Осетинский язык: как изучать?
Проблема сохранения и развития национальных языков всегда была одной из ключевых в политике любого многонационального государства. Рассматриваемому вопросу уделялось значительное внимание со стороны политических и общественных деятелей в разных странах, в том числе Российской Федерации. Вопрос сохранения и развития национальных языков достаточно успешно решался на разных этапах развития нашей страны. Сейчас он также не утратил актуальности, учитывая, что ряд языков народов России был безвозвратно утрачен, другие же, согласно данным ООН, в долгосрочной перспективе находятся под угрозой исчезновения.
Необходимо напомнить, что одной из главных причин раскола общества в Украине, в прибалтийских государствах является отсутствие разумной языковой политики. Поэтому, очевидно, политика государства в сфере сохранения и развития языков должна быть осторожной и взвешенной, учитывать опыт России и других государств, мнения регионов.
В настоящее время в Государственной Думе России, научных и широких общественных кругах обсуждаются поправки к закону «Об образовании» (внесены в Госдуму 10 апреля), в которых предлагается закрепить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ «осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб изучению государственного языка РФ». Указанное положение законопроекта не было поддержано в ряде регионов. Неоднократно высказывался по этому вопросу и глава Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров. В данной статье изложу свой взгляд на указанный законопроект.
Для многих обывателей, погрузившихся в решение бытовых вопросов, возможно, недостаточно ясно значение языковой политики государства. Это может быть связано с рассмотрением этого вопроса вне взаимосвязи с другими проблемами. Однако проблема сохранения и развития национальных языков тесно связана с вопросами развития человеческого потенциала, культуры, самосознания народов, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине. Общество, семья, отдельный человек, утратившие своих духовные скрепы – язык и культуру – имеют тенденцию и к утрате жизнеспособности и снижению потенциала развития, воли к созиданию и даже защите Отечества.
Таким образом, вопрос языковой политики – вопрос национальной безопасности Российской Федерации. В этой связи весьма справедливо замечание известного в Осетии языковеда, общественного деятеля и советника В. Битарова Тамерлана Камболова о том, что общество, теряющее язык и культуру, маргинализируется. «Языковая ассимиляция - утрата национальных языков и культур - тотальная декультурация. То есть потеря культурных норм и стереотипов, жизненных ценностей, моральных и этических. В этом направлении построить единую гражданскую нацию невозможно, можно только разрушить сегодняшнее общество и получить массу тех, которых в свое время так метко назвал замечательный русский и киргизский писатель Чингиз Айтматов, - манкурты. Люди, не помнящие рода-племени, потерявшие связь со своими корнями», - заявил Т. Камболов.
Тамерлан Камболов
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что при потере языка возникает почва для роста разного рода асоциального поведения, начиная от наркомании, алкоголизма и заканчивая преступностью и пр. Уверен, что подобная ситуация не устраивает ни федеральный центр, ни регионы.
В связи со сказанным, считаю позицию главы РСО-Алания об отнесении проблемы добровольности или обязательности изучения государственного языка к компетенции субъектов весьма целесообразной с точки зрения реализации в законе о языках, находящемся на рассмотрении в Госдуме РФ. Напомню, в настоящее время в Северной Осетии согласно Конституции республики два государственных языка: русский и осетинский. По заявлению В. Битарова, сделанному в ходе диалога с молодежью, правительство республики направило ходатайство в Государственную думу РФ, согласно которому «регионы должны сами решать: изучать родной язык или нет. Я надеюсь, нас поймут и пойдут на встречу, и мы у себя примем закон, который обяжет изучать осетинский язык всех тех, кто по национальности осетин».
На мой взгляд, вполне логично, если региональная власть будет решать вопрос о том, в каком порядке будут изучаться государственные языки представителями разных народов. Такой подход будет соответствовать статусу России как федеративного государства, отражать традиционные и эффективные подходы нашего государства в сфере национальной политики, найдет поддержку в обществе. При этом, безусловно, должное внимание необходимо уделять и русскому языку, который скрепляет народы нашей страны. Изучение национальных языков в республиках не может осуществляться за счет умаления роли русского языка.
Особую актуальность для Северной Осетии обсуждаемый в Госдуме РФ законопроект приобретает в контексте ряда положений, установленных в Конституции РСО-Алания. В соответствии со статьей 15 Основного закона республики, осетинский язык «является основой национального самосознания осетинского народа. Сохранение и развитие осетинского языка является одной из важнейших задач органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания».
В целях реализации конституционных норм действующим руководством республики был предпринят ряд мер: утверждена программа национально-культурного развития осетинского народа, создана национальная телекомпания «Осетия-Ирыстон», вещающая на осетинском языке, во Владикавказе создана и функционирует Аланская гимназия, обучение в которой будет преимущественно на осетинском языке. Кроме того, с нового учебного года планируется внедрить полилингвальное обучение и воспитание в 16 школьных и 23 дошкольных учреждениях Владикавказа и районов. При этом правительство РСО-Алания планирует расширять перечень учебных заведений с полилингвальным обучением и воспитанием. Подчеркну, полилингвальная образовательная система подразумевает одновременное изучение нескольких иностранных языков.
Таким образом, главой и правительством республики проделан большой объем работы в направлении сохранения и развития осетинского языка и культуры. Думаю, позитивные результаты этой политики мы увидим уже в среднесрочной перспективе.
При этом высказываемые отдельными авторами законопроекта о языках и политиками идеи отнесения вопроса изучения национальных языков к усмотрению родителей и учеников могут существенно снизить эффект региональной политики в сфере сохранения и развития национальных языков и культур, создать ряд других проблем, о которых говорят ученые-языковеды, политические и общественные деятели.
На основании изложенного, хотелось бы выразить надежду, что мнение главы РСО-Алания, научных и общественных деятелей будет услышано, и принятый закон будет соответствовать интересам Российской Федерации в целом и республик, находящихся в ее составе, создаст возможности для обязательного изучения государственных, национальных языков.