Учите людей милосердию. А не такфиру!

14 ноября, 14:21

 

Доклад председателя Духовного управления мусульман РСО-А, муфтия Северной Осетии Хаджимурата Гацалова на конференции «Такфир как форма агрессии и заблуждения. Причины и последствия»

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!

Кризис, охвативший современный мир, указывает на глобальные проблемы человечества и предвещает грядущие масштабные изменения. Наиболее наглядно он проявился в исламской части современной цивилизации, охватывая все исламское пространство без границ и географии. Россия, в том числе и Кавказ, и, естественно, Осетия, не могли остаться в стороне от общих деформационных процессов.

В основном этим объясняется тот факт, что последние восемь лет специалисты Духовного управления мусульман, имамы и советы общин уделяют большее внимание проблемам радикализма и экстремизма. Несомненно, что активность радикально настроенной молодежи возросла с началом военных действий в Сирии. На Ближнем Востоке разворачивалась одна из серьезных провокаций новейшей истории с далеко следующими планами. Пушечным мясом и активным военным ресурсом, который должен был быть взаимно истреблен, назначена мусульманская молодежь. И она потянулась туда, не внимая голосу разума, невежественная, подверженная личным страстям, не признающая и отрицающая обращения авторитетных богословов.

Резкое увеличение численности воюющих группировок в регионе привело к провозглашению «халифата». Логическим завершением разыгрываемого спектакля по дестабилизации Сирии и регионов Ирака стало создание квазигосударства ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация – прим. ред.) и эскалация экстремистских и псевдорелигиозных форм и методов дискриминации ислама. Не буду останавливаться на анализе событий, сопровождавших процесс от начала волнений и до реального времени. От убийства первого человека и впоследствии гибели сотен тысяч людей и миллионов, бежавших от ужаса и бесчинств. Об этом много раз сказано и написано. Но хочу напомнить, что уничтожались и изгонялись из родных мест именно мусульмане. Их убивали и изгоняли не евреи или буддисты Мьянмы, а единоверцы, воюющие за «справедливость». Преступления против мусульман происходили под лозунгами братства и чистоты принципов ислама.

Подобные идеи стали охватывать и умы радикально настроенной молодежи Северного Кавказа, и часть ее, поддавшись на призыв, направилась в Сирию. Мы очень серьезно подошли к проблеме, Религиозный совет и Совет ДУМ четко и однозначно определили свою позицию в двух религиозно выверенных документах – «Обращении по ситуации в Сирии» и «Фетве по отношению к ИГИЛ». Обращения были тщательно подготовлены и приняты, а затем в течение нескольких месяцев обсуждались на уроках в общинах. Кроме того, системная и регулярная работа по профилактике радикальных настроений была главной, обязательной  задачей имамов и специалистов ДУМ. Монография Расула Гамзатова «Причины радикализации и пути ее предотвращения», получившая прекрасные отзывы российских богословов,  стала настольным пособием имамов. Цикл лекций «ИГИЛ на весах шариата», разработанный специалистами ДУМ, был прочитан в общинах по нескольку раз.

Думаю, не осталось ни одной мало-мальски значимой проблемы религиозного характера, подталкивающей к радикализации, которую бы мы не обсудили. Могу уверенно заявить – в том, что на стороне бандформирований участвовало небольшое количество жителей Осетии по сравнению с соседними республиками, есть и наша заслуга. Сравниваю ситуацию с соседями не для того, чтобы самоутвердиться в чем-то, а лишь подчеркивая близость вербовщиков и неограниченные возможности социальных сетей.

Несостоятельность идеологии «халифата» и ИГИЛ была подтверждена и озвучена всеми виднейшими богословами ислама. Бесчинства и изуверские убийства мирного населения показали суть этих людей и лживость их призыва. Проект «ИГИЛ» стал терять позиции и, вероятно, просуществует еще какое-то время в таком агонизирующем состоянии. Затем, возможно, его сменит очередная экстремистская организация с новым звучным названием. К сожалению, опыт последних десятилетий показывает, что экстремизм как инструмент дестабилизации использовался и будет использоваться и в дальнейшем. Где и когда вспыхнет очередной очаг смуты и провокаций, зависит от заказчика и от его финансовых возможностей. Близость «халифа» аль-Багдади к американской администрации, конкретно к  госсекретарю Байдену, и военная активность его людей, согласованная и направляемая американскими советниками, обнажили сущность и ангажированность «халифата». Правота высказываний богословов подтверждена реальностью. По истечении двух последних лет даже самым твердолобым сторонникам ИГИЛ стали понятны фарисейство и ложная религиозная доктрина современных хариджитов.

Казалось, этап заблуждений пройден, и следование за провокационными призывами псевдопроповедников сходит на нет. Вроде бы так. Но на фоне остаточной волны религиозного нигилизма вновь раздаются голоса такфиристов. Почему? Вроде бы большинству стала видна пропасть между призывом к справедливости и бесчинствами игиловцев. Значит, дело не в отсутствии информации о действиях хариджитов и о твердой позиции богословов, а в страсти и явном заблуждении. В нежелании видеть истину, в нежелании получать знания и в нежелании творить благое.

На примере людей из республики, ушедших в ряды ИГИЛ, можно сказать – ни один из них не обладал знаниями. Более того, почти все пытались учиться, но не смогли освоить даже минимума. Этого факта не оспорить – в крайность уходят невежды, не признающие ученых. Правило шариата, утверждающее, что в основе любого действия должны быть знания, противоречит идеологии заблудших, и на этом противоречии прорастают семена такфиризма. Обвинение в неверии мусульман – один из действенных методов разрушения единства исламского общества.

Основа смуты среди верующих – невежество и дурной нрав. Они – спутники и союзники любой фитны, любого разногласия и противники спокойствия и мира. В атмосфере милосердия и взаимоуважения, соответствующей истинной религиозной идее, им нет места.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лишенный доброты полностью лишен и блага». То есть лишен милости Всевышнего и Его милосердия.

К кому, как не к нам, обращался Посланник Всевышнего Аллаха: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте людей и не отталкивайте».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, ибо, поистине, Аллах Всевышний ненавидит произносящего непристойности и оскорбляющего». Что же может быть непристойнее и оскорбительнее, чем обвинение в неверии брата-мусульманина, а, тем более, знающего?

Знают ли они это? Знают. Но лицемерие и ложь всегда рядом, дополняя и поддерживая друг друга.

У Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Может ли верующий быть трусом?» Он сказал: «Да». «Может ли он быть скрягой?» Он также ответил: «Да». «Может ли верующий быть лжецом?» Ответ однозначный: «Нет!»

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел с религией милосердия. Мы же позволяем делать из нее религию смуты и недоверия, допускаем войны и бесчинства, не восстаем против преследования и несправедливости. Религия Всевышнего пришла, чтобы распространить милосердие на земле. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, изгнанный и преследуемый, потерявший сподвижников, вернувшись в Мекку победителем, простил своих врагов. Он не убивал, не мстил, а наоборот, показал им свое милосердие, подкрепленное верой. Мы же, укоряя, говорим немусульманам  – вы не понимаете ислама, религию мира и добра. А разве мы, мусульмане, понимаем? Если мы молимся вместе, желаем друг другу мира, но в то же время кто-то из нас присягает врагам ислама и замышляет преступления?

Багдади и его подручные принесли Исламу столько проблем, сколько не приносили люди, воюющие с религией милосердия с начала ее распространения. Они – враги явные и коварные. Объявив джихад с целью утверждения ислама на землях Шама, они переступали закон, притесняя мусульман.

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объявил джихад, он установил его не для пролития крови, а для милосердия. Он видел бедняков, желающих исповедовать ислам, и говорил их правителям – отойдите, пусть они зайдут в нашу религию. Он убирал притеснителей, не разрешавших распространение религии Аллаха. Кто же был убит и изгнан в землях Сирии и Ирака, как не мусульмане?

Мы выискиваем у людей верующих ошибки и противоречия, даже у ученых, и распространяем в соцсетях. Невежественно обвиняем людей в неверии и в нововведении, радуясь своим «знаниям». Чему мы радуемся и кому помогаем?

Не становитесь пособниками шайтана. Не помогайте ему против людей. Задача проповедников – это призыв, а не классификация людей по категориям. Один – неверный, этот – заблудший, следующий – нововведенец или грешник... Задача мусульман – улучшение личного нрава и принесение пользы обществу.

Когда мы цитируем Коран и хадисы, кого мы представляем перед собой? Скорее всего, книги. Сподвижники, читая аяты или вспоминая Коран, видели перед собой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Лучшего из людей, из тех, кто когда-либо следовал ниспосланным указаниям, человека, который является лучшим учителем и примером для всех его последователей. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило ему на день».

Этот хадис указывает на то, что безопасность, здоровье и пропитание являются величайшими милостями Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал с безопасности, ибо безопасность превосходит по своей важности здоровье и удел.

Ислам пришел для сохранения пяти важных вещей:  религии, жизни, разума, чести и имущества. Добро и знания лежат в основе каждого из них, а главным условием, которое обеспечивает их сохранность, является безопасность.

Безопасность общества, в котором мы живем – наша обязанность и наша ответственность. Мы должны начинать свои напоминания молодежи с принципов утверждения и упрочнения безопасности там, где мы проживаем. И если нам удастся внушить им приоритет безопасности перед здоровьем и пропитанием, то и остальные наши дела придут в порядок. Мы должны научиться понимать, в чем больше пользы.

Имам ибн аль-Мубарак говорил: «Не является истинным ученым тот, кто разбирается в вопросах дозволенного, ибо эти вопросы знают многие. Однако истинный ученый – это тот, кто разбирается в вопросах пользы и вреда».

Хаджимурат
 
Гацалов
14 ноября, 14:21