Российские мусульмане поддерживают операцию в Сирии

27 января, 08:00

 

Спекуляции на эти темы пора прекращать

Аналитики, во всяком случае, пользующиеся открытыми источниками, впервые получили в свое распоряжение количественные данные, позволяющие судить о мотивации российских сторонников так называемого «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация) и ряде других проблем, волнующих северокавказское исламское сообщество. Результаты социологического исследования, проведенного в ноябре 2015 г. BAIKAL Communications Group при участии Кавказского геополитического клуба по заказу министерства печати  и информации Республики Дагестан, выявили ряд тенденций, характерных, по всей видимости, не только для Дагестана, где проводился опрос.

Безусловно, ситуация в каждой республике Северного Кавказа весьма специфична, однако некоторые общие выводы вполне возможны. Первый и главный из них - оппозиционность дагестанского исламского сообщества российскому государству значительно преувеличена, как и роль материального фактора в формировании привлекательности радикально-исламистских группировок. Большинство мусульман поддерживает российскую операцию в Сирии и, более того, считает, что она улучшит отношение исламского сообщества к государственной власти.

Материалы репрезентативного опроса (в нем участвовало 800 дагестанцев, представляющих все половые, возрастные и социальные группы населения) выявили высокий интерес жителей республики к текущим мировым политическим событиям. В число таковых предсказуемо вошли авиакатастрофа российского самолета в Египте (32%), бомбёжки в Сирии (28%) и взрывы во Франции (11%). Внимание мужской аудитории - также предсказуемо - оказалось больше сфокусировано на сирийских событиях и взрывах во Франции (33% и 13% против 24% и 9% среди женщин). Женщины чаще сопереживали катастрофе в Египте (39% против 24% среди мужчин). Что касается молодёжи в возрасте 18-24 лет, то она чаще, чем представители других возрастных групп, интересовалась темой «ИГ» (5% против 2% в среднем по выборке). Однако ничтожность этой цифры явно демонстрирует ограниченность радикально-исламистской ниши даже в Дагестане, где проблема «ухода в лес» или в «ИГ» стоит гораздо острее, чем в других северокавказских республиках.

Как выяснилось, основным источником информации о положении дел в российском и мировом исламском сообществе для дагестанских мусульман (они составляют 90% населения) являются российские СМИ общей направленности (34%), социальные сети (14%), личное общение в кругу единоверцев (13%) и дагестанские СМИ общей направленности (11%). Имама в мечети назвали 8% опрошенных, региональные исламские СМИ – 3%, а российские – всего 2%. Среди наиболее популярных телеканалов и изданий, предоставляющих соответствующую информацию, респонденты называли Первый канал, республиканскую телекомпанию, местные газеты «Черновик» и «Ас-салам», а также интернет-ресурс islamdag.ru. Ничего удивительного, что молодежь чаще представителей
других возрастных групп использует для получения информации социальные сети и личное общение в кругу единоверцев, а представители старшего поколения - российские СМИ общей направленности.

При этом большинство жителей республики, вопреки голословным заявлениям представителей федерального исламистского лобби об едва ли не единодушном неприятии ее мусульманами, поддерживают политику российских властей по вопросам ситуации в Сирии. Таковых оказалось 52%. По 14% опрошенных не поддерживают политику РФ или безразличны к этой проблематике, 21% затруднился с ответом на этот вопрос. Возможно, впрочем, что реальных сложностей он не вызвал – не было желания декларировать, хоть и анонимно, свою позицию. Заметим, что среди молодежи цифра поддержки ниже – 46%, тогда как не поддерживают или безразличны – по 17%. Зато в возрастной группе 45-59 лет поддержка вырастает до 59%, а в группе старше 60 лет – до 64%. 46% всех опрошенных убеждены, что российская операция в Сирии улучшит отношение российских мусульман к государственной власти (11% полагают, что ухудшит, а 18% - не окажет никакого влияния). Даже в молодежной возрастной группе таковых 52%. Эти цифры ясно показывают, с какой аудиторией и в каком направлении следует предметно поработать.

Характерно, что более трети дагестанцев заявили об актуальности шиитско-суннитских противоречий для российского исламского сообщества. Чаще всего такую позицию выражают жители республики в возрасте 35-44 лет (45% против 37% в среднем по выборке). Отметим, что одним из пропагандистских возражений против участия России в сирийском конфликте стали обвинения Москвы в том, что она якобы заняла сторону шиитов против суннитов, составляющих большинство российских мусульман.

Позиция жителей республики относительно привлекательности для определённой части российской мусульманской молодёжи «Исламского государства» и аналогичных организаций оказалась достаточно неоднородной. Мужчины чаще, чем женщины ссылаются на религиозную неграмотность молодёжи и недостаточную работу
лидеров традиционного ислама с молодыми людьми. Женщины часто включают в число
причин убедительность джихадистской пропаганды. Представители старшей возрастной группы считают, что интерес к радикалам вызван, прежде всего, прагматичными установками молодёжи. Дагестанцы среднего возраста видят причины в низкой заинтересованности в работе с молодёжью представителей власти и традиционных религиозных течений, тогда как сама молодёжь - главная «группа риска» - чаще находит обоснование в идеологической привлекательности радикально-исламистских организаций. Эти данные полностью подтверждают выводы политологов, в частности, авторов представленного в октябре аналитического доклада Кавказского геополитического клуба «Исламское государство»: сущность и противостояние». 

Сухие цифры по всей выборке свидетельствуют о следующем. 42% опрошенных полагают, что главная причина привлекательности «ИГ» связана с отсутствием возможности проявить себя, заработать, улучшить жизнь. 32% говорят о низкой религиозной грамотности исламской молодежи, 21% - о возможности заработать путем участия в незаконных вооруженных формированиях, 16% - о недостаточной работе с молодежью лидеров традиционного ислама, 10% - об убедительности радикальных пропагандистов, 8% - об идее халифата как государства абсолютной справедливости (среди молодежи таковых 14%). И только 6% связывают влечение к радикализму с нарушением прав мусульман в РФ.

Что касается последнего пункта, то 57% дагестанцев (включая как молодежь, так и старшую группу) убеждено, что исламское сообщество в республике и стране свободно развивается в рамках действующего законодательства. Однако о том, что мусульмане испытывают проблемы и сложности, заявило 22% и почти столько же затруднились с ответом. Те, кто говорит о трудностях, обосновывают свою позицию ограничениями мусульман в отношении ношения хиджаба и т.д.

Опрос свидетельствует, что мусульманское сообщество Дагестана руководствуется в первую очередь нормами и требованиями традиционного ислама (34%). Почти четверть жителей республики считает, что определяющими являются общероссийские требования и нормы, предъявляемые к религиозным структурам, и лишь 13% убеждены, что местные мусульмане ориентируются на ситуацию, складывающуюся в мировом исламском сообществе (впрочем, среди молодежи таких практически половина). Все это выбивает почву из-под пропагандистских спекуляций на подобные темы, намечая, однако, четкие направления первоочередного приложения усилий для правоохранительных органов, общественных организаций и религиозных структур, призванных заниматься профилактикой любых экстремистских проявлений.

 

Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Фото на главной странице сайта: мусульмане Дагестана празднуют Ураза-байрам

 

 

 

 

 

Яна
 
Амелина
27 января, 08:00