Уроки грузинского

31 мая, 12:15

 

Презентация новой книги секретаря-координатора Кавказского геополитического клуба Яны Амелиной «Куда приводят “розовые мечты”», посвященной общественно-политической ситуации в Грузии за довольно длительный и весьма непростой период времени — с 2001 по 2015 год, состоялась еще в апреле. Однако писать о сборнике статей (в издании собраны статьи российского журналиста, политолога, специалиста по современным проблемам Кавказа, Крыма и Поволжья, опубликованные в различных российских СМИ), не читая их, не хотелось.

Фото: Ольга Резник

Куда же все-таки завели эти самые «розовые мечты»?

И вот книга прочитана. Как картинка складывается из пазлов, так постепенно вырисовывалась канва внутренней и внешней политики Грузии в период с 2001 по 2015 год. В своей книге автор подробно описывает приход к власти Михаила Саакашвили, разгром им аджарской автономии, касается вопросов экономического и социального развития Грузии, отношения к указанной проблематике российского экспертного и политического сообщества, доказывает отсутствие принципиальных отличий между прежним и нынешним грузинским руководством. Серия публикаций дана в хронологическом порядке, что позволяет отследить, как и на каком фоне возник и усиливался проамериканский, антироссийский тбилисский политический режим, почему, дойдя до определенной точки кипения, дальнейшее развитие событий стало возможным исключительно по единственному — силовому — сценарию.

Развивались события поступательно. В начале 2000-х, по мнению Яны Амелиной, Грузия уже переживала полураспад, но еще с оглядкой на Россию. Подавляющее большинство грузин продолжало помнить общее советское (и не только советское) прошлое и выступало за дружбу с Россией — 90 процентов населения относились к нашей стране с симпатией и любовью. Чего не скажешь о политической элите. Как это ни прискорбно, но у власти в Грузии оказалась не представляющая настроения большинства, но зато наиболее активная часть населения — националисты, равно как и на Украине, и тоже с претензией на «европейскость» и независимость. Что есть с точки зрения грузинского национализма независимость Грузии? Это независимость от одной-единственной страны, северного соседа — России. Не от Турции, которая на протяжении веков притесняла грузин, не от США, не от Европейского Союза, а от России.

Как ни печально это осознавать, но сборник «Куда приводят “розовые мечты”» лишний раз доказывает, что правы некоторые современные политологи, утверждающие, что в настоящее время на смену распространенному повсеместно на протяжении веков антисемитизму пришла повсеместная русофобия. Правда, тогда, в начале 2000-х, в Грузии еще можно было повернуть колесо истории назад, если бы, разумеется, Россия использовала все свои возможности, если бы Кремлю доставало политической воли, чтобы начать свою игру — по другому сценарию. Однако, увы… С нескрываемой болью пишет патриот России Амелина о недальновидной и немудрой внешней политике нашей страны с ярко выраженным засильем пятой колонны во власти, где «одни контролируются американскими спецслужбами, а другие — просто ограниченные люди». 

Между тем США, с тревогой отмечает далее автор сборника, при попустительстве политиков из «либеральной башни» московского Кремля начинают открытое наступление на интересы России в Закавказье. Грузинская «революция роз» — 2003 (точнее, неконституционная смена власти) произошла при активном участии внешних сил. Весьма жесткую, но объективную характеристику свершившейся в Грузии «бархатной», или «розовой», революции дает, отвечая на вопросы корреспондента «Росбалта» Яны Амелиной, глава Народной партии беженцев Грузии Борис Какубава: «Никакой революции здесь не произошло. Американские спецслужбы с попустительства России совершили государственный переворот, приведя к власти в Грузии своих резидентов. Джордж Сорос сам говорил о том, что за несколько лет потратил на передачу власти в Грузии “молодым реформаторам” 1 млрд 320 млн долларов. Американцы готовили это несколько лет, тщательно подбирая в “новую власть” людей с низкими моральными качествами… Приход к власти соросовских людей не привел ни к какому улучшению… Новые власти не выполнили ни одного обещания. Все дорожает. Народ как получал нищенскую пенсию, так и получает. Все высшее грузинское руководство получает от Сороса зарплату в 1200–1500 долларов, тогда как население имеет в среднем 50 лари (25 долларов)… Не прибавилось ни одного рабочего места, не заработало ни одного нового предприятия, а половину старых закрыли. Не решены вопросы газо- и электроснабжения. Не выстроено ни одной школы, больницы, детского сада — ничего в социальном плане для населения не сделано… В первые же дни после прихода к власти они напали на церковь, разогнав прихожан дубинками и слезоточивым газом. Арестовали священника Василия Мкалавишвили… Новое руководство Грузии ведет открытую войну против православия… В почете всевозможные секты — они активно рекламируются и пропагандируются». Скажите, обрисованная выше картина вам ничего не напоминает? Не то же ли самое происходит сегодня на Украине, где те же кукловоды срежиссировали в 2014-м оранжевую революцию? «Вот так американцы приходят к власти везде», — делает вывод Яна Амелина. 
Печально, что Москва долгое время проигрывала Вашингтону на этом важнейшем направлении, и только грузинская агрессия против Южной Осетии и последовавшее за этим признание РФ независимости РЮО и Абхазии значительно переформатировали регион. Но все это было потом.

Довольно подробно описывает Амелина и эпопею по незаконному отрешению от власти «аджарского льва» Аслана Абашидзе, пользовавшегося неограниченной народной любовью. С 1991 по 2004 год он успешно возглавлял Аджарскую автономию. Однако самостоятельность аджарского лидера, его убежденность в необходимости развития экономических и культурных связей с Россией не устраивали еще Шеварднадзе. Все инициативы Абашидзе зарубались на корню как планы «агента Москвы». С приходом к власти откровенно антироссийских сил во главе с отличавшимся «той самой искоркой в глазах», позже превратившейся в сумасшедшинку, Михаилом Саакашвили («антироссийский пафос авторов “бархатной революции” даже ярче риторики “седого лиса” Шеварднадзе, энергии у них хоть отбавляй, а рядом — всегда готовые поддержать добрые руки Вашингтона») все стало гораздо серьезнее, если не сказать трагичнее. В Аджарию направляются автобусы «дружбы». Заезжие гастролеры начинают шествие в сторону Верховного Совета автономии с провокационными лозунгами и криками: «Долой правительство Аджарии!» И вновь напрашиваются ассоциации с сегодняшней Украиной. Не то же ли самое происходило сравнительно недавно там? Хотя ничего удивительного в том нет. Кукловоды-то одни и те же, причастность к происходившему сторонних сил более чем очевидна. Кто авторы сценария и режиссеры-постановщики? Амелина прямо и недвусмысленно отвечает на этот вопрос: «Некоторые организации оппозиции, например студенческое движение “Кмара!” (“Довольно!”), и не пытаются отрицать, что финансируются из-за рубежа, в том числе небезызвестным Фондом Сороса».

Что еще было характерно для программы новых властей в Грузии, так это разжигание антироссийской истерии (опять-таки как на Украине). Все тот же Борис Какубава утверждает, что, воспользовавшись слабостью России, эти новые власти пошли в атаку на Аджарию. Что ж, так, видимо, сложилось исторически, что России не прощают ее слабости, с ней считаются, только когда она сильна. Возможно, потому, что Россия, включая в свой состав новые территории, никогда не превращала их в колонии, ни с кого не снимала скальпы, а развивала их, строила школы, больницы, электростанции, поднимала науку и культуру (информация к размышлению: многие языки народов России не имели своей письменности, благодаря стараниям русских ученых-лингвистов письменность появилась у 50 наций и народностей). И поэтому, кто бы что сегодня ни говорил о нашей сильной внешней и слабой внутренней политике (знаю, разговоры такие ведутся), есть уверенность, что выверенная внешняя политика играет наипервейшую роль. Только став самостоятельными, только освободившись от внешней зависимости, которую мы огребли по полной еще в 90-е, побратавшись с пиндосами, можно строить и внутри общества достойную жизнь для своих граждан.

Что еще бросается в глаза при знакомстве с книгой «Куда приводят “розовые мечты”», так это провиденциальность автора, который с обеспокоенностью предупреждает, что следующими, у кого события будут развиваться по такому же сценарию, как в Грузии, могут стать Украина, Молдавия, Белоруссия.
Следующей на очереди, как показала жизнь, оказалась Украина. А тогда в Грузии, как и сегодня на Украине (принципиально с некоторых пор пишу именно «на Украине», а не «в Украине») «американский посол в Грузии Ричард Майлз, представители НАТО, Пентагона, администрации президента США официально присутствовали на заседаниях грузинского Государственного совета, правительства, совещаниях у президента!». По-видимому, для того, чтобы неразумные грузины и иже с ними не забывали, кто в доме хозяин.

И хотя в статье «Коллективный сумасшедший ждет врача» собеседники Яны Амелиной, пылая праведным гневом, говорят о неких особенностях грузинского национального характера, которые якобы и привели к всеобщей обиде на Россию и убежденности в том, что «она им абсолютно все должна: должна гнать газ и нефть по сниженным ценам, покупать вино и мандарины по высоким» и т. д., думается, что дело вовсе не в этом. Ведь, если следовать подобной логике, можно договориться до того, что современные грузины и современные украинцы суть один народ. Хотя это не что иное, как абсурд. А вот то, что кукловоды и у тех и у других одни и те же, более чем очевидно, и это-то как раз все и объясняет.

Проведенное режиссерами промывание мозгов бросает свой отблеск и на приводимое Амелиной высказывание из ставшего печально известным интервью грузинской газете «Квеласиахле» бывшего «символа дружбы народов» Вахтанга Кикабидзе: «То, что Россия сделала в Грузии, — чистой воды агрессия и попытка оккупации суверенного государства… Сами сравняли с землей Цхинвали, а теперь пытаются грузин в этом обвинить…» Скажите, а ЭТО вам ничего не напоминает? Ополченцы Донбасса обстреляли сами себя, Россия ввела войска на Украину и в том же духе «бла-бла-бла». Да, да, именно так. Как сегодня на Украине, так и тогда в Грузии Россия была объявлена девочкой для битья, виновной абсолютно во всем: и в конфликте Грузии с абхазами и осетинами вообще, и в «пятидневной войне» в частности.

Кстати, эту войну Амелина тоже предсказала за несколько лет до ее начала: «Приход к власти в Тбилиси оппозиции серьезно накалит внутриполитическую обстановку и приведет к вооруженным столкновениям с населением бывших автономий».

На протяжении всей книги «Куда приводят “розовые мечты”» ее автор, оговоривший, в том числе и во время презентации своего сборника, что отношение к политической элите Грузии ни в коей мере не распространяется на грузинский народ в целом, касается вопроса отношения разных слоев грузинского общества к России. Интересно в этом плане интервью с лидером «Единой Грузии» Автандилом Маргиани, который утверждает, что «Россия для грузин — вторая Родина» (при этих словах все сидевшие в партийном штабе, а их было немало, согласно закивали). Именно Россия дважды спасала грузинский народ от физического уничтожения. «Спасет и в третий раз, — утверждает Маргиани, — и мы будем вместе навечно… Если жив Кавказ — это благодаря России. Русские — самый толерантный, самый справедливый народ, но у вас “позднее зажигание” — не сразу реагируете на врагов и обманщиков». По поводу «позднего зажигания» подмечено не в бровь, а в глаз.

А вот другая цитата на ту же тему: «Простые люди, конечно, еще хранят память о славном советском прошлом, но “осознание” мнимой враждебности России уже прочно вбито в их головы». Не правда ли точь-в-точь как на Украине? «Конечно, есть и нормальные грузины, понимающие губительность шовинизма. К сожалению, погоду в Грузии делают не они», — констатирует Яна Амелина.

О том, что «90 процентов грузин — хорошие люди, желающие жить в дружбе с Россией», свидетельствуют и беженцы из русского староверческого села Григолети. Жаль только, что не подавляющее большинство, а те 10 процентов, утверждающие, что русские — это враги, делают погоду и всех баламутят (ну один в один как на Украине, где 15–20 процентов «западэнцев» ловят рыбу в мутной воде). «Когда мы уезжали, — приводит Яна Амелина высказывание одного из беженцев, — соседи-грузины говорили: вы-то в Россию поедете, а нам куда бежать?»

На вопрос, почему «на уровне народа» грузины тянутся к России, отвечает в интервью, данном Амелиной, эксперт института Евразии (Тбилиси) Георгий Векуа: «Потому что вековое православие, аграрный образ жизни и другие факторы наложили свой отпечаток на облик народа… Я могу с уверенностью сказать, что если бы в Грузии проводились по-настоящему честные выборы и в них принимал участие Владимир Путин, он выиграл бы их с бо˜льшим процентом, чем набирает в России».
И вновь о провиденциальности Амелиной. Еще в 2006 году она предрекает, что конечной целью официального Тбилиси является «восстановление территориальной целостности» путем проведения масштабной силовой операции против Южной Осетии и Абхазии (вопрос лишь в том, когда начнется война). «Несмотря на очевидную самоубийственность для Тбилиси попытки военного решения югоосетинского и абхазского конфликтов, грузинское руководство явно не собирается сворачивать с этого пути», — предупреждает автор.

Война началась с началом Олимпиады в августе 2008-го. Чем она закончилась, всем нам хорошо известно. По мнению Амелиной, «западный мир никак не может смириться с ростом силы и популярности России в мире, начало которому положило признание РФ независимости Абхазии и Южной Осетии, произошедшее 26 августа 2008 года». Причем «в абхазском и осетинском обществах наличествует консенсус, согласно которому признание со стороны иных иностранных государств, кроме России, не имеет не только решающего, но вообще никакого значения»…

С тех пор минуло восемь лет. Однако мало что, по мнению Яны Амелиной, по сути, изменилось в Грузии после 1 октября 2012 года, когда по итогам парламентских выборов более половины голосов избирателей и мест в парламенте получила оппозиционная коалиция «Грузинская мечта», возглавляемая миллиардером Бидзиной Иванишвили. Стратегия «Грузинской мечты» относительно «оккупированных территорий», то бишь Абхазии и Южной Осетии, не претерпела принципиальных изменений. До сих пор не последовало и покаяния грузинского общества за содеянное. «Для того чтобы Тбилиси захотели услышать в Цхинвале и Сухуме, следовало бы начать с покаяния или хотя бы публичных извинений», — пишет Яна Амелина.

Осталась прежней и антироссийская сущность политики Грузии. А это значит, что никаких кардинальных изменений в грузинской политике, ни внутренней, ни внешней, в действительности не произошло. Грузия по-прежнему остается государством с ограниченным суверенитетом, которое находится под контролем Запада и непосредственно США, заинтересованных в максимальном ослаблении России в Закавказье. «В Грузии нет и в обозримом будущем не будет не только пророссийских, но хотя бы прогрузинских политиков, осознающих всю глубину внутри- и внешнеполитических рисков, стоящих перед этим государством», — делает вывод Яна Амелина. А это как раз и обрекает страну на второстепенную роль «подай-принеси» в западном спектакле.

И несколько слов о презентации

Высокую оценку работе Яны Амелиной дали директор Института истории и археологии РСО-Алания Руслан Бзаров («Яна — один из крупнейших специалистов в области кавказской политики, человек думающий, компетентный, твердый, целеустремленный, желающий добра окружающим и уверенный в победе добра над злом, а написанная ею книга — инструмент идейной борьбы»), доктор исторических наук Валерий Дзидзоев («Амелина издала прекрасную работу, которая по многим аспектам может претендовать на объективность, научность, солидность»), председатель Духовного управления мусульман РСО-Алания, муфтий Хаджимурат Гацалов («Яна — боец по своей природе, человек искренний, несгибаемый, когда сталкивается лицом к лицу с несправедливостью, патриот России и Осетии, а ее книга наглядно демонстрирует то, чего нам, россиянам, не надо делать») и другие, в том числе представители Южной Осетии — председатель Парламента РЮО Анатолий Бибилов и политик, философ Коста Дзугаев.

Мне лично более других запомнилось выступление Валерия Дзидзоева, который обратился к истокам грузинского национализма, укоренившегося в современной Грузии со времен первого президента страны ультранационалиста Звиада Гамсахурдиа. Еще при нем в грузинских учебных заведениях история Грузии стала преподноситься превратно, «с отклонениями от норм правдивости». И в дальнейшем фальсификация истории успешно продолжилась. Все преподносилось в таком ключе: проживающие в многонациональной Грузии негрузины — всего лишь гости на гостеприимной грузинской земле (с подобными утверждениями на бытовом уровне, к сожалению, можно столкнуться всюду, где существует деление на титульных и нетитульных. — О. Р.).

Затронул Валерий Дударович и такой актуальный вопрос, как историческое мифотворчество, которым грешат, заметил он, далеко не только грузинские историки. «У нас тоже достаточно мифов. Каждый народ, обращаясь к ним, пытается показать свое величие. Кем наполовину был Будда?» — задал он, ухмыльнувшись, вопрос аудитории. И посетовал: «И это все выдается за научный поиск».

Важные акценты в своем ответном слове расставила и сама Яна Амелина. «Грузинское общество должно расстаться с иллюзиями, — заметила она, — должно покаяться за геноцид, учиненный в Южной Осетии и Абхазии». А экспертному сообществу посоветовала более серьезно анализировать происходящее в сегодняшней Грузии, где отношение к России, по сути дела, осталось прежним.

Единственное, что оставило неприятный осадок от прошедшей презентации книги, так это выступление одного из известных историков, позволившего себе после блестящей речи Валерия Дзидзоева об историческом мифотворчестве ознакомить собравшихся с уничижительными историческими мифами о грузинах, поставив под сомнение даже их православие. Полагаю, что некорректно было это делать, тем более что с самого начала презентации было оговорено, что отношение к ряду представителей политической элиты Грузии ни в коей мере не распространяется на грузинский народ в целом.

Что касается истинного православия грузин, то позвольте с вами, господин профессор, не согласиться. Думаю, вам известно, что в Тбилиси 13 ноября ежегодно совершается крестный ход к Метехскому мосту, где служится молебен перед копиями икон Богородицы и Спасителя и иконой «Сто тысяч мучеников грузинских» в память о кровавых событиях 1227 года. Тогда хорезмийский султан Джалал ад-Дин с полумиллионным войском взял штурмом Тбилиси, с невероятной жестокостью уничтожив население города и практически разрушив его до основания. Джалал ад-Дин приказал вынести из Сионского храма иконы Божьей Матери и Спасителя. Уложив их на мост через реку Мктвари (Кура), он предложил тбилисцам перейти на другую сторону реки, попирая ногами иконы и плюя на них. Совершившим святотатство было обещано сохранение жизни, а отказавшимся отсекали головы. Ни один из 100 тысяч тбилисцев не отрекся от своей веры, не наступил на святые иконы. Кура обагрилась кровью мучеников.

Да и относительно того, что грузины не распространяли христианство на Кавказе, тоже неправда ваша, господин профессор. Распространяли, командированные «Обществом восстановления православного христианства на Кавказе», учрежденным в 1860 году в Тифлисе. По пояс в снегу добирались священники-грузины до самых высокогорных сел Осетии, куда несли слово Божье. Об этом, кстати, можно прочитать во «Владикавказских епархиальных ведомостях», которые издавались в нашем городе с 1895 по 1917 год.

 

Впервые опубликовано: газета "Пульс Осетии", №20, май 2016 г. 

Ольга
 
Резник
31 мая, 12:15