«Украинский» и «новороссийский» векторы
Россия, Украина, Новороссия:
сценарий дальнейшего существования
События в Сирии отодвинули украинскую проблематику на задний план. В то же время ее значение для сегодняшнего российского социума остается предельно значимым. В настоящей статья предпринимается анализ сегодняшней украинской действительности с прогнозом наиболее вероятных сценариев дальнейшего развития событий.
Сегодняшняя ситуация на Украине, возникшая в результате «майданного» госпереворота 22-23 февраля 2014 г. и последующих полутора лет военного противостояния, является не просто тяжелой. Страна находится на грани экономического обвала и гуманитарной катастрофы, сопровождающихся последовательным становлением откровенно нацистской диктатуры.
Последствия подобного развития событий опасны не только для населения данной страны. Весь европейский континент так или иначе задевается, а в перспективе будет задет еще больше развивающимися здесь макросоциальными процессами. Однако для существования России как целостного государственного и социумного образования угрозы представляются наиболее весомыми. Назовем лишь некоторые из них:
- Сегодняшнее руководство Украины стремится к вхождению в НАТО. Мешают ему в этом лишь неурегулированность конфликта на Донбассе и существование приднестровского анклава между Украиной и Молдовой, по факту находящегося под военной опекой России. В случае гипотетической реализации киевского сценария границы НАТО будут проходить под Брянском. При размещении в указанных местах западных ракетных частей ущерб системе российской национальной безопасности окажется огромным и едва ли оценимым по-настоящему;
- Только по официальным данным на сегодняшний день с территории Украины в Россию переселилось более 600 тысяч беженцев. Сценарий дальнейшей радикализации правящего украинского истеблишмента с повестки дня никто не снимал. Следовательно, увеличение их количества на нашей территории в разы является вполне реалистичным, что, в свою очередь, может привести к гуманитарной катастрофе в ряде регионов России. Это, в совмещении с экономическим кризисом, способно сделать ситуацию в стране воистину взрывоопасной;
- Даже малое знакомство с реалиями «майдана» говорит о его рукотворном характере. Более того, те, чьими руками «майдан» был сооружен, мыслит Российскую Федерацию в качестве дальнейшей, последней и окончательной жертвы. Иными словами, в случае полного, устойчивого и окончательного торжества «майданных» властей киевский сценарий через определенный промежуток времени будет реализовываться уже в Москве. Устремления украинских нацистов и их западных покровителей с удовольствием поддержат либерально-антигосударственные агенты в самой России, равно как и существующее в ней радикально-исламистское подполье, а также иные силы, для которых существование целостного российского государства является неприемлемым.
Ситуация в политических границах украинского государства отличается серьезной противоречивостью. Как уже было сказано, экономическое и финансовое состояние Украины близко к коллапсу. Ее банкротство является лишь вопросом времени, что на сегодняшний день понятно практически всем. Действия киевских властей, направленные на реструктуризацию финансовой зависимости страны наряду с одновременным накачиванием ее военного бюджета, являются попыткой максимально оттянуть «час икс» с перекладыванием в будущем ответственности за экономические провалы на новую властно-политическую команду.
Для социальных настроений на Украине характерен фактор общественной депрессии. Соцопросы показывают, что «майданные ожидания» в стране не оправдались. Все больше людей спрашивает себя об осмысленности жертв, принесенных ими и обществом в целом за последние два года.
Повседневная украинская политическая жизнь характеризуется ожесточенной борьбой украинских элитно-клановых групп с различными мировыми «тылами». В то же время общий анитроссийский консенсус держит их всех в одной лодке и не дает сформировавшейся на сегодня системе окончательно распасться.
Украину, вне всякого сомнения, можно назвать «страной регионов», имея в виду ее огромное ментально-культурное разнообразие. Характерно оно и для существующих общественных настроений. Высокий военно-националистический потенциал, бывший поначалу актуализированным на Западной Украине, весьма заметно снижен, в то время как многие на Центральной Украине, поначалу значительно менее радикализированной, под воздействием ожесточенной пропаганды в СМИ готовы воевать «до победного конца».
Пророссийско-евразийский электорат Юго-Востока вынужден приспосабливаться к новым условиям «бандеровской» жизнедеятельности. Неумелая и непоследовательная политика российской государственно-властной вертикали на указанном направлении привела к тому, что ее поддержка среди указанных групп населения неуклонно снижается.
Сегодня мы наблюдаем на Украине интересный социальный процесс. В России многие ждали, что падение престижа украинской власти станет автоматически работать на имиджевый рост России. Увы, реальность убеждает в обратном: несмотря на стойкое падение рейтинга сегодняшнего украинского политикума среди широких масс населения, действия российского руководства продолжают вызывать у большинства украинцев стойкое отторжение. Необходимо четко осознавать, что само по себе ухудшение социально-экономического положения на Украине автоматически пророссийских симпатий вызывать не будет. Для победы на этом направлении нужна четкая, аккуратная и качественная повседневная работа экспертно-журналистского сообщества, сегментов гражданского общества и системы государственно-властных инстанций в целостности и взаимосвязи друг с другом.
Реальный вопрос, волнующий многих, состоит в определении возможных сценариев будущего развития Украины в средне- и долгосрочной перспективе. Учитывая, что банкротство ее финансово-хозяйственной системы – лишь вопрос времени, постараемся обрисовать наиболее вероятные варианты будущего развития событий:
- Еще большая фашизация социальной жизни с дальнейшей «сомализацией» и распадом страны («Порошенко заменит Ярош» и т.д.). Подобная ситуация не только обострит войну на Донбассе, но создаст невыносимые условия жизни во многих других ее регионах. Масштабные последствия этого ощутит на себе не только Россия, но и Европа. В то же время, определенные американские элитные группы могут оказаться вполне заинтересованы в подобной ситуации.
- Запад будет по возможности длить агонию Украины, выделяя властям крупные валютные займы, стремясь параллельно усилить процессы, ведущие к «майдану» в Москве. Реализация подобного сценария в перспективе окажется еще более трагичной, ибо процессу стремительного самораспада в конечном итоге будет подвержена не только Украина, но и Россия;
- реализация Россией принципиально новой и подлинно собственной стратегии на украинском направлении. Оттягивая, насколько возможно, коллапс в соседней стране, Россия должна суметь наладить многопрофильный и многоплановый диалог со следующими украинскими социальными группами:
а) общественными кругами и сегментами гражданского общества, ориентирующимися на евразийские настроения;
б) договороспособными представителями сегодняшней украинской элиты. Императивом подобного диалога должен стать принцип – «финансово-экономические преференции в обмен на политико- идеологическую трансформацию».
Конечной целью указанного процесса должно стать достижение двух возможных альтернативных результатов:
- в лучшем случае: формирование целостного и комплексного социального макрополитического субъекта, способного перехватить инициативу у следующих «майданных» волн;
- в худшем случае: формирование полноценного и максимально респектабельного украинского «правительства в изгнании», способного выступать в качестве весомого самостоятельного политического субъекта.
Реализация этого социально-политического сценария потребует от Москвы всестороннего плана финансово-производственной помощи Украине, а также выработки иных мер антикризисной политики, направленной на стабилизацию украинской государственности и осуществление ее постепенного дрейфа в сторону вступления в Таможенный Союз, ЕвразЭС, ОДКБ и осуществления иных форм долговременной ассоциации с Россией.
Осуществляя всестороннюю деятельность подобного рода, Россия должна коренным образом изменить собственную информационную политику. С приграничных территорий, прилегающих к Украине, должна быть налажена трансляция на двух языках Первого украинского канала. Главной его целью должно стать донесение правды о политике России, войне на Донбассе, а также возможные всесторонние инициативы российско-украинского стратегического взаимодействия.
Реализуя подобную политику, необходимо понимать, что социум сегодняшнего государственно-оформленного Донбасса (конфедерации ЛДНР) никогда не захочет стать частью Украины. Даже гипотетическая односторонняя сдача Донбасса в руки Киева обойдется Москве безумно дорого. Дальнейшее стратегическое взаимосуществование Украины и Новороссии (ЛДНР) будет возможно только в варианте равноправного конфедеративного образования.
Параллельно с украинским направлением, важным вектором деятельности России на Донбассе должно стать направление новороссийское со следующими главными целями: отстраивание полноценной государственности Новороссии, охрана ее суверенитета, государственных границ, идейно-смысловой, финансовой и кадровой базы дальнейшего функционирования. Любой украинский регион, который пожелает в будущем войти в состав ЛДНР, должен иметь реальную возможность осуществления подобного права.
Таким образом, главным выводом является необходимость создания двух различных фронтов российской внешней политики: украинского и новороссийского, на каждом из которых следует вести соответствующее политическое, идеологическое и информационное наступление. Только так мы имеем шансы прийти к осязаемой благоприятной перспективе на своих ближайших пограничных рубежах.