Радикальный исламизм в РФ после падения режима Асада

ВНИМАНИЕ! 18+. Все иллюстрации взяты из открытых пабликов/ Telegram-каналов, и приведены исключительно в научных целях, чтобы наглядно продемонстрировать сложившуюся ситуацию. КГК ни в коей мере не разделяет подобных идей и мнений. Пропаганда любых деструктивных проявлений, тем более, призывов к совершению преступлений, а также героизация преступников в социальных сетях и обществе в целом должна быть полностью исключена. Пропагандисты и поддавшиеся на пропаганду должны нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Северокавказские и поволжские приверженцы радикального исламизма, ранее присоединившиеся к действующим на территории Сирии запрещенным в России террористическим организациям «Исламское государство» (ИГ), «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) и более мелким вооруженным формированиям на этнической основе, а также поддерживающие и/или освещающие их деятельность в публичном и медиа-пространстве, вдохновлены падением режима Башара Асада и призывают российских единомышленников ориентироваться на успехи радикалов, достигнутые при завоевании политической власти в Сирии.
«Джихадисты» российского происхождения убеждены в необходимости «освобождения» Северного Кавказа и других находящихся в составе России «мусульманских земель» силовыми методами, особое внимание среди которых уделяется суицидальному терроризму и нападениям на храмы и священнослужителей. Они единодушно поддержали расправы над представителями алавитского и христианского меньшинств, организованные проправительственными боевиками в Латакии 6-8 марта 2025 г., и по некоторой информации, приняли в них активное участие.
В числе наиболее настораживающих тенденций в развитии радикального исламизма на современном этапе можно перечислить следующие.
Ориентация «джихадистов» на «успехи» Сирии и Афганистана. Радикальные исламисты-выходцы из России восприняли свержение режима Башара Асада и приход к власти в Сирии бывшего лидера ХТШ (организация распущена в январе 2025 г.) Ахмада аш-Шараа буквально с религиозным экстазом. По их мнению, столь быстрое (занявшее всего десять дней) и относительно бескровное падение асадовского режима - явные признаки милости Аллаха и гарант новых побед, в первую очередь, на Кавказе.
Иными источниками вдохновения радикальных исламистов служат афганский «Талибан» (все еще запрещенная в России террористическая организация), январские палестино-израильские договоренности (которые рассматриваются как политическая победа ХАМАС), а также тактические успехи сомалийской группировки «Аш-Шабаб» (запрещенная в РФ террористическая организация), которую все чаще упоминают в джихадистских Telegram-каналах.
Следует отметить, что ХТШ - ребрендинг запрещенной в России террористической организации «Джебхат ан-Нусра», которая, в свою очередь, откололась от также запрещенной в России террористической организации «Аль-Каида», частью которой изначально было и ИГ. Сторонники бывшей ХТШ подчеркивают, что якобы не имеют ничего общего с «Дауля» (т.е. «Государством», или ИГ), которое они считают хариджитами (сектантами-крайними радикалами). Однако жесткие силовые методы обеих группировок, продемонстрированные ими в ходе гражданской войны в Сирии, и салафитская акыда (вероубеждение) их лидеров и рядового состава свидетельствуют об отсутствии между ними принципиальной разницы, за исключением позиции по строительству всемирного халифата. Можно констатировать, что нынешний дамасский режим по сути представляет собой ИГ 2.0. Трагические события в Латакии окончательно избавляют от иллюзий относительно его мнимой «инклюзивности», на которую возлагали напрасные надежды представители ряда западных государств и международных организаций.
Джихадисты тоже пытаются убедить себя в светлом будущем Сирии
Планы восстановления «Имарата Кавказ» (ИК, запрещенная в России террористическая организация, в 2015 г. присягнувшая ИГ) и «Исламского государства». Несмотря на разгром этих структур в 2014-2017 гг., радикальные исламисты прилагают усилия по наполнению старых террористических брендов новым содержанием. И если четыре-пять лет назад это выглядело как тщетные попытки гальванизации политико-идеологических «трупов», то после смены власти в Сирии данные проекты начинают напоминать Големов.
На протяжении 2024 г. западные аналитики много писали о возрождении ИГ. Никто, однако, не предвидел неожиданный успех ХТШ, де-факто занявшего нишу «Исламского государства», пусть и в сирийских границах. При этом угроза возрождения самого ИГ как еще более радикальной структуры, хотя и в ограниченных масштабах, не снята с повестки дня. Большинство терактов на Северном Кавказе планируется с отсылкой именно к этой организации.
Непререкаемым авторитетом для радикальных исламистов из России является современный идеолог салафитского джихадизма Абу-Катада аль-Филистыни, призывающий к совершению террористических актов и «джихаду» на Кавказе.
Абу Катада приводит в пример «джихад в Чечне»
Эксплуатируя непосредственно северокавказскую тематику, проживающие в Сирии, Турции и на Украине радикалы российского происхождения выступают в роли провокаторов, вовлекают молодых людей в массовые беспорядки по мотивам этнической и религиозной ненависти (антисемитские бесчинства в махачкалинском аэропорту 29 октября 2023 г.), безосновательно ставят под сомнение действия российских силовых структур по противодействимю терроризму, используют «деколониальную» риторику, оправдывают теракты и призывают к ним. Они руководствуются нескрываемой ненавистью к России как государству.
В «джихадистских» каналах активно пропагандируются такие террористы, как ликвидированный в 2014 г. «амир» ИК Докку Усман, ликвидированные в 2009 и 2010 гг. лидеры «кабардино-балкарского джамаата» Муса Мукожев и Анзор Астемиров, а также ликвидированный в 2006 г. Шамиль Басаев, представляемые в качестве примеров для подражания как военные лидеры и религиозные мыслители.
Показательно обращение к фигуре ликвидированного в 1996 г. лидера чеченских сепаратистов, «президента Чеченской республики Ичкерия» Джохара Дудаева, на примере которого радикал-пропагандисты пытаются реанимировать национал-сепаратистскую идеологию времен первой чеченской кампании, встраивая ее в радикально-исламистский дискурс (в реальности это совершенно разные проекты с различными внешними идеологами, спонсорами и «смотрящими»). При этом часть радикально-исламистских образований, созданных на этнической основе, находится под оперативным управлением украинской стороны.
Перспективы возвращения в Россию заключенных сирийских лагерей для «игиловцев» и членов их семей. Дальнейшая судьба контролируемых курдами сирийских лагерей Аль-Холь и Родж, в которых содержится несколько тысяч «игиловцев», а также их жен и детей, пока не определена. Только в первом из этих лагерей насчитывается более 6300 детей и женщин из числа иностранцев; количество выходцев из России и бывших государств СНГ, по оценочным данным, составляет около 5 тысяч человек. США настаивают на передаче боевиков-иностранцев и членов их семей в государства, гражданами которых они формально являются. Некоторые из них, в частности, Великобритания, отказываются их принимать. Россия также не проявляет подобного желания. Однако «российские» джихадисты в Сирии утверждают, что освобождение «пленных сестер», несмотря на то, что большинство из них не отказалось от «заблуждений ИГ», - дело обозримого будущего (эта трогательная забота, кстати, еще раз доказывает идейную близость ИГ и бывшей ХТШ).
В случае передачи лагерей и тюрем под контроль правительства аш-Шараа с последующим освобождением заключенных (или их самостоятельного освобождения в результате внутреннего мятежа, поддержанного действующими на свободе отрядами ИГ) следует ожидать как возможного возрождения ИГ в качестве альтернативной военной силы, так и попыток проникновения части узников на историческую родину, в частности, в Россию.
Можно предположить, что при определенных обстоятельствах российские власти, руководствуясь гуманитарными соображениями, согласятся принять некоторую часть «игиловских» детей и женщин (при этом немалое их количество, осознавая грозящую уголовную ответственность, постарается избежать возвращения в РФ). Подобный шаг станет дестабилизирующим фактором, прежде всего, на Северном Кавказе. Анализ русскоязычных Telegram-каналов, ведущихся женщинами-заключенными Аль-Холь и иных мест заключения, показывает, что они не только остаются убежденными сторонницами радикальной идеологии ИГ, но и воспитывают в этом духе многочисленных детей. «Игиловские» женщины и дети являются очевидным резервуаром терроризма, причем некоторые из них уже прошли соответствующую подготовку. Возвращение этих лиц в Россию возможно исключительно при условии предметного разбора каждого конкретного случая и обязательного прохождения дерадикализационных программ.
Ожидания автора одного из игиловских каналов на фоне падения режима Асада
Пропаганда вооруженного «джихада» на российской территории с вектором на суицидальные теракты и нападения на храмы. Радикальные исламисты российского происхождения, базирующиеся в Сирии и Турции, оправдывают террористические акты (в частности, нападения сторонников ИГ на синагоги и храмы в Дагестане 23 июня 2024 г., в ходе которых погибли 22 человека) и призывают к убийствам государственных служащих, представителей силовых структур и правоохранительных органов. Еще одной возможной целью являются туристы.
Ислам запрещает убийства детей, женщин, монахов, однако радикальные исламисты не признают этот запрет
Объектами особого внимания со стороны «джихадистов» являются синагоги и православные храмы. После июньского нападения на синагоги и церкви в Махачкале и Дербенте (в ходе которого был убит протоиерей дербентского храма Покрова Пресвятой Богородицы о. Николай Котельников) было предотвращено как минимум три аналогичных террористических акта - в отношении Успенского собора в Майкопе и церкви Казанской иконы Божией Матери в Каспийске в июле и церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Сунже в августе 2024 г. Кроме того, в апреле 2024 г. было предотвращено нападение на синагогу в московском Отрадном, а в марте 2025 г. - на одну из подмосковных синагог. Характерно, что в обоих случаях, как и в инциденте с храмом в Майкопе, террористические акты планировали выходцы из государств Средней Азии, вероятно, аффилированные с ИГ-Хорасан (запрещенная в России террористическая организация), деятельность которого будет рассмотрена отдельно.
Таким образом, храмы и синагоги продолжают оставаться объектами повышенной террористической опасности. В этой связи особые опасения вызывает случайное совпадение, по которому Пасха в этом году приходится на 20 апреля. Этот день является датой нападения на американскую школу «Колумбайн» (в 1999 г. два старшеклассника, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, расстреляли 13 соучеников и учителя, после чего застрелились сами, положив начало международному явлению - запрещенной в России террористической организации «колумбайн», или скулшутинг), а также днем рождения Адольфа Гитлера. Учитывая эклектику современного экстремизма, демонстрирующую в том числе такие экзотические религиозно-идеологические химеры, как одновременное увлечение радикальным исламизмом, национал-социализмом в форме гитлерофилии и «школьными расстрелами», к обеспечению безопасности в общественных местах в светлый праздник Пасхи следует подойти с особым вниманием.
Важно отметить, что июньский теракт в Дагестане был актом суицидального терроризма, ложно толкуемого радикально-исламистскими идеологами как истишхад (мученическая смерть на пути Аллаха). Вероятно, таковыми должны были стать и некоторые другие предотвращенные теракты. В «джихадистских» Telegram-каналах активно пропагандируется «истишхад» как средство достижения политических целей. Совершающие подобные акты героизируются, в том числе на примере идеолога ИК Саида Бурятского, ликвидированного «на пути джихада» в 2010 г.
Добавим, что на протяжении последних трех-четырех лет в социальной сети вКонтакте активно развивался феномен псевдоисламистских депрессивно-суицидальных сообществ (радикально-исламистских по форме и типично депрессивно-суицидальных по содержанию), целевой аудиторией которых были несовершеннолетние из числа этнических мусульман (в среднем около 60-70% подписчиков). В них, как и в собственно радикально-исламистских пабликах, настойчиво постулировалась «ничтожность этой дуньи» (материального мира) перед лицом благ ахирата (вечной жизни). Очевидно, что обработанная таким образом молодежь может оказаться в большей степени склонной к принятию ложной концепции «истишхада». Потенциальную опасность на этом направлении несет и возрождение моды на т.н. «русский ислам».
Комментарии показывают, что многие посетители таких сообществ, тем не менее, сохраняют здравый смысл и чувство юмора
Для предотвращения новой волны суицидального терроризма в России необходима как зачистка социальных сетей от депрессивно-суицидальной пропаганды любого рода, так и прицельная разъяснительная работа среди молодых мусульман.
Кроме того, представляется актуальным ряд общих рекомендаций:
- Вокруг радикального исламизма должна быть создана атмосфера нетерпимости. Визуальные маркеры интереса к радикально-исламистской идеологии, в первую очередь, никабы, должны быть полностью исключены из общественного пространства.
- Радикально-исламистские и национал-сепаратистские паблики и каналы в социальной сети вКонтакте и Telegram, в особенности прямо призывающие к совершению диверсий, террористических актов и иной противоправной деятельности, должны немедленно блокироваться. Деятельность подобных сообществ, тем более имеющих от нескольких тысяч до полутора сотен тысяч подписчиков, абсолютно неприемлема и должна решительно пресекаться.
- Необходимо создание федерального информационно-аналитического Центра изучения современных вызовов и угроз, в сферу компетенции которого войдет организация аналитической работы по всему спектру радикально-исламистской идеологии с особым акцентом на последних трендах террористического характера.
- Необходимо переформатирование профилактической и разъяснительной работы с населением, в первую очередь, с молодежью.
- Учитывая скудость знаний широкой общественности по данной проблематике, необходимо проведение серии интенсивных практических семинаров (вебинаров) по противодействию радикально-исламистской пропаганде для школьных учителей, преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений, специалистов по работе с молодежью и т.д. Эта работа должна вестись не только в регионах со значительным преобладанием мусульманского населения, но по всей территории страны, поскольку социальные сети, являющиеся одним из основных распространителей радикально-исламистской пропаганды, не имеют территориальных границ.
Продолжение радикально-исламистской и иной террористической пропаганды на фоне «успехов» исламистов в Сирии способно привести к серьезной дестабилизации обстановки на Северном Кавказе и в России в целом.
Организатор массовых беспорядков в махачкалинском аэропорту Абакар Абакаров, продолжающий свою провокационную деятельность на YouTube, обсуждает «острые вопросы по Сирии» (например, почему новые дамасские власти пока не заставляют женщин силой надевать никабы, или какова должна быть стратегия «освобождения» Северного Кавказа) с «муджахедом с Шама» Арсланом Булгарским. Обратите внимание на количество просмотров