Перспективы развития образования и науки в РСО-Алания
Новым руководителем министерства образования и науки РСО-Алания назначена Элла Алибекова. Ранее она руководила одной из средних школ Москвы. Смена руководителя ведомства не стала неожиданной ввиду курса, направленного на обновление кабинета министров, который вполне логично был взят врио главы Северной Осетии Сергеем Меняйло.
Смена руководителя министерства – хороший повод задуматься и власти, и обществу о том, чего мы хотим от системы образования и науки республики? Несмотря на то, что проблемы образования волнуют жителей Северной Осетии, отличаются остротой и социальной значимостью, более 30 лет мы находимся лишь в поиске ответа на указанный вопрос.
Напомню, в настоящее время человек, его права и свободы, согласно действующей Конституции РФ, являются приоритетом государства. При этом в значительной степени школа и дошкольные учреждения формируют человека, индивида, закладывая в сознание и подсознание детей и подростков с малых лет морально-нравственные и поведенческие установки, представления и идеалы, дают знания. Именно в образовательных учреждениях проходят важнейшие этапы становления и развития личности, ее социализации.
Наука же, в свою очередь, способствует поступательному развитию государства и общества, их культурному и технологическому прогрессу. Именно благодаря ей мы живём в современном и безопасном государстве. Возьму на себя ответственность сказать о том, что без науки Россия не только не стала бы мировой державой, но ее бы вовсе не было на политической карте мира. Уж слишком много государств хотели и хотят по настоящее время оторвать от нашей страны те или иные территории, подчинить государство, поставить его под внешнее управление и даже уничтожить физически. Однако планам геополитических конкурентов России не удалось сбыться по той причине, что наша страна, благодаря высокому уровню развитию образования и науки, является, без преувеличения, военной сверхдержавой. Поэтому к образованию и науке во все времена необходимо относиться внимательно.
В настоящей статье я бы хотел остановиться на следующих вопросах:
- что было сделано за последние годы в сфере образования?
- какие задачи стоят наиболее остро перед современными органами государственной власти в сфере образования?
Необходимо сказать, что за последние 5 лет в сфере образования в республике были успехи. Например, построено большое количество дошкольных образовательных учреждений и средних школ. Не буду называть цифры, они известны, скажу лишь, что темпы строительства образовательных учреждений с 2016 по 2021 гг. были беспрецедентными на фоне предыдущих лет.
Серьезные достижения в республике и в сфере дополнительного образования. В школах было открыто большое количество кружков и секций, подавляющее большинство которых не требуют дополнительной платы родителей и функционируют за счёт бюджетных средств. Это очень важно как для детей, так и для родителей. Получение дополнительного образования способствует формированию новых навыков, физическому развитию, занятости детей и мн. др. Благодаря дополнительному образованию десятки тысяч детей в Северной Осетии отвлечены от улицы, гаджетов и смартфонов.
Важно, что в республике, впервые за много лет, стало развиваться и национальное образование. Была создана Аланская гимназия, ряд школ и детских садов перешел на систему полилингвального (осетино-русского или русско-осетинского) обучения. И это большое благо, учитывая тот факт, что сохранение и развитие осетинского языка и культуры требует государственной поддержки. Напомню, задача по сохранению и развитию осетинского языка и культуры установлена в Конституции РСО-Алания. Данное направление образовательной политики, убеждён, должно быть продолжено, так как серьезный результат от реализованных в этой сфере мероприятий мы сможем ощутить лишь в средне- или даже долгосрочной перспективе.
Поэтому, забегая вперёд, ещё раз подчеркну, что в сфере национального образования создан хороший задел, но он должен получить развитие в ближайшие годы, а потому данная сфера требует серьезного внимания органов государственной власти в ближайшие 10-15 лет. Кроме того, Сергей Меняйло уже отметил важность для народа республики поэтапного решения проблемы сохранения и развития осетинского языка и культуры. Наглядной тому иллюстрацией является тот факт, что он, став высшим должностным лицом республики, буквально сразу возглавил комиссию при Главе РСО-Алания по сохранению и развитию осетинского языка и национальной культуры.
Хочу обратить внимание ещё на один достаточно болезненный вопрос, который хоть и начал решаться, но все же требует большого внимания правительства Северной Осетии. Речь идёт о размере заработной платы учителей. Действительно, по инициативе Вячеслава Битарова впервые за много лет произошло определенное увеличение доходов учителей. Однако очевидно, что повышение заработной платы педагогов должно происходить регулярно до тех пор, пока учителя не перестанут жить за чертой бедности. Для такого государства как Россия и для нашей республики, в частности, должно быть немыслимо подобное унизительное материальное положение учителей. Совершенно очевидно, что уровень доходов данной категории работников серьезно контрастирует с социальной и государственной значимостью профессии педагога, вкладом последних в развитие общества и государства. И, конечно, профессия педагога не должна быть только «призванием», необходима соответствующая денежная оценка труда представителей данной профессии.
Ранее на одном из совещаний правительства, посвященных проблемам развития образования в республике, Сергей Меняйло также выразил неудовлетворенность системой оплаты труда учителей. «Система оплаты неравномерна. Одни преподаватели получают больше других. Разве это справедливо? Почему люди, которые имеют внушительный стаж, не получают за него надбавки? Получают за категорию, за ученую степень… Но почему мы обделяем вниманием учителей, которые долгие годы занимаются образованием наших детей?» - заявил врио Главы РСО-Алания. Учитывая внимание, оказанное вопросу доходов учителей действующим руководителем РСО-Алания, есть надежда, что и далее проблема низкого уровня доходов педагогов будет постепенно решаться.
Подводя итог первому из поставленных выше вопросов, скажу, что Э. Алибекова также вполне справедливо, на мой взгляд, поблагодарила за работу предыдущего руководителя министерства И. Башарину и ее заместителя А. Аликова за плодотворную работу. Подобное отношение даёт надежду на то, что политика нового руководителя будет опираться, в том числе, на опыт и наработки прежних лет. Это вполне деловой, прагматичный и мудрый подход к управлению столь важной сферой как образование и наука.
Относительно дальнейших планов развития образования скажу следующее. Несмотря на большой объем работы, проделанной в сфере строительства и восстановления инфраструктуры образовательных учреждений, более ста зданий общеобразовательных организаций нуждаются в капитальном ремонте. Поэтому работа в данном направлении должна быть и, думаю, будет продолжена.
Достаточно разумно было бы связать образовательные организации с тем производствами и предприятиями, которые есть в республике. Данные идеи высказывались и ранее. Более того, некоторые образовательные учреждения уже строят программы обучения с прицелом на трудоустройство на конкретных предприятиях республики. Но, возможно, нужна и государственная программа, которая позволит решить данную проблему на системном уровне.
Особую значимость приобретает для республики взаимодействие научных учреждений и органов государственной власти. Для этого есть ряд причин. Во-первых, по инициативе С. Меняйло органы государственной власти республики приступили к разработке программы социально-экономического развития Северной Осетии. Очевидно, научные организации, в частности, Владикавказский научный центр Российской академии наук (ВНЦ РАН), будут готовить свои предложения к данной программе, выступят в качестве экспертов. Возможности и ответственность ВНЦ РАН в вопросах реализации стратегии социально-экономического развития Северной Осетии уже обсуждались врио Главы РСО–Алания с директором данного учреждения А. Чибировым и его научным руководителем А. Кусраевым. Важно, что в рамках данной встречи представители ВНЦ РАН выразили готовность сотрудничества с реальным сектором экономики республики по всему спектру проводимых фундаментальных исследований. Данная инициатива получила одобрение врио Главы Северной Осетии. Безусловно, создание эффективной модели взаимодействия органов государственной власти, предприятий и научных учреждений может дать положительный результат в форме создания новых конкурентоспособных на рынке товаров и продуктов, модернизации действующих и создания новых производств и т.п.
Таким образом, с новым руководителем министерства образования и науки Э. Алибековой связаны большие надежды на решение проблем отрасли. За последние пять лет была проведена значительная работа в сфере образования, однако данная область требует постоянного внимания и изменений, связанных с потребностями экономики республики. В силу масштабных задач, связанных с повышением уровня материального благосостояния граждан, необходимостью улучшения социально-экономической ситуации в республике, многое будет зависеть и от степени эффективности взаимодействия органов государственной власти, предприятий с образовательными и научными учреждениями республики. И конечно, необходимо повышать уровень доходов педагогов за труд, престиж профессии и статус учителя в обществе.
Артур Бязров - кандидат политических наук
Фото на главной странице сайта: Э.Алибекова проводит совещение с начальниками управлений образования.