Турция – США: стратегический диалог активизировался
О чём вёл переговоры за океаном Хакан Фидан?
7-8 марта состоялся визит министра иностранных дел Турции Хакана Фидана за океан для участия в 7-м заседании Стратегического механизма Турция – США. Многие годы возглавляя турецкую разведку, один из ближайших доверенных людей заявившего о своём заключительном президентском сроке Реджепа Эрдогана (а по мнению некоторых наблюдателей – и вовсе его потенциальный преемник) активно взаимодействовал прежде всего с американскими коллегами, что создаёт хороший фон для его контактов уже в новом качестве. Помимо переговоров с Тони Блинкеном, глава турецкой дипломатии встретился с председателем сенатского комитета по международным отношениям Бенджамином Кардином и членами этого комитета. Пообщался Фидан также и с сотрудниками запрещённого в России Атлантического совета, а также «обсудил текущие события на встрече, организованной Вашингтонским отделением SETA». В турецком посольстве в Вашингтоне Фидана навестил советник по национальной безопасности вице-президента Камалы Харрис, там же он рассказал о состоявшейся встрече журналистам.
Согласно принятому по итогам переговоров Фидана и Блинкена «Совместному заявлению об американо-турецком стратегическом механизме», стороны, в частности, «обсудили укрепление отношений между США и Турцией по широкому кругу вопросов, включая региональные приоритеты, борьбу с терроризмом, оборонное сотрудничество, экономический рост, торговлю, энергетическую безопасность и изменение климата, а также связи между людьми».
Практически во первых строках документа «госсекретарь Блинкен и министр Фидан подтвердили поддержку Соединёнными Штатами и Турцией суверенитета и территориальной целостности Украины против неприемлемой войны России. Соединенные Штаты приветствовали усилия Турции в Черном море, включая недавно объявленную целевую группу по противоминной борьбе и содействие жизненно важным безопасным маршрутам для зерна и другой международной торговли».
На втором месте из актуальных вопросов оказался кризис в Газе с нарочито расплывчатыми формулировками, серьёзно контрастирующими с экспрессивной антиизраильской риторикой «Ак-Сарая» на внутреннюю турецкую аудиторию. Фидан и Блинкен всего лишь «подчеркнули важность поиска пути к прекращению конфликта и немедленному решению гуманитарного кризиса», а «также подтвердили свою приверженность долгосрочному решению проблемы двух государств».
«Почётное» третье место занял терроризм и связанные с ним угрозы, с коими высокие переговаривающиеся стороны, само собой, договорились совместно бороться и далее, возобновив соответствующие консультации в рамках «Стратегического механизма». Госсекретарь подтвердил осуждение Вашингтоном Рабочей Партии Курдистана и запрещённого в России «Исламского Государства» (но не «отрядов народной самообороны» или «Партия демократический союз», относительно природы которых подходы Анкары и Вашингтона принципиально расходятся). В аспекте сирийского кризиса Вашингтон и Анкара подтвердили приверженность политическому процессу в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН, подтвердив важность репатриации задержанных и перемещённых лиц с северо-востока Сирии в страны их происхождения для последующей реабилитации либо, если потребуется, привлечения к ответственности.
Обсудив ситуацию в Восточном Средиземноморье, Блинкен и Фидан подчеркнули важность сохранения здесь стабильности и каналов связи. Госсекретарь приветствовал взаимодействие между Анкарой и Афинами, включая Пятый Совет сотрудничества высокого уровня в декабре 2023 года в Афинах и подписание турецко-греческой декларации о дружественных отношениях и добрососедстве. Вместе с тем, претензии Анкары на более справедливое распределение газовых месторождений в регионе остались вне рамок документа.
Не остался без внимания и Южный Кавказ, где союзники по НАТО выразили готовность совместно работать над продвижением сбалансированного и прочного мирного соглашения между Баку и Ереваном, разумеется, во имя всего хорошего. Учитывая явную активизацию Парижа, усиленно изображающего поддержку Еревана, практическая реализация данного положения едва ли позитивно скажется на российско-ирано-турецком взаимодействии в регионе, поставив перед Москвой и Тегераном новые вызовы.
В плане укрепления евроатлантических связей, переговорщики «обсудили пути укрепления координации и солидарности НАТО перед лицом нынешних угроз и вызовов. Они подтвердили свою давнюю приверженность коллективной обороне как союзники, а также политике открытых дверей НАТО. Будучи двумя крупнейшими вооружёнными силами НАТО, обе стороны подтвердили важность своих обязательств, а также наших обновленных двусторонних оборонных торговых отношений для расширения возможностей, обеспечения оперативной совместимости и повышения прочности своей коллективной безопасности. Оба министра приветствовали вступление Швеции в качестве 32-го союзника по НАТО, что укрепит Североатлантический союз и евроатлантическую безопасность».
Более того, «заглядывая в будущее, госсекретарь Блинкен и министр Фидан обсудили возможности трансформации американо-турецких отношений в области безопасности и обороны, чтобы опираться на значительный потенциал и инновации каждой страны для решения стратегических задач и возможностей». И это не просто общие фразы: «в 2024 году состоится американо-турецкий оборонно-торговый диалог, и обе страны будут использовать возможности для развития оборонно-промышленного сотрудничества». Как можно предположить (хотя прямо в заявлении об этом не говорится), стороны обсуждают возможное возвращение Анкары в программу создания истребителя F-35 и возможные условия такого возвращения. Ранее ко взаимному удовлетворению удалось реанимировать сделку по продаже Турции истребителей F-16, сопоставимых по некоторым характеристикам с F-35 и при этом являющихся «рабочими лошадками» воздушных флотов многих стран.
По мнению некоторых наблюдателей и СМИ, в последнее время Анкара стала более внимательно относиться к вторичным антироссийским санкциям, что повлекло определённые проблемы во взаимоотношениях с Москвой. В этой связи. Едва ли случайно несколько абзацев заявления посвящены экономическому сотрудничеству с упором на цифровые технологии, инфраструктуру, «зелёной» энергетике и климатической повестке, призванных избавить Турцию от «излишней» зависимости от российских углеводородов. Стороны отметили «растущую важность гражданской ядерной энергетики, как обычных, так и малых модульных реакторов, разработанных в соответствии с самыми высокими стандартами безопасности, защищённости и нераспространения, и призвали государственный и частный секторы Турции и США к изучить возможности и разработать конкретные предложения по сотрудничеству в этой области». Как известно, на фоне продолжающихся российско-турецких переговоров по поводу возможного строительства АЭС в Синопе эти самые «малые модульные реакторы» активно продвигаются американцами в качестве альтернативы проектам Росатома на энергетических рынках третьих стран.
Как отмечает автор телеграм-канала «Турция это» Иван Стародубцев, американцы активно пытаются «обратить турок в свою веру» под видом некоей «перезагрузки» двусторонних отношений, «ясное дело, на американских условиях. По принципиальным для турок вопросам – поддержка американцами курдских Сил народной самообороны в Сирии и справедливый раздел месторождений газа в Восточном Средиземном море – не сказано ровным счетом ничего или же сказано так, что становится понятно: никаких подвижек нет». В то же время там, где Турция сильны или стремится быть сильнее (в частности, в Центральной Азии и в Африке) Америка стремится хотя бы символически обозначить совместные усилия, что также видно из текста документа.
Разумеется, всё это не означает отказа Турции от традиционного балансирования, поздравив под конец дня 18 марта Владимира Путина с одержанной накануне победой на президентских выборах в России. Согласно информации Кремля, «турецкий лидер тепло поздравил Владимира Путина с убедительной победой на выборах Президента Российской Федерации, пожелал новых успехов в государственной деятельности на благо народа России.
Выражен обоюдный настрой на дальнейшее тесное взаимодействие в интересах развития многоплановых российско-турецких отношений.
Обсуждены вопросы укрепления международной стабильности и безопасности, касающиеся в том числе черноморского региона.
Владимир Путин поздравил Реджепа Тайипа Эрдогана и всех мусульман Турции со священным месяцем Рамадан.
Условлено о продолжении диалога в различных форматах».
Впрочем, конкретной даты возможного визита российского лидера в Турцию пока нет, ранее сообщалось, что он может состояться в апреле или мае. Несмотря на благостные реляции, проблем в двусторонних отношениях предостаточно, от строительства на Украине завода по производству турецких беспилотников до усугубляющихся санкционных проблем российского бизнеса в Турции.
«Несмотря на всю "теплоту" звонка, показать турки пытались именно то, что показали: занимать почетное первое место среди поздравивших международных лидеров Р.Т. Эрдоган не стремился. Как и второе, и третье. Мол, есть дела поважнее, приоритеты расставлены», – пишет по этому поводу тюрколог Владимир Аватков. Думается, приоритеты эти очевидны и особым секретом не являются, не оставляя места иллюзиям.
P.S. По информации источников издания Hürriyet, «одна из тем, которую недавно обсудили и согласовали, чрезвычайно важна для Турции. Компании, которые вели или предположительно вели коммерческую деятельность с Россией, немедленно подвергались санкциям со стороны США без запроса Турции о проведении расследования». Но теперь согласно новой «так называемой "схеме гармонизации санкций", США сначала уведомят Турцию о возможных компаниях и запросят информацию по этому вопросу», и по итогам проведённого на этот счёт расследование будут приняты необходимые меры.