Региональные балансы меняются в пользу Турции

В недавнем обращении к нации премьер-министр Армении Никол Пашинян заверил, что между Арменией и Азербайджаном установлен мир, не забыв особо отметить «неоценимую» роль президента США в достижении оформленных 8 августа в Вашингтоне договорённостей. Думается, впрочем, что роль президента Турции Реджепа Эрдогана (к которому Пашинян ездил в июне) в этом многотрудном процессе не меньше, и турецкий лидер с полным на то основанием мог бы присутствовать в Белом доме как один из полноправных участников «судьбоносных» переговоров.
Парафированное министрами иностранных дел Армении и Азербайджана мирное соглашение открывает для Анкары возможность установить отношения с Ереваном после более чем тридцатилетнего перерыва в дипломатических связях, и потенциально изменить баланс сил на Южном Кавказе, пишет, к примеру, Al Monitor. Обретающий после десятилетий разговоров более реальные очертания т.гг. «Зангезурский коридор» под новоявленным лейблом «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP) соединит основную территорию Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой, не имеющей выхода к морю и расположенной между Арменией, Ираном и Турцией.
В начале 1990-х годов нашумевший тогда «План Гобла» рассматриваться в контексте не только американских, но прежде всего турецких интересов. В заявлении МИД Турции от 8 августа 2025 г. приветствуется «прогресс, достигнутый в установлении прочного мира между Азербайджаном и Арменией, а также обязательства, зафиксированные сегодня в этой связи в Вашингтоне», а также высказывается признательность хозяину Белого дома. Поскольку президент Эрдоган поставил нормализацию отношений между Турцией и Арменией в зависимость от мирного соглашения между Баку и Ереваном, заключение долгожданного соглашения (пусть и не окончательное) может открыть Анкаре путь к «полноформатной» нормализации отношений с Ереваном.
Примирение между Баку и Ереваном также придаёт импульс усилиям по возобновлению работы пограничных переходов на турецко-армянской границе, что способствует развитию торговли и созданию новых экономических возможностей для турецкого бизнеса. Турция закрыла границу с Арменией весной 1993 года на фоне военных операций армянских сил в Кельбаджарском районе, следуя неизменному курсу на поддержку Баку в территориальных спорах с Ереваном.
Более того, вашингтонские договорённости открывают путь к обретению Турцией «стратегического коридора» к богатому нефтью и газом Каспийскому бассейну и Центральной Азии, считающегося важнейшим связующим звеном для региональной торговли и транспортировки энергоресурсов. В Анкаре также надеется, что этот коридор станет «воротами» в тюркские республики Центральной Азии и даже в Китай через новые трубопроводы, железнодорожные и автомобильные проекты.
Вместе с тем Джавид Велиев, эксперт по внешней политике и региональным вопросам Азербайджана, предупреждает что уровень подготовки к строительству Зангезурского коридора отличается на разных участках, что ведёт к задержке его ввода в эксплуатацию: «Армяне почти ничего не сделали на своём участке коридора – 43 км – и при этом большая часть работ в Азербайджане уже завершена». Велиев задаётся вопросом о том, сколько времени может потребоваться для ввода коридора в эксплуатацию, учитывая, что он должен включать в себя скоростную автомагистраль, железные дороги, оптоволоконные кабели и, возможно, линии электропередачи, а также экспортные трубопроводы. В унисон с подходами официального Баку, он утверждает, что внесение поправок в Конституцию Армении и отказ от территориальных претензий решит последний нерешённый вопрос между Ереваном и Баку, открывая путь к дальнейшему прогрессу в строительстве коридора.
По словам Ричарда Киракосяна, директора Центра региональных исследований, независимого аналитического центра в Ереване, вашингтонские договорённости «открывают перед Турцией путь к восстановлению своей региональной роли на Южном Кавказе... особенно с учётом того, что Россия по-прежнему отвлечена и измотана неудачным вторжением в Украину».
Многими турецкие авторы относят к разряду проигравших Россию и Иран. По мнению Марата Йеткина, посреднические усилия Вашингтона могут не только привести к окончательному решению азербайджано-армянского конфликта, но и создают для Анкары возможность продвинуть своё стратегическое видение в регионе, приобретая дополнительный авторитет в качестве активного субъекта региональной политики. Журналист делает акцент на важности разблокировки «Зангезурского коридора», важного для повышения торговой, энергетической и геополитической роли Турции. В то же время – это шанс для появления прямой связи между тюркскими государствами и для формирования нового баланса. Помимо очевидной идеи о разблокировки коммуникации с Азербайджаном через Нахичеван и прямого выхода на Центральную Азию, подчёркиваются и другие сильные стороны, в том числе усиление координации в рамках Организации тюркских государств. Заинтересованные бакинские пропагандисты называют Турцию, Азербайджан, Узбекистан и Казахстан в качестве основных интересантов дальнейшей интеграции между Кавказом и Центральной Азией под эгидой Организации тюркских государств.
Йеткин смотрит на усилия США как на позитивный шаг, полагая, что поддержка Анкарой мирных инициатив на Южном Кавказе и инициативы по нормализации турецко-армянских отношений естественным путём делают Турцию медиатором. Усиление США в регионе считывается Йеткином отвечающий интересам Турции шаг. По его мнению, «дорога Трампа» однозначно негативно влияет на интересы России в регионе, важном для неё с транзитной точки зрения. Немаловажным шагом турецкий журналист полагает поддержанное Баку и Ереваном расформирование Минской группы ОБСЕ. Хотя после событий в Карабахе 2020-2023 гг. этот международный посреднический формат полностью перестал восприниматься как актуальный, его прекращение при американском посредничестве отдаёт Вашингтону символическую инициативу, что опять-таки позволяет Анкаре свободнее чувствовать себя на Южном Кавказе.
Примечательно, что для Йеткина Турция должна правильно управлять балансом, даже несмотря на появление нового пространства для манёвра. Не отрицая необходимости сохранения глубоких контактов с Россией, они выступает за использование преимуществ от новой реальности в регионе при минимализации рисков ухудшения отношений с Ираном и продолжении армяно-турецкой нормализации. Иными словами, Анкара продолжает проводить многовекторную политику, не идя на прямое столкновение с другими региональными субъектами.
Таким образом, американское посредничество на Кавказе оценивается скорее позитивно, как соответствующее национальным интересам Турции. Вместе с тем, задаются вопросы о возможных последствиях появления в регионе нового игрока в лице сложносоставного инвестиционного консорциума под охраной неких частных военных структур. Открытие «Зангезурского коридора» представляет особое значение для Турции, тюркского мира и всего мирового сообщества, однако на текущем этапе очень важно проработать все детали механизма работы этого маршрута с целью избегания избирательного подхода, говорит глава малоизвестной Партии великого единства Турции Мустафа Дестиджи, задавая вопрос: «Что, если компания, в ведение которой будет передан коридор, в какой-то момент попытается ограничить либо вовсе не пропустить грузы из какой-либо страны?»
Не сидя сложа руки, Турция активно развивает транспортную инфраструктуру в приграничных восточных районах. Так, 22 августа в Игдире был заложен фундамент двухпутной электрифицированной железной дороги от Карса до границы Нахчыванской автономии протяжённостью 224 км, призванной замкнуть т.н. «Кавказское транспортное кольцо». Среди прочего, для этого потребуется возведение 10 мостовых конструкций, в том числе трёх арочных виадуков на 2,8 км и пяти тоннелей суммарной на 11,3 км. На турецком участке линии планируется построить пять станций: Дигор, Тузлуджа, Ыгдыр, Аралык и Дилуджу. Проект намечено завершить в течение, то есть до 2030 года. На территории Нахичевана планируется укладка вторых путей на участке Велидаг – Ордубад, который тем или иным способом через южную оконечность Армении предполагается связать с Зангиланом (основная территория Азербайджана).