Режим проверок на трассе «Кавказ» пора менять

17 октября, 10:27

 

Унизительные «проверки на дорогах» Северного Кавказа не имеют никакого отношения к «борьбе с терроризмом». Остается надеяться, что новый начальник Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, генерал-майор полиции Сергей Бачурин обратит на деятельность федеральных контрольно-пропускных пунктов на трассе «Кавказ» самое пристальное внимание и приведет ее в соответствие хотя бы со здравым смыслом.

Междугородный автобус идет из Владикавказа в Краснодар двенадцать часов. За это время пассажиры проходят три проверки документов разной степени тщательности - при том, что билеты на рейсы между субъектами Федерации продаются исключительно по паспорту, с которого в кассе делается копия, а все паспортные данные указываются непосредственно в билете. Сесть в такой автобус «зайцем» не получится - на каждой крупной станции билеты дополнительно проверяют сотрудники местного автовокзала.

Несмотря на эти меры безопасности, пассажирам автобусов приходится проходить дополнительные проверки и «регистрации», которые не только ничем не обоснованы, но и носят откровенно унизительный характер. Особенно поразило происходящее на федеральных контрольно-пропускных пунктах «Урух» и «Малка» в Лескенском и Зольском районах Кабардино-Балкарии. Создается впечатление, что их сотрудники специально создают пассажирам максимальное количество неудобств.

«Давай подробности!» - вот свежая ситуация начала октября. Примерно через полтора часа после выезда из Владикавказа автобус остановили на «Урухе». Машину отправили на рентген (!), а пассажиров - в контейнер для проверки документов, после чего они около сорока минут стояли под мелким дождиком, ожидая появления своего автобуса.

Еще через час ситуация повторилась уже на «Малке», разве что автобус не загоняли на рентген, а предъявить документы (перейдя на другую сторону оживленной трассы «Кавказ») пришлось лишь пассажирам от 18 до 45 лет вне зависимости от пола. Впрочем, некоторые, воспользовавшись темнотой, притворились, что не слышат указаний полицейского, и остались в автобусе. За этим никто не следил. Однако минут двадцать было потеряно и на «Малке». Третий раз паспорта всех пассажиров проверили, видимо, на посту «Тамбукан» (название в темноте не было видно), и эта проверка была самой милосердной - полицейский посмотрел их прямо в автобусе, причем проверялся, скорее, сам факт наличия.

На обратном пути картина повторилась с небольшими изменениями: на первом посту документы вообще не проверяли - полицейские просто осмотрели автобус и багажное отделение, на втором - их проверили в салоне, наконец, на «Урухе» в контейнер отправили всех мужчин, а потом и женщин с «неместной» регистрацией. Что характерно, о регистрации в контейнере ничего не спрашивали - да и вообще никого ни о чем не спрашивали, просто «проверяя документы».

Вопросы, однако, возникают у пассажиров. Первый и главный - с какой стати вообще проводятся эти надуманные проверки (формальный их характер очевиден из приведенного примера), если билеты, как указано выше, приобретаются по паспорту, а по пути следования в автобус никто не садится? С какой радости документы проверяют по несколько раз (снова напомним, что между «Урухом» и «Малкой» - около часа езды), заставляя пассажиров, включая детей и стариков, выходить из автобуса и дожидаться возможности вернуться на место ночью, при любых погодных условиях? Не стоит оправдываться, что на «Урухе» можно спрятаться от дождя под небольшим козырьком у контейнера - возможно, такая «забота о людях» неплоха (да и то сомнительно) для каких-нибудь пересылок. Но почему законопослушные граждане, едущие из одного субъекта своей родины в другой на общественном транспорте, сталкиваются с подобным обращением - абсолютно не понятно. Это касается и тона, которым общаются полицейские. Отрывистые указания, автоматы, холодные взгляды - мы что, в лагере? Подозреваемся в терроризме? Если нет - почему мы должны все это терпеть, да еще и несколько раз за какие-то двенадцать часов?

Заметим, что легковые автомобили тормозятся на этих постах избирательно (что было проверено несколькими днями ранее злополучной поездки на автобусе), хотя многие обоснованно недовольны и этим. Что касается поездов, то, заняв свое место согласно купленному билету, пассажир спокойно доезжает до места назначения - никто его не будит и тем более не высаживает из поезда для проверки документов на каких-то постах. Как отмечалось в сообщении МВД по КБР об организации «Уруха» и «Малки» (декабрь 2014 г.), «сотрудники, несущие службу на постах, проводят досмотр с целью пресечения фактов провоза оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ и взрывных устройств, выявления и задержания лиц, находящихся в розыске и  причастных к совершению тяжких преступлений». Получается, что наиболее подозрительными в этом отношении являются пассажиры рейсовых автобусов, как будто преступники не ездят на легковушках и поездах. Как минимум нелепо! А если они и в самом деле настолько подозрительны, почему документы не проверяют у каждого столба? Недоработка!..

Очевидно одно: ничего, кроме раздражения пассажиров, эта так называемая «борьба с преступностью» не вызывает. Реальная ситуация не только не требует подобных «мер безопасности» - они явно сказываются на имидже региона, и понятно, что отнюдь не в лучшую сторону. Что с этим делать? Это забота нового начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, генерал-майора полиции Сергея Бачурина.

Фото: Сергей Бачурин

Никто не говорит, что от проверки документов нужно полностью отказаться - возможно, время для этого пока еще не настало. Но изменить режим этих проверок - можно и нужно! Хотя бы по примеру опыта турецких коллег С.Бачурина, с которым довелось ознакомиться в отдаленных районах Восточной Турции, где ситуация с безопасностью была и остается в разы хуже, чем на федеральной трассе «Кавказ».

Приведем обширную цитату из материала десятилетней давности:

«Нельзя не признать, что на долгом пути в Евросоюз турецкое государство сумело добиться по крайней мере одного: вежливости правоохранительных органов. Меры безопасности, принимаемые в Восточной и Юго-Восточной Анатолии, ясно свидетельствуют, что власти не склонны недооценивать опасность «курдского терроризма». По дороге в Ван, занявшей около шести часов, наш автобус проверяли четыре раза. Увидев первый блокпост – с бетонными блоками, пулеметными гнездами, колючей проволокой, бронетехникой и солдатами с автоматами наизготовку – мы приготовились к долгой и унизительной проверке документов. Однако эта процедура и поверхностный осмотр сумок пассажиров заняли не более пяти минут.

То же самое повторилось и на остальных блокпостах, а на автовокзале в Татване, на берегу бирюзового озера Ван, паспортов вообще не спрашивали – боец внимательно оглядел салон и отправился восвояси. Один-единственный раз внимание стражей порядка привлек внешне ничем не примечательный курд, да и тому всего лишь задали пару вопросов. Жандармский пост, укрепленный не хуже боевых позиций, украшал лозунг: «Контроль осуществляется для безопасности и спокойствия нашего народа».

Исполнять свои обязанности быстро и с улыбкой – таков стиль военных и жандармов в приграничных районах Турции. Ни в одном южнокавказском государстве или северокавказской республике, соперничающим по степени напряженности с этой частью Анатолии, не встретишь таких доброжелательных стражей порядка. В Восточной Турции ни на минуту не покидает ощущение полной безопасности (чего, к сожалению, совершенно не скажешь о нынешней федеральной трассе «Кавказ»! – прим.авт.). А увиденное на второй день Ураза-байрама – праздника по окончании Рамадана – на блокпосту на подъезде к Догубаязиту, что у турецко-армянской границы, просто поразило. После занимающей полминуты проверки документов специально поставленный для этого боец, улыбаясь, омывал каждому водителю руки и протягивал вазочку с конфетами, чтобы тот угостился, как и положено на праздник всякому доброму человеку».

И еще один небольшой штрих из другой статьи о приграничном турецком регионе, обстановку в котором и сейчас можно без всяких натяжек сравнить с горной Чечней пятнадцатилетней давности:

«На обратном пути по единственной дороге, соединяющей Хаккари с внешним миром, документы проверяли пять раз (всякий раз это происходило в самой маршрутке и занимало несколько минут – прим. авт.). На блокпосту на выезде из города мы первый и единственный раз за все время пребывания в Турции услышали сакраментальное: «Цель вашего приезда?». Улыбающийся сотрудник спецслужб в гражданской одежде с «калашниковым» и биноклем на груди провел корректный, но жесткий допрос на пиджин-инглиш. За пять минут он расспросил о нашем гражданстве, месте работы, о том, когда и откуда приехали в город, в каком отеле останавливались и куда поедем еще, есть ли у нас карта и были ли мы в горах, понравилось ли нам тут и приедем ли мы в Хаккари еще раз. Услышав положительный ответ и уже расслабившись, пошутил: «Я тоже буду тут».

Увы, получается, что турки даже допросы (вполне оправданные конкретной ситуацией) научились проводить позитивно (речь, отметим, шла об иностранных гражданах), а в России и к собственным гражданам относятся, как к подозреваемым в тяжких преступлениях... Неприятная, но четкая параллель, и это положение просто необходимо менять!

Остается добавить, что турецкие междугородные автобусы (еще раз повторюсь, в самых глухих, далеких от столиц и курортов, провинциях Турции) тщательно мыли снаружи и внутри на каждой крупной стоянке (в среднем каждые четыре часа). И внутри, и снаружи они выглядели почти как самолеты. Первое же, что хотелось сделать, выйдя из грязного и вонючего российского автобуса - немедленно бросить всю одежду в стиральную машину. «Чистота - половина веры», - говорят мусульмане, и слова у них - во всяком случае, в Восточной Турции - не расходятся с делами. А в нашей православной стране отмыть автобусы - духовность мешает?... Впрочем, этот вопрос, конечно, уже не к Сергею Бачурину.

Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Фото на главной странице сайта: к сожалению, сюрпризы на «Малке», как и на Урухе - скорее, неприятные

Яна
 
Амелина
17 октября, 10:27