«ЮФО и СКФО – единый макрорегион»

02 августа, 18:00

 

О миграционной ситуации в Краснодарском крае и мерах по ее улучшению, исламском радикализме, соперничестве и переспективах развития ЮФО и СКФО, взаимоотношениях с соседними субъектами РФ и Абхазией Кавказскому геополитическому клубу рассказывает доктор политических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и политического управления ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (Краснодар) Андрей Баранов.

- Уважаемый Андрей Владимирович, численность населения края и его столицы растет, пожалуй, быстрее, чем самой Москвы. Контролируема ли эта тенденция? Не влечет ли она угрозу снижения привлекательности края для проживания и работы, в том числе путем возникновения потенциальной почвы для этноконфессиональных конфликтов? Каким образом миграционные процессы могут быть введены в более контролируемое русло?

- Численность постоянного населения края, по расчетным данным Краснодарстата на 1 мая 2016 г. составила 5528,8 тыс. чел., что на 426,7 тыс. чел. больше, чем по Всероссийской переписи 2010 г. Население растет почти полностью за счет миграционного прироста, т.к. уровень рождаемости примерно равен смертности[1]. Разумеется, это официальные данные, и они не учитывают нелегальную и маятниковую миграцию (по экспертным оценкам, таковая добавляет еще 25% числа приехавших в край). Высокий приток населения в регион свидетельствует о его привлекательности. Например, в соседнем Ставропольском крае распространен стереотип о «раю» на Кубани.

«Угроза снижения привлекательности края для проживания и работы, в том числе путем возникновения потенциальной почвы для этноконфессиональных конфликтов» была всегда с начала 1990-х гг., но на фоне соседей - Ставропольского края и республик Северного Кавказа - ситуация относительно терпимая.

Отчеты о деятельности Управления ФМС по Краснодарскому краю свидетельствуют о достаточно активной и напористой политике ограничения миграционных потоков. Так что контроль миграции есть. Другое дело, что хотелось бы повысить качество миграционного контроля. На наш взгляд, необходимо принять Миграционный кодекс РФ, на основе которого обновить законодательство субъектов федерации, в том числе Краснодарского края. Необходимо определить статус внутрироссийского переселенца. Требуются программы социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество, без обучения по которым с положительным результатом переселенцы не получат регистрации и прав трудовой деятельности. Нужны действенные меры против тех фирм – работодателей, которые демпингуют на рынке труда, ввозя неквалифицированную рабочую силу.

На уровне субъектов федерации целесообразно принимать программы реализации миграционной политики РФ, поскольку их цели и задачи не сводятся к иным видам политики: этнической, языковой, демографической и др. Краснодарский край имеет сравнительно низкие валовой региональный продукт и среднемесячную зарплату, высокий уровень плотности населения. Ввиду аграрной и курортной специализации основной части края конфликтогенным узлом может стать контроль над землей. Следовательно, необходимо целевое расселение мигрантов в депрессивных северных и северо-восточных районах Кубани, ограничение миграционных потоков в приграничных и геополитически важных местностях.

89% мигрантов на Кубани – это граждане России, приехавшие из других регионов. И конфликты, и образование религиозных и этнических анклавов связаны именно с данным слоем. Считаю, надо восстановить ограничения регистрации проживания и прав трудовой деятельности в ряде местностей: Черноморское побережье, Краснодар, приграничные районы. То есть, проблема упирается в принятие Федерального миграционного кодекса и в ограничение права граждан России свободно выбирать место проживания. Надо смотреть правде в глаза: то, что сейчас творится в Франции и Германии, - религиозный экстремизм и терроризм с массовыми жертвами - может прийти и к нам, только не из Африки, а из Дагестана или Ингушетии. Поэтому следует жестко ограничить миграционный приток из республик Северного Кавказа.

- Угрожает ли стабильности в крае опасность исламского радикализма, особенно в контексте декларируемых попыток переноса деятельности запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» на российскую территорию? Нашла ли агрессивная проповедь «ИГ» внимательных слушателей в Краснодаре?

- Да, опасность религиозного радикализма, превратно истолковывающего ислам, в регионе есть. Но по экспертным оценкам и массовым опросам, в Краснодарском крае только 2-3% верующих жителей исповедуют ислам, в сравнении с 12% в соседнем Ставропольском крае. По данным Духовного управления Республики Адыгея и Краснодарского края, численность мусульман в Краснодарском крае составляет около 180 тыс. чел., действует 7 мечетей[2]. Кроме мусульман – постоянных жителей, на Кубани находится до 160 тыс. трудовых мигрантов из Средней Азии (около 15 тыс. из них, т.е. 10%, легализовались), по сведениям координатора сочинской приемной сети «Миграция и право» Правозащитного центра "Мемориал" Семена Симонова. Таким образом, основная мусульман края не относится к автохтонным адыгам. Среди мусульман преобладают татары, чеченцы, даргинцы, ингуши, представители дальнего зарубежья – студенческих диаспор. Проявлений открытых конфликтов нет. Молодёжных джамаатов, неподконтрольных Духовному управлению мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, эксперты не фиксируют. Последний успешный теракт произошёл в 2003 г. Так что на фоне соседних регионов ситуация несколько лучше.

Хотя успокаиваться, конечно, нельзя. В 2015 г. объявлены в розыск 2 женщины – жительницы Краснодарского края, которые участвовали в террористической организации и пытались вербовать жителей края для участия в «ИГ». «В отношении злоумышленниц возбуждено уголовное дело по статье «Содействие террористической деятельности», принимаются меры к их розыску», - сообщил старший помощник прокурора края Александр Рюмин. С начала 2015 г. 4 человека пытались пересечь государственную границу в пределах Краснодарского края и примкнуть к террористической организации «Исламское государство», но были задержаны. Все они пытались покинуть РФ в Сочинском аэропорту. Кроме того, 8 жителей края объявлены в международный розыск в связи с тем, что в 2014 г. они примкнули к ИГ[3]. Сотрудники ФСБ в пределах края в августе 2015 г. задержали нескольких граждан РФ, которые планировали выехать в Сирию для присоединения к «ИГ». Все задержанные – выходцы из северокавказских республик, как сообщили интернет-порталу «Кубань 24» в пресс-службе УФСБ по Краснодарскому краю[4]. В отношении задержанных возбуждены уголовные дела по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации».

Предполагаемый террорист Арсен Ферзалиев был задержан 16 октября 2015 г. в рамках уголовного дела о публичных призывах к терроризму. По данным ФCБ, он являлся администратором группы террористической направленности в социальной сети «ВКонтакте»[5]. На допросе Ферзалиев сообщил, что, работая помощником машиниста в Краснодарском крае, решил совершить подрыв самодельного взрывного устройства, которое предполагал заложить в одну из электричек в железнодорожном депо. Для этого он через интернет связался со знакомым членом «ИГ», участником вооруженного конфликта в Сирии, у которого попросил инструкцию по изготовлению самодельного взрывного устройства. После теракта он планировал выехать в Сирию и вступить в ряды «ИГ».

В крае за 2015 г. за попытку примкнуть к «ИГ» правоохранительные органы возбудили уголовные дела в отношении 22 лиц. Как сообщил прокурор Краснодарского края Леонид Коржинек[6], 15 из них задержаны, а 7 находятся в международном розыске. Некоторые жители края подвергаются уголовному преследованию также в соседних субъектах РФ. Так, 24 ноября в Майкопском городском суде осужден обвиняемый в попытке примкнуть к «ИГ» 40-летний уроженец Дагестана, житель станицы Нововеличковская Динского района Эльман Исаев. В отношении Исаева возбуждено уголовное дело по п. 2 ст. 208 УК РФ, ч.1 ст. 30 («Попытка участия в вооруженном формировании на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам РФ»)[7]. Следствием и судом установлено, что Исаев несколько месяцев искал в Турции людей, которые помогут ему пересечь границу и попасть в Сирию, связался с вербовщиками, которые оказали содействие в попытке пересечь границу. Исаев задержан правоохранительными органами Турции, выдворен из этой страны, и взят под стражу в РФ. Суд назначил Исаеву наказание в виде тюремного заключения на 1 год 10 месяцев.

- ЮФО и СКФО – единый макрорегион или два совершенно разных (по тенденциям развития, особенностям внутриполитической ситуации и т.п.) федеральных округа, объединение которых (даже теоретически) неуместно и неактуально? Что роднит, а что отличает Северный Кавказ и Юг России – в общем и целом?

- Это очень сложный и объемный вопрос. С точки зрения целей развития, экономических и геополитических императивов ЮФО и СКФО – единый макрорегион, и это подтверждает решение Президента России о слиянии Крымского и Южного ФО. По сути, с точки зрения федеральной власти есть «Большой Юг» России с особенностями в своих составных частях. Специфика Северного Кавказа – его повышенная полиэтничность, многорелигиозность, экономическая и социальная отсталость, проявления терроризма (свыше 85% терактов в стране регистрируется именно в СКФО, а еще точнее – 90% из совершенных в СКФО приходится на Дагестан, Ингушетию и Чечню). Но для центра это соподчиненный вопрос, и мне кажется, что упразднение СКФО назревает.

Вы правильно усложняете вопрос, по объективным экономическим, социодемографическим, социокультурным тенденциям ЮФО и СКФО контрастны. В ЮФО (особенно на Кубани и Дону) - инвестиционный бум, а в СКФО – хроническая депрессия. У нас низкая сравнительно безработица, в республиках – высокая. У нас - старение и низкая рождаемость, у них - омоложение и высокая рождаемость. В краях и областях - миграционный приток, в республиках – отток (к нам). У нас - пусть фрагментарная, но модернизация. У них - архаизация. Но вся проблема в том, что государственная власть не может плыть по течению, подстраиваться под эти тенденции. Нужна проактивная территориальная политика, которая будет собирать, сплачивать мозаичное пространство Большого Юга.

И мы упираемся в вопрос, что такое федеральный округ и зачем он нужен? Это явно не «естественный» регион, исторически оформляющийся веками, не историко-культурный или этноконфессиональный ареал. Федеральные округа и юридически, и на деле создавались в 2000 г. как подобие «ободов», чтобы скрепить, реинтегрировать государство, не допустить его распада. Это координационные, а по факту и регулирующие институты федеральной исполнительной власти. Поэтому фантазии о некоей «Северо-Кавказской республике» нелепы и опасны. СКФО – это временная конструкция, нужная для повышения эффективности политики безопасности, антитеррористических действий и т.п.

Эксперты часто обсуждают альтернативные варианты, как обустроить пространство Юга. Например, покойный Абдул-Насир Дибиров предлагал создать Прикаспийский ФО в составе Дагестана, Чечни, Ингушетии, Калмыкии и Астраханской области. А остальные регионы Юга объединить в Азово-Черноморский ФО. Или вариант, который часто высказывают в Астрахани и Волгограде: вернуть их с Калмыкией в Приволжский округ или создать Нижне-Волжский, вернуться к советскому районированию 1970–1980-х гг.

Но, на наш взгляд, проблему это не решит. Сейчас Ставропольский край не справляется с ролью «экономического локомотива» для депрессивных экономически и социально республик. Астраханская область - не лучше, и демографических ресурсов у нее почти втрое меньше, чем у Ставрополья.

Для эффективного решения надо сосредоточиться на главном вопросе: что Российскому государству нужно от территориального устройства «большого» Юга? Я бы расставил приоритеты так: 1. Безопасность. 2. Интеграция, укрепление общероссийской идентичности и российского «образа жизни». 3. Экономическое и социальное подтягивание республик хотя бы к уровню развития соседних краев и областей. Для этого на Юге должно быть крепкое русское ядро территорий – и экономически, и социодемографически, и с точки зрения «стержневых» смыслов и ценностей информационной политики. Не будет этого, будем играться в обанкротившийся мультикультурализм, - значит, как минимум, нынешние проблемы сохранятся, а то и усугубятся.

Итак, я за единый Южный федеральный округ в составе Крыма, нынешнего «урезанного» ЮФО и нынешнего СКФО. Где сделать административный центр округа – это технический вопрос, связанный с масштабом экономики и транспортными удобствами. Либо Ростов-на-Дону, либо Пятигорск.

- Что лежит в основе соперничества Краснодарского края и Ростовской области – объективные экономические интересы, претензии на первенство и «столичность», просто добрая соревновательность похожих и в то же время отличающихся друг от друга субъектов федерации? Это, скорее, здоровая конкуренция или несколько болезненное противостояние?

- Все вместе взятые причины. Ростов – признанный центр науки, культуры, образования, транспортный узел. Краснодар выигрывает по финансовой и экономической динамике роста, и он территориально ближе к «болевым точкам» - Крыму и Северному Кавказу. Но я как преподаватель вуза не вижу своего интереса в таком соперничестве. Это борьба политических и экономических элит за долю федеральных кредитов, субсидий, рабочих мест, кадровые назначения и т.д. Сегодняшнее объединение Крымского и Южного ФО и слухи о переносе центра нового округа из Ростова в Краснодар показывают, что полпред Владимир Устинов - хороший, качественный лоббист.

- Какое влияние оказали на общественно-политическую ситуацию в крае события на Украине? Актуализировали ли они маргинальные сепаратистские проявления, активно обсуждавшиеся в блогосфере два-три года назад? Отмечаются ли попытки официального Киева дестабилизировать обстановку, за исключением абсурдных заявлений о якобы украинской принадлежности Кубани и т.п.?

- Влияние событий на Украине было и остаётся непредсказуемым. Обида, искреннее изумление, брезгливость к «майданутым», а по мере разворачивания войны в Новороссии – ненависть. Вот и всё, чего новый режим Украины заслужил на Кубани.

В период обострения конфликта Краснодарский край принял десятки тысяч беженцев с Украины. Фото

Реальное самосознание жителей Кубани отмечено устойчивым российским патриотизмом и неприятием сепаратизма. Анкетный опрос жителей края, проведенный социологом Викторией Муха в декабре 2012 г. (выборка 1200 чел. старше 18 лет, квотная выборка) доказал, что в системе идентичностей лидирует гражданская (российская) идентичность (72,6%), на втором месте – региональная идентичность (66%), затем – этническая идентичность (45,5%). Среди особенностей населения края опрошенные отмечали «особенности образа жизни» 30%, «особый кубанский говор, «балаканье»» (26%), «почитание казачьих традиций» (22%), «кубанский характер» (13%), «любовь к земле» (9%). Среди уровней региональной идентичности преобладает локальная («единство с теми, кто живет в том же населенном пункте») – 43%, далее следует соотнесение себя с краем (житель Кубани) – 38% и на третьей позиции макроидентичность «житель Юга России» – 19%[8].

Анализ статистики, проведенный Сергеем Сущием, подтверждает быструю и добровольную ассимиляцию украинцев на Кубани. Между переписями 1989 и 2010 гг. их численность сократилась с 182 до 83,7 тыс. чел. при слабых миграционных обменах. Украинским языком владеет 31% украинцев в крае, а считают его родным для себя не более 1/6 украинцев. Идёт стремительное старение украинского сообщества (средний возраст 57,4 года в 2010 г.)[9]. Ввиду слабых межкультурных дистанций можно прогнозировать растущее принятие украинцами Кубани русского самосознания.

Известный краснодарский филолог Виктор Чумаченко трезво полагает в интервью: «украинский этнос заселял в основном северную правобережную часть Кубани, так что о всей Кубани речи идти не может в принципе… Что касается культурного и духовного единения [края с Украиной. – A.Б.], то в годы советской власти оно было настолько мизерным, что на бытовом уровне сегодня практически не ощущается… Процесс русификации на Кубани давно перешел точку невозврата»[10].

Единственный, маргинальный случай проукраинской пропаганды в крае, отмеченный за 2015 – 2016 гг., - это раздача в станице Полтавской листовок «За Россию и Украину без Путина», проведенная Дарьей Полюдовой, уже привлекавшейся в 2014 г. к уголовной ответственности за сепаратистские настроения и участие в так называемом «марше за федерализацию Кубани» (характерно, что синхронно планировались такие же стандартные акции сибирских «федералистов»). В итоге Полюдова осуждена к 2 годам тюремного заключения. Она признана виновной по статье о призывах к экстремизму и к сепаратизму, в т.ч. через интернет[11]. Но насколько Полюдова имела или не имела контакты с украинскими политиками – не установлено.

- Как изменилась (если это произошло) геополитическая, общественно-политическая, экономическая роль Краснодарского края после возвращения Крыма в состав РФ? Как было воспринято в крае это событие?

- Бесспорно, геополитическая и экономическая роль Краснодарского края вследствие воссоединения Крыма выросла. Мы стали «донорами» и старшим братом Крыма, Керченский мост строится и все морские пути сообщения с Крымом пролегают именно с Кубани, как и энергоснабжение. Полагаю, выстраивается новый регион российской внутренней геополитики – «российское Причерноморье».

Как известно, не меньше 1 тыс. кубанских казаков (единовременно) в марте 2014 г. держали границу на Перекопе и Чонгаре, помогали обеспечивать общественный порядок и «выводить» с полуострова украинские воинские части. Как заявил атаман Кубанского казачьего войска, вице-губернатор края Николай Долуда 28 февраля 2014 г., «мы, казаки Кубанского казачьего войска, не можем спокойно смотреть, как на Украине унижают русскую культуру, искусственно насаждают русофобию и поднимают новую волну гонений и преследований всех, кто говорит и мыслит по-русски... Это касается и нас, кубанских казаков, у которых на Украине проживают родственники, близкие, друзья. Но особенно мы обеспокоены ситуацией в Крыму, где проживает подавляющее большинство русских. Где базируется наш российский военный морской флот, который на протяжении веков был оплотом Российского государства и сегодня остается таковым... И можем ли мы спокойно смотреть, как обезумевшие банды молодчиков пытаются осквернять наши святыни, нашу историю, память и топтать эту священную для каждого из нас землю. Нет, безучастными мы не останемся. Нас, кубанских казаков, с Украиной связывают общие корни, история. Мы едины по духу, близки по крови. И мы всегда готовы подставить свое плечо братскому народу и будем защищать его интересы до тех пор, пока в этом будет необходимость. Мы сделаем все, чтобы сохранить наши общие ценности и традиции великого славянского народа. Ведь стал он великим только благодаря тому, что мы всегда были двумя частями одного непобедимого целого»[12].

Весной 2014 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провели всероссийский мегаопрос населения на тему отношения россиян к вопросам защиты крымчан и вхождения Крыма в состав России. В том числе, есть подвыборка респондентов в Краснодарском крае. 94% жителей края – ровно такая же доля, как и среди россиян в целом - уверены, что Россия должна защищать интересы русских и представителей других национальностей, проживающих в Крыму. 87% респондентов на Кубани считали, что Крым – это Россия, а 90% опрошенных согласны с присоединением Крыма к России в качестве субъекта Российской Федерации[13].

- Сказывается ли на положении в крае соседство с Абхазией или молодое государство развивается исключительно в рамках собственной парадигмы?

- Соседство с Абхазией сказывается в крае слабо. Миграционные обмены (трудовая и образовательная миграция) не очень значительны. Контакты преимущественно проявляются в сфере приграничной «челночной» торговли и отдыха россиян на курортах Абхазии. Также на территории Абхазии действует Сухумский отдел Кубанского казачьего войска. Община постоянно проживающих в крае абхазов немногочисленна – 2092 чел.

- На территории Краснодарского края, внутри него, находится Республика Адыгея. Согласуют ли два субъекта хотя бы некоторые направления социально-экономической и в целом внутренней политики, или живут каждый в рамках своей повестки дня? Какое влияние оказывают они друг на друга? Есть ли смысл (хотя бы теоретический) в ликвидации «субъекта-матрешки», тем более что большую часть населения Адыгеи составляет славяне?

- Край и республика некоторые направления социально-экономической и внутренней политики в целом согласуют хотя бы потому, что ряд органов исполнительной власти является межрегиональным. Кроме этого, есть координирующая роль полпредства. Есть достаточно весомые миграционные обмены и экономическая взаимодополняемость. Достаточно сказать, что львиная доля трудоспособных жителей Тахтамукайского района (аулов Тлюстенхабль и Афипсип, поселков Энем, Яблоновского и др.) работает в Краснодаре либо в нем учится, отдыхает, лечится и т.д.

Но, конечно, в республике есть своя весомая специфика политического процесса: этнизация власти, исламский фактор, влияние исторической памяти на идентичность и общественное мнение. Власти и политики края стараются не вмешиваться во внутренние вопросы республики.

Вопрос реинтеграции двух регионов желателен. Но сейчас общественное мнение республики совершенно к этому не готово. В условиях, когда идет жесткая конфронтация с Западом, не завершен украинский кризис, добавлять новые линии конфликта несвоевременно. Видимо, нужны косвенные и более плавные шаги реинтеграции: принятие согласованных программ экономического и социального развития, межрегиональная программа миграционной политики, повышение статуса русского языка, пересмотр программ среднего и высшего образования в духе укрепления единства российской нации, усиление Майкопского отдела ККВ.

- Окончательно похороненный в период подготовки к сочинской Олимпиаде-2014 так называемый «черкесский вопрос» в последнее время вновь пытаются реанимировать. Чем можно объяснить подобные попытки, учитывая, что тема массового переселения в РФ сирийских черкесов закрыта, а планы создания единого «черкесского» субъекта РФ и тем более признания Россией т.н. «геноцида черкесов» утратили актуальность даже для откровенных пропагандистов вроде тбилисского Черкесского культурного центра?

- Вы сами ответили на свой вопрос. Это исключительно внешние воздействия на информационное пространство и повестку дня. Интересы США и ряда стран ЕС понятны: дестабилизировать Северо-Западный Кавказ, а если получится, то и втянуть его в затяжной этнополитический конфликт. Ничего нового. Все доводы были высказаны еще в 2007 – 2012 гг.

- Является ли Краснодарский край полноценной частью общероссийского информационного и идеологического пространства или в местном общественно-политическом поле преобладают региональные, местные темы и интересы? Как, на Ваш взгляд, скажутся перечисленные проблемы и тенденции на итогах сентябрьских выборов в Государственную думу?

- Разумеется, Краснодарский край является полноценной частью общероссийского информационного и идеологического пространства. Фантазии 1990-х о том, что есть некий «казачий народ» и нужна «Кубано-Черноморская республика», абсолютно непопулярны. О них, собственно, знает только кучка завсегдатаев социальных сетей. Правящие политические и бизнес-элиты края уже совсем не те, что во времена губернаторства Кондратенко, не хуторские, а более интегрированные в общероссийские сети власти, бизнеса, образования.

Я не хочу сказать, что всё идеально. Нужна более последовательная, расчётливая и хорошо обеспеченная ресурсами политика интеграции регионов России. Специфику Кубани надо не замалчивать или осуждать, а «вплетать» в общероссийское политическое сознание.

Повестка дня предстоящих парламентских выборов вполне типовая для многих регионов: борьба с коррупцией и кумовством, омоложение и профессионализм власти, экология, дороги и т.п. Не исключаю умеренного роста голосования за КПРФ и ЛДПР, «Родину». Но с учетом их почти нулевого представительства в Законодательном Собрании края и на постах мэров, вряд ли это будет значительный прирост.

 

Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Примечания:


[1] Общая характеристика воспроизводства населения в крае. Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/8c42e3804d365619a52af54fc772e0bb/%D0%95%D0%94%D0%9D.htm

[2] Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. Деятельность. Режим доступа: http://islam.maykop.ru/work/index.html

[3] Четверо россиян пытались добраться через Сочи до Исламского государства. 07.08.2015. Режим доступа: http://www.sochi-express.ru/sochi/news/accident/108022

[4] На Кубани задержали мужчин, планировавших присоединиться к ИГИЛ. Режим доступа: http://kuban24.tv/item/na-kubani-zaderjali-mujchin-planirovavshih-prisoedinitsya-k-igil-129488

[5] ФСБ: задержанный администратор «паблика» готовил теракт при участии ИГ. Режим доступа: https://news.mail.ru/incident/23681407/?frommail=1

[6] Исупова С. На Кубани за попытку примкнуть к ИГ возбуждены дела против 22 человек. Режим доступа: http://ria.ru/incidents/20151224/1348428035.html#ixzz3vHAk4UUd

[7] В Адыгее осужден житель Краснодарского края за попытку примкнуть к ИГИЛ. Режим доступа: https://news.mail.ru/incident/24067643/?frommail=1

[8] Муха В.Н. Проблемы и перспективы формирования региональной идентичности в полиэтничном регионе (на примере Краснодарского края). Режим доступа: ukros.ru/wp-content/uploads/2013/03/Муха-В.Н.doc (дата обращения - 07.11.2014).

[9] Сущий С.Я. Украинцы Юга России – демографическая история одного регионального сообщества. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013. С. 74, 78, 81.

[10] Кошик А., Чумаченко В. «Кубань никогда не входила в состав „самостийной“ и не была украинской по ментальности». Режим доступа: http://echo.msk.ru/blog/kavkaz_politic/ 1570620-echo/

[11] Организатора «Марша за федерализацию Кубани» приговорили к двум годам колонии. Режим доступа: https://slon.ru/posts/61585

[12] Долуда Н.А. Сделаем всё, чтобы сохранить наши общие ценности и традиции. Режим доступа: http://slavakubani.ru/ataman/speeches-ataman/detail.php?ID=25024 (дата обращения: 10.04.2014).

[13] Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2014 год. Режим доступа: www.kubzsk.ru/gosorgani/files/2014/doklad2014.pdf; http://wciom.ru/index.php?id= 459&uid=114746

 

Андрей
 
Баранов
02 августа, 18:00