СВО: основы стратегического целеполагания
Проблематика специальной военной операции, осуществляемой Российской Федерацией на Украине, уже более двух лет является узловой темой отечественной политико-правовой повестки. Масштабные преобразования, осуществленные за это время в российской армии и военно-промышленном комплексе, говорят сами за себя, эффективно показывая на фронте собственную результативность.
В то же время, мы живем в эпоху, когда для полноценной победы в войне одних вооруженных сил явно недостаточно, и очень многое зависит от идейно-смысловой составляющей ведущего войну государственно-организованного социума, а также от качества работы отечественных СМИ. Здесь мы видим целую совокупность системных проблем.
Публикация современных многочисленных источников свидетельствует, что изначально Кремль, планируя спецоперацию, предусматривал ее проведение ограниченными средствами и в короткие сроки. Это задумывалось осуществить при помощи части украинских политико-экономических элит, с достижением четко определенных целей: недопущения Украины в НАТО, роспуска наиболее одиозных националистических формирований, гарантирования безболезненного функционирования на территории Украины русского языка, а также защиты на украинской территории российских бизнес-интересов. Однако уже первые дни СВО показали, что указанный план нереализуем. Последующие попытки проведения Стамбульских переговоров о мире увенчались неудачей вследствие безответственности киевского руководства, пошедшего на поводу у отдельных представителей западного политического истеблишмента.
По мере разгорания военного конфликта коллективный Запад, возглавляемый США, все активно становился его стороной. Стало очевидно, что его окончательной целью является максимальное ослабление и истощение российского государства, превращение его из состояния субъекта в состояние объекта мировой политики и экономики. Украина, как, впрочем, и континентальная Европа в целом, все сильнее превращались в средства и орудия англо-американских политических и финансово-экономических групп для решения указанных выше задач.
По ходу проведения СВО оказывалось все более очевидным, что проект вестернизации, осуществляемый до этого Россией в течение трех десятилетий, потерпел окончательное и сокрушительное поражение. Поиск его альтернативы все более формулировался в качестве насущной и неотъемлемой необходимости. С горечью надо признать, что современное обществоведческое академическое и экспертное сообщество оказалось не на высоте поставленных задач. Поскольку внезапно образовавшийся вакуум следовало чем-то экстренно заполнять, в ходу у российского информпространства часто оказывались либо не способные никого вдохновить лубочные картинки, либо, что еще хуже, контент откровенно экстремистского содержания. Наша медиазона подобными «усилиями» часто обессмысливала фронтовые подвиги солдат и офицеров действиями, вызывавшими в российском социальном сегменте отторжение, а в украинском - дополнительный повод для пропаганды ненависти.
Второй фундаментальной проблемой российской гуманитарной и медиаполитики оказалось полное отсутствие работы с украинским населением, формирования перед ним альтернативного проекта развития. Указанный аспект наиболее актуализировался сейчас, в момент, когда единодушный патриотический подъем первого года все чаще сменяется в украинском обществе массовой коллективной фрустрацией и тотальным разочарованием действующим положением вещей. Этому фактору активно способствует деятельность самой администрации Владимира Зеленского: узурпация власти, диктаторское правление, тысячи политзаключенных, запрет Украинской православной церкви, системно осуществляемые гонения на русский язык, глубинно антисоциальная внутренняя политика, беспредел нацистских формирований, война с собственной историей путем уничтожения памятников и массового переименования городов и улиц - все это в совокупности делает свое дело. Но что видит среднестатистический украинец, оглядываясь на территории, оказавшиеся под властью России? Руины разрушенных райцентров, системные злоупотребления при распределении отстраиваемого жилья и низкую правовую защищенность населения. При подобной картинке, усиливаемой украинской телепропагандой, выбор в пользу России оказывается проблематичным.
Отдельно следует сказать и о пограничной системе контроля, осуществляемой при въезде украинцев в Россию. Сухопутных переходов границы - единицы, и люди вынуждены стоять многие часы и дни в пробках в нечеловеческих условиях. Не лучше ситуация и в аэропорту Шереметьево, где люди оказываются в жутких очередях вне доступа к осуществлению элементарных потребностей. Нередки случаи депортации украинских граждан «в никуда», проживших в России много лет и имеющих здесь семьи. Бездушность, формализм чиновничества способны убить любовь к нашему государству даже у тех, кто в жестокий час ищет у него покровительства и защиты.
Сказанное выше вынуждает российскую государственно-властную вертикаль срочно направить усилия на разрешение следующих сложнейших вопросов:
Выстраивание в России долговременной идейно-смысловой стратагемы развития. Формализм здесь может оказаться еще более губителен, чем неделание ничего. Для решения этой задачи нужна комплексная междисциплинарная экспертиза по выяснению и изучению подлинных потребностей общества, с целью конечного представления ему комплексного ценностного проекта, имеющего, в то же время, осязаемые материальные очертания.
Формирование действенного проекта развития для украинского населения, оказавшегося под российской властью либо российским протекторатом. Из этого следует необходимость трансляции на Украину каналов спутникового теле- и радиовещания, где, как на русском, так и на украинском языках, говорилась бы правда о целях и задачах России на украинском направлении. Новые подконтрольные России территории должны стать «российской витриной», где быстро и качественно осуществляется глубинно продуманный план по восстановлению разрушенных объектов, параллельно с жесточайшей и последовательной реализацией антикоррупционного законодательства и подлинной защитой прав проживающего здесь населения. Подобный формируемый образ необходимо транслировать на собственно украинскую территорию, осуществляя с проживающим там населением последовательный ментальный диалог. Необходимо также срочно разрешить проблему въезда украинцев в Россию, создав на границе достойные и подобающие условия (строительство гостиниц временного содержания, четкое определение критериев допуска украинцев в Россию и т.д.).
Последовательная борьба с внутренним экстремизмом. Первым шагом для этого должна стать зачистка в интернете соответствующих медиаплощадок и системное объяснение населению, что мы воюем не с украинским народом, а с киевским нацистским режимом, являющимся орудием в руках западных глобальных политических структур, ставящих цель ослабления и уничтожения России как государства.
Указанные направления деятельности потребуют при их осуществлении максимальной системной детализации, однако даже постановка соответствующих вопросов в российскую политико-правовую макроповестку сможет значительно помочь нашему общему делу. Будем надеяться, что это произойдет.