского хребта. Курдистан граничил с Нор-Баязетским (ныне Камо) уездом ССР Армении. С юго-запада он примыкал к Шаруро-Дерелегезскому и Зангезурскому районам ССР Армении. Его границы с юго-востока по реке Акера проходили по меже с бывшим Джебраилским уездом, начиная с села Эфендиляр до впадения в эту реку ее левого притока Милхелев. Наконец, Курдистан граничил с Нагорным Карабахом с юго-востока от впадения реки Милхелев в Акру, вплоть до Муровдагского хребта». В Курдистанский уезд вошли целиком Кубатлинский, вся западная часть Джеванширского (собственно Курдистан) и вся западная часть бывшего Шушинского уезда, местности бывшего Карягинского уезда (а именно юго-западный угол с курдистанским населением). Согласно азербайджанской сельскохозяйственной переписи 1921 г., в местностях, вошедших в Курдистанский уезд, курдского населения было до 30 тысяч обоего пола[7].

Чтобы дополнить картину, обратимся к некоторым статистическим данным азербайджанских властей о численности курдов в стране. По данным переписи 1921 г. в сельских местностях Азербайджанской ССР курдов насчитывалось 32780 чел[8]. В 1926 г. численность курдов в Азербайджане составляла примерно 41 тыс. (1,8% населения республики)[9]. В 1939 г. их оказалось всего 6 тыс. (0,2%), в 1959 - 1,5 тыс., а в 1970 - 5,5 тыс. (0,1%). В 1979 г. официально было объявлено, что якобы в Азербайджане курдов вообще нет (так же, как и талышей, и других нетюркских народов). По итогам последней переписи населения (2009 г.), в АР проживает 13 тыс. курдов. Это в то время, как сами курдские источники утверждают, что в настоящее время численность курдов в Азербайджане могла бы быть не менее 350-400 тыс.

На этом фоне заявление одного из лидеров  курдской общины АР, главы общественного объединения «Курды Азербайджана», экс-кандидата в президенты АР, главного редактора газеты «Дипломат», «пропагандирующей идеи курдов и РПК в Азербайджане, начиная с 2000 года», Тахира Сулейманова о том, что, во-первых, «ныне в мире проживает 64 млн. курдов», а во-вторых, «численность курдов в Азербайджане приблизительно два, два с половиной миллиона человек», произвело в азербайджанском обществе и аналитической среде страны эффект разорвавшейся бомбы.

Мало того, что он «запустил в оборот» совершенно новые данные о количестве курдов в Азербайджане, что являлось «достаточно серьезной заявкой на особый статус» - Сулейманов также заявил, что «права его соотечественников подавляются в Азербайджане». В качестве  лучшего способа разрешения курдского вопроса в АР он предложил «федерализацию страны».

Но в заявлении Т.Сулейманова были озвучены и несколько других фактов, которые были абсолютно «новыми» для Азербайджана. «Чего хотят курды?»: «Своих высших человеческих прав, - ответил он. – Никто не имеет право ассимилировать или же приводить в рабство любой другой народ, созданный Аллахом. Если турецкое государство предоставило бы курдам те права, которые оно предоставило армянам, то не было бы 80-летнего конфликта. Армяне в Турции имеют все национальные права, политические условия. Почему турецкое государство не требует от руководства Ирана, чтобы оно уважительно относилось к правам наших братьев, предоставило им их культурные права»?

«Какие территории охватывает Курдистан?»: «До создания Оттоманской империи существовала империя Курдистан, - сказал он. – Некоторые ее называют империей Мед, куда входили Афганистан, половина Пакистана, некоторая часть Индии, Таджикистан, Дербент, Грузия, часть современной Турции, Аравия, Иран и Северный Ирак. В дальнейшем Курдистан на основе договора Гасри-Ширин был разделен на две части между Ираном и Оттоманской империей».

Т. Сулейманов утверждает: «Это вы называете нашу борьбу террором, а для нас она – национально-освободительное движение. По-вашему, каким должно быть национально-освободительное движение? Если в Южном Азербайджане создадут организацию наподобие РПК, и она станет требовать свободы для своего народа, как вы будете ее называть»?

«Имеются ли у курдов территориальные претензии к Азербайджану?» В ответ на этот вопрос Т. Сулейманов, с одной стороны, утверждает, что «курды не имели территориальных претензий к Азербайджану, и ныне их нет». Но вслед за этим заявляет: «Если образуется Курдистан, то там место найдется и для курдов, и для азербайджанцев. Если освободится Курдистан, то освободятся все народы Ближнего Востока». Плюс ко всему этому, он утверждает, что  «азербайджанские курды, если не открыто, то в сердцах воспринимают РПК как национально-освободительное движение».

Наконец, вопрос о том, сколько же курдов - граждан Турции проживают на территории АР? Т. Сулейманов: «Насколько мне известно, в Азербайджане обучаются 3 тыс. курдских студентов из Турции».

Получается, лидер курдской общины Азербайджана сам не в курсе того, сколько на самом деле его соплеменников переселилось из соседней Турции в Азербайджанскую Республику за годы независимости. Мало того, он делает вид, что не читает местную прессу, на страницах которой время от времени появляются сообщения о переселенных властями АР из Турции и Ирака курдах. Наши собственные наблюдения показывают, что не только Сулейманов, но и многие представители курдских общин из других стран также делают вид, будто им ничего неизвестно о численности  азербайджанских курдов. И это в то время, когда они хорошо осведомлены обо всем, что касается курдов в других странах. Следовательно, они специально умалчивают вопрос о своих взаимоотношениях с азербайджанскими курдами, что, на наш взгляд, не может быть случайностью.

Отметим лишь то, что представитель любого другого народа, - талышей, лезгин и пр., - если бы и не был арестован, то как минимум стал бы объектом преследования со стороны спецслужб АР после столь громких заявлений. То, что в отношении Т.Сулейманова мы ничего подобного не наблюдаем, говорит о том, что за ним стоят очень серьезные силы в Азербайджане. Согласно некоторым источникам в Баку, он всего один раз – в начале 2000-х – был задержан сотрудниками МНБ АР за распространение календаря с фотографией А.Оджалана, но вскоре был отпущен на свободу. Нетрудно представить, что было бы с талышскими или лезгинскими активистами, которые решили бы распространять календари с фотографиями своих лидеров.

Переезд граждан Турции в Азербайджан начался сразу после провозглашения независимости последнего в 1991 году. Но в первые годы независимости, когда националистические пантюркистские настроения были на подъеме, приезжими из Турции в основном были этнические турки. Ситуация в корне изменилась после того, как в 1993 году Гейдар Алиев путем военного переворота захватил власть в стране.

О курдском происхождении самих Алиевых сказано много, поэтому мы не видим необходимости писать об этом. Отметим только, что ещё в 1938 г. официальный орган ЦК КП Азербайджана, газета «Бакинский рабочий», а вслед за ней и газеты Нахичевани называли старшего брата Гейдара Алиева – Гасана Алиева  первым среди курдов АзССР, защитившим кандидатскую диссертацию и ставшим кандидатом наук. Отметим, что, уже будучи первым секретарем ЦК КП Азербайджана в 1969-1992 гг., Алиев-старший успел в массовом порядке выдвинуть на высшие посты в республике местных курдов и их соплеменников из Армении.

А после того, как он стал президентом уже независимого Азербайджана, многие турки, в первую очередь, разного ранга бизнесмены, вынуждены были спасаться бегством из этой страны, будучи под угрозой физического устранения или же ареста. Их состояние, производственные и коммерческие объекты даром перешли в руки представителей династии Алиевых и их приближенных. Приехавшие вместо них курды из Турции, Ирака и Ирана стремительно начали захватывать позиции не только в бизнесе, но и во властных структурах АР.

Однако дело этим не закончилось. Династия Алиевых начала интенсивно финансировать боевиков РПК в Турции. 6 ноября 1998 года, выступая на пресс-конференции, экс-президент АР А. Эльчибей заявил, что Гейдар Алиев, находясь на посту председателя КГБ Азербайджанской ССР, был причастен к созданию Рабочей партии Курдистана, ведущей вооружённую борьбу за создание независимого курдского государства в Турции. Арестованный лидер РПК Абдулла Оджалан в июне 1999 г. на судебном заседании в Турции сам признал, что «РПК имеет в Азербайджане представительство, и руководящие работники в этой стране оказывают нам финансовую помощь». Спустя месяц, член руководства курдского сепаратистского движения Хошнав Сипан в интервью газете «Коммерсантъ» добавил, что Гейдар Алиев вел переговоры с РПК «в начале 1993 года, когда возглавлял верховный совет Нахичевани. Он тогда принял трех представителей руководства РПК и обсуждал с ними вопросы сотрудничества».

Отметим и то, что в 1998 г. по указанию президента Гейдара Алиева в Министерстве национальной безопасности Азербайджана было заново создано подразделение для работы на курдском направлении. Одновременно, согласно азербайджанским источникам, в конце 2006 - начале 2007 гг. в Азербайджан из Турции и Ирака были переселены от 60 до 70 тысяч курдов. Они были доставлены в Азербайджан на автобусах, на некоторых из которых был нарисован герб РПК.

Курды компактно расселялись в селах западных районов АР, а также в городах Газах, Товуз, Шамкир, Гянджа, Ханлар, Самух и Геранбой. Кроме того, некоторое количество курдов было поселено в Нахичеванской Автономной Республике. Расселением курдов в указанных районах занимались в основном местные чиновники, курды по национальности. При въезде в Азербайджан курдам выдавали удостоверения личности сроком на один год.

Прибывшие в Азербайджан курды начали изучать азери-тюркский язык и в короткий срок получили хорошую работу, что дало им возможность контролировать  различные сферы бизнеса. Такая политика в свое время вызвала серьезное недовольство премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана, который выступил с жесткой критикой руководства Азербайджана за попустительство в деле переселения курдов в эту республику. Будучи главой МИД Турции, Ахмед Давутоглу во время встречи с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым в Бодруме потребовал сдать турецкой стороне пятерых высокопоставленных чиновников Азербайджана, связанных, по убеждению турецкой стороны, с финансированием борющейся против Турции террористической организации РПК.

В парламенте Азербайджана представители оппозиции поднимали вопрос о курдских переселенцах, но власти тщательно старались «замять» эту тему. Правда, представитель правящей партии депутат Айдын  Мирзазаде все же поспешил успокоить общественность, заявив, что причин для беспокойства в связи с переселением курдов пока нет, власти контролируют ситуацию и в случае необходимости примут меры. Тем самым, власти впервые признали наличие проблемы и факт переселения курдов в Азербайджан.

Сложно оценить количество курдов из Турции и Ирака, переселенных на территорию Азербайджанской Республики за годы правления династии Алиевых, так как в открытом доступе отсутствуют данные об этом. Более того, Нахичевань, граничащая с курдонаселенными районами, сама давно уже стала фактически курдским феодальным государством (после недавних реформ - уже с собственной армией).

Как бы то ни было, руководство АР до сих пор отказывается официально запретить РПК как террористическую организацию.  Более того, согласно сообщениям газеты «Ени Мусават», 20- и 30-летний юбилеи образования РПК были отпразднованы именно на территории Азербайджана – первый в селе Шахрияр Гёкгёльского района, а второй - в селе Даракенд Шарурского района Нахичевани. Также указывалось, что фонд «Надежда», функционирующий в Москве (!), периодически собирает деньги у своих соотечественников для нужд РПК и ведет пропаганду в пользу этой партии. Наконец, газета утверждает, что 27 депутатов Милли Меджлиса АР – этнические курды.

Бывший депутат парламента Джумшуд Нуриев утверждал, что «в нынешнем составе парламента этники составляют более 50%... В данный момент этники у нас отобрали все наши права. В том случае, когда 80% населения страны тюрки-азери, эти 20% этников держат под своим контролем те 80%... Баку нужно также очистить от армян. Их количество в парламенте и правительстве составляет примерно 19%. То есть у каждого пятого члена парламента или правительства либо мать, либо жена – армянка. Куда мы движемся таким путем?».

В 2013 году газета «Хуррият» опубликовала статью под заголовком «РПК претендует на власть в Азербайджане». В ней РПК называется «врагом азербайджанского общества». Газета утверждает, что, хоть курдов, согласно официальной статистике, насчитывается в Азербайджане всего 10-12 тыс. человек, но «это этническое меньшинство составляет 20% азербайджанского парламента». А это, по мнению газеты, является «показателем властной силы», что заставляет нас признать «наличие вероятности осуществления невероятных политических событий в Азербайджане». «Видимая часть проблемы состоит в том, что курды поставили вопрос о своем желании превратиться в серьезный политический фактор в Азербайджане… Уже идут, не так ли?», - задается загадочным вопросом газета.

В декабре 2012 года выяснилось, что в подавлении участников акции протеста в Баку участвуют полицейские части, состоящие в основном из курдских боевиков, которые получали  приказы от своих командиров на курдском языке в силу того, что не владели азери-тюркским (азербайджанским) языком.

Для азербайджанского общества стало шоком, когда на недавнем турнире по рукопашному бою четырехкратный чемпион Европы, спортсмен, представляющий АР, Анар Сулейманов вышел на ринг с символикой Курдской рабочей партии. Турнир показали по азербайджанскому телеканалу «Спорт». А на критику зрителей, упрекнувших спортсмена в симпатиях к курдским террористам, Сулейманов ответил площадной бранью и угрозами, говорится в сообщении.

Но самое интересное произошло во время последних парламентских выборов в Турции (7 июня 2015 г.), в результате которых партия Эрдогана потеряла возможность единолично сформировать правительство. Президент АР Ильхам Алиев хоть и поздравил Эрдогана одним из первых «с победой его партии на выборах», но мы тогда предпочли  назвать это «поздравлением с намеком», своеобразным «поцелуем Иуды». И вот почему.

Кроме самой Турции, в 54 странах мира 2866979 граждан Турции также получили возможность участвовать в этих выборах. 931465 человек воспользовались этим правом. Кому из партий были отданы голоса проживающих на территории Азербайджана турецких граждан (разумеется, дело не в количестве голосующих, а в их процентном соотношении)? За Народно-республиканскую партию отдали свои голоса 30,58% избирателей в Азербайджане, тогда как правящая Партия справедливости и развития набрала 28,31% голосов. Что касается прокурдской Демократической партии народов, то она заручилась поддержкой 20,28% граждан. Портал прокомментировал это событие так: «Турки в Баку проголосовали за курдов».

Но были ли они турками на самом деле? Если да, то почему граждане Турции - этнические турки должны были отдавать свои голоса курдским депутатам, хорошо зная последствия этого для будущего турецкого государства? Портал объяснял это тем, что «большинство турецких бизнесменов и гастарбайтеров в Азербайджане - курдского происхождения и выходцы из восточных регионов Турции». Но и тут возникает «неудобный» вопрос: если азербайджанцы и турки на самом деле являются «братьями», как этого утверждают власти АР в течение всего периода независимости, и строят свои отношения якобы на основе лозунга «одна нация – два государства», то почему же прибывшие из Турции в Азербайджан «турецкие бизнесмены и гастарбайтеры» должны быть в основном «курдского происхождения» (многие из которых, как уже мы упомянули, открыто финансируют террористическую организацию РПК)?

Наконец, отношение руководства АР к РПК четко и ясно дало о себе знать, когда турецкое руководство начало наносить авиационные удары по позициям боевиков этой организации. Несмотря на то, что руководство Турции обратилось ко всем государствам мира с просьбой поддержать страну в этой борьбе против терроризма, по сей день официальный Баку так и не выступил даже с устным заявлением в поддержку «братской» страны. Более подробно об этом можно прочитать в нашей ранее опубликованной статье на сайте ИА «ТолышПресс».

Итак, суммируя сказанное, можно прийти к однозначному выводу, что все эти годы «курдская мистерия» в АР развивалась по нарастающей. К чему может это привести Азербайджан и регион в целом? Думаем, было бы правильно разделить этот вопрос на четыре части:

1) Угрожает ли «курдская мистерия» нынешним азербайджанским властям? Ответ отрицательный. Она никак не угрожает правящей в АР династии Алиевых, так как она по этническому происхождению является составной частью этой «мистерии». Но и это - не все. Эта династия является одним из самых боевых и финансово мощных крыльев и спонсоров Рабочей партии Курдистана, а сам Азербайджан, на территории которого они имеют все возможности для своей подготовки, - надежным убежищем для многих террористов из этой организации. Алиевам удалось в 1993 году захватить власть в Азербайджане, а за истекшие годы они существенно продвинулись в деле по превращению этого государства в курдское.

2) Угрожает ли «курдская мистерия» народам, населяющим территорию Азербайджанской Республики? Безусловно, да! Опыт правления курдской династии Алиевых в течение довольно долгого периода (начиная с 1969 года вплоть до нынешних дней (с некоторыми перерывами) четко и ясно доказывает, что курды крайне жестко относятся к другим народам (особенно автохтонам - талышам, а также лезгинам и другим дагестанским народам)[10]. Они ассимилируют их, а представителей, не подлежащих ассимиляции, физически уничтожают. И это при том, что они - по каким-то известным им и неизвестным нам причинам - вынуждены скрывать свое происхождение, и позиционировать себя в качестве «азербайджанцев» (азери-тюрков). У нас нет никаких сомнений в том, что если в один «прекрасный» день Азербайджан превратится в «Курдбайджан» (что не исключено), ни один из вышеназванных народов не сможет спастись от неминуемой гибели.

Отсюда вытекает еще один немаловажный вопрос, на который мы постараемся ответить:

3) Угрожает ли «курдская мистерия» соседним с Азербайджанской Республикой народам и государствам? Тот же Т.Сулейманов утверждает, что «если образуется Курдистан, там место найдется и для курдов, и для азербайджанцев. Если освободится Курдистан, то освободятся все народы Ближнего Востока». Но, увы, пример Азербайджанской Республики недвусмысленно доказывает, что такие заявления адресованы, скорее всего, слишком доверчивым и наивным людям. Не составляет сложности представить себе, какие сюрпризы могут приподнести курды своим соседям.

Находясь у власти в АР, курдская династия Алиевых превратила свою власть в источник угрозы практически для всех соседних государств и всего региона. С Арменией все и так известно. С Грузией АР находится в состоянии латентной войны из-за нерешенности приграничных споров. Власти АР никогда не скрывали своих намерений по расчленению Ирана и созданию «Великого Азербайджана» (вполне возможно – «Курдбайджана») путем присоединения части территорий своего южного соседа.

Что касается России, то, с одной стороны, руководство страны перманентно воспитывает общественное мнение в русофобском духе, о чем свидетельствуют наши обзоры бакинских СМИ. С другой стороны, судя по последним заявлениям некоторых бакинских официозных политологов, оно держит в своих руках «фитиль» войны для дестабилизации ситуации на российском Северном Кавказе (под фитилем предположительно подразумевается многотысячная армия салафитов в самом Азербайджане и на территории РФ). Для иллюстрации приведем высказывания бакинского эксперта по международному праву Эркина Гадирли, который, с одной стороны, не сомневается в том, что все это «будет влиять на развитие событий в нашем регионе», а с другой, утверждает, что «Россия теряет эффективный контроль над Северным Кавказом. Да, Россия может военным образом доминировать в регионе, но она не может привлечь его с идеологической точки зрения. Идеологически на Северном Кавказе доминируют ИГ и салафизм. Самая же взрывная сегодня ситуация в Дагестане, где, как и на всем Северном Кавказе, воздействие «Исламского государства» будет расширяться. Нам надо в этой связи не только укреплять свои северные границы, но и найти себе союзников на Северном Кавказе. Традиционно лояльны к нам были чеченцы. От Дудаева до Кадырова - все они с симпатией относились к азербайджанцам. Поэтому от позиции чеченцев тоже будет зависеть многое».

На фоне таких высказываний (точнее, завуалированных угроз в адрес соседних стран), интересно было бы узнать, что будет со всеми этими государствами и регионом в целом, какие новые беды принесет им всем создание на просторах Большого Ближнего Востока огромного государства курдов, границы которого очертил не только Т.Сулейманов, но которые также ясно видны из существующих в Интернет-пространстве различных карт. Согласно одной из таких карт, составленной Курдской демократической партией, руководимой Масудом Барзани, и распространенной на Facebook, в состав «Большого Курдистана» включены: остан Западный Азербайджан, некоторые города остана Восточный Азербайджан, города Биджар, Гюрва, Сонгур, область Хамадан - в Иране; Нахичевань - в АР; Киркук - в Ираке; огромная часть Турции – всего 500 тыс. км2 территории с населением в 55 млн. чел.).

Обыватель может поддаться иллюзии, что создание столь крупного и богатого (в Курдистане сосредоточены значительные водные и нефтяные ресурсы) государства действительно может уберечь регион от дальнейшей эскалиции и без того чрезмерного насилия. Но беда в том, что курды часто ошибочно воспринимаются в качестве единой региональной силы. В действительности это не так. Кроме того, нет однозначного ответа на вопросы: что такое «Курдистан»? Где его границы? Какие этнические и конфессиональные группы включены в «курдский проект»? Сильные противоречия амбициозных курдских лидеров становятся причиной их различного понимания того, как разрозненные части Курдистана должны идти к независимости и последующей перспективе объединения. Достаточно ярко эти противоречия вскрылись во время сражения ИГ и сирийских курдов за Кобани: курдов сковывали не только противоречия между сирийскими курдами, но и своеобразный подход к проблеме со стороны лидера иракского Курдистана М.Барзани. Создавалось стойкое ощущение, что своими достаточно медлительными действиями и весьма малочисленной помощью сирийским курдам (в 200 бойцов) он подыгрывал Анкаре (а в данном случае - и ИГ), с которой вел и ведет нефтеторговлю.

В ближайшее время эти противоречия вряд ли исчезнут. Возможный выход А.Оджалана - признанного лидера турецких курдов - из тюрьмы лишь усилит эти противоречия (даже среди самих турецких курдов). Приходится согласиться с выводом портала haqqin.az о том, что «с появлением независимого Курдистана сложно связывать надежды на локализацию геополитической напряженности. Наоборот, активизация курдского фактора еще больше усугубит ситуацию на Ближнем Востоке, поскольку это станет новым маяком для разгорания сепаратистских настроений и перекройки границ других региональных держав», - пусть даже в этой цитате мы и не встречаем названия Азербайджанской Республики.

4) Наконец, угрожает ли эта «мистерия» Азербайджанской Республике как суверенному государству, которое принято считать тюркским? Да, безусловно! Благодаря целенаправленной политике династии Алиевых на сегодня курды и по численности, и по своим финансово-экономическим возможностям, и по политической организованности (внутри АР) превратились в мощную силу, способную раз и навсегда покончить с существованием «тюркского Азербайджана», превратив его в самостоятельное курдское государство. И это - в лучшем случае. А в худшем – они превратят его в неотъемлемую часть «Большого Курдистана».

Но все это вовсе не означает, что мы выступаем против восстановления попранных прав курдов, вынужденных жить на территориях нескольких государств. Наоборот, мы искренне желаем, чтобы все народы стали свободными. Но мы также убеждены в том, что никому еще не удавалось построить свое счастье и свободу на несчастье и несвободе других, чем занимаются курды в Азербайджане. Если курдоязычные племена искренно желают, чтобы мир, а главное - их ближайшие соседи, некоторые из которых могут однажды оказаться в составе «Большого Курдистана», поверили в их сладкие обещания о демократии и идеалах свободы, они все еще имеют шанс доказать это на примере Азербайджанской Республики.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Называть их единым народом под названием курды мы считаем неправильным, так как каждая народность, которых сторонники «Большого Курдистана» (нередко без их согласия!) включают в это сообщество, является самостоятельным этносом. До конца XIX века каждая из этих народностей была известна под своим этнонимом; они до сих пор имеют свои языки и традиции, достаточно отличающиеся друг от друга. Называть их всех курдами вошло в традицию в основном в ХХ веке. Их принято различать по племенам (гурна, бабан, джелали, джаф, милан, зилан, мукри, соран, хасани, шеккак) и географическим названиям (хеккари, бахтани, бахдинани).

[2] Асатрян Г. Этническая композиция Ирана. От «Арийского простора» до азербайджанского мифа. Ереван. 2012. С. 99.

[3] Уже более полувека связь курдского языка с мидийским (и курдов с мидийцами соответственно) рассматривается лишь в рамках северо-западноиранского языкового единства. При том современный курдский язык, в отличие от зазаки, горани, талышского и др., сохранивших ряд исконных северо-западных (мидийско-парфянских) характеристик, является одним из самых ранне-персианизированных северо-западноиранских языков, что подтверждает гипотезу о локализации прародины курдов в области Фарс (См.:  http://www.disput.az/index.php?showtopic=10156).
Б.В. Миллер писал, что мидийский язык «относится к северо-западной иранской группе языков и что он, несомненно, был близок талышскому, сохранившему те же основные особенности фонетики, которые были свойственны еще мидийскому языку». (См.: Миллер Б.В. Талышский язык. – М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 217, 53). А акад. И. Алиев, обобщая высказывания ряда авторов о связи мидийского языка с северо-иранскими диалектами, в том числе с талышским языком, особое внимание обратил на слова Херцфельда о том, что «как иранские диалекты, засвидетельствованные в Южном Азербайджане в эпоху раннего средневековья, так и ныне сохранившиеся на этой территории иранские диалекты (и те и другие относятся к северо-западной иранской группе) отличаются теми же особенностями, которые характеризуют мидийский язык». «Поэтому, - далее пишет он, - можно полагать, что они являются потомками мидийского языка или вероятнее - мидийских диалектов». (См.: Алиев И. Очерк истории Атропатены. – Баку: Эльм. 1989. С. 28).

[4] Подр. см.: В.Ф. Минорский. Курды. Ст-П., 1915.

[5] Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты.  Челябинск, 2000, с. 321-322.

[6] Асатрян Г. С. Армения, Иран и регион. Ереван. 2014. СС. 153 и сл.

[7] Газета «Заря Востока» № 281 (446), 6 декабря 1923 г.

[8] См.: Обзор деятельности Совнаркома ЗСФСР, Тифлис, 1923, с. 16.

[9] К.В. Мамедов. Население Азерб. ССР за 60 лет. Баку. 1982. С.55.

[10] Чтобы ситуация стала более ясной русскоязычному читателю, приведем такой пример: 28 августа 2015 г. гражданина РФ – талыша по национальности М. Аббасова, прилетевшего в Азербайджан на похороны безвременно ушедшего из жизни юного племянника, в бакинском аэропорту не пустили в страну.  Причиной является то, что 15 августа он присутствовал на свадьбе своего младшего брата в родном селе Бадалон Масалонского (Масаллинского) района, где несколько песен были исполнены на родном талышском языке! Вот пример отношения курдской власти АР к своим соседям – талышам!..

 

Фахраддин Абосзода,
 
Рустам Искандари
10 сентября, 19:04