Турция в меняющемся мире: фигура Хакана Фидана

Закрывая 13 апреля Анталийский дипломатический форум, министр иностранных дел Турции Хакан Фидан выступил с рядом заявлений, отражающих взгляды Анкары по важным международным вопросам, исходя из представления о том, что «дипломатия строится не на конфронтации, а на поиске точек соприкосновения». Заявления и практические дела турецкой дипломатии неизменно притягивают к себе повышенное внимание общественности. Не в последнюю очередь это связано с личностью её главы – государственного чиновника с обширным опытом и наработанными десятилетиями связями самого равного уровня. Возглавляя много лет перед назначением на свою нынешнюю должность национальную разведывательную службу MIT, а ещё ранее набирая опыт в ряде авторитетных международных организаций, он неизменно продвигал интересы своей страны в динамично меняющемся мире.
Тем актуальнее видится представленная 21 апреля в Москве в рамках Книжной серии ДИАЛОГ работа Геворга Минасяна и Анжелы Симонян «Хакан Фидан – штрихи к портрету возможного будущего президента Турции». Авторы пытаются разгадать «код личности» перспективного турецкого политика, что представляет не только сугубо академический, но и сугубо практический интерес. По их мнению, подтверждаемому множеством источников (включая магистерскую диссертацию героя книги, подготовленную в 1999 г. в Билькентском университете и посвящённую сравнительному анализу ведущих разведок мира), назначение Фидана министром иностранных дел Турции на только подтвердило его значимость в политической системе страны, но и показало, что «его опыт в разведке и международных делах продолжит формировать внешнюю политику страны. Учитывая его многолетний опыт работы в MIT, можно ожидать, что Фидан, как министр иностранных дел, продолжит придерживаться активной и гибкой политики в отношениях с соседними и международными державами, укрепляя стратегические интересы Турции на мировой арене».
«Фидан знает место разведки, знает место дипломатии, и, перейдя работать в МИД, фактически превратил МИД Турции в одно из структурных подразделений разведки. Идет поглощение. Он выходит на публичное пространство, выступает, у него есть ораторский дар преподавателя, умение работать с аудиторией. Плюс – багаж разведывательной работы: он едет на встречу, заранее изучает психологический портрет собеседника. Это синтез разведки и дипломатии, который он сам называет "разведывательной дипломатией"», – рассказывает один из авторов книги, полковник запаса Службы национальной безопасности Армении Геворг Минасян.
Известна активная реформаторская деятельность по укреплению кадрового потенциала сперва разведывательного, а татем и дипломатического ведомства, включая обретение ими дополнительного функционала на стыке так называемой «мягкой» и «жёсткой» силы. И здесь как нигде пригодится его опыт работы в Турецком агентстве сотрудничества и развития (TİKA) – учреждения, организующего и координирующего техническую и гуманитарную помощь Турции за рубежом и напрямую интегрированную во внешнюю политику страны. Под руководством Фидана TİKA сосредоточилось на укреплении отношений со странами, с которыми Турция имела этноязыковые и культурно-исторические связи (особенно с бывшими республиками советской Средней Азии), а также начало активно работать во многих странах Африки, где наличествует немало точек пересечения Анкары и Москвы.
Особое место в проектной деятельности тесно связанного с госструктурами и спецслужбами агентства занимает работа с подрастающим поколением, что свидетельствует о системной работе на перспективу. Более того, как отмечают авторы, «Национальная разведывательная организация, по некоторым данным, якобы вербовала свою агентуру, используя неправительственные организации, включая TİKA. MIT, по тем же данным, якобы внедрила сотрудников в несколько ключевых правительственных учреждений, которые имеют дело с турками и нетурецкими мусульманскими общинами за рубежом, для проведения программы проверки и набора персонала. Агентства, которые использовались для тайных разведывательных операций, идентифицируются как TİKA и Управление по делам турок за рубежом и родственных сообществ (YTB)».
Российской общественности и экспертному сообществу Фидан известен по длительной практике российско-турецкого взаимодействия в Сирии. Как известно, в этой арабской стране, столетиями входившей в состав Османской империи, турецкие власти, предпринимая самые разнообразные усилия, сумели в конечном итоге сформировать выгодную для себя конфигурацию. Падение в конце прошлого года «режима Асада», повлекло серьёзные изменения региональных раскладов, и сегодня Анкара продолжает активно работать над формированием новых региональных реалий, более выгодных наследникам «Блистательной Порты».
Как известно, не только Турция, но и Израиль стремится обрести на территории Сирии собственную зону влияния, включая южную часть страны и «Друзские горы» с выходом на контролируемый «Сирийскими демократическими силами» правый берег Евфрата. Разумеется, столь далеко идущие планы не могут не вызывать тревогу у турецких властей пытающихся урегулировать на длительную перспективу болезненный для страны «курдский вопрос», имеющий для Турции как внешнее, так и внутреннее измерение. Будучи по отцовской линии курдом, Фидан заявляет об унитарном характере будущей Сирии и о необходимости бойцам курдских «Отрядов народной самообороны» сложить оружие, войдя в состав силовых структур, подчиняющихся правительству в Дамаске во главе с Ахмадом аш-Шара`а. Вместе с тем, многоопытный дипломат и разведчик отмечает важность роли курдов при подготовке сирийской конституции, продолжая переговоры одновременно с Дамаском (об укреплении военного присутствия на севере и в центре страны), так и с Западным Иерусалимом (о возможных механизмах предотвращения конфликтных ситуаций, в том числе с использованием имеющегося опыта): «Особое внимание – безопасности воздушного пространства. Цель – не допустить инцидентов с дронами и самолётами».
Встречаясь с лидерами движения ХАМАС, Фидан решительно выступил против исходившей от окружения Трампа идеи переселения палестинцев Газы (ранее категорично отвергнутой лидерами арабских стран): «Только США могут реально повлиять на Израиль. Мир почти единодушен в осуждении происходящего. Пока поддержка из Европы и Америки не прекратится, трагедия будет продолжаться. Мы как Турция сделали всё, что могли, и продолжим. С самого начала предпринимаем действия в рамках нашей сферы влияния». Осуждая действия режима Нетаньяху, турецкие власти длительное время поддерживали с ним экономические связи (да и сегодня трубопровод, по которому нефть с западных берегов Каспия поступает через порт Джейхан в Израиль, успешно функционирует).
Как известно, недавние переговоры делегация России и США по отдельным вопросам возобновления работы посольств проходили в Стамбуле. Как следует из слов Фидана, в контексте вооружённого конфликта на территории бывшей Украинской ССР «мы продолжаем работать ради мира. Если Россия и Украина захотят сесть за стол переговоров в Турции – наша дверь открыта. У Турции есть уникальные качества. И мы хотим использовать их ради достижения мира. С самого начала конфликта наша позиция неизменна – способствовать диалогу. Готовы принять любые усилия, ведущие к переговорам». Воздерживаясь от присоединения к антироссийским санкциям, в Анкаре продолжают считать Крым, Донецкую и Луганскую народные республики, Запорожскую и Херсонскую области «оккупированными территориями».
Работа Г. Минасяна и А. Симонян представляет особую ценность вниманием к деталям, включая, в частности, мифические «проиранские» симпатии Фидана, целенаправленно раскручивавшиеся с подачи определённых сил. Аналогичным образом, работа на армянском направлении полностью подчинена целям усиления позиций на Кавказе и укрепления турецко-азербайджанского альянса в полном соответствии с генеральной линией Евросоюза. Открытие границ Армении с Турцией и Азербайджаном после того, как они 30 лет были закрыты, «ещё больше сблизит Европу и Центральную Азию, чем когда-либо», – рассказала на недавнем саммите лидеров ЕС и пяти стран Центральной Азии глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Заслуживает внимания и одна из недавних сентенций матёрого дипломата о том, что гипотетическое членство Турции в Европейском союзе позволило бы предотвратить всплеск ультраправых настроений в Старом свете. В контексте нарастающей враждебности со стороны Брюсселя по отношению к Москве заметно активизировавшиеся в последние месяцы турецко-европейские контакты притягивают к себе достаточно пристальное внимание. Как отмечают эксперты ТАСС, «учитывая популярность Турции в Центральной Азии и уже традиционную геополитическую игру Анкары в связке с Лондоном, можно ожидать самых болезненных последствий для российских интересов в регионе». Думается, данное утверждение справедливо и по отношению к другим регионам, и в любом случае многогранная деятельность ведущих турецких политиков, явным образом имеющих дальнейшие горизонты карьерного роста, заслуживает самого пристального внимания. По оценке Г. Минасяна, Фидан «может быть на первом-втором месте в шорт-листе преемников Эрдогана. Потому что и оппозиция, и часть элит могут договориться вокруг такой фигуры: системной, умеренной, с опытом, с международными связями. Он не уличный политик, как Эрдоган. Он – аналитик, менеджер. Плюс – этнический курд. А это может обеспечить голоса курдского электората. Его подают как продолжателя традиции: мол, прадед был начальником разведки у султана, служил великой империи. Это объединяющий образ, и для исламистов, и для националистов».