Турция-ЕС: результаты двуличной дипломатии

01 декабря, 17:47

 

24 ноября Европейский парламент принял решение временно приостановить переговоры между Анкарой и Брюсселем о вступлении Турции в Евросоюз. Документ содержит призыв к заморозке переговоров по вопросу членства Турции в ЕС в свете ситуации, возникшей в стране после попытки военного переворота 15 июля и условий режима чрезвычайного положения.

Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что попытки оказать давление на Анкару со стороны Евросоюза лишены смысла. По его словам, предвзятые и субъективные шаги наносят вред имиджу самого Европейского парламента и Евросоюза в целом. Премьер-министр Бинали Йлдырым подчеркнул, что лидеры стран-членов ЕС должны возвысить свои голоса против подобной «недальновидности». Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в свойственной ему манере, еще в преддверии заседания заявил, что независимо от того, каким будет результат, они не будет иметь никакой цены, а уже после принятия резолюции разыграл свою любимую карту - вопрос сирийских  беженцев. «Предпринят шаг: войти Турции в ЕС или нет? Собирались 30-40 человек, сказали «нет». Вы никогда не вели себя правильно и честно по отношению к человечности. Мы принимаем три миллиона беженцев, а вы начинаете стонать, когда к вам пытаются пройти 50 тысяч человек. Послушайте, если вы еще дальше пойдете, то знайте, что эти пограничные пункты откроются», - сказал Эрдоган.

То, что переговорный процесс между Турцией и Европой находится в глубокой коме, всем известный  факт. Популистские заявления ЕС давно уже не воздействуют ни на внутреннюю, ни на внешнюю политику Турции. Лучшим индикатором являются растущие антиевропейские настроения в турецком обществе, где консерваторы занимают более жесткую позицию по отношению  к Европе, а либеральные оппозиционеры считают, что Европа их бросила. Нужно подчеркнуть, что, несмотря на официальные заявления турецкого правительства, по всем экономическим показателям турецкая экономика испытывает резкий спад прямых иностранных инвестиций (две трети из них идут из ЕС). Как отметил  профессор Массачусетского технологического института Дарон Аджемоглы։ «Турецкая экономика может рухнуть в течение нескольких лет, если политики не покажут Западу, что турецкая экономика достойна доверия». По прогнозам профессора, в Турции может быть экономический кризис через год или два.

Исторически сложилось, что в рамках ЕС сформировались две модели руководства. Европейская комиссия представляет собой первую модель, которая начала формироваться в  самом начале процесса европейской интеграции в 1950-е годы, и именно в этот период в рамках ЕС возник общий рынок и произошел переход на единую валюту. Вторая модель - франко-немецкое руководство. Условно говоря, это модель была основана на французской политике и немецкой экономике. На сегодняшний день с некоторыми изменениями применяется вторая модель, где ЕС находится под экономическим управлением единого государства: Германии.

ЕС-Германия принял оптимальное решение: оставить «открытым» процесс вступления Турции в ЕС. Он все равно обречен, но хотя бы позволяет сохранить контакт и диалог благодаря программам, на которые Брюссель выделяет каждый год миллиарды евро (10,5 миллиарда на 2017-2020 годы), о чем Анкара не спешит напоминать своей общественности.

В сложившихся обстоятельствах перед ЕС стояла задача действовать так, чтобы окончательно не дискредитировать себя и свои ценности, и одновременно не допустить более разрушительных последствий для Европы. У ЕС было два варианта: поднять вопрос в Совете Европы - старейшей в Европе международной организации или в Европейском парламенте, считающимся  одним из самых влиятельных законодательных органов мира. Выбор пал на ЕП.

У такого шага - сразу три преимущества. Прежде всего, он позволяет избежать опасного непосредственного противостояния Брюсселя (Германии) с Анкарой, так как расширяет траекторию дискуссии. Далее, он позволяет подчеркнуть историческую преемственность приостановки членства. Наконец, несмотря на то, что принятая резолюция не окажет особого воздействия на президента Эрдогана, который запустил автократический процесс ради политического (или даже физического) выживания, резолюция приобретет немалое символическое значение, послужит мощным сигналом для все еще сопротивляющихся демократов внутри Турции и неким посланием для самих европейцев, что Европа может идти вперед, не отказываясь от собственных ценностей и не ограничиваясь словами «сожаления» и «тревоги» по поводу подъема автократии в Турции.

Не сложно догадаться, что именно этой цели служит и призыв австрийского парламента прекратить поставки оружия в Турцию, поскольку там «имеет место ущемление прав человека, а импортированное оружие может быть применено против оппозиции».  В ответ турецкий министр обороны Фикри Ышык заявил, что это очень неудачное решение: «Турция никогда не защищала эскалацию напряженности и конфликты. Наш основной принцип – мир в стране, мир в мире. Уверен, что подобные санкции станут еще большей мотивацией для нас развивать собственную оборонную промышленность и отечественное вооружение».

Если президент Эрдоган действительно хочет положить конец переговорам о вступлении, ему достаточно утвердить восстановление смертной казни или призвать к референдуму, как он и предложил. При этом в последнее время в Турции стало тенденцией возлагать ответственность принятия решений на народ Турции. Власти все чаще употребляют такие слова, как «воля народа», «решение за народом», даже в случае, когда, по последним данным, более 28 тысяч учителей отстранены от работы. Выбранное направление не только позволит властям Турции снять с себя ответственность за последствия разрыва отношений  с Европой, но и подталкивает к этому саму Европу. 

Основная проблема в отношениях Турции и ЕС - то, что обе стороны никогда не были искренни друг с другом. С самого начала переговорного процесса лишь вестернизированные круги турецкой элиты желали быть частью европейского «эксклюзивного клуба». Когда дело дошло до выполнения требований для членства, Анкара начала затягивать процесс, особенно в отношении вопросов, касающихся демократии, прав человека и прав меньшинств. «Турция до сих пор не выполнила семь из 72 требований Евросоюза, которые являются условием для предоставления турецким гражданам права безвизовых поездок в Шенгенскую зону», - заявил еврокомиссар  по внутренним делам, миграции и гражданству ЕС Димитрос Аврамопулос. Аргументы Анкары – Турция представляет собой «уникальный случай», сталкивается с особыми угрозами, и Европа должна это понять. Тех фактов, что Турцию сегодня обвиняют в авторитаризме, и что в этой стране обсуждают возвращение смертной казни, достаточно, чтобы показать, насколько искренна Анкара в вопросе членства в ЕС.

Европейцы также не отличаются искренностью. Для многих оставалась загадкой, почему ЕС признал Турцию в качестве кандидата на полное членство в 1999 году, и одобрил начало переговоров в 2005 году. Однако после, когда канцлер Германии Ангела  Меркел выработала формат open-ended negotiations (бессрочные переговоры), все встало на свои места. Канцлер прямо заявила, что будет способствовать продолжению переговоров о полноправном  членстве, которые  должны вестись на основе принципа pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), но не может обещать, что членство Турции будет гарантировано, даже если она выполнит все требования. Для Германии самым подходящим вариантом является статус Турции как «особого партнера», которое не будет означать полного членства, но, тем не менее, страна будет иметь особые льготы.

Неискренность ЕС ярко выразилась во время  Brexit, когда решался вопрос выхода Великобритании из ЕС. Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон достаточно успешно использовал тему членства Турции в качестве устрашающего фактора для европейцев. А затем, после решения Великобритании выйти из ЕС, он призвал  Европейский Союз «не загонять Анкару в угол». «Ситуация в Турции вызывает определённую озабоченность, но мы не должны загонять Турцию в угол и слишком остро реагировать на события, чтобы это не привело к ущербу нашим общим интересам», - отметил глава британского МИД.

Вопрос Турции будет обсуждаться в ЕС в декабре, и сейчас для турецкой политики первоочередным должно стать обновление действующего таможенного союза с ЕС. Комиссия должна завершить техническое исследование и вынести проект мандата на переговорный стол. По мнению бывшего представителя ЕС в Анкаре Марка Пиерини, для Турции движение  в сторону обновления таможенного союза должно более важным, чем переговоры о присоединении к ЕС, и более реалистичным, поскольку тут Турция сталкивается с меньшими политическими препятствиями. «Это основа бизнеса. Таможенный союз имел огромные выгоды для Турции. Вопреки многим мнениям, она имеет мало альтернатив», - считает Пиерини.

Арега
 
Осипян
01 декабря, 17:47