Пекин - Баку: чем наполнится «стратегическое партнёрство»?
На полях недавней встречи глав государств Шанхайской Организации Сотрудничества в Астане председатель КНР Си Цзиньпина и президента Азербайджана Ильхам Алиев провели 3 июля двусторонние переговоры, одним итогов которых стала Декларация об установлении стратегического партнерства. Безусловно, документ не стал неожиданностью и достаточно долго и не всегда публично готовился.
Баку и Пекин «согласились расширять сотрудничество в политической, экономической и культурной сферах, укреплять взаимодействие в международных делах, совместно защищать общие интересы двух стран, а также сообща продвигать дело регионального и глобального мира, стабильности и развития», отмечается в документе. Азербайджан и Китай рассматривают друг друга как приоритетных и надежных партнеров и «самостоятельно определяют политику двусторонних отношений вне зависимости от внешних факторов». На Апшероне решительно поддерживают принцип «одного Китая», а тот, в свою очередь – «мирную повестку, предложенную азербайджанской стороной, и считает контрпродуктивным геополитические интриги, направленные на поддержание конфронтации [в регионе Южного Кавказа]». Конечно, сложно не увидеть здесь прямого намёка на усилия Запада, заметно активизировавшегося в Армении и усиленно пытающегося раскачать Грузию, где и у Китая, и у Азербайджана с Турцией наличествуют серьёзные интересы. Здесь надо сразу отметить, что армянские чиновники, не исключая военного министра, периодически присматриваются к отдельным образцам китайского оружия, так что в Баку явно стремятся обрести эффективный политико-дипломатический механизм, призванный купировать нежелательные для него тенденции, в том числе – путём регулярных межмидовских консультаций и обмена мнениями по актуальным вопросам.
Стороны «обладают сильной экономической взаимодополняемостью и огромным потенциалом для наращивания сотрудничества в сфере индустриализации и инвестиций», отмечается в документе. Предсказуемо выражается готовность двух стран к углублению практического сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь», ускорению процесса подписания соглашения между правительствами Азербайджана и Китая о развитии международных мультимодальных перевозок: «Стороны будут поддерживать усилия друг друга в решении вопросов обеспечения безопасности и бесперебойной работы международных транспортных коридоров, проходящих через их территории, и создадут благоприятные условия для транзитных перевозок в рамках национального законодательства и двусторонних соглашений». Пекин заявил о готовности «активно участвовать в строительстве и использовании Транскаспийского международного транспортного коридора» («Срединный коридор»), коему уделяется повышенное внимание, в том числе в плане стимулирования перевозок с использованием «сухого порта» Сиань.
В Поднебесной приветствуют стремление Баку укреплять сотрудничество в рамках ШОС и заявляют о поддержке повышения его статуса в этой организации (ныне – партнёр по диалогу, аналогично Армении, посланцев которой в Астане замечено не было): «Азербайджанская сторона выражает желание вступления в БРИКС, и китайская сторона приветствует участие Азербайджана в сотрудничестве [в рамках] БРИКС», не являющегося, в отличие от той же G7, неким закрытым клубом.
По итогам 2023 года товарооборот Китая с прикаспийской страной составил 3,1 млрд. долл., превысив совокупную торговлю с Грузией и Арменией, увеличившись в годовом исчислении на 43,5 процента (при этом как импорт, так и экспорт показали двузначный рост). Китай оставался четвертым по величине торговым партнером Азербайджана, являющегося для Китая воротами не только на Кавказ, но и в черноморский регион. Китай впервые стал вторым по величине источником импорта в Азербайджан, опередив Турцию с долей 17,5 процента от общего объема импорта. Активно растёт взаимный туристический поток со всеми странами Кавказа, причём Баку связан прямыми рейсами не только с Пекином, но и административным центром Синьцзян-Уйгурского автономного района городом Урумчи. Компания Electrify Azerbaijan и китайская BYD Company Limited достигли рамочного соглашения о модернизации парка пассажирских автобусов в Азербайджане. Ожидается, что окончательный контракт будет подписан в сентябре.
По словам посла Азербайджана в Пекине Буньяда Гусейнова, две страны диверсифицируют экономическое сотрудничество в различных секторах, включая транспорт и логистику, сельское хозяйство и другие сферы. В частности «передовой опыт и технологии Китая в области альтернативной энергетики представляют особый интерес» для прикаспийской страны, заявляющей о намерении активно развивать эту сферу. Китайская компания Dongfang участвует в строительстве солнечной электростанции «Гарадаг» мощностью 230 МВт в на юге Апшерона. Данный проект является важным шагом на пути к увеличению доли «зеленой» энергетики в энергобалансе страны. Кроме того, сотрудничество с China Gezhouba Group Overseas Investment открывает новые перспективы для реализации проектов в области возобновляемой энергетики. В Баку планируют значительно увеличить производство зеленой энергии до 7 ГВт к 2030 году, из которых 5 ГВт будут направлены на экспорт через транспортные коридоры Каспий – ЕС и Азербайджан – Турция – Европа.
В свою очередь, с 2023 года «Китай начал активно формировать экономическое измерение в рамках ШОС», с чем пришлось согласиться России, отмечает директор Центра исследований южного Кавказа Фархад Мамедов. При очень глубоких противоречиях между членами этой организации, необходимо «создавать хотя бы какую-то возможность, чтобы эти страны не были бы использованы друг против друга со стороны более крупных внешних акторов». ШОС хорошо подходит на роль консультационной, переговорной платформы, нацеленной как на самостоятельное урегулирование спорных вопросов, так и на выработку механизмов долгосрочного стратегического партнёрства на просторах Евразии.
В то же время, по словам Ф. Мамедова, укрепление связей с Пекином не означает какого-либо «разворота» Баку от Запада. До последнего времени азиатскому направлению уделялось непропорционально мало внимания (например, товарооборот с Пакистаном не превышал 1 млн. долл. в год), и сейчас речь идёт о навёрстывании упущенного. Запад не оправдал политических ожиданий Азербайджана: «не закрыли они тему армян Карабаха, шантажируют они Азербайджан этими репортами, и я уверен: подпиши Азербайджан на нынешних этапах мирный договор с Арменией, как этого хотят Соединённые Штаты Америки, через месяц – полтора – два выйдут репорты с ещё худшими заключениями. Потому что у них есть три цели: объявленные О`Брайеном в прошлом году, и они идут к достижению этих целей: помощь Армении, мирный договор и [возвращение] армян Карабаха… Мы не смогли достучаться [до Запада]», однако даже если бы достучались, это не помешало бы оформлению нового качества отношений с Пекином – на уровне деклараций и не только.
Возможная военная эскалация на жизненно важных для Китая морских коммуникационных линиях (в частности, Малаккский против), нестабильность на Ближнем Востоке, спровоцированный Западом вооружённый конфликт на территории бывшей Украины – всё это приковывает внимание к транзитному потенциалу «Срединного коридора» (Центральная Азия, Каспий, Кавказ, Турция, Черноморский регион) с самых разных сторон. В частности, по словам Ф. Мамедова, американцам было бы интересно, если бы Азербайджан открыл дорогу через Казах в сторону Иджевана и далее через Армению в Турцию: «В военно-стратегическом плане американцы хотят, чтобы дороги из Китая в Европу проходили бы по территории таких стран, через которые они смогут в нужный момент создавать проблемы».
Безусловно, все действия китайских партнёров свидетельствуют об их намерениях работать на территории постсоветских государств «вдолгую», однако и на Западе способностей к перспективному планированию отнюдь не утратили. Как свидетельствует опыт того же Ближнего Востока, «калька» которого всё чаще накладывается и на Кавказ, реальные и предполагаемые международные транспортные коридоры способны не только приносить транзитные плюшки», но и провоцировать ожесточённое противоборство, в том числе с участием негосударственных субъектов военной деятельности. Так что, не исключено, что ближайшее будущее преподнесёт немало сюрпризов.