РЮО: «взять подлинные смысловые рубежи»

15 января, 09:00

 

Югоосетинский социум и идейно-смысловые рубежи современности

 

С каждым прожитым днем, месяцем и годом югоосетинская война все больше становится историей. Тяжелейшее двадцатилетие, чуть было не поставившее на грань уничтожения весь сегодняшний югоосетинский социум, уже осознается как относительно отдаленное прошлое. Население республики все более привыкает к мирной жизни, изживая страхи и стрессы, порожденные предыдущей эпохой.

Мирное послевоенное семилетие, прожитое республикой, однако, никак нельзя назвать радостным. Множество масштабных жизнеобразующих проблем, подобно мощнейшей грозовой туче, висят над ее крошечным сорокатысячным населением, ежечасно довлея и не давая  свободно вздохнуть. В голове как самих южных осетин, так и гостей республики все чаще  возникает вопрос: почему  маленький героический народ, выиграв войну с многократно превышающим его по силе врагом,  оказался  неспособным построить элементарные основы мирной жизни? Почему,  выиграв тяжелейшую многолетнюю войну, Южная Осетия стремительно проигрывает мир?

Ища простые ответы  на вышеуказанные болезненные вопросы, каждый отвечает на них по-своему. Кто-то пеняет на коррупцию местных властей, кто-то на «народную лень», а кто-то – на неграмотную кремлевскую политику на югоосетинском направлении. Может быть, все это в какой-то степени и имеет место, однако полноценный ответ на поставленные вопросы несет в себе, по нашему мнению,  более глубинную  историософскую основу. Попробуем в этом разобраться.

Начав указанный  разговор, укажем фундаментальные параметры. обеспечившие в новейшее время военную победу южных осетин и обретение ими собственной государственности. Главным из них  стал   стремительно воспламенившийся в обществе в  2004-2007 годах и чрезвычайно мощный  по силе  феномен оборонного сознания. Этому способствовали базовые предпосылки, отраженные в массовой народной психологии. Люди в какой-то момент четко осознали, что враг приходит убивать.

Память о событиях 1991-92 годов была исключительно свежей, а потому в озвученные стремления Саакашвили дать осетинам «самую широкую автономию» никто не верил. При этом все понимали, что все население Южной Осетии найти прибежище в России физически не сможет. Указанные аспекты послужили стремительной актуализации присущей осетинам национальной гордости, а это, в свою очередь, быстро активизировало  систему традиционных  социокультурных кодов осетинского народа в качестве реального социообразующего фактора современности.

Описанное выше оборонное сознание осетинского народа, основанное на его пригранично-горном менталитете, позволило ему выстоять в 2008 году и обрести государственную независимость. С сожалением приходится констатировать, что, стремительно вспыхнув в грозные годы, оно также стремительно стало гаснуть, как только видимая военная угроза начала уходить на задний план. Общество, поглощенное переживаниями и травмами войны, не получив четко обозначенного послевоенного мобилизационно-наступательного проекта развития, стало с удивительной скоростью ослабевать и распадаться, а отдельные его представители – с головой уходить в частные дела, все меньше интересуясь общегосударственными задачами и проблемами.

В то же время, война против молодого государства, увы, не закончилась. Она приобрела иные, скрытые  формы, не видимые невооруженному глазу (финансовую, организационную, элитную и т.д.), перейдя в отечественные  и заморские кабинеты чиновников, стены неправительственных организаций, на страницы СМИ и интернет-форумов. К великому сожалению, югоосетинские элитные сегменты не только не хотят учиться  понимать ее внутреннюю логику, но вследствие своей тотальной  безынициативности не используют даже элементарные возможности противостоять натиску враждебных сил.

Наиболее ярким примером в данном контексте служит сегодня крайняя необходимость срочной разработки и принятия системы дополнительных соглашений, предусмотренных к подписанию международным договором между Россией и Южной Осетией о сотрудничестве и интеграции. Невооруженным взглядом видно, что только их оперативная и полноценная реализация (введение единого пограничного и таможенного режима с Россией, приведение средней пенсии и зарплаты в РЮО в соответствие со средней северокавказской, введение системы дополнительных  социальных гарантий и иные меры) способна обеспечить республике жизнь в долгосрочной перспективе.

Без всего этого республика попросту погибнет в ближайшие 10 лет под гнетом демографической катастрофы, крайне высокой смертности, отсутствия какой-либо видимой перспективы для жизнедеятельности молодежи, жуткого состояния жилищно-коммунальной сферы и множества иных негативных факторов. Напомним, что международный договор отводил для подобной работы 6 месяцев. Срок истек, а воз и поныне там. Пока югоосетинские элитарии бездействуют, либерально-западное, прогрузинское и регионально-сепаратистское лобби в России усиленно торпедируют реализацию любой меры, способной улучшить положение в регионе.

Впрочем, перекладывать ответственность на одну лишь элиту едва ли  справедливо. В республике царит тотальная расслабленность в  обществе, живущем одним днем и не желающем никакой  мобилизации. Иными словами, элита не желает мобилизовывать общество, а общество не желает мобилизовываться. Возникает замкнутый круг, выход из которого на сегодняшний день найти крайне трудно.

Несмотря на сложившееся положение дел, духовно- и идейно-символическое значение югоосетинского региона в контексте российской и мировой геополитики исключительно велико. Героический югоосетинский народ в 90-е и 2000-е  годы, не желая сдаваться, бросил вызов глобальному мировому  хозяину, чьим орудием оказалось грузинское государство. Впоследствии этот фактор  позволил  России в 2008 году, параллельно с мерами по спасению собственно югоосетинского населения, заново отстоять статус мировой державы. Подобные  вещи не прощаются и не забываются ни друзьями, ни врагами, и именно данное положение вещей придает югоосетинской территории качество особого исторического и идейно-смыслового пространства. В то же время должная практическая реализация указанного духовного капитала возможна лишь при обретении республикой иного самопозиционирования и подлинной субъектности. Следует четко осознать, что на сегодняшний день именно это для республики является вопросом жизни и смерти.

В указанном аспекте необходимо  провести горький  анализ уроков прошлого. В исторически сложившемся укладе жизни южных осетин имели место как сильные, так и слабые стороны. Последние следует анализировать особенно внимательно, ибо именно они во многом послужили причиной целого ряда  трагедий указанного социума в XX и XXI столетиях. Обозначим коротко их основополагающие параметры:

  1. Отсутствие у югоосетинской элиты исторически сложившегося национально-стратегического мышления, которое помножено на особенности  менталитета широких масс населения. Многие века югоосетинская община представляла из себя большую горную крепость. Война была перманентным явлением, а потому люди мало внимания уделяли необходимости должной организации мирной  жизни. Исторически сложившийся социокультурный код  - «либо война, либо жизнь без забот» - плотно вошел в югоосетинскую ментальность, не дав возможности сформировать долгосрочную «стратегию мира».
  2. Отсутствие подлинной «мирной стратегии» приводило к замене существующего вакуума безоглядным и  бескомпромиссным следованием либо ортодоксальным традиционно-средневековым началам, либо внешним идейно-смысловым компонентам (советским и т.д.). В то время как иные кавказские общности непрестанно прорабатывали повестку дня в соответствие с текущим моментом и актуально осознаваемым интересом, южный осетин беспрекословно служил тому, что накопилось за  предыдущие долгие годы, не думая ни о чем ином. Это положение дел  приводило к тому, что при всех геополитических катастрофах большого российского государства именно югоосетинское пограничье первым падало под удар и жестокий нож врага.
  3. Традиционная грубость и необходительность  югоосетинских политических верхов, их неспособность выстроить адекватные коммуникации ни с друзьями, ни с врагами. Отличная историческая способность региональных  высших звеньев «беспрекословно слушать центр и ни о чем не думать» выходила боком тогда, когда сам центр терпел катастрофу или в нем брали верх враждебные лоббистские группы. К сожалению, истории периодически свойственно повторяться.
  4. Безалаберное отношение южных осетин к собственной военно-исторической памяти. Осетины унаследовали от прежних веков военно-крепостное  отношение к смерти как к заурядному явлению, в то самое время, как свойства «перманентной военной крепости» они утратили уже с середины XIX века, как только русский штык окончательно утвердился на сопредельной грузинской территории. Такое отношение к смерти консервирует осетин в повестке сегодняшнего дня, ибо чего гадать о будущем,  если не известно, будешь ли ты жить завтра. Обретение южными осетинами адекватной мирной исторической стратагемы - актуальнейший вопрос сегодняшнего дня, и первое, с чего следует начать - это по-другому  относиться к памяти тех, кто защищал мирную жизнь и за это сложил голову. Как ни странно это осознавать, но в Цхинвале до сих пор нет ни одного места, куда можно было бы прийти и поклониться памяти  павших героев, за исключением нескольких маленьких памятников отдельным бойцам, расположенных в разных концах города. Война имеет свойство вновь приходить в дома людей, когда о ней исчезает память, и этот исторический урок должен быть твердо усвоен современниками. 

Главным выводом из всего вышесказанного является острейшая необходимость немедленного взятия южными осетинами подлинных смысловых рубежей современности. На сегодняшний день это является вопросом жизни и смерти для республиканского социума. Восторжествует ли в Цхинвале воля к подобного рода спасительным действиям – покажетближайшее будущее.

 

Александр
 
Сергеев
15 января, 09:00