Пекин-Баку: партнёрство в региональном контексте

Тарифные и торговые войны вредят законным правам и интересам всех стран, подрывают многостороннюю торговую систему и влияют на мировой экономический порядок, заявил председатель КНР Си Цзиньпин в ходе переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, побывавшим с 22 по 24 апреля с государственным визитом в Китае. Пекин готов сотрудничать с прикаспийской страной для поддержания международной системы с центральной ролью ООН и миропорядка, основанного на международном праве, для решительной защиты своих законных прав и интересов, а также отстаивания международной справедливости и беспристрастности.
Среди двух десятков документов, подписанных 23 апреля по итогам переговоров в узком и расширенном составе, следует отметить «Совместное заявление между Азербайджанской Республикой и КНР об установлении отношений всестороннего стратегического партнёрства», закрепляющее курс на углубление сотрудничества во всех ключевых сферах, а его политическая составляющая особенно примечательна в контексте текущих глобальных тенденций. Напомним, ранее, 3 июля 2024 г. на полях очередной встречи лидеров государств Шанхайской Организации Сотрудничества была принята «Совместная декларация об установлении стратегического партнерства между Азербайджанской Республикой и Китайской Народной Республикой».
В Баку заявляют о полной поддержке позиции Китая в тайваньском вопросе, в то время как Пекин «решительно поддерживает мирную повестку, предложенную азербайджанской стороной, и считает контрпродуктивными ориентированные на конфронтацию геополитические игры». Азербайджан поддерживает председательство Китая в ШОС и усилия по его развитию, в то время как Китай выступает за повышение юридического статуса Азербайджана в ШОС, а также поддерживает председательство Азербайджана в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА, азиатский аналог ОБСЕ).
Как и в случае с Грузией, Азербайджан и Китай развивают диалог на уровне правящих партий («Ени Азербайджан» и Коммунистической партии Китая), а также между законодательными органами, что расширяет не только каналы коммуникации, но и координацию работы в международных и региональных организациях. «Баку и Пекин условились укреплять сопряжение инициативы "Один пояс – один путь" с государственной стратегией развития Азербайджана «Возрождение Шелкового пути» и Стратегией социально-экономического развития до 2030 года для совместного продвижения модернизации». Китайские товарищи поддерживают идею ускоренного вступления Азербайджана в существующую разве что на бумаге Всемирную Торговую Организацию – интересно, что данный сюжет всплыл на фоне развязанной Трампом торговой войны. В отличие от Шанхайской Организации Сотрудничества, в итоговом документе не упоминается БРИКС. Примечательно и развитие межрегиональных связей, и в частности, установление побратимских связей между Нахичеваном и Урумчи (административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР), что, по мнению бакинских экспертов, несёт немалую символическую и практическую составляющую.
Стороны выразили готовность начать переговоры относительно соглашения о свободной торговле «в целях обеспечения высокого уровня институциональных гарантий для углубления сотрудничества в сферах торговли и инвестиций», а также подписали соглашение о безвизовом режиме, которое «послужит толчком для активизации связей и сотрудничества во всех областях» (документ вступит в силу после завершения правительствами необходимых процедур).
Накануне, 22 апреля, министерство энергетики АР заключило ряд соглашений с китайскими компаниями о реализации масштабных проектов возобновляемой энергетики. Основным стал проект морской ветро-электростанции мощностью 2 ГВт в азербайджанском секторе Каспийского моря, исполнительное соглашение по которому был подписано с компанией China Energy Overseas Investment Co. Ltd.
Также достигнуты договоренности о создании плавучей солнечной электростанции мощностью 100 МВт и системы накопления энергии на озере Бёюкшор совместно с China Datang Overseas Investment Co. Ltd. и SOCAR Green. Еще один проект – солнечная электростанция мощностью 160 МВт – будет реализован с участием PowerChina Resources Limited.
Дополнительно подписаны меморандумы о сотрудничестве с китайскими компаниями и институтами в области развития возобновляемых источников энергии и планирования энергосистем. Отдельное соглашение касается строительства Гобустанской солнечной электростанции мощностью 100 МВт.
Выступая недавно на очередном форуме, посвящённом контурам нового мирового порядка, азербайджанский лидер, прошедшись с критическими замечаниями по поводу Запада и по поводу России, никоим образом не упомянул в негативном контексте Поднебесную, что само по себе весьма показательно.
Китай является не только первым партнёром Азербайджана по импорту, но также четвертым торговым партнёром, рассказал Алиев на встрече с премьер-министром Государственного Совета КНР Ли Цяном. В 2024 г. был достигнут 20-процентный рост товарооборота между двумя странами, он уже составил 3,7 млрд долл., за 3 месяца этого года товарооборот увеличился почти на 40 %.
С июля 2024 по апрель 2025 гг. двусторонняя торговля между странами выросла на 20 процентов. Баку и Пекин прилагают активные усилия в сфере транспортно-логистического сотрудничества, которое охватывает многие страны Евразии. В ходе переговоров затрагивались совместные усилия по дальнейшему расширению пропускной способности Срединного коридора (единственный конкурентноспособный сухопутный торговый маршрут между КНР и Европой, проходящий в обход России). C апреля 2022 года Китай отправляет грузовые поезда из Сианя транзитом через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Румынию, Венгрию, Словакию, Чехию до Германии. Формируемые в Китае контейнерные блок-поезда при использовании Транскаспийского маршрута находятся в пути приблизительно 20-25 дней, в то время как перевалка грузов из Китая и Юго-Восточной Азии морским путем через неспокойной Красное море и Суэцкий канал занимает в среднем 40-50 дней. В последнее время китайские компании увеличили транспортировку по Срединному коридору грузов более чем на 80%, отмечалось на встрече с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Чжао Лэцзи.
«Китай поддерживает Азербайджан в защите его национального суверенитета, независимости и территориальной целостности, а также в продолжении следования по пути развития, соответствующему его национальным условиям…Китай готов осуществлять углубленное сотрудничество с Азербайджаном... для решительной борьбы с "тремя силами зла": терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом», – отметил Алиев в интервью государственному информагентству Синьхуа накануне своей поездки. Вместе с тем, основной акцент в ходе визита сделан на двусторонние отношения: «Практичность, рациональность и результативность – вот что движет нашими странами в выстраивании отношений. И следует отметить, что принцип: чем крепче фундамент, тем выносливее здание, является основополагающим в этих отношениях», – отмечает политолог Ильгар Велизаде. Помимо вышеупомянутых энергетических проектов, было подписано несколько меморандумов по созданию совместных предприятий с китайскими компаниями, в том числе по сборке ноутбуков с Shenzhou Hasee, по производству труб с Zhongjing United (Beijing) Trading Co., Ltd., текстильному производству с Shandong Huafang Co., Ltd., производству тракторов с Changzhou Dongfeng Agricultural Machinery, а также с Sino-Foreign – по реализации инвестиционных проектов. Агентство по развитию экономических зон Азербайджана и Vencou Vanhong договорились налаживать производство картона на территории Сумгайытского химико-промышленного парка. Также подписано соглашение о сотрудничестве между ООО «Азералюминий» и China Machinery Engineering Corporation (CMEC) по реализации инвестиционных проектов при поддержке китайских финансовых институтов. В какой мере эти и другие намерения будут реализованы – покажет будущее.
Разумеется, «большую геополитику» из двусторонней повестки исключать нельзя. Так, в ходе недавнего заседания Консультативного совета «Южного газового коридора» в Баку министр энергетики и природных ресурсов Турции Алпарслан Байрактар заявил о перспективах поставок вырабатываемой в Азербайджане электроэнергии через территорию Нахичевани в Турцию, а оттуда – в Европу. По мнению доктора политических наук, старшего научного сотрудника Сектора кавказских исследований ИКСА РАН Ваге Давтяна, «такой подход укладывается в логику недавно подписанного Соглашения о стратегическом партнерстве между Азербайджаном и Китаем, которое предусматривает реализацию инфраструктурных проектов между Баку и Пекином в целях расширения географии инициативы ''Пояс и путь''… после 44-дневной войны Алиев не раз предпринимал попытки ''продать'' проект ''Зангезурского коридора'' Китаю – под предлогом диверсификации логистических маршрутов по оси Европа – Кавказ – Азия» (1).
Декларируемый «разновекторный» внешнеполитический курс рассматривается многими экспертами как «визитная карточка» дипломатии Азербайджана, пытающегося выстраивать прагматичный сбалансированный диалог с разными центрами силы, подчас вступающими между собой в жёсткую конкуренцию. Можно предположить, что нарастающая торговая война между администрацией Трампом и КНР будет восприниматься в Баку как очередной подходящий повод для предоставления посреднических услуг.
Примечание:
(1) Примечательна и история с опровергнутым впоследствии посольством Китая в Армении «интервью» Turkiye Gazetesi Временного Поверенного в делах КНР в Ереване Чэнь Миня, в котором тот якобы заявил о готовности Китая включить Армению в свою транспортную сеть в рамках инициативы "Один пояс, один путь". Согласно указанному турецкому СМИ, китайский дипломат якобы анонсировал скорое подписание соглашения с Ереваном в сфере транспорта, что изменит экономическую карту Южного Кавказа. По мнению В. Давтяна, оптимистичная (да и ещё и сфабрикованная – Прим. ред.) риторика контрастирует с неудовлетворительной динамикой двусторонних отношений: «Симптоматичным является тот факт, что вот уже год как Китай не назначает посла в Армении. В 2020 г. Ереван подписал Международную конвенцию о свободе вероисповедания, которая в Пекине традиционно рассматривается как инструмент западного давления и вмешательства во внутренние дела Китая, в том числе в контексте уйгурского вопроса. Этот шаг не мог остаться незамеченным в Пекине и объективно охладил двусторонний политический климат». Реальный же уровень реальной экономической интеграции Армении в китайские инициативы остаётся низким: не реализовано ни одного масштабного экономического проекта, а то, что делается, «не свидетельствует о наличии стратегического инвестиционного интереса».