«Оградить ребенка от деструктивных сообществ невозможно»

13 сентября, 15:14

 

ВНИМАНИЕ! 18+. Все иллюстрации взяты из открытых пабликов/со страниц пользователей социальных сетей и мессенджеров, и приведены исключительно в научных целях, чтобы наглядно продемонстрировать сложившуюся ситуацию. КГК ни в коей мере не разделяет подобных идей и мнений. Пропаганда любых деструктивных проявлений, тем более, призывов к совершению тяжких преступлений, в социальных сетях и обществе в целом должна быть полностью исключена. Пропагандисты и поддавшиеся на пропаганду должны нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

В начале сентября глава информационно-аналитического центра «Граница настоящего» Яна Амелина ответила на блиц-вопросы Лиги безопасного интернета о ситуации с деструктивными сообществами в социальных сетях на современном этапе. Для удобства восприятия, публикуем полный вариант материала.

 

- Почему деструктивные сообщества являются одной из главных проблем соцсетей?

 

- Потому что они

а) представляют очевидную угрозу общественной и национальной безопасности;

б) чрезвычайно широко распространены;

в) обладают особой притягательной силой, в особенности для внушаемых подростковых умов и сердец;

г) избежать знакомства с ними абсолютно не возможно, что бы ни говорили люди, якобы «никогда не видевшие всей этой грязи». Хотя нет, возможно - конечно, если живешь в сказке.

 

- Как оградить ребенка от деструктивных сообществ?

 

- Оградить ребенка от деструктивных сообществ, если он имеет аккаунт в соцсети и свободный доступ в интернет, невозможно.

На этом можно поставить точку, но повторю еще раз: в интернете ребенок ОБЯЗАТЕЛЬНО столкнется с деструктивными сообществами самого разного толка.

Знает ли о деструктивных сообществах в безобиднейшем (казалось бы) Pony Town большинство родителей?..

 

Любые иллюзии относительно родительского контроля (в семье и программными средствами) следует отбросить: так это не работает. Ребенок вляпается в деструктив, потому что ему подсунут соответствующие паблики в рекомендациях, потому что это модно, потому что он что-то где-то слышал, и ему хочется узнать подробности, наконец, потому, что ему ХОЧЕТСЯ деструктива, а каналы, переводящие подобную активность в позитив или хотя бы нейтрализующие ее, отсутствуют. В любом случае результат один: школьников, не знающих о существовании пабликов и телеграм-каналов, пропагандирующих те или иные (а то и большую часть спектра) деструктивные проявления, не существует. Во всяком случае, в относительно крупных городах и селах.

Альтернативой деструктиву может быть только духовность, тесно завязанная на патриотическое воспитание. Если молодого человека удастся этим увлечь, он будет использовать смартфон для связи с друзьями и родственниками, да для того, чтобы сделать красивые фотографии. Виртуальщина потеряет для него интерес и смысл. И много вы знаете таких ребят?..  Нужно работать над тем, чтобы их становилось больше!

 

- Какие советы можно дать родителям по профилактике и контролю вовлечения ребенка в подобные сообщества?

 

- Дети, вслед за родителями, должны четко понимать, что мир соцсетей и интернета в целом - это виртуальный мир. То, что в нем происходит - не совсем настоящее (хотя может стать причиной абсолютно реального срока). Жить нужно в реальном мире! Именно в нем искать друзей, работу, увлечения, любовь, радость, смысл жизни. И если родители и другие значимые взрослые не могут научить этому детей, любые попытки контролировать их сетевую активность приведут лишь к еще большему отчуждению между поколениями.

Есть и другая проблема, которая, на мой взгляд, только растет. Молодым людям особенно необходим позитивный образ будущего. Не случайно в депрессивно-агрессивных группах любого толка настойчиво проводится мысль: «Будущего нет», «Будущее совершенно темно, и я не вижу пути», «У меня нет будущего», и т.п.

 

Рассуждения админа ТГ-канала, посвященного «колумбайну» (запрещенная в России террористическая организация)

 

Это сигнал, который дети подают нам, взрослым. Ведь если будущего нет, стоит ли говорить о смысле жизни? Стоит ли вообще ее жить?.. Это первый, но очень важный этап индоктринации наиболее «тяжелыми» деструктивными темами. Задача старших - создать образ будущего и наполнить его реальным содержанием (что крайне важно: на слово нам никто не поверит). Пока не решены две эти задачи - реальная жизнь в реальном мире и позитивный образ будущего - деструктивные сообщества продолжат активно пополняться новыми членами. И в обоих направлениях предстоит очень большая работа.

 

Яна Амелина - автор пяти монографий о деструктиве в соцсетях и «колумбайнах» в российских школах, глава информационно-аналитического центра «Граница настоящего»

Яна
 
Амелина
13 сентября, 15:14