Северный Кавказ становится центровым МТК «Север – Юг»

26 октября, 01:00

 

13 октября в Баку прошло очередное заседание межправительственной комиссии России, Азербайджана и Ирана, главной темой которого стала реализация проекта международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Для повышения привлекательности маршрута «нам важно формировать гармонизированную транспортную инфраструктуру России, Азербайджана и Ирана и создавать равные условия для всех добросовестных перевозчиков при прохождении государственной границы», – заявил глава российской делегации, заместитель председателя правительства Алексей Оверчук, добавив, что эта работа обусловлена растущими торгово-экономическими связями России, Азербайджана и Ирана.

Торговля между странами демонстрирует устойчивый рост. Российский импорт из Азербайджана за семь месяцев 2025 года увеличился на 9,5% и составил 742,4 млн долларов. С Исламской Республикой Иран товарооборот по итогам 2024 года вырос на 13,3%, а за семь месяцев 2025 года – на 11,8%, до 2,7 млрд долларов. По данным ФТС России, за первое полугодие 2025 года через российско-азербайджанский участок государственной границы проследовало 176 761 транспортное средство международной перевозки, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 10%. Объём грузооборота вырос на 13% и составил 6,8 млн т.

Даже охлаждение российско-азербайджанских отношений между не остановило работу западной ветки коридора. По итогам консультаций в Баку решено:

 

  • предпринять меры по увеличению грузоперевозок по МТК до 15 млн т;
  • обеспечивать непрерывный рост грузовых потоков;
  • создать рабочую группу из представителей таможенных, пограничных и транспортных ведомств трех стран) для подготовки в течение трех месяцев плана действий по реализации запланированных мероприятий;
  • провести совместный осмотр на местах важных инфраструктурных проектов международного транспортного коридора Север – Юг 14 октября;
  • интенсифицировать проекты, направленные на расширение инфраструктуры вдоль МТК «Север – Юг», а также на развитие и диверсификацию транспортных коммуникаций. «В части автомобильных пунктов пропуска, расположенных на российско-азербайджанской государственной границе, мы приняли меры, которые позволили увеличить их пропускную способность в пять раз: с 400 до 1900 грузовых транспортных средств в сутки», – отметил в этой связи А. Оверчук.

 

Участники встречи отметили необходимость упрощения процедуры пересечения границ и цифровизации транспортных, пограничных и таможенных операций на всем протяжении коридора.

Маршруты МТК Север-Юг - фото 2.jpg

Тем временем в Иране стартовала активная фаза строительства участка железной дороги Решт – Астара, начаты закупки нового подвижного состава (пока железнодорожники доставляют грузы до Астары, после которой их приходится везти автотранспортом) (1).

Некоторое время назад две частные иранские компании из Mapna group заключили с Иранскими железными дорогами (RAI) инвестиционные контракты на общую сумму около 290 миллионов долларов на производство и реконструкцию 40 тяжелых локомотивов и 37 локомотивов Siemens для пассажирского сегмента.

Кроме того, в апреле 2025 года RAI подписали ряд меморандумов с частными компаниями, имена которых пока не раскрываются, на сумму 750 миллионов долларов. Один из контрактов включает поставку 600 вагонов-цистерн, 300 дизельных поездов и 50 локомотивов, а другой – 650 грузовых вагонов. Предполагается, что к началу 2026 года стороны выйдут на этап практической реализации строительства и расширения эксплуатации западного сегмента международного транспортного коридора «Север–Юг». По словам А. Оверчука, после завершения реконструкции автомобильных пунктов пропуска Ново-Филя, Тагиркент-Казмаляр и Яраг-Казмаляр пропускная способность для грузового транспорта на российской стороне составит 3 тыс. транспортных средств в сутки. На российской территории реализуются проекты строительства обходов городов Астрахани, Махачкалы, Дербента и Хасавюрта. Ведутся работы по переводу участка коридора Дербент – Самур – государственная граница на систему тяги переменного тока и строительству железнодорожного пункта пропуска Дербент.

В России развития железнодорожной сети Северного Кавказа уделяется приоритетное внимание. Так, по итогам совещания с Правительственной комиссией по вопросам экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, премьер РФ Михаил Мишустин поручил «минтрансу РФ совместно с минэкономразвития, минфином и «РЖД», а также с правительствами Дагестана, Ингушетии и Чечни проработать вопрос организации железнодорожного сообщения по маршруту (протяжённостью около 600 км) Минеральные Воды – Моздок – Назрань – Грозный – Махачкала - Дербент». В рамках этой работы требуется, «в частности, определить источники финансирования первого этапа проекта – восстановления железнодорожной инфраструктуры на участке Слепцовская – Грозный в объёме 15 млрд. рублей до 2028 года».

основные ж.д .магистрали ЮФО и СКФО.jpg

Основные ж.д .магистрали ЮФО и СКФО

Речь идёт о создании дополнительного железнодорожного коридора между портами Дагестана и западной прикаспийской (РФ – Азербайджан) линией МТК «Север – Юг», с одной стороны, и основной северокавказской стальной магистралью (Ростов-на-Дону – Краснодар – Армавир – Кропоткин –- Ставрополь – Дивное – Элиста, Кропоткин – Минводы – Георгиевск – Прохладный – Котляревский – Владикавказ) – с другой. Примерно 65 % протяженности этой линии – это реконструкция железной дороги в районе Минвод, на севере Чечни и вдоль каспийского побережья Дагестана.

Наряду с этим маршрутом, запроектирована в 2024 г. новая северокавказская линия Адлер – Псебай – Черкесск – Кисловодск (примерно 300 км). Конкретные сроки реализации этого проекта пока не определены, хотя сам этот проект разрабатывался с начала 2010-х года. Поскольку в середине 2010-х в ОАО «РЖД» сообщали, что поезда должны начать курсировать по данному маршруту не позже 2030 года.

В более широком контексте, с учетом проекта упомянутой магистрали Минводы – Моздок – Дербент сформируется общерегиональный коридор, по кратчайшему маршруту соединяющий черноморские с прикаспийскими портами РФ, в том числе с западным прикаспийским сектором МТК «Север – Юг» (РФ – Азербайджан – Иран). Соответственно, ОАО «РЖД» с июля по 31 декабря 2025 года (включительно) ввело скидки к тарифам (в диапазоне 13 – 50%) – на экспортные перевозки российских каменного угля, химудобрений и черных металлов по западному прикаспийскому маршруту МТК «Север – Юг». По имеющейся информации, эти скидки будут продлены в 2026-м.

Кроме того, уже в ближайшие годы увеличится провозная способность расположенного примерно в 25 км южнее Дербента железнодорожного участка Самур – Ялама между РФ и Азербайджаном. Ведущееся с 2023 г. строительство станции «Самур-II» вблизи российско-азербайджанской границы запланировано завершить до 2030 года, сообщил в конце июля с. г. вице-премьер правительства Дагестана Ризван Газимагомедов, добавив, что это «будет комплексный приграничный железнодорожный узел».

koridory241025.jpg

Схема нового ж.д. коридора Северном Кавказ-Азербайджан (открывается)

По данным РЖД, новая станция увеличит пропускную мощность западного прикаспийского участка МТК «Север – Юг» на территории РФ более чем на треть – до 15 млн. тонн в год. Объём финансирования «по созданию необходимой железнодорожной инфраструктуры на новой станции «Самур-II» составляет 13,7 млрд. рублей (175,653 млн. долл.)». Эти работы проводятся «синхронно с проводимой Азербайджанскими железными дорогами работой на участке Баладжары – приграничная с РФ станция Ялама». Эта информация подтверждается международной Организацией сотрудничества железных дорог (25 стран-участниц).

Весомым дополнением к вышеупомянутому является «Стратегический план сотрудничества по реализации договора строительства и эксплуатации терминала Астара» (расположен в прикаспийском приграничье Азербайджана и Ирана), подписанный в конце января с. г. в Тегеране. Напомним, расположенные на каспийском побережье участвующие в МТК «Север – Юг» Астара-азербайджанская и Астара-иранская состыкованы друг с другом в начале 2010-х гг. железной дорогой примерно в 5 км (временный железнодорожный участок здесь была в 1942-48 гг., 1969-78 гг.).

По этому плану, терминал, специализирующийся на широком ассортименте грузов, включая контейнерные, запланировано ввести в действие с первого квартала 2026 года. Финансирование здесь осуществляют Азербайджан и Иран в равных пропорциях.

Примечание:

(1) По словам генерального директора группы компаний «РусИранЭкспо» Александра Шарова, «большой поток грузов пошел автотранспортом из России не только в Иран, но и в Ирак, ОАЭ, Катар, Саудовскую Аравию и даже в Афганистан. Налажена регулярная автомобильная доставка скоропортящихся продуктов из Москвы в ОАЭ за 10-12 дней, рекорд – 7 дней».

Алексей
 
Балиев
26 октября, 01:00