Взрывы в Бендер-Аббасе и судьба МТК «Север – Юг»

Причиной серии взрывов 26-27 апреля в порту Шахид-Раджаи южного иранского города Бендер-Аббас могло стать неправильное хранение химических веществ, сообщает со ссылкой на источник в КСИР Ирана сообщает The New York Times. В публикации отмечается, что в порту взорвались контейнеры с перхлоратом натрия, используемого для производства твёрдого ракетного топлива. Как сообщают американские СМИ, еще в марте этого года в иранский порт поступила из КНР крупная партия ракетного топлива на основе именно этого вещества. Топливо якобы должно было быть использовано для пополнения ракетных запасов Ирана, истощенных прямыми атаками на Израиль во время его недавней войны с ХАМАС в секторе Газа, отмечается в публикациях.
В экспертной среде едва ли склонны доверять подобного рода утечкам, явным образом нацеленными на провоцирование китайско-иранского политико-дипломатического скандала, не нужного ни Пекину, ни Тегерану, но зато крайне выгодного их оппонентам. Вызывает настороженность и назойливое муссирование темы халатности иранских властей, так что исключать, что версию взрыва в порту Бендер-Аббаса как результата грамотно спланированной диверсии, ни в коем случае не стоит. Согласно имеющейся информации, пожар начался в трёх разных местах, и результатом возгорания горючих материалов на складах частного сектора стало несколько взрывов. Израильские спецслужбы не единожды доказывали, что способны организовать практически любую диверсию на любом объекте где-либо, в том числе в Иране где они, судя по всему, располагают весьма «продвинутой» агентурой. Ни для кого не секрет, что именно Израиль наиболее заинтересован в ослаблении Ирана в контексте текущих встреч с администрацией Трампа в Омане, что вызывает ответную реакцию в Тегеране.
Жертвами инцидента в день начала очередного раунда ирано-американских консультаций стали, как минимум, несколько десятков человек, число раненых исчисляется сотнями. «Происшествие могло быть вызвано в том числе FPV-дронами или стало результатом диверсии, возможно, при участии людей, проникнувших извне», – говорит член комитета по национальной безопасности и внешней политике Меджлиса Ирана Мохаммад Мехди Шахрияри. Впрочем, официальной версией, как сообщил министр внутренних дел Эскандер Моамени, остаются халатность и недоработки. Парламент инициировал процедуру импичмента министра дорог и городского развития Фарзане Садег, указывая на бездействие и просчеты в управлении портами, проблемы с регулированием рынка недвижимости и и.д.
Напомним, что порт Бендер-Аббас, расположенный у стыка Персидского Залива и Ормузского пролива в Индийский океан, – один из основных транзитных пунктов западного маршрута МТК «Север-Юг». С учетом ирано-израильской конфронтации и произраильской позиции администрации Трампа, тем более с учётом военных баз США (и Великобритании) вблизи иранского сектора МТК, востребовано географическое расширение южного сектора этого коридора. В укреплении регионального сотрудничества заинтересован Ирак с его портами в Персидском заливе, Бахрейн, ОАЭ, Оман, и, возможно, Кувейт и Катар, который, как сообщил Владимир Путин, также может присоединиться к МТК «Север – Юг». Таким образом, почти все участники Совета сотрудничества государств Персидского Залива могут быть в той или иной форме включены в МТК или заинтересованы в постоянном участии в данном перспективном проекте.
Кроме того, с 2023 г. всё больше используется восточный (закаспийский) маршрут МТК, соединяющей Россию через Казахстан и Туркменистан с иранским портом Чабахар на побережье Индийского океана недалеко от границы с Пакистаном. Следует признать, что текущее обострение пакистано-индийских отношений негативно влияет на политическую стабильность, а следовательно – и на эксплуатационную надежность дорог, связывающих две враждующие части бывшей Британской Индии. Возможно, весьма «своевременные» взрывы в Бендер-Аббасе являются Москве и Тегерану, сигнализируя, что судьба отвечающих их интересам проектов лёгкой не будет. «…В воздух взлетел ключевой узел международного транспортного коридора "Север – Юг", – пишет старший научный сотрудник Сектора кавказских исследований, профессор Ваге Давтян. – Того самого маршрута, который Россия активно продвигает как альтернативу Суэцкому каналу. Того самого, который должен связать Санкт-Петербург с Мумбаи через иранские порты. Порт в Бендер-Аббасе – это не просто склад и причал. Это геополитический актив, обрабатывающий десятки миллионов тонн грузов в год. Через него идут контейнеры, нефть, оборудование, зерно. Именно сюда должны были стекаться потоки из России в Индию – быстрее, дешевле и в обход Запада. И теперь этот маршрут под угрозой. Случайность? Халатность? Или сигнал? Официальный Тегеран говорит про несоблюдение техники безопасности при хранении аммоний-перхлората – компонента ракетного топлива. Удобная версия. Особенно на фоне недавнего ракетного обмена с Израилем. Но за кулисами уже звучат другие версии. Взрыв, по сути, выбил временно Иран из торговой игры. Приостановка работы порта уже бьёт по экспорту и нефтехимии. А учитывая, что на месте хранятся компоненты военного назначения – не исключено, что это была "не случайная случайность"... Москва делает ставку на "Север – Юг" как на артерию будущего: чтобы возить товар в Индию, привозить специи, рис, чай, фармпрепараты и технику. Чтобы выйти из-под нефтяного диктата Китая. Чтобы играть в Большую игру. Иран – ключ. Бендер-Аббас – замок. Взорвали ли его просто так? Или чтобы напомнить – замок может быть хрупким? Это не просто инцидент. Это лакмус. Если за портом не последуют реформы, защита, международный аудит и реальные инвестиции – весь коридор "Север-Юг" будет висеть на нитке. А если последуют – значит, и Москва, и Тегеран всерьез решили играть вдолгую».
Вместе с тем, имеются и объективные сложности, по словам экспедиторов, несмотря на декларируемые возможности перевозок, Иран остаётся для участников перевозочного процесса страной, к которой приходится всякий раз «подбирать свои ключи» из-за разницы «в традициях и обычаях ведения бизнеса в Иране, – говорит вице-президент Российской Ассоциации экспедиторских и логистических организаций Николай Бирюков. – Различия в законодательствах, не действующий в Иране ряд международных норм, которыми привыкли руководствоваться российские экспедиторы, устоявшиеся местные обычаи и правила значительно влияют на понимание процесса проведения сделок. Но надо отдать должное иранским властям за то, что они делают значительные шаги вперед в плане адаптации внутренних правил работы с товарами и с их перемещением к международным нормам, которые знакомы российским экспедиторам». Беспокоят заинтересованные круги также расчеты за транспортные услуги на территории Ирана, где предпочитают наличные и пока ещё часто не готовы к безналичной оплате (что не в последнюю очередь обусловлено западными санкциями). Частично проблему попытались нивелировать через безналичные переводы на счета неиранских компаний в Дубае, Турции, Индии, но это не отвечает общим интересам, ибо отнюдь не все неиранские участники МТК готовы делать предоплату в другие страны на неизвестные им счета.
Думается, стратегическое стремление Ирана и его соседей к долговременному сотрудничеству позволит преодолеть имеющиеся сложности и увереннее смотреть в будущее, постепенно избавляясь от укоренившихся подозрений, фобий и предрассудков. Однако, как свидетельствуют взрывы и пожары в Бендер-Аббасе, думать о комплексной безопасности расширенного МТК «Север-Юг» на всём его протяжении необходимо уже сегодня.
P.S. 29 апреля в Иране прогремел очередной взрыв, на этот раз - на складе пороха и пиротехники в провинции Исфахан. В результате взрыва один человек погиб, еще двое пострадали, сообщают местные СМИ. Причина инцидента выясняется.