«Талыши ориентированы на самих себя»

02 апреля, 12:10

Кавказский геополитический клуб продолжает серию публикаций о роли и месте национальных культур в свете процессов глобализации. О политических и культурных задачах, стоящих перед талышами – ираноязычным народом, проживающим в Азербайджане и Иране – рассказывает лидер Движения за возрождение Талыша Фахраддин Абосзода.

 

- Уважаемый Фахраддин-муаллим, вот уже десять лет, как я так или иначе слежу за талышской проблематикой. К сожалению, возникает стойкое ощущение, что проблемы талышей не разрешаются, а, скорее, запутываются... Давайте, для начала, перечислим их в порядке важности. Насколько актуальна для талышей проблема сохранения родного языка и культуры, развития национальных СМИ и национально-культурных обществ? Сохранения национальной идентичности? Создания собственной государственности – в какой форме и какими методами? Как решать эти вопросы на современном этапе? Что за это время выпало из текущей повестки дня?...

- Если это в самом деле так, как Вы говорите, значит, я и мои единомышленники не ошиблись в выборе стратегии. Разумеется, я имею в виду прошедшие десять лет. Хорошо помню, как в 2005 году мы познакомились с Вами, и Ваши статьи на талышскую тематику стали резонансными в развитии Талышского национального движения (ТНД). Не скрою, что болезненная реакция властей на эти публикации в каком-то смысле помогла нам выбрать именно такую стратегию.

Как можно ее охарактеризовать? Мы создали анонимное движение, только некоторые видные представители которого стали выступать с публичными заявлениями о наших намерениях, а основной контингент остался “в тени”, что облегчило нашу задачу в деле противостояния преследованиям со стороны азербайджанских спецслужб как у нас на Родине – Талышистане, так и за ее пределами. Теперь, когда Вы говорите о “запутанности проблемы талышей”, мне это нравится: значит, мы смогли “запутать” не только спецслужбы, но даже друзей талышского народа!

Сегодня с поднятой головой могу доложить, что задачи прошедшего десятилетия мы полностью выполнили. За это время я успел в течении трех лет побывать на Родине, заново, изнутри и подробно изучить нынешнее состояние нашего народа, уточнить методы и средства работы в плане поднятия уровня его самопознания в условиях тотальной ассимиляции. Учитывая изменившуюся после августовской войны на Кавказе в 2008 году геополитическую ситуацию, осенью того же года я снова вернулся в Россию и с новой силой продолжил свою борьбу.

Пока азербайджанские спецслужбы были заняты поисками членов ТНД в Азербайджане и России, мы за прошедшее время успели донести голос нашего народа до главных столиц мира. Если раньше мы старались усилить нашу борьбу путем привлечения как можно большего числа сторонников в ТНД, то в последние годы в основном работали с “внешним миром”, и благодаря этому сумели поднять талышскую тематику на уровень международных организаций и ведущих держав. В итоге, если еще в начале этого периода даже в России мало кто знал не только о проблемах нашего народа, но и вообще о его существовании, то сегодня и в России, и на Западе, и даже в Китае “нужные” люди достаточно хорошо осведомлены о нашей борьбе.   

Главный итог прошедшего десятилетия - то, что основной целью нашего Движения сегодня является пока что мирная борьба за построение независимого Талышистана!

Что касается разрешения проблем талышей, то это дело не одного года и даже десятилетия. Это говорит о том, что мы далеки от иллюзии, что якобы у нас все хорошо. Нет, мы хорошо знаем о своих слабых сторонах, недостатках и трудностях. Мы реально смотрим на все это и перманентно работаем над всем клубком этих вопросов.   

- Что изменилось за последнее десятилетие в плане структуры и методов талышского национального движения? На мой взгляд – я, конечно, смотрю со стороны – говорить о появлении нового поколения молодых талышских лидеров не приходится, предыдущее же не может бесконечно нести тяжесть национального возрождения на своих плечах.

- Много чего изменилось. Во-первых, наше Движение стало поистине массовым. Талыши, особенно молодежь, бурным потоком вливаются в нашу борьбу. Во-вторых, я не согласен с тем, что в нашем Движении нет новых лидеров. Они есть, и даже достаточно много. В нашей команде немало молодых парней и девушек, которые хорошо образованы, владеют несколькими иностранными языками. Каждый из них ведет исследования в соответствии со своей специальностью в области истории, языка, культуры, искусства, фольклора талышского народа.

Немало среди них и молодых политиков и аналитиков, которые достойно представляют свой народ на различных площадках. Но, увы, стараясь оберегать их от преследования, мы вынуждены пока что держать их имена в секрете. Например, в течение нескольких последних лет в Баку из кожи вон лезут, чтобы узнать личность Рустама Искандари вместо того, чтобы внятно отвечать его аргументам. Судя по публикациям в бакинских СМИ, он стал настоящей головной болью для азагитпропа. Таких молодых кадров у нас немало, и мы, по мере их подготовленности к возможным вызовам нашей непростой ситуации, постепенно выводим их на «арену». Они позволяют нам с оптимизмом смотреть на будущее своего народа.  

- Не могу не коснуться вопроса, по поводу которого недавно возникла бурная дискуссия в Facebook. Сын одного из лидеров талышского национального движения стал одной из молодых «звезд» стендапа - приобретающего все большую популярность жанра на грани (а нередко и за гранью) фола. Как и диктуют законы жанра, в своих выступлениях он зло смеется над своим народом, верой, традициями - во всяком случае, так увидела это я, человек иной национальности, религии, культуры. Так, судя по реакции, видят это и московские бездельники, хохочущие в зале над его монологом. Речь не конкретно об этом молодом человеке из высококультурной семьи, речь о тенденции: национальная культура не просто сдает позиции – она буквально рассыпается перед натиском глобализации. Так ли это в случае талышей или это все же единичный пример?

- Честно говоря, Ваша оценка (да не только Ваша, так как и среди талышей некоторые так думают) выступления Идрака (И.Мирзализаде, сын Кахина Мирзализаде – сопредседателя Международного фонда возрождения талышской культуры – прим.) немного удивила меня. Во-первых, он молодой, достаточно образованный, умный и хорошо воспитанный парень. Если он считает этот путь лучшим в деле популяризации талышского вопроса среди молодежи, то мы не имеем морального права заставить его изменить свой взгляд на вещи.

Во-вторых, если народ еще способен посмеяться над своими «недостатками», то он имеет право заявить на весь мир о своих проблемах, даже в такой форме. Тут было бы уместно вспомнить классиков русской литературы.

В-третьих, сегодня в мире даже «большие» политики не брезгуют использовать подобные методы для популяризации своих целей и платформ. Можно вспомнить танцы Ельцина, а как свежий пример, танцы Медведева на том же «Камеди клаб». Так что я не вижу ничего предосудительного в выступлениях Идрака, которого, кстати, очень люблю.

Тут следует обратить внимание на еще один нюанс. Вы сами выше утверждали, что «говорить о появлении нового поколения молодых талышских лидеров не приходится». Мы просто обязаны идти в ногу со временем. Это раньше молодые лидеры формировались в различных кружках. Мир меняется. Сегодня появляются новые тренды, в том числе и в молодежной среде, не замечать которые мы просто не имеем права. В этом плане Идрак является новым молодым талышским лидером, решившим пойти таким путем.

Что касается «хохочущих в зале над его монологом московских бездельников», я советовал бы быть осторожным с такой оценкой молодежи. Это – наша молодежь, и мы обязаны работать с ней, а заодно относиться к ним более уважительно. Во многом от этой работы зависит будущее наших народов. Да, сегодня молодежь мало читает. Но это не говорит о том, что они все просто «хохочут». Если на выступления Идрака смотрят десятки тысяч человек (среди которых немало взрослых), то нельзя исключить, что после этого многие из них зайдут в Интернет в поисках расширенной информации о талышах. Вот вам и новый тип молодого лидера. И откуда гарантия, что в дальнейшем тот же Идрак не пойдет дальше в своем служении народу и не сменит аудиторию?      

Тем не менее, это вовсе не говорит о том, что «национальная культура талышей не просто сдает позиции – она буквально рассыпается перед натиском глобализации». Наш народ в течение многих веков выжил в очень непростой ситуации, когда многие вложили много сил и энергии, чтобы уничтожить его, именно благодаря своему консерватизму, в первую очередь, в быту, и, что немаловажно, в деле воспитания подрастающего поколения. В этом смысле Идрак является хорошим примером воспитанного в духе традиций своих предков молодого парня.

Со своей стороны, мы много делаем для того, чтобы наша молодежь не отошла от своих национальных корней. В YouTube можно найти много примеров тому, как молодежь буквально из небытия возрождает нашу культуру, фольклор, музыку, много примеров народного творчества.

- Тут, пожалуй, уместно задать и главный вопрос: а зачем, собственно, быть талышом в мире,  где национальные и культурные различия стираются? Где стендап вытесняет шавнышт (дружеские ночные посиделки), а люди перестают общаться друг с другом даже в социальных сетях, ограничиваясь «лайками», а часто не утруждая себя и этим? Эмоции понятны, но – зачем? Не проще ли молча согласиться с правилами, установленными Баку, и строить свою будничную жизнь, не переживая о судьбе талышского народа?

- Я мог бы по-другому ответить на этот вопрос, но предпочитаю сказать так: только потому, что Всевышний создал нас именно такими – талышами, русскими, татарами, мордвинами и т.д. В этом смысле представитель каждого народа, ведущий борьбу за сохранение его самобытности в этом глубоко глобализированном мире, выполняет божественную миссию, т.е. служит Богу, сохраняя Его творения. Тут же, думаю, кроется ответ на продолжение Вашего вопроса о «согласии с правилами, установленными Баку». Согласившись с этими нечеловеческими, антинародными правилами, которые подразумевают уничтожение талышей как уникальных творений Всевышнего, тем самым мы пошли бы против воли Аллаха!

- Обсуждая все это, мы вряд ли можем обойти вниманием сугубо политические вопросы. Как отметил в одном из своих выступлений президент Талыш-Муганской автономной республики Алакрам Гумматзода, «главным ориентиром борьбы нашего движения является Европа, европейские ценности, европейские стандарты устройства политической и других сфер жизни, установление всеобщего мира и согласия между народами по европейскому образцу». Понятно, что говорилось это в Европе и европейцам, да и европейские ценности – это христианские основы Старого Света. Но это идеал, а в реальности там разворачивается настоящий шабаш (про «европейские стандарты устройства политической жизни» и упоминать не хочется). Насколько талыши действительно ориентированы на Европу? США? Запад в целом? На Иран, «шпионаж» в пользу которого дежурно ставится в вину талышским активистам? А на Россию? Можно ли говорить о поддержке талышского движения с российской стороны?.. Чего ждут от всех них талыши? Или говорить о любых ожиданиях можно лишь в прошедшем времени?..

- Вкратце мог бы сказать так: талыши не ориентированы ни на Европу, ни на другие государства. Да, мы (и не только мы, также и те же русские на всех уровнях) сегодня говорим о европейских ценностях и о том, что наш народ стремится к семье европейских народов. Но при этом было бы правильно поставить акценты: в какую Европу мы хотим?

С точки зрения защиты прав человека и гражданина, высокого уровня жизни и безопасности населения, относительно «хорошей» демократии, конечно, мы также хотим строить для своего народа такое государство. Но тут следует отделить мух от котлет. Что касается сегодняшних нравов, точнее, безнравственности в Европе, оторванности от своих христианских корней многих европейцев, конечно, мы никак не можем пожелать своему народу таких «ценностей». Европа напоминает мне Римскую империю времен императора Калигулы,  и в этом смысле она представляется «загнивающей цивилизацией», на которую нельзя ориентироваться. Ни одно государство, тем более народ, не сможет выжить в условиях падения нравов. Вот почему одна из главных задач нашего Движения - сохранить и приумножить ценности нашего народа, даже если кому-то они покажутся консервативными и даже патриархальными.

Вывод: талыши не ориентированы ни на Восток, ни на Запад, они ориентированы на самих себя. Исходя из этого, мы не надеемся и не просим поддержки ни у Запада, ни у Ирана, ни у России. Для нас главное, чтобы наши близкие соседи, с которыми исторически связаны судьбы талышского народа – Россия и Иран - стали сильными и мощными геополитическими игроками, не допуская в регион чужих акторов. Насколько политическая элита этих стран правильно поймет интересы своего государства, настолько будет облегчена наша задача. Потому что лично я и мои единомышленники не сомневаемся в том, что образование независимого Талышистана отвечает основополагающим интересам обоих этих государств.

- Насколько серьезное влияние оказывает на талышское национальное движение религиозный (исламский) фактор? Роль его как такового, вне контекста нацдвижения, очевидно, возросла, причем в разы. Национальный вектор уступает религиозному? Или это совершенно разные (хотя где-то и частично совпадающие) направления приложения совершенно разных сил?

- Талыши – один из традиционных мусульманских народов, в жизни которого ислам играет значительную роль. Разумеется, религиозный фактор имеет место и в нашем Движении. Но и тут имеется момент, который требует особого внимания. В продолжение ответа на предыдущий вопрос об Иране, скажу так: с иранским руководством у нас довольно натянутые отношения, в основном в плане правильного понимания целей и задач нашего Движения. Не секрет, что иранская политическая элита даже слышать не хочет о национально-освободительном характере нашей борьбы, и всеми средствами старается придать ей религиозный характер. Точнее, для иранцев первична религия, а для нас первичен этнос.

Мы считаем, что должны спасти свой народ, тем самым сможем спасти и свою религию. Поэтому мы во всеуслышание заявляем всему миру о национально-освободительной борьбе талышского народа с целью восстановления своей прерванной государственности в виде независимого Талышистана. Только после этого мы будем иметь возможность свободно заниматься религиозными делами и приостановить процесс расчленения «талышского шиизма» на различные нетрадиционные секты, нехарактерные для нашего народа. Наша платформа сегодня находит понимание среди большинства талышей, что дает нам дополнительную уверенность в нашей правоте.

Тем не менее, дискуссии на эту тему продолжаются. Мы стараемся найти такое уравнение, которое позволит нам прийти к разумному консенсусу в общенародном масштабе.  

 - В чем Вы видите силу талышей в борьбе против азербайджанской пропаганды?

- Во-первых, в правде. Их пропаганда основывается на лжи, а мы предоставляем всему миру правду и только правду о своем народе. Во-вторых, в уровне интеллекта. Они надеются на наворованные у народа нефтедоллары, на то, что их руководитель с помощью этих денег сможет подкупить чуть ли ни весь мир, а мы - на свои знания. В-третьих, нас поддерживают, в том числе и в России, журналисты, аналитики, политики и общественные деятели, которые являются истинными патриотами своей страны и государства, а они видят только один путь общения с другими: подкуп!

В-четвертых, азагитпроп нанимает, причем за немалые деньги, людей, чтобы они защищали интересы правящего клана, а вовсе не самой страны и народа. Их псевдопатриотизм заканчивается в тот момент, как только им перестают платить. Наше же Движение объединяет в основном идейных людей, патриотов своего народа, которые даже не думают о собственном обогащении. Наоборот, многие из них сами выделяют деньги из своих нередко скудных семейных бюджетов, чтобы поддержать наши проекты. Свежий пример: на днях я закончил работу над «Тюркско-талышским словарем» и много думал над тем, как же его издать. В тот же день нашелся один молодой талыш, проживающий в Литве, который с удовольствием заплатил нужную сумму для издания словаря.

В-пятых, самым большим союзником талышского народа в его борьбе сегодня является сама История, точнее, геополитика, идти против которой Баку бессилен. От нас же требуется быть готовыми и подготовить свой народ к грядущим изменениям в регионе, в реальности которых нет никаких сомнений!   

Благодаря этим основным факторам, мы всегда оказываемся хотя бы на полшага впереди «официального» и «неофициального» Баку.    

- Завершить интервью хотелось бы вопросом в духе «каковы ваши творческие планы». Какими вы видите талышей и талышское национальное движение через десять лет? Позволяет ли нынешний горизонт политической видимости делать столь глубинные прогнозы?

- В отличие от главы МИД РФ Сергея Лаврова, которому «платят за то, чтобы быть оптимистом», мой оптимизм и творческие планы основываются на нашей вере в победу и успехах нашего Движения, которые с каждым днем становятся больше и значительнее. Эти успехи позволяют мне констатировать, что лет через десять мы свободно сможем поговорить с Вами обо всем этом в столице независимого Талышистана – Ланконе! Работы у нас – непочатый край, и мы будем работать, не покладая рук.  

 

Беседовала Яна Амелина,

секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

 

Фото: Фахраддин Абосзода в Болгаре.

 

Более подробно о "талышском вопросе" можно прочитать здесь:

Яна Амелина. Ставка на талышей. ИА "Росбалт", 3 августа 2005 г.: http://www.rosbalt.ru/main/2005/08/03/220114.html

Яна Амелина. Скрученная пружина талышского вопроса. ИА "Росбалт", 20 августа 2007 г.: http://www.rosbalt.ru/main/2007/08/20/407337.html

Яна Амелина. Талыши не у дел. "Независимая газета - Дипкурьер", 10 сентября 2007 г.: http://www.ng.ru/courier/2007-09-10/18_talshi.html

Яна Амелина. Талышский вопрос в современном Азербайджане. ИА "ЦентрАзия", 1 августа 2008 г.: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1217577960

 

 

Фахраддин
 
Абосзода
02 апреля, 12:10