«Балканский рубеж»: фильм десятилетия
Вышедший на днях на экраны «Балканский рубеж» - фильм о российской операции 1999 года в Приштине - не только отлично сделанный боевик (хотя в нем замечательно показаны наши военные) или патриотическая картина о верности долгу и важности отстаивания геополитических интересов (хотя тут прекрасно раскрыта тема российско-сербской дружбы). Удачно сочетая лучшие элементы этих жанров, фильм убедительно и жестко рассказывает о главном: о чести, о боевом братстве, о дружбе, о вере, о любви. О том, что без Приштины-1999 не было бы Южной Осетии-2008 и Крыма-2014. Не было бы современной России.
Не пересказывая сюжет, остановлюсь лишь на нескольких моментах, демонстрирующих, что перед нами - не рядовой «экшн» или ура-патриотический фильмец про то, как «наши» в очередной раз закидывают шапками многократно превосходящие силы противника (как, к сожалению, можно подумать после просмотра трейлеров и рекламы на Первом канале). «Балканский рубеж» - лучший российский фильм десятилетия. Лучший благодаря не только сценарию, режиссуре, кастингу (чего стоят одни призывники на БТР - стопроцентное попадание в типаж!) и спецэффектам, но изложенной в нем идеологии настоящего. Того, за что стоит жить - и, когда понадобится, умирать.
Умереть приходится многим. «Но нет, никто не гибнет зря». Начальник полицейского участка Горан Милич (в прекрасном исполнении Гойко Митича), полицейский Вук, множество безымянных сербов и сербок - за родину.
Россияне-спецназовцы, удерживающие аэропорт до прибытия российской бронеколонны - за родину и друг за друга. Погибая в роддоме под натовской бомбежкой, молодая мать дает начало новой жизни. Гибель десятков албанских боевиков и особенно так называемого врача, сотрудничающего с этими боевиками доктора Штерна на этом фоне особенно тоскливо-бессмысленна. Такую смерть они выбрали собственной жизнью.
Этот фильм можно и нужно смотреть в Великий Пост: одна из ключевых сцен «Балканского рубежа» - мученическая смерть сербского православного священника, исповедавшего Христа и застреленного албанским головорезом на глазах маленького сына (ребенку, кинувшемуся на защиту отца, проломят голову прикладом). Вообще тема детей красной нитью проходит через весь фильм, и это далеко не просто констатация очевидного для всякого нормального человека факта, что война и дети - суть вещи несовместные.
Перед расстрелом. Справа - главный герой, русский спецназовец Шатай, сербский священник, его сын Миша
«Молись, сынок» - и в этот момент отец-священник уже знает о неизбежности того, что маленькому Мише предстоит увидеть через пару минут. Окаменевшая от ужаса, забившаяся под кровать, истерически отгораживающаяся плюшевой игрушкой от кошмарного мира Надя - племянница Вука, чудом спасшаяся, когда всю ее семью от мала до велика, собравшуюся по случаю праздника, уничтожили албанские боевики.
Перекошенная ужасом, залитая слезами мордашка сербской девочки Милы, на глазах которой расстреляли несколько десятков взрослых (ей самой собирались перерезать горло) - той самой Милы, которую в конце фильма несет на руках русский солдат, снова и снова символизируя мир на земле.
И безымянный албанский мальчишка-разведчик, с ухмылочкой, медленно показывающий, как именно его старшие соплеменники будут резать горла врагов, но благополучно покидающий занятый россиянами аэропорт на своем велосипедике.
Безоговорочная готовность сил зла убивать детей - и принципиальная невозможность, смертельная разрушительность (об этом четко говорит один из героев) подобного поведения для наших бойцов. Для любого нормального человека. Поразительна не новизна этой мысли - поразительна ее четкая артикуляция в контексте прямо противоположной тенденции, активно внедряемой в сознание молодежи через соответствующую пропаганду в социальных сетях. Мы уже неоднократно писали и еще неоднократно напишем о деструктивном проекте, одна из целей которого - снятие у молодежи и подростков морального барьера на насилие в отношении детей. Избить ребенка, ударить ребенка, убить ребенка - подобными призывами и «мемами» кишат соцсети, и Россия уже пожинает первые плоды этой инфернальной кампании. «Балканский рубеж» - вот почему на этот фильм обязательно нужно вести детей, начиная с младших подростков - наглядно демонстрирует, кем являются детоубийцы, и почему пример нужно брать с тех, кто им противостоит - и на войне, и в так называемой мирной жизни. Убивая ребенка, человек убивает себя - к человекоподобным существам это, разумеется, не относится.
Другая важнейшая мысль фильма также далеко не нова, но от очередного повторения приобретает дополнительный вес. Это мысль о необходимости действия, о том, что нельзя оставаться в стороне, когда твоя страна - и вот этот конкретный страдающий человек - нуждаются именно в твоей помощи.
Два раза, в начале и конце фильма, камера концентрируется на стандартном листке бумаги, исписанном в первый раз неровным врачебным, во второй - четким военным почерком. Главная героиня, молодая медсестра Ясна, протягивает главврачу заявление об увольнении: я не могу, я не выдерживаю, я должна была спасти многих, но спасла лишь одного!.. В этот момент бригада санитаров ввозит в приемный покой очередную окровавленную роженицу, пострадавшую во время авианалета на Белград натовских бомбардировщиков. Отдавая указания об экстренной операции, врач бросает подчиненной: «Лучше помочь одному человеку, чем не делать ничего!».
Разумеется, она остается. Свою подпись под заявлением об увольнении ставит генерал Сомов, командовавший операцией в Приштине и отказавшийся ее отменять, несмотря на давление и угрозы российского политического руководства - как их называли в девяностые, национал-предателей. Генерал сделал все, что мог - и наконец-то свободен. Пускай все бесполезно, пускай через несколько лет российские военнослужащие уйдут из региона - делай, что должно, и будь что будет. Увидеть во всем этом «сюжет о бессмысленности военного подвига», как это сделал один из рецензентов - значит посмотреть в параллельной реальности какой-то совершенно иной фильм.
Кстати, «Балканский рубеж» в очередной раз показал, какая пропасть лежит между цехом так называемых кинокритиков и отзывами «рядовых» зрителей. Большинство профессиональных рецензентов критиковали фильм за то, чего в нем нет, изо всех сил закрывая глаза на очевидные положительные стороны, тогда как условные 90% зрителей, поделившихся мнением на своих страницах вКонтакте, называли кино замечательным (зачастую, конечно, и «тяжелым», что полностью соответствует действительности) и рекомендовали обязательно посмотреть его. Присоединяемся к этому пожеланию и мы.
Последний штрих: «слоганом» (девизом) фильма является столь же банальная, как и аксиома о невозможности убийства детей, фраза «Мир, за который стоит бороться». Что же здесь поразительного?.. Точно так же, как и противостояние в линии о детях, этот «слоган» бросает вызов все той же человеконенавистнической идеологии, активно продвигаемой в социальных сетях. Де-факто это ответ на «Человеческий род больше не стоит того, чтобы за него бороться» - бессмысленно-многозначительные слова из дневника одного из «колумбайнеров», Эрика Харриса. Сознательна или подсознательна эта перекличка миров, не имеет особого значения: важно, что жизнеутверждающий девиз, подкрепленный всей мощью русского оружия, звучит не по темным уголкам всемирной сети, а во всех кинотеатрах страны, вдохновляя нормальных людей.
А что же любовь?.. Да, этот фильм еще и о настоящей любви! «Любовь - не вздохи на скамейке»
Возможно, «Балканский рубеж» станет фильмом не только десятилетия, но и всего того теперь уже огромного временного отрезка, отделяющего нас от эпохи национал-предательства.
Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба