«Тюркский мир» пытается «расширить горизонты»
«От Тюркского совета – к Тюркскому союзу»
12 ноября в Стамбуле состоялся очередной, анонсированный ещё в марте, восьмой Саммит глав государств учреждённого в 2009 году Совета сотрудничества тюркоязычных государств, известного как «Тюркский Совет». Для участия в мероприятии в город на берегах Босфора съехались президенты Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, а также глава правительства Венгрии Виктор Орбан и генеральный секретарь Тюркского совета Багдад Амреев. Впервые во встрече лидеров тюркоязычных государств поучаствовал президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. «Вступление Туркменистана [пока – в статусе наблюдателя – Прим. ред.] в организацию завершит формирование нашей семьи. Добро пожаловать, Туркменистан», – возгласил, выступая накануне на заседании Совета министров иностранных дел «ТС», глава внешнеполитического ведомства Турции Мевлют Чавушоглу. Также он сообщил о планируемом изменении названия «Совета сотрудничества тюркоязычных стран» на «Организацию тюркоязычных государств».
Ключевым игроком на поле «тюркской интеграции» является, конечно, президент Турции Реджеп Эрдоган, переключившийся на пропаганду идей братства тюрок по всем мире по мере того, как начала явно блекнуть и пробуксовывать идея всеобщего «мусульманского братства» от Марокко и Адриатики до Индонезии под водительством Ак-Сарая. За рамками эфемерных поисков «справедливости» в «мире больше пяти», «пантюркская» и «пантуранская» версии турецкого наднационального проекта традиционно исповедовались основанной Альпарсланом Тюркешем «Партии националистического движения» – ключевого союзника эрдогановской «Партии справедливости и развития» по правящей коалиции. Согласно мнению ряда экспертов, открытая поддержка Анкарой националистической группировки «Серые волки» (идеологически мотивированный молодёжный боевой отряд «ПНД») свидетельствует об эволюции правящего турецкого режима в сторону большего радикализма и небезопасного для соседей авантюризма.
На этом фоне призывы к совместной борьбе со «всеми формами терроризма», а также с «исламофобией и ксенофобией, которые являются чумой нашего времени», представляются не более чем пропагандистским прикрытием агрессивного внешнеполитического курса и этнически обусловленных «двойных стандартов». Выступая на пленарном заседании саммита, Эрдоган выразил также надежду на приём в «ТС» непризнанной «Турецкой Республики Северного Кипра», являющуюся, по его мнению, «неотъемлемой частью тюркского мира». Приняв председательство в «ТС» от Ильхама Алиева, турецкий лидер вручил прикаспийскому «брату» «Высший орден тюркского мира» за освобождение «оккупированных земель» в ходе военных действий против Нагорного Карабаха. Главы государств открыли новое здание Генерального секретариата организации. Помимо традиционных связей с Азербайджаном, качественно укрепившимся в период подготовки и активной фазы военных действий в Нагорном Карабахе, министр обороны Хулуси Акар активно осваивает пространство Центральной Азии. Аналогично Азербайджану, в Турции на постоянной основе проходят обучение будущие казахстанские военнослужащие младшего, среднего и высшего офицерского звена. Бойцы сил специального назначения Республики Казахстан повышают квалификацию в ходе учений на турецкой территории. А в начале лета власти Бишкека, также входящего в состав ОДКБ, подписали контракт на поставку турецких беспилотников «Байрактар».
Потенциал развития торговли между государствами с общим населением около 160 млн. человек (1) глава Союза торговых палат и товарных бирж Турции Рифат Хисарджыклыоглу оценивает примерно в 1 трлн. долл. Для того, чтобы «показать миру нашу огромную силу», необходимо сперва «усилить экономическую интеграцию между странами». В свою очередь, глава турецкой дипломатии отметил значимость устранения барьеров на пути экономического сотрудничества стран – членов Совета. Не забыл он и о этнически мотивируемых трансграничных коммуникационных проектах, способствующих превращению Турции в макрорегиональный логистический хаб: «Транскаспийский торгово-транзитный коридор Восток – Запад будет укреплён Зангезурским коридором и будет способствовать благополучию всего тюркского мира».
Помимо традиционных вопросов регионального сотрудничества и перспектив «тюркских соединённых государств», не остались без внимания столь часто обсуждаемые в последнее время «зелёные технологии и умные города в цифровую эпоху». В связи с участившимися стихийными бедствиями, хозяин мероприятия предложил создать «Механизм гражданской защиты» для координации совместных усилий. Приняв Стамбульскую декларацию, главы государств утвердили и руководящий документ «Видение тюркского мира – 2040». Будучи разработанным по инициативе почётного председателя «ТС» Нурсултана Назарбаева, он обозначает приоритетные направления сотрудничества на предстоящие 20 лет. «Нас должны объединять не только исторические и культурные корни, но и видение дальнейшего развития», – отметил Чавушоглу, добавив, что тюркоязычные страны должны определять развитие процессов, а не реагировать на них, что «возможно лишь при наличии механизмов оперативного принятия решений».
К настоящему времени в рамках «ТС» функционирует целый ряд механизмов и инициатив, обеспечивающих взаимодействие по различным направлениям. Среди них – Тюркская торгово-промышленная палата, Тюркский инвестиционный фонд, вышеупомянутый «Транскаспийский торгово-транзитный коридор», «процесс братских портов», Совет по здравоохранению, Группа по цепочкам поставок, Программа по обмену студентами и преподавателями, Проект по совместным турам Шёлкового пути, Международные лагеря молодежи, Фестивали молодежи, Универсиады, Молодежная платформа и другие. В октябре в Баку встречались Генеральные прокуроры, и в том же месяце в Стамбуле прошёл организованный офисом Фахреддина Алтуна медиафорум «ТС» с участием более 350 гостей. Среди обсуждавшихся вопросов – сотрудничество в сфере СМИ, съемка кинофильмов и сериалов, а также работа в социальных сетях и «совместная борьба с дезинформацией». Как заявил входящий в «ближний круг» президента Турции Алтун в ходе ещё одного представительного мероприятия, возглавляемое им Управление по связям с общественностью придерживается в вопросах пропаганды и контрпропаганды агрессивного и «проактивного» подхода. В мае в Баку прошла презентация первого цифрового проекта «Тюркский мир», призванного сформировать «единую коммуникационную платформу», основанную на общих исторических, религиозных, культурных ценностях и языках народов тюркоязычных стран. Медийное сопровождение недавней карабахской войны, многочисленные ролики о превосходстве турецкого оружия над российским, а также многогранная деятельность TRT World – лишь некоторые примеры заметных успехов, достигнутых на ниве пропаганды.
И это – далеко не всё. Переговоры глав государств в Стамбуле сопровождали многочисленные мероприятия по линии экономического и «культурно-гуманитарного сотрудничества», причём не только в Турции. Иные из них носят весьма специфический характер. Например, одним из «непризнанных мировым сообществом тюркских государственных образований» назвал крупнейший российский регион – Республику Саха (Якутия) – Telegram-канал «Тюркской академии наук» со штаб-квартирой в Нур-Султане и со связями с «Тюркским советом» и с Международной организацией тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). Несмотря на то, что участниками этих организаций формально числятся преимущественно бывшие советские республики, их очевидным лидером выступает Анкара. Впоследствии неоднозначную, мягко говоря, запись удалили, однако системная и долговременная работа надгосударственных «тюркских» структур с элитами и общественными мнением ряда субъектов Российской Федерации не вызывает сомнений. Можно уверенно предположить, что предстоящее председательство Ак-Сарая в «ТС» будет отмечено новациями по части продвижения турецкой «мягкой силы» с её несомненным «двойным», а то и «тройным дном». Так, нацеленная вовне медийная продукция, по наблюдению экспертов-профессионалов, апеллирует к коллективному бессознательному тюркских народов, способствуя пробуждению у них национальной гордости, чувств сопричастности к «великому тюркскому миру» и его (как сказали бы в советские времена) «передовому авангарду».
Реализация проекта Türk Konseyi’nden Türk Birliği’ne («От Тюркского совета — к Тюркскому союзу») предполагает формирование единого алфавита, единого языка, и в конечном итоге – единого государственного объединения. Многое из того, что до прихода к власти Эрдогана казалось едва ли не фантастикой – ныне либо уже реализовано, либо приобретает реальные очертания. Апологеты победной поступи «Соединённых Штатов тюркского мира» уверены, что встреча на берегах Босфора, а особенно – предстоящее председательство в Совете Турции «придаст новый импульс и станет важным поворотным моментом в сотрудничестве» государств, интеграция которых «выйдет на новый более тесный уровень». В свою очередь, менее пафосно настроенные наблюдатели указывают также и на некоторые негативные последствия, которые неизбежно возникнут в случае более жёстких рамок «тюркской интеграции». К примеру, неизвестно, каким образом предполагаемые «механизмы оперативного принятия решений», о которых говорит Чавушоглу, будут сочетаться с продвинутым туркмено-китайским энергетическим сотрудничеством, либо же с фактом членства Казахстана и Киргизии в Евразийском Экономическом Союзе…
«Эрдоган очень заинтересован в расширении зоны влияния Турции, – полагает политолог Керим Хас. – В Средней Азии, где живут братские туркам тюркские народы, делать это проще и логичнее всего. Во-вторых, Анкаре нужно как можно больше рычагов давления на Москву. Увеличивая свое влияние в приграничных с Россией странах, Турция получает сильные позиции в переговорах с Кремлем по всем вопросам. А их очень много. Это и Сирия, и Ливия, и различные экономические проекты, и ситуация на Южном Кавказе». В общем, вопросов пока явно больше, чем ответов, но всё же, как представляется, многое будет зависеть от способности участников «ТС» к подлинной координации на высоком политическом уровне за рамками общих лозунгов.
Примечание:
(1) В одном из презентационных роликов, как и в некоторых речах Эрдогана говорится о «300-миллионном семействе» тюркских народов. Представляется, что столь значительный разброс в оценках коррелирует с уровнем геополитических фантазий и амбиций тех, кто их озвучивает.