«Соцсетями управляют умные, чтобы мы стали дураками»

19 сентября, 14:34

 

Развитие современных телекоммуникационных технологий расширяет социализационное пространство молодого поколения, повышает его образовательные возможности. В то же время оно подвергается влиянию разного рода негатива с самыми непредсказуемыми последствиями. Последние шесть лет секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба, глава информационно-аналитического центра «Граница настоящего» Яна Амелина занимается проблемой деструктивного влияния социальных сетей на молодежь и несовершеннолетних. По результатам работы вышли пять книг 18+, в которых подробно описано происходящее в российских социальных сетях и обозначены основные методы для противодействия негативным влияниям. Своими мыслями по этому поводу она поделилась с газетой «Слово».

- К сожалению, именно молодежь больше всего подвержена воздействию деструктивных сил, ей достаточно легко навязать радикальные взгляды, предложить свою идеологию, и большую роль в этом играют соцсети - удобная платформа для тех, кто хочет влиять на социум. На Ваш взгляд, этому можно противостоять?

- Молодежь должна знать историю и современность, и это на самом деле очень серьезный вопрос. Не имея реальных знаний, очень многие поддаются на националистическую пропаганду, включая откровенные бредни. Что касается нашего региона, тут особенно важно знать историю и географию Кавказа. Очень хорошо было бы по нему поездить, пообщаться с ровесниками других национальностей, побольше походить по своей республике. Поразительно, но в турпоходы по Осетии – а в последние годы открылось очень много возможностей, которых не было раньше, – ходит не так уж много молодежи. Некоторые студенты, не говоря уже о школьниках, никогда не выезжали за пределы республики. Свою Родину нужно знать, ее нужно прочувствовать, пройти своими ногами – только так это, в общем-то, абстрактное понятие наполнится реальным содержанием. 

А вот в соцсетях нужно проводить как можно меньше времени. Обратите внимание, сейчас даже семейные или дружеские молодые компании в кафе часто сидят, уткнувшись носом в экраны. Точно так же они сидят и дома. 

Главная проблема в том, что любой человек, который зачастую ничего из себя не представляет и ничего не знает, может свободно выразить свое «мнение» в Интернете, люди его слушают - и никакой ответственности он за это не несет. От привнесенных таким образом ложных идеологем потом очень сложно избавиться. Проще говоря, все мы в той или иной степени попадаем под влияние информации (и дезинформации), с которой работаем. 

Например, человек, постоянно сидящий в депрессивно-суицидальных сообществах, довольно быстро начинает воспринимать жизнь так, как она в них преподносится: как что-то ужасное, нудное, невыносимое, как то, от чего нужно избавиться. Суть любых деструктивных пабликов – в создании деструктивного фона, который оказывает постоянное воздействие на психику погруженного в него человека. А вот сможет ли он освободиться от этого влияния – зависит от множества обстоятельств, которые трудно просчитать. Так что лучше в таких пабликах не сидеть и вообще деструктивом не интересоваться. 

- На самом деле вопрос в объеме воздействия, в его масштабах?

- Да, в том числе. Кроме того, на усиление негативного воздействия работает сама специфика соцсетей. Возьмем, например, ВКонтакте. Большинство постов в этой соцсети – картинка с коротким текстом. Легко «заходит», легко запоминается. Типичный пост в какой-нибудь, к примеру, гитлерофильской группе (да, в стране, победившей фашизм, масса подобных пабликов) – удачная фотография Гитлера, допустим, в кругу товарищей по партии или с детьми, с соответствующей подписью. 

Прямых призывов – «делайте, как Гитлер» - мы там не увидим. Но этого и не требуется. После просмотра нескольких десятков таких постов у подростка, который плохо знает историю и не имеет жизненного опыта, как бы «само собой» создается впечатление, что этот уверенный в себе человек, которого радостно приветствуют толпы молодежи, женщин и солдат, был не таким уж и плохим, как его представляет «официальная пропаганда». 

Дальше – больше: в комментариях разворачивается уже прямая пропаганда нацизма. Наив-ным дурачкам (учитывая роль СССР в разгроме гитлеровской Германии, по-другому не скажешь) внушают, что фашисты, оказывается, напали на нашу страну, чтобы… «освободить славян от коммунистического рабства», и прочий бред сумасшедшего. Самое страшное, что многие в это верят, поскольку не спорят с этим безумием, а благодарят за «правду», которую якобы узнали в этом паблике. 

Это значит, что историю в наших школах преподают очень и очень плохо. Как итог, уже как минимум пару лет в соцсетях широко отмечается день рождения Гитлера, и в это так или иначе вовлечены десятки тысяч молодых людей. К сожалению, это не выдумка – это правда. И этот символический акт – никто же не празднует день рождения своего врага или врага своего государства – показывает, как легко и быстро можно изменить сознание отдельных потомков победителей фашистской чумы. Неудивительно, что среди членов наиболее экстремистских и опасных молодежных организаций, призывающих к массовым убийствам, так много неонацистов. 

- Как можно очистить соцсети от негатива? 

- Про это мы с коллегами написали массу рекомендаций, правда, их что-то не спешат применять. Что нужно делать? Во-первых, необходимо исключить анонимность в Интернете. Это лишит возможности безнаказанно писать всякую ахинею, и, между прочим, рассылать анонимные угрозы. Мне, кстати, ни разу никто не угрожал под собственным именем - интересно, почему? Наверное, потому, что никто не будет призывать нарушать закон от своего лица - конечно, если это не сумасшедший. 

Мы все - журналисты, эксперты, просто взрослые люди, даже если не выступаем в СМИ и соцсетях - отвечаем за свои слова, и зрелость человека заключается, в том числе, и в этом. Не зря в либеральной среде каждый раз поднимается вой именно по этому вопросу: мол, Интернет – это территория свободы, где не должно быть ограничений. Это так – у нас вообще везде территория свободы – но ответственности никто не отменял. 

- И все-таки избежать того, что ребенок войдет в информационное поле Интернета, невозможно. В каком возрасте можно его «запускать» на просторы всемирной Сети?

- Как можно позже, и это второй пункт рекомендаций. Раньше мы предлагали ограничить доступ в соцсети четырнадцатью годами (получил паспорт – уже почти взрослый), но глядя на современную инфантильную молодежь, начинает казаться, что и это слишком рано. 

Когда сегодня 10-12-летние дети бесконтрольно сидят в соцсетях или на YouTube - это ненормально и совершенно неприемлемо. Наверное, не все осознают, что там работает алгоритм, повышающий вовлеченность пользователя, заставляющий его провести на платформе как можно больше времени. Для этого ему показывают все более и более дикие вещи – именно они наилучшим образом захватывают внимание. 

Показательно, что многие пользователи, особенно ВКонтакте, жалуются на это, но ничего не меняется: хотите вы или нет, но мы будем подсовывать вам все более жесткий трэш. Избежать этого невозможно: если ребенок сидит в соцсети, он обязательно столкнется с деструктивом в том или ином проявлении. «Родительский контроль» здесь не работает. К сожалению, большинство родителей хотят, ничего больше не делая, поставить какую-нибудь программу, которая якобы защитит от негатива и зла, и со спокойной душой сунуть гаджет ребенку. Не получится. Все нужно контролировать вручную. 

- И все-таки?

- Ребенок должен входить в мир социальных сетей и Интернета в целом как можно позже. Сейчас, в отличие от времен, когда все только начиналось – рада, что успела их застать - Интернет превратился в глобальную помойку. Ребенка нужно учить алгоритмам правильного поиска информации. Но что делать с невероятно распространившейся ложью? Нам понятно, что многое нужно перепроверять, но ребенок не будет этого делать, не нужно питать иллюзий. Гигиена нахождения в сети сейчас гораздо более сложная, чем об этом говорят. 

Ну и, конечно, необходима жесткая зачистка соцсетей от деструктивного контента. Это очевидно, но почему-то, если и делается, то далеко не в полную силу, что особенно заметно по ВКонтакте, где, например, активно работают паблики так называемого «аморального» контента, на которые подписаны сотни тысяч человек. На их фоне выделяются сообщества, пропагандирующие маньяков и серийных убийц, педофилию, инцест и даже каннибализм, что, разумеется, ненормально и недопустимо в здоровом обществе. Все это должно быть зачищено. 

- Предположим, что такая зачистка произошла, что делать дальше? 

 

- Очень правильный вопрос. Мы можем убрать деструктив, но чем его заменить? Где наш позитивный контент, о котором так много говорят? Формальный подход к этому, по типу «А давайте дети выйдут и будут сажать деревья в честь чего-нибудь» - это все хорошо, но совершенно не то, за чем они идут в соцсети. Это не удовлетворит их потребности. Есть замечательная лекция доктора психологических наук Ирины Егорычевой о «группах смерти», которую всем рекомендую посмотреть. Она довольно короткая и очень хорошо доказывает с чисто научной точки зрения, что это не решение проблемы. Молодежь, которая ищет деструктив, на самом деле хочет подвига, «движухи». Не деревья она хочет сажать, и не за стариками ухаживать - эта молодежь хочет другого, ей нужна настоящая жизнь, риск, достижения. Можем ли мы это предложить? В какой форме? Вот над чем стоит задуматься. 

- Может быть, эти вопросы смогут решить какие-либо организации, наподобие пионерии в советское время?

- Эту проблему отчасти решает Юнармия, но она, насколько можно судить, подходит не всем. Советский и современный российский опыт показывают, что наилучший вариант для трудных подростков – хороший тренер, авторитетный преподаватель и полувоенные лагеря, со всеми этими марш-бросками и жизнью в лесу, где можно проверить свои возможности. Для не таких трудных – походы, дающие тот же опыт преодоления себя, социализации в коллективе и т.п. Для 90% трудных ребят это будет решением. Потом такой парень или девушка, возможно, пойдет в армию или выберет иную профессию, связанную с риском. Не все могут и должны перекладывать бумажки. Такие обычно в деструктив не идут – хотя, как мы видим, нередко щекочут себе нервы, читая вечерами про серийных убийц. Драйв нужен всем. Вопрос – в каких объемах и форме. 

Раскручивают движение «Большая перемена», которое вроде как должно объединить школьников, дать им какие-то ориентиры. Хорошо бы, конечно, вот только даже название у него какое-то детское и настраивающее на несерьезное времяпровождение. Сейчас много возможностей, которых не было у нашего поколения, но опять же, это для серьезной, творческой молодежи, а что делать остальной? 

- Если говорить о современной российской системе образования, отвечает она, на Ваш взгляд, требованиям времени или где-то произошел сбой?

- Очевидно, что ничему она не отвечает. Российское высшее образование в области гуманитарных наук во многом не соответствует требованиям времени. На мой взгляд, не надо идеализировать высшее образование. Важно понять, что ты сам хочешь от жизни. Рабочая профессия ничем не хуже, а, может, и лучше «вышки», если, конечно, к этому лежит душа. Самое главное, не тратить время напрасно. Ситуация, когда уже чуть ли не уборщица должна иметь диплом о высшем образовании, конечно, нелепа. 

- Ну а саморазвитие, человек же может сам получать научные знания, изучать интересные ему дисциплины? 

- Несмотря на настоящий культ самообразования, я отношусь к этому настороженно. Количество знаний и того, что за них выдают, в ноосфере огромное. Выдающиеся ученые средних веков были энциклопедистами и специалистами практически во всех сферах, что сейчас, конечно, совершенно невозможно. 

Многие наивно думают, что могут получить знания, просто сидя в Интернете, бессмысленно, бесконтрольно и бессистемно читая, вернее, просматривая, все подряд. Боюсь, что полноценное самообразование сейчас вряд ли возможно - ведь в нем, как и в образовании вообще, важна системность. И, разумеется, самодисциплина, которой вообще не так уж много людей может похвастаться. 

Отсутствие системного подхода – беда значительной части современной молодежи (разумеется, я говорю в общем – есть прекрасные молодые люди). Одна из главных проблем, на которую жалуются и школьные учителя, и выпускники, и родители - школа не дает системную информацию, она предоставляет какие-то разрозненные факты из разных областей знания. В отличие, кстати, от советской школы, которая, возможно, не была гибкой, но давала систему. А сейчас человек выходит во взрослую жизнь с какой-то кашей в голове. Это касается и мировоззренческих вещей – возможно, именно это и есть самое главное. 

Когда общаешься с человеком старшего поколения, видишь - благодаря системности своего мышления, заложенной в детстве, эти люди, возможно, уступающие в знаниях какому-нибудь современному выпускнику, намного превосходят его в системности и понимании происходящих в мире процессов. Конечно, так же не все, но те, которые в советское время по-настоящему учились. 

Мы отказались от Болонской системы, но пока не очень понятно, что приняли вместо нее. Ясно, что возврат к советской системе образования, о чем многие говорят, невозможен – тогда школа и вуз воспитывали советского человека, а кого мы будем воспитывать сейчас? Какой человек нужен сейчас обществу? У нас, как и на Западе, 40 лет воспитывали потребителей, но сейчас очевидно, что на этом пути мы все зашли в тупик. Прежде чем реформировать систему образования, нужно определиться, что нужно обществу сейчас и на долгосрочную перспективу, и исходить из этого. Однако не видно, чтобы велась предметная дискуссия на эту тему. Слишком много вопросов и слишком мало ответов.

- Что бы Вы хотели донести до молодежи, от чего предостеречь, что посоветовать? 

- В первую очередь не терять время на бесполезное идиотство, все эти мемы, видосы, глупые игры. Их делают умные люди для того, чтобы вы стали дураками, не играйте с ними в эту игру! Времени очень мало. Нужно учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал великий Ленин. Больше времени уделять учебе в истинном смысле - не выполнению заданий ради оценки, а расширению своего кругозора, построению фундамента будущей жизни. 

Идеально как можно раньше определиться с тем, что на самом деле интересно – не маме с папой, не друзьям, а тебе. Для освоения любой профессии, для работы в любой отрасли нужно много времени и сил. Неприятно удивляет, что у большой части молодежи сейчас нет установки на то, чтобы приносить пользу обществу (как бы пафосно это ни звучало). Зарабатывание денег – это хорошо, но это далеко не все, что делает жизнь полноценной, прежде всего, в своих собственных ощущениях. Конечно, если ты не амеба. 

От души желаю всем найти свое призвание. Это самое главное. Без этого человек всегда ощущает некоторую пустоту, которую не могут заполнить ни любовь, ни деньги, ни путешествия. Нужно понять, чего хочется именно тебе – и думать, как этого достичь. Не нужно бояться, нужно слушать себя, воплощать свои мечты в реальность и стремиться к тому, чтобы быть счастливыми людьми. 

Беседовал Арсен Дряев

Источник
Яна
 
Амелина
19 сентября, 14:34