Невосполнимая утрата. Левон Мелик-Шахназарян

12 августа, 17:51

11 августа 2015 года после тяжелой и продолжительной болезни скончался выдающийся политолог и общественный деятель, автор более полутысячи великолепных публицистических работ и ряда книг, руководитель аналитического центра «Восканапат» Левон Мелик-Шахназарян.

Активный участник карабахского движения, боец и командир, дипломат и яркий публицист, чье острое перо уничтожало ложь азербайджанской пропагандистской машины, яко паутину.

Убежденный сторонник российско-армянского стратегического союза.

Знаток истории и литературы, равно органично чувствовавший себя на поле боя и за клавиатурой компьютера.

Непререкаемый авторитет для многочисленных друзей и соратников. Незаменимый, по-настоящему незаменимый, настоящий человек, муж, отец, солдат.

Левон Мелик-Шахназарян ушел из этой жизни в жизнь вечную. Нам остается продолжать его дело и надеяться, что мы обязательно встретимся, и это будет, как всегда, незабываемая встреча. Левон джан, еще увидимся. Смерти нет.

Нет и слов, чтобы передать всю горечь этой невосполнимой утраты.

Искренние соболезнования родным и соратникам покойного.

Предлагаем небольшую подборку интервью и текстов Левона Мелика-Шахназаряна. С годами его материалы не утрачивают свою актуальность.

 

Исторический шанс: пусть будет война!
Азербайждан — террористическая диктатура, управляемая курдами

АПН, 25 мая 2008 г.

После провозглашения независимости Косова тема непризнанных государств получила новое развитие. Однако из четырех республик, возникших на территории постсоветского пространства, в российских СМИ постоянно упоминаются только три — Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье.

Между тем ситуация вокруг Нагорного Карабаха заслуживает никак не меньшего внимания.

О предстоящих президентских выборах в Азербайджане и переговорном процессе по НКР рассказывает АПН известный армянский политолог Левон Мелик-Шахназарян.

* * *

- 22 апреля на вас было совершено покушение, в организации которого вы прямо обвинили президента Азербайджана Ильхама Алиева. Что свидетельствует о причастности к преступлению представителей соседнего государства?

- Действительно, это так. Надеюсь, что в будущем у меня еще будет возможность поговорить на эту тему более конкретно и масштабно.

Теперь об Алиеве. Скажу лишь, что мировая практика не знает случая, когда спецслужбы страны проводят подобные операции без одобрения или прямого указания первого лица страны.

- Что конкретно стало причиной этой акции — ваша позиция по Карабаху или деятельность по изучению национальных меньшинств АР?

- Судя по всему, это — своеобразная оценка всей моей деятельности последних двух десятилетий в совокупности.

Я принимал участие в оборонительных боях Нагорно-Карабахской Республики от прямой военной агрессии Азербайджана, занимал должность председателя постоянной Комиссии Верховного Совета НКР по внешним сношениям.

Где бы я ни работал, я серьезно занимался политологическими изысканиями. Моя позиция по проблеме Карабаха хорошо известна как в Армении, так и в Азербайджане.

Опирается она на следующие неопровержимые факты.

Во-первых, Нагорный Карабах был передан Азербайджану в июле 1921 года неконституционным (партийным) органом третьей страны. В этом незаконном постановлении Азербайджану вменялось в обязанность создать на этой территории национально-государственную автономию с широкими правами.

Во-вторых, в 1923 году автономия была создана лишь на части территории Нагорного Карабаха. От автономии были отсечены несколько армянских (и населенных армянами) районов. Не вошли в нее и те районы Нагорного Карабаха, армянское население которых было частично вырезано и полностью депортировано подразделениями турецкой регулярной армии и бандформированиями закавказских тюрок (будущих азербайджанцев) летом 1918 года.

В-третьих, в годы советской власти армянская автономия Нагорного Карабаха находилась в пределах Азербайджанской ССР, но в составе Советского Союза. Большую часть своих государственных полномочий Нагорный Карабах делегировал СССР, сохранив за собой небольшие властные полномочия. Жители Нагорного Карабаха являлись гражданами СССР, а не какой-либо отдельной республики, карабахские юноши служили в армии СССР, государственный надзор в Нагорном Карабахе осуществляла прокуратура СССР. Депутаты Верховного Совета СССР от Нагорного Карабаха защищали интересы армянской автономии в высшем законодательном органе СССР.

Таким образом, в 1991 году Нагорно-Карабахская Республика самоопределилась и вышла из состава не АзССР, а СССР.

Выходящая из Советского Союза Азербайджанская ССР не вправе была претендовать на территории, незаконно приобретенные ею в годы советской власти. Речь идет не только о всем Карабахе, но и о Нахиджеванской автономии.

Однако самоопределившаяся в 1991 году Азербайджанская республика грубо попрала нормы международного и союзного права. На территории Азербайджана не был проведен референдум, что классифицируется международным правом как узурпация власти. Азербайджан узурпировал власть на территориях, на которых проживают автохтонные народы: лезгины, талыши, авары, цахуры… Совершив вооруженную агрессию против самоопределяющейся НКР, Азербайджанская республика грубо попрала целый ряд статей международного права, в том числе императивных и обязательных для всех стран мира.

Территории, занятые НКР в ходе претворения ее неотъемлемого права на индивидуальную самооборону и ныне контролируемые Армией Обороны НКР, являются исконной и неделимой частью незаконно переданного Азербайджанской ССР Нагорного Карабаха. Требования Азербайджанской республики о восстановлении территориальной целостности Советского Азербайджана не имеют под собой правовых оснований и являются неприкрытой формой агрессии к соседней стране.

Вышеперечисленные пункты являются небольшой частью используемых мною аргументов в правовом противостоянии с Азербайджаном. Самих аргументов гораздо больше. Раз за разом разоблачая очередные политологические инсинуации Баку, я, как видно, удостоился столь опасного внимания со стороны руководителей этой республики.

Что касается национальных меньшинств Азербайджана, то недавно вышла в свет книга «Этнополитика Азербайджана», написанная мною в соавторстве с близким другом и соратником, правоведом Ашотом Хачатряном. В этой книге, рассказывающей об истории завоевания правобережья Куры предками нынешних азербайджанцев, а также о проводимой ныне в этой республике этнической политике, мы отрицаем само понятие «этнические меньшинства» по отношению к коренным народам Азербайджана. И дело даже не в том, что талышей, лезгин, авар, цахуров, удин и т.д. в совокупности больше, чем азербайджанцев. Проблема носит еще и чисто моральный характер. Согласитесь, аморально называть этническим меньшинством народы, завоеванные пришлым элементом. В ареале своего этнического проживания они и сегодня составляют большинство, однако в пределах Азербайджанской республики эти люди практически лишены всех основополагающих прав человека. Отдельные ренегаты, широко рекламируемые бакинским официозом, конечно, не в счет. Речь идет о массовых правах коренных народов Азербайджана.

- О чем говорит начало попыток персонального физического устранения политических противников со стороны официального Баку? Первый ли это подобный случай?

- Мне представляется, что Азербайджан вступает в новый этап противостояния с армянскими государствами. Физическое устранение идеологических оппонентов является свидетельством слабости исторической и правовой базы аргументации Азербайджана. Это классические действия идеологического воришки-карманника, неоднократно попавшегося в момент совершения преступления. Правовые позиции Азербайджана слабы, ибо вымышлены. Нынешний Азербайджан надеется на экономическую значимость принадлежащих ему углеводородов. Перевести проблему урегулирования нагорно-карабахского конфликта из правовой плоскости в политическую — вот цель Баку. Представляется, что пестующий культ рода Алиевых Ильхам Алиев болезненно воспринимает не только нынешние неудачи, но и возможные будущие поражения. А эти поражения неизбежны, ибо невозможно десятилетиями водить за нос мировое сообщество. И если сегодня это самое сообщество иногда соглашается с вымышленными аргументами Баку, то в этом заслуга не самого Азербайджана, а экономической значимости нефти и газа. Однако углеводороды имеют свойство кончаться, а право только набирает силу.

Насколько мне известно, покушение на меня является первым подобным опытом Азербайджана, хотя теоретически нельзя исключить, что в отдельных нераскрытых убийствах на территории Армении следовало бы искать руку Баку.

- Можно ли говорить о принятии азербайджанским руководством израильской тактики точечного истребления «врагов государства»?

- Думаю, что да.

Руководство Азербайджана, в котором вовсю цветет вождизм и культ личности, видимо, отвыкло от критики в свой и «своего» государства адрес. А пример Израиля в данном случае весьма заразителен.

Воздержусь от комментариев действий Израиля, скажу лишь, что Азербайджан, за отсутствием в Армении террористов, решил ликвидировать противников идеологических.

- Вы как-то заметили, что Баку уже много лет тянет с признанием Курдской рабочей партии (КРП) террористической организацией, объяснив это высоким положением, занимаемым курдами в азербайджанском обществе. Возможно, лидерам АР симпатичны и практикуемые этой партией методы достижения своих целей?

- Действительно, Азербайджан сегодня практически полностью контролируется курдами. Иногда даже становится непонятно, курдская эта республика или тюркская.

И хотя большинство курдов мимикрирует под тюрок, тем не менее, достоверно известно об этническом происхождении многих руководителей Азербайджана. Так, курдское происхождение Ильхама Алиева ни для кого не является секретом. Но этническими курдами являются также и всесильные в Азербайджане руководитель администрации президента Рамиз Мехтиев и начальник личной охраны папы, а теперь и сына Алиевых Бейляр Эйюбов. Курдами являются также гендиректор Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев, мэр Баку Гаджибала Абуталыбов и руководитель ЗАО «Азербайджанское телерадиовещание» Ариф Алышанов. Есть сведения, что курды Абдулбари Гезал — хозяин крупнейшего в Азербайджане холдинга «Азерсун», и Камалетдин Гейдаров — глава МЧС Азербайджана — финансово подпитывают КРП. Нахиджеванской автономией руководит курд Васиф Талыбов, а всей строительной индустрией края — курд Эмиль Юджар.

На более «мелких» должностях, в так называемом среднем звене управления, курдов в Азербайджане очень много. Особенно в западном регионе республики, который уже прозвали Курдистаном. Вряд ли в этой ситуации Азербайджан в состоянии признать КРП террористической организацией, а тем более проводить действенную политику по ее ликвидации на своей территории.

Методы индивидуальной ликвидации идеологических противников разработал еще широко известный «старец горы». Возглавляемые им ассасины убивали всех недругов своего вождя. Интересно, что сам «старец» также был курдом. Однако в случае с Азербайджаном, как мне кажется, правильнее говорить о классическом терроризме, когда путем насаждения страха пытаются повлиять на общественное мнение и, в конечном счете, на политику государства.

Азербайджан уже многие годы потакает террористическим организациям и прибегает к их услугам. В этой республике были созданы ячейки Аль-Каиды и других террористических организаций. В годы Карабахской войны на стороне Азербайджана воевали Шамиль Басаев, Хаттаб, Зелимханов. Из Афганистана были переброшены тысячи моджахедов, сторонников Хекматияра. Было огромное количество террористов-наемников из Турции, арабских стран…

В Азербайджане сегодня официально функционирует даже запрещенная в Турции террористическая организация нурсистов (в России деятельность «Нурджулар» также запрещена — прим.) Построенная в Гандзаке (Гянджа) на средства моих предков и освященная в 1633 году церковь св. Иоанна Крестителя ныне «переименована» в Албанскую церковь и превращена в практически официальный притон ваххабитов.

С учетом сказанного, - а это далеко не полный перечень фактов, свидетельствующих о связях Азербайджана с террористическими организациями, - мы вправе констатировать, что в Баку видимо, решили перейти от потакания терроризма к самостоятельным действиям.

- Не говорит ли случившееся о том, что агенты иностранных разведок чувствуют себя на территории Армении слишком вольготно? К чему это может привести?

- Армения — открытая страна, исповедующая демократию. К нам приезжают сотни тысяч туристов, деловых людей и т.д. Вряд ли возможно проверять всех «на благонадежность». Думаю, что подобное могло произойти в любой другой стране мира.

Тем не менее, хотелось бы видеть население Армении более бдительным. Армения — небольшая страна, практически вся территория которой является приграничной. В условиях недоброжелательного отношения некоторых соседей бдительность населения становится огромным подспорьем для деятельности правоохранительных органов.

С другой стороны, не могу не отметить оперативность и профессионализм наших милиционеров и чекистов, которые могут в достаточно короткие сроки обезвредить преступников.

- Обеспечена ли сейчас ваша безопасность?

- Моя личная безопасность, равно как и безопасность любого гражданина Армении, находится в неразрывной связи с безопасностью всего государства. В этой части, уверен, возможности армянских правоохранительных органов нуждаются в постоянном совершенствовании.

- Поговорим о предстоящих в октябре 2008 года президентских выборах в Азербайджане. По-видимому, вероятность того, что Ильхам Алиев сохранит свой пост, близка к 100%. Несмотря на то, что жизнь в стране тяжела, разрыв между богатыми и бедными даже более велик, чем в России, оппозиционные кандидаты не смогут рассчитывать больше чем на несколько процентов голосов избирателей. В чем причина этого феномена?

- Не может быть никаких сомнений: Ильхам Алиев сохранит свой пост. Альтернативных сил в Азербайджане нет по нескольким причинам.

Во-первых, это невероятно сильно развитый синдром чинопочитания у азербайджанцев.

Во-вторых, это абсолютная политическая апатия у голодного и напуганного репрессиями населения. В это трудно поверить, но в Азербайджане известны, например, случаи, когда аксакалов, глав больших семейств, привязывали к дереву на всеобщий позор за… неуплату счетов за потребленную электроэнергию. Неудивительно, что азербайджанская деревня голосует на выборах так, как прикажет руководитель сельской управы.

Что касается городов, то репрессии там менее заметны, хотя и не менее жестоки. Сегодня в азербайджанских застенках томятся около десятка журналистов, осмелившихся хоть раз высказать собственное мнение. Наиболее яркие представители азербайджанской журналистской братии просто убиты. Могу утверждать с полным основанием: независимая пресса в Азербайджане полностью уничтожена. Довести правду до населения просто некому.

В целом по республике процветает протекционизм, местничество и коррупция. Одновременно населению внушается мысль о «добром царе» Алиеве и «злом армянине», на которых перекладывается вина за, к примеру, засуху или нашествие полевых мышей. Это — не анекдот, это — примеры из реальной действительности темного и неграмотного сельчанина в Азербайджане. Как в советское время напуганное жесточайшими репрессиями население дружно голосовало за «общемирового» вождя Сталина, так и в Азербайджане все дружно проголосуют за отпрыска «общенационального» вождя Гейдара Алиева — Ильхама Алиева.

Могу даже немного пророчества добавить: следующим президентом, после Ильхама, будет его супруга Мехрибан, после которой на престол взойдет Гейдар Алиев — младший. В Азербайджане сегодня для этого делается все.

- Каковы основные итоги правления сына Гейдара Алиева? Оправдала ли себя эта преемственность «от отца к сыну»?

- Ильхам Алиев действительно является продолжателем дела Гейдара Алиева. Возможно, даже в большей степени, чем это можно было ожидать от повесы и заядлого игрока.

Во всяком случае, славословий и чинопочитания в Азербайджане сегодня больше, чем при папе Алиеве. В качестве неслучайного курьеза могу привести слова шейх-уль-ислама Азербайджана, Гаджи Аллах Шукюра Паша-заде: «Даже походка нашего президента угодна Аллаху». И сказано это было на иштаре (обряд разговения после Рамадана), в присутствии многочисленных иностранных гостей и самого Ильхама, естественно.

Тем не менее, Гейдар Алиев проводил более сбалансированную политику между Западом и Востоком, в том числе Россией и Ираном. Нынешний глава Азербайджана — ярко выраженный политик прозападного толка, хотя и осторожный в выражениях. Во внутренней политике он действует жестче отца, возможно, потому, что сумел избавиться практически от всех лиц, помогших отцу вернуться к рулю управления Азербайджаном.

- Говорят, что подпись на указе о назначении Ильхама Алиева премьером в свое время подделали? А известно — кто и с какой целью?

- Ильхам Алиев действительно стал премьером, что автоматически означало — президентом — с помощью прямого подлога. Указ о его назначении на эту должность был «подписан» Гейдаром Алиевым тогда, когда последний находился в коме, из которой так и не вышел. Он лежал в госпитале в Турции, куда на несколько часов вылетела группа из Баку. В группе были, кроме самого Ильхама Алиева, еще и Рамиз Мехтиев, Бейляр Эйюбов, Камалетдин Гейдаров и Али Инсанов.

Первые четверо являются этническими курдами, а Инсанов, некогда всемогущий министр здравоохранения, властные полномочия которого неизмеримо превышали возможности должности, азербайджанцем. Из Турции они вернулись с «подписанным» указом о назначении Ильхама премьер-министром Азербайджана. В действительности подпись на указе подделал Бейляр Эйюбов, неформальный хозяин западных регионов Азербайджана.

Факт подделки подписи легко установит любая непредвзятая графологическая экспертиза.

Принимавший непосредственное участие в подлоге азербайджанец Али Инсанов сегодня находится в тюрьме, из которой вряд ли когда-нибудь выйдет, а все остальные остались у власти.

Думаю, что курдский клан решил слегка «откорректировать» внутреннюю политику Гейдара Алиева, опиравшегося на курдов и азербайджанцев — выходцев из Нахиджевана и Республики Армения. Сегодня «опорой трона» остались одни курды, как правило, выходцы из Нахиджевана. Подделка подписи стала началом активной фазы «курдизации» Азербайджана.

- Перейдем теперь к Карабаху. В последнее время обстановка на азербайджано-карабахской границе заметно обострилась, говорят даже о скорой войне. Насколько реально такое развитие событий, и если подобный исход возможен — кто победит в конфликте?

- Какое-то «весеннее обострение» действительно наблюдается, однако инициируемые вокруг этого слухи и разговоры сильно преувеличены. Не думаю, что в скором будущем возможно возобновление военных действий между НКР и Азербайджаном. Руководство армянских государств однозначно настроено на мирное урегулирование конфликта, а воинственная риторика Азербайджана больше направлена на внутреннего потребителя.

Азербайджан не является суверенным настолько, чтобы самостоятельно принимать столь ответственные решения, способные взорвать весь регион. Заморские хозяева Баку прекрасно понимают: возобновление военных действий неминуемо обернется для них колоссальными экономическим потерями. Можете быть уверены, в случае войны НКР не позволит экспортировать нефть из Азербайджана даже в пластиковых бутылках.

Война малореальна до тех пор, пока углеводороды циркумкаспийского региона представляют интерес для Европы и США.

И, тем не менее, если завтра война?… Никогда, даже в самые трудные дни противостояния с Азербайджаном, у армянского народа не было сомнений в победе. Мы знали, что мы хотим и за что воюем.У армянского воина было великое чувство справедливости, чувство истинного и исконного хозяина Родины. Это была освободительная война, и таковой она останется в случае возобновления.

В начале войны, активная фаза которой наступила в конце 1991 года, мы уступали Азербайджану в вооружении в 96 раз. У нас не было боевой авиации (самолетов и вертолетов), не было систем залпового огня «Град», всего 4 бронемашины. У Азербайджана всего этого было в избытке: только тяжелой бронетехники, доставшейся ему в наследство от Советской армии, было 360 единиц. Нагорный Карабах сильно уступал Азербайджану и в людских резервах: 150 тысяч человек против 6 миллионов. Говорить о серьезной помощи Армении в те годы просто не приходится — Карабах был в кольце осады, а вертолетами танки не перебросишь.

Итоги военного противостояния хорошо известны: НКР не только защитила свою государственную независимость, но и освободила несколько районов, армянское население которых было полностью вырезано и депортировано в 1918 году. И, тем не менее, наша армия в 1994 году остановилась далеко от границ армянских провинций Арцах и Утик, в совокупности именуемых Нагорный Карабах. Так что возобновление войны станет историческим шансом для всего армянского народа: шансом восстановить свои этнические границы на востоке.

В нынешних условиях, когда вооружение Азербайджана и армянских государств сопоставимо при любой системе подсчета, упущение этого шанса было бы преступлением перед потомками и памятью предков.

Думаю, Азербайджану стоит семь раз подумать, прежде чем перейти к радикальным мерам, грозящим поставить под сомнение недолгое существование этого государства.

- Столь же часто твердят и о якобы приближающемся прорыве в урегулировании карабахского конфликта. Как можно догадаться, речь идет то о международном нажиме, то о якобы односторонних уступках Еревана. Возможно ли это?

- Откровенно говоря, я не вижу поводов для оптимизма в переговорном процессе по мирному урегулированию конфликта.

В основном вопросе, касающемся статуса НКР, позиции сторон взаимоисключающи. У руководства Азербайджана явно не хватает политической воли для публичного признания юридически безупречно проведенного акта по реализации права населения НКР на самоопределение. Само население НКР, безусловно, ни при каких условиях не откажется от достигнутой и защищенной в ходе войны независимости. Все остальные проблемы, в принципе, решаемы, однако никакие достигнутые договоренности не могут вступить в силу без разрешения основной проблемы: признания Азербайджаном государственной независимости НКР.

При этом, подчеркну, ресурса власти в Азербайджане у Ильхама Алиева хватит не только на признание НКР, но и на создание автономий «с широкими полномочиями» для компактно проживающих коренных народов Азербайджана. У руководства гораздо более демократичной НКР подобного ресурса власти нет.

Более того, практически все руководство НКР в той или иной мере принимало участие в вооруженной обороне страны от агрессии Азербайджана. И если в Азербайджане большинство населения просто не способно даже на карте отыскать Нагорный Карабах, то для самих карабахцев проблема независимости государства является проблемой безопасного проживания на Родине.

- Каковы шансы Нагорного Карабаха на признание в связи с признанием независимости Косова и беспрецедентными мерами поддержки, оказываемыми Россией Абхазии и Южной Осетии в соответствии с указом Владимира Путина?

- Косово не было и не может стать прецедентом для НКР. Гораздо правильнее, при проецировании Косова на армянскую землю, сравнить этот край с Нахиджеваном.

В 1921 году, как и ныне в Косово, большие и сильные страны решили судьбу края без учета исторических реалий и мнения населения. Косово — это отторгнутый от Сербии край, как и Нахиджеван — край, насильственно отторгнутый от Армении. И если выстроившиеся в очередь сорок с лишним стран мира признали незаконную независимость Косова, то было бы правильно и, по крайней мере, справедливо, чтобы эти же страны первыми признали государственную независимость НКР.

В Нагорном Карабахе симпатизируют абхазам и осетинам, понимают их чаяния. В то же время нам непонятна нарочитая отстраненность России от проблем НКР. Можно, конечно, попытаться «оправдать» подобное поведение Кремля (нефть там, и прочее), но ведь Россия исстари славилась отсутствием прагматизма во внешней политике. Российской политике всегда было присуще чувство ответственности за друзей. Чувство зачастую иррациональное, но всегда вызывающее восхищение одних и зависть других. И сегодня никто в Карабахе не хочет верить в то, что Россия бросит своих друзей во имя чего бы то ни было.

- Вы предложили России признать НКР, но не пора ли для начала сделать это самой Армении?

- Не хотелось бы, чтобы Армению вынудили первой признать НКР. Тогда у Азербайджана появится видимость повода для того, чтобы обвинить Армению в агрессии.

Кроме того, всем нам известен пример Северного Кипра, где на захваченной турками территории провозглашено тюркское государство, признанное только Турцией. Азербайджан мечтал бы о подобных ассоциациях у наблюдателей. Гораздо правильнее было бы, если бы первым НКР признало другое государство. Хотя, следует признать, что приверженность Азербайджана курсу нетерпимости во внешней политике способно привести к тому, что Армения признает государственную независимость НКР и заключит с ней военный договор об обеспечении взаимной безопасности.

- Азербайджан предлагает Карабаху высокую степень автономии, сравнимую с той, которую имеют Татарстан и Башкирия в составе РФ. По каким причинам этот вариант неприемлем?

- «Высокая степень автономии» у Нагорного Карабаха уже была — семьдесят лет. Возвращение к ней означает возвращение к ситуации, приведшей к национально-освободительной борьбе армян Нагорного Карабаха. Но это — чисто теоретические рассуждения. Трудно представить народ, добившийся независимости, защитивший ее в войне и добровольно возвращающийся обратно к довоенному периоду. Это — нонсенс. С таким же успехом Азербайджан может предложить автономию, скажем, Монако.

Будем объективны: в Азербайджане, на своей исторической родине, проживают коренные талыши или лезгины, которых гораздо больше, чем армян в Карабахе. Нельзя сказать, что эти народы процветают в Азербайджане, как и нельзя сказать, что они смирились со своей участью. Вспомним, только в ХХ веке талыши два раза провозглашали свою независимость, и оба раза уступили в неравных боях с превосходящими силами азербайджанцев. Вооруженную борьбу против тюркского засилья вели и лезгины, и авары, и цахуры… Разве эти коренные народы не заслуживают автономии?

Азербайджан мог бы на деле доказать свою этническую толерантность, предоставив этим народам право на автономное образование. Но Баку даже отказался присоединиться к принятой в сентябре 2007 года Генассамблеей ООН «Декларации о правах коренных народов». Как можно верить стране, насильственно ассимилирующей коренные народы, и предлагающей автономию тем, кто уже добился независимости?

Пусть вначале Азербайджан предоставит право на самоуправление коренным народам своей страны. Такое решение, безусловно, послужит наведению мостов доверия между армянским и азербайджанским народами.

Предлагаемый вариант начала процесса «умиротворения» Южного Кавказа имеет под собой не только морально-правовой, но и исторический фундамент, и Азербайджану вовсе не мешало бы подумать над ним.

Записала Яна Амелина

Источник

Исламизация карабахского конфликта неизбежна

"Ноев Ковчег", №09, сентябрь 2010 г.

Религиозный фактор, несмотря на растущую секуляризацию современного мира, по-прежнему играет огромную роль. О роли религии в жизни современной Армении и Нагорного Карабаха рассказывает ереванский политолог, руководитель аналитического портала Voskanapat.info Левон Мелик-Шахназарян, принимавший активное участие в боевых действиях на военной стадии карабахского конфликта.

– Говоря о карабахском конфликте, эксперты обычно акцентируют внимание на его политических, экономических, военных причинах. Имеет ли происходящее религиозный аспект? Можно ли рассматривать события конца восьмидесятых–начала девяностых годов вокруг НКР в плоскости христианско-мусульманского противостояния?

– Я бы сформулировал иначе: армяно-мусульманское противостояние. Карабахское движение, как известно, было начато армянским населением Карабаха и изначально носило исключительно национально-освободительный характер, без религиозного аспекта. При этом использование определения «освободительный» означало, что население Карабаха принудила к этому шовинистическая политика Азербайджанской ССР. Эта политика носила религиозный характер ровно в той степени, в которой при советской власти относились к религии вообще.

Однако со временем азербайджанская сторона сделала все возможное, чтобы придать противостоянию религиозный характер. В свою очередь мы старались отстраниться от подобного видения Карабахского движения, поскольку оно, с одной стороны, не соответствовало действительности, а с другой – могло стать причиной большого пожара в регионе. Тем не менее, Азербайджану, особенно после военного переворота, в результате которого к власти в этой республике пришел Гейдар Алиев, до определенной степени удалось преподнести наш конфликт исламскому миру в качестве проявления глобального христианско-мусульманского противостояния.

Интересно, что в соседнем Иране, например, подобной интерпретации карабахского конфликта не поверили. Но вот в Афганистане, в Чечне, в некоторых арабских государствах азербайджанская пропаганда добилась успехов. В результате этого уже с 1992 года карабахцам пришлось обороняться от агрессии Азербайджана, усиленной многими тысячами исламских наемников и фанатиков из названных государств и регионов. Достаточно сказать, что только из Афганистана на «священный джихад» прибыло свыше 3,2 тысячи моджахедов, уверовавших, что им выпала судьба воевать с братьями-мусульманами против гяуров.

Против Нагорно-Карабахской Республики, кстати, воевали и многие лица, впоследствии приобретшие печальную известность убийц и кровопийц: Шамиль Басаев, Хаттаб, Руслан Гелаев, Доку Умаров, Салман Радуев, афганские и пакистанские талибы, турецкие ультранационалисты… В те годы Баку активно прибегал к услугам названных террористов, способствовал укреплению связей между ними, создавал непрерывную цепь террористических организаций от Индонезии до арабских стран. Фактически в войне против молодой республики сколачивалась новая сила – международный исламский терроризм, и мы, кстати, не раз предупреждали об этом. Но, как видно, чужая беда не болит. В итоге мы получили то, о чем я сказал: армяно-мусульманское противостояние.

Миру еще предстоит оценить значение победы НКР в борьбе против агрессии Азербайджана. Убежден, если бы Азербайджан с тысячами привлеченных исламских экстремистов победил, то сегодня в огне кровавого исламского экстремизма полыхал бы весь Ближний Восток, а также огромные регионы России. А пока исламский терроризм лишь пытается «стать на крыло», и об этом тоже надо знать.

– Рядовому россиянину известно об этих фактах гораздо меньше, чем об участии тех же чеченцев в грузино-абхазском конфликте. Почему об этом так мало говорится? Насколько существенна была роль наемников-исламистов в карабахском конфликте?

– Я бы не стал категорически утверждать, что афганские и чеченские боевики были наемниками. Что касается афганских моджахедов, то деньги за них получил Гульбеддин Хекматияр, бывший премьер-министр Афганистана, лидер исламистской партии «Хезб е-Ислами». А прибывшие в Азербайджан и оттуда уже в Карабах тысячи моджахедов как были нищими, так и остались таковыми – те, кто остался в живых, конечно.

Что касается чеченских боевиков, то, по моим сведениям, они также воевали не за деньги. У них была договоренность с руководством Азербайджана: все захваченное ими трофейное оружие должно было быть переправлено в Чечню, для войны с остальной частью Российской Федерации. Таким образом, успехи Армии обороны НКР косвенным образом сокращали потери федеральных сил России в Чечне. Тем не менее, необходимо учесть, что всеми прибывшими в Азербайджан боевиками двигала именно идеология всемирного джихада. Об этом говорится немало, но, к сожалению, в основном в армянской прессе. Какие-то могущественные политические силы наложили табу на освещение этого вопроса. Между тем, подобная страусиная политика повторяет ошибку начала девяностых годов прошлого века, когда наши доказательства участия исламистских сил в войне против НКР замалчивались. Впоследствии это обернулось взрывом исламского террора во всем мире, в том числе и в России.

Роль исламских террористов в Карабахской войне действительно велика. Закавказские турки – далеко не лучшие воины, и лишь пребывание в их рядах тысяч имевших военный опыт террористов помогло Азербайджану продержаться целых три года. Интересно, кстати, что те же афганские моджахеды, начиная с марта 1993 года, в основном привлекались к созданию заградительных отрядов, расстреливая бегущих с поля боя азербайджанских солдат. Тем не менее, наличие многих тысяч «джихадистов» в вооруженных силах Азербайджана не повлияло на исход войны, хотя и стало причиной больших потерь с обеих сторон.

– Учитывая, что карабахские бойцы шли в бой с отличительными белыми крестами на рукавах, такой же крест сияет на броне танка, первым ворвавшегося в Шуши, и т.д., очевидно, что христианская самоидентификация, по крайней мере, сыграла роль в мобилизации карабахцев. Или этим можно пренебречь?

– Белые кресты у наших бойцов были не только на рукавах, но и, зачастую, на спине. Использовался этот отличительный знак на начальном этапе военных действий, когда в Карабахе армянские поселения находились вперемешку с азербайджанонаселенными. В этих условиях, да еще во время ночного боя, немудрено было попасть под «дружественный огонь», как ныне это модно называть. Учитывая, что обе стороны пользовались советской военной формой, необходим был яркий отличительный знак, подобие сигнала «свой». А вот то, что подобным знаком был избран крест, видимо, объясняется верой, возможно даже подсознательной, в спасительную силу символа христианства. Утверждать об определяющем значении христианской самоидентификации в мобилизации карабахцев я бы не стал. Гораздо большую роль в этом сыграла национальная идентификация. Но с другой стороны, и это тоже факт, в годы войны у карабахских армян, да и у всего армянского народа, существенно возросла христианская составляющая национальной идентификации.

– Возможна ли большая «исламизация» карабахского конфликта в период нынешнего обострения? Способен ли, к примеру, Ильхам Алиев провозгласить джихад для «освобождения» Карабаха с целью дополнительно мотивировать азербайджанскую армию и заручиться поддержкой исламских государств?

– Ильхам Алиев не имеет полномочий провозглашать джихад. Этих полномочий не имеет также и духовный глава Азербайджана шейх уль-ислам хаджи Аллахшукюр Паша-заде. Пару лет назад он было «пригрозил» населению Нагорно-Карабахской Республики джихадом, но в Арцахе его слова восприняли как выступление придворного шута. Однако большая, чем была, исламизация конфликта не только возможна, но и практически неизбежна. Азербайджан провел огромную работу по привлечению исламских государств к противостоянию с Арменией. Мало кому известно, но Пакистан, например, до сих пор не имеет с Арменией дипломатических отношений и не признал Республику Армения в качестве суверенного государства. Исламабад в открытую мотивирует это наличием у Армении конфликта с исламским Азербайджаном.

В стремлении заручиться поддержкой исламских государств Баку проводит огромную работу в Организации Исламская конференция. По инициативе Азербайджана создана молодежная составляющая ОИК, в которой проповедуются откровенно исламистские, человеконенавистнические взгляды. В Пакистане, Индонезии, Афганистане, Малайзии, странах Центральной Азии и пр. издаются огромными тиражами книги, предвзято, мягко говоря, представляющие проблему нагорно-карабахского конфликта. В этой литературе особый упор делается на христианскую веру армян. Вся эта пропагандистская деятельность, безусловно, влияет на умы и настроения молодых мусульман этих государств. Уверен, что в случае возобновления вооруженной стадии азербайджано-карабахского противостояния азербайджанские охотники за душами окажутся в этих государствах. Не исключаю также, что ими уже подготовлены списки «добровольцев», готовых погибнуть в горах Карабаха.

– Актуальны ли сейчас панисламистский и пантуранистский проекты или они теперь интересны лишь историкам? Возможна ли активация этих проектов в связи с неоосманистской политикой современной Турции, в которой все большую роль играет исламская составляющая?

– По моему глубокому убеждению, идеология панисламизма всегда являлась голубой мечтой романтично настроенных мусульман. Ни сегодня, ни в обозримом будущем этим планам не суждено сбыться: уж слишком велики противоречия между разными ветвями ислама (события в Ираке являются тому подтверждением), уж слишком много веков длится противостояние между шиитами и суннитами, салафитами, алевитами и т.д.

А вот идеология пантуранизма и ее составляющей – пантюркизма – одна из реальных угроз существующему миру. Собственно говоря, само рождение Азербайджанской республики в конце мая 1918 года явилось одним из этапов реализации проекта пантюркизма. Вторым серьезным ее успехом следует считать оккупацию Турцией северной части Кипра и «создание» там турецкого государства.

Широко распространенная в Турции и Азербайджане идеологема «один народ – два государства» – это не пустые слова. За ней стоит целое направление в политике, несущее угрозу не только для армянских государств, но и для России и Китая. Само это выражение принадлежит покойному президенту Туркмении Сапармурату Ниязову и приведено в его знаменитой «Рухнаме». Что интересно, Ниязов имел в виду Туркмению и Турцию. Гейдар Алиев оказался банальным плагиатором, однако это обстоятельство не принижает степени исходящей из Турции и Азербайджана опасности идеологии пантюркизма. Интересно также, что эта идеология родилась на просторах Российской империи. Первыми ее пропагандистами были Юсуф Акчура, Исмаил Гаспринский, Ахмед Агаев, Мирза Фатали Ахундов. Не найдя среди тюрок России широкой поддержки, они перебрались в Турцию, в которой нашли богатую почву для своих идей. Ныне наблюдается обратное движение, и теперь уже Турция и Азербайджан проповедуют в России идеологию пантюркизма.

Исповедуемый современной Турцией неоосманизм – это попытка возродить влияние Турции на всем пространстве бывшей Османской империи, от Центральной Азии до Балкан и от Северной Африки до Крыма. Однако планы нынешних идеологов и практиков неоосманизма еще более масштабны и охватывают значительные территории России (Поволжье, Татарстан, Башкортостан, Кавказ, Восточная Сибирь…), а также северные регионы Ирана и Китая (Синьцзян). При этом в Турции хорошо помнят, что после падения Халифата функции халифа всех мусульман перешли к турецкому султану, то есть в Османской империи существовало совмещение светской и духовной власти. Именно к восстановлению былого могущества стремятся в современной Турции. При этом турецкий неоосманизм стремится к идеологическому и политическому объединению не только тюркоязычных народов, но и народов, исповедующих ислам суннитского толка. По сути, приставка «нео» означает как большую, чем во времена Османской империи, географическую распространенность власти Анкары, так и отторжение (уничтожение, порабощение) шиитов, если они не являются тюрками.

– Рассматривают ли НКР и Армения Россию как христианского союзника или речь идет исключительно о военном, экономическом, политическом стратегическом союзе?

– Пожалуй, население НКР и Армении видит в России в первую очередь именно христианского союзника. Все остальное – военная, экономическая или политическая составляющие стратегических союзнических отношений воспринимаются в качестве придатка к христианской сущности отношений двух народов. При этом на моей памяти произошла трансформация отношения армянского народа к русскому. Если в начале девяностых Россия воспринималась как естественный союзник в противостоянии с тюркским миром (в этом было больше желаемого, чем действительности, естественно), то в последующем, в результате более чем невнятной внешней политики Ельцина, в армянском народе родилось «оправдание»: Россия и русский народ – суть разные явления. То есть в сознании армян Россия официальная отделена от России высшей, народной. Именно эта высшая Россия воспринимается армянским народом как Россия христианская, братская.

На протяжении нескольких лет я был очевидцем удивительно показательного явления, когда возглавляемые русскими генералами (один Сафонов чего стоил!) внутренние войска МВД СССР в буквальном смысле уничтожали армянские деревни Карабаха, а армянские бабушки подкармливали русских солдат. «Русский не виноват, он солдат, который выполняет приказ» – эту фразу тогда можно было услышать практически ежедневно. В Геташене женщины чуть не разорвали моего друга, пристрелившего офицера славянской внешности, ведущего азербайджанских омоновцев на штурм деревни. Это было еще до операции «Кольцо», когда ВВ МВД СССР буквально стерли с лица земли древнее армянское село Геташен. Но и после этой операции, командовал которой опять-таки русский генерал, а также последовавшей следом депортации 24 армянских сел Карабаха, отношение к русским у геташенцев не изменилось. «Русский солдат не виноват. Пусть будет проклят тот, кто ему отдал этот приказ» – эти слова и сегодня рефреном звучат в рассказах геташенцев, повествующих о страшных последних днях деревни. К сожалению, вынужден констатировать, что правители России не раз в истории эксплуатировали эту любовь армян к русскому-христианину. Да и сегодня в отношениях Россия – Армения можно заметить эту тенденцию. Тем не менее – говорю об этом с полной убежденностью – на отношении простых армян к высшей, христианской России это не отражается. Недавно в Степанакерте прошла церемония закладки православного храма, на которой присутствовали представители РПЦ из Москвы. И мне особенно приятно сообщить, что решение о строительстве храма было принято гражданами НКР русской и армянской национальности совместно.

– Очевидно, что утрата Карабаха будет означать крах армянской государственности. Какова позиция Армянской Апостольской Церкви в вопросе разрешения карабахского конфликта? Одобряет ли она справедливую оборонительную войну?

– Вы совершенно правильно считаете, что утрата Карабаха будет означать крах армянских государственностей. И наша Церковь это, безусловно, понимает. Вообще, на протяжении всей истории Армянская Церковь находилась в авангарде национального движения армянского народа. Особенно большое значение имело это явление в периоды отсутствия у армянского народа собственной государственности. Церковь исполняла обязанности как духовной, так и светской власти. С учетом особенностей армянской истории невозможно переоценить значение ААЦ в сохранении армянского народа.

После принятия Арменией в 301 году христианства в качестве государственной религии трудно припомнить какое-либо общенациональное явление, в котором Церковь не заняла бы выраженную национальную позицию. Так было в пятом веке, во время прославленной Аварайрской битвы, так было в последующие века. Так же происходит и сегодня. Во время Карабахского движения и отражения агрессии Азербайджана, например, духовный лидер Арцаха, архиепископ Паргев Мартиросян стал духовным лидером карабахских армян, столпом, излучающим и внушающим уверенность в справедливости борьбы арцахских армян. Соответственно вели себя и священники, и дьяконы, в трудные минуты даже бравшие в руки оружие и вместе с паствой защищавшие родную землю от агрессора. Диакон Раффи, например, погиб во время освободительных боев в Гадрутском районе. Никогда не забуду, как в Шаумянском районе, в самый разгар тяжелого боя, рядом со мной вдруг оказался дьякон, ныне священник, Тер-Корюн. Со словами «С нами Бог! Неодолима сила Креста Животворящего!», держа в руках огромный для его роста гранатомет, спрыгнул он к нам в окоп. В Арцахе хорошо известен подвиг священника Тер-Григора, с автоматом в руках защищавшего от противника нашу национальную святыню – величественный храм ХII века Гандзасар.

– Должна ли Церковь вмешиваться в политику или ее задачи ограничены стенами монастырей и храмов, на чем повсеместно настаивают светские борцы с «клерикализацией»?

– Я считаю, что наша Церковь не должна и не вправе ограничиваться узкорелигиозными проблемами. Богатейший опыт сохранения государственности, огромный опыт духовно-национального воспитания, способность словом и делом поднимать массы, пропагандировать и развивать духовное богатство народа – все эти навыки ААЦ органично приводят ее к праву духовного единоначалия в армянском обществе. Не может часть народа, веками способствовавшая развитию и обогащению национальной культуры, сохранению национального образа жизни, мировоззрения, оставаться в стороне от национальных проблем. Армянская Церковь – один из важнейших символов армянских государственностей, маяк, притягивающий к себе рассеянное по всему миру армянство. У нас – национальная Церковь, и это говорит о многом.

– В советское время в Нагорно-Карабахской автономной области были закрыты все без исключения храмы, а в древних монастырях, как с болью описывали очевидцы, бродили ослы и коровы. Возможно ли связать этот пусть вынужденный, навязанный атеистическими властями, но отход от веры с последовавшей в девяностые трагедией Карабаха?

– В Азербайджанской ССР жило примерно 550 тысяч армян, а действовали всего две церкви: в Баку и Гандзаке (Гянджа). И если в закрытых церквях бродили разные животные, это, поверьте, было благом, ибо сотни и тысячи армянских церквей азербайджанская власть просто разрушила. Оскверненный храм можно очистить с помощью истовых и искренних молитв, разрушенные восстановлению не поддавались. Позвольте не согласиться с Вами и в другом: борьба с церквями, их целенаправленное уничтожение проводились не атеистическими, а антихристианскими руководителями Азербайджанской ССР.

Наконец, не могу согласиться в третьем: трагедия Карабаха имела место до 1988 года, когда отлученное от Церкви и потерявшее высший смысл бытия население Арцаха мирилось с высшей несправедливостью – плененной Родиной. А вот возвращение к национальным и духовным устоям стало мощнейшим стимулом, поднявшим людей с колен и подвигнувшим их на священную борьбу. Затем последовала агрессия Азербайджана, война, сыгравшая роль чистилища на пути возвращения к Богу, к истокам.

Армяне Карабаха воевали за землю, обильно политую нашей кровью в многовековой борьбе за сохранение христианства, за Родину, каждый квадратный сантиметр которой озарен светом христианства, за наши храмы и святыни, за нашу память и национально-духовную идентификацию. Мы не могли не победить, ибо наше «С нами Бог» было высечено не на пряжках солдатских ремней, а в душах воинов. Мы не могли отступить, ибо не могли предать Родину, землю, на которой армянские дети впервые, вслед за великим Маштоцем, повторили хором: «Айб, Бен, Гим…» Карабахская война – не трагедия, а великая победа жертвенного духа армянина-христианина.

Беседу вела Яна Амелина, специально для «НК»

Источник
 

Левон Мелик-Шахназарян: «В Армении наблюдается взрывной интерес к религии»

Беседа с известным армянским политологом

Портал "Столетие", 23 декабря 2010 г.

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха уже без малого двадцать лет держит христианскую Армению и мусульманский Азербайджан на грани военных действий. Значимость религиозного фактора в жизни обоих государств не подлежит сомнению. Об особенностях армянского религиозного мироощущения рассказывает политолог, руководитель аналитического портала Voskanapat.info Левон Мелик-Шахназарян.

- Мусульманские государства поддерживают Азербайджан (хотя бы на уровне заявлений), руководствуясь идеей исламской солидарности. Уместно ли говорить о единстве христианских народов? Каковы перспективы создания условной Организации «Христианская конференция» на основе наднациональной идеи единения сил в конфликте христианской и исламской цивилизаций?

- Я бы не утверждал категорически, что все исламские государства поддерживают Азербайджан. Более того, в Азербайджане не раз выражали недовольство отношением некоторых исламских стран к нагорно-карабахскому конфликту. Я также не могу согласиться с вами в том, что касается существования исламской или христианской цивилизации. Мне кажется, что многие из нас невольно оказались под влиянием теории Сэмюэла Хантингтона о столкновении цивилизаций. Что может быть общего в цивилизации земледельцев иранцев, например, и кочевых турок? Или индонезийцев и боснийцев? Религия – одна из составляющих цивилизации, пусть даже очень важная, но не главная и далеко не единственная. Исламская религия политизирована, и это отражается на политике исламских государств, но это – лишь внешняя оболочка цивилизационного дуализма.

Точно так же и в христианстве. К сожалению, ведущие христианские церкви – православие, католичество, протестантизм и другие, - придают большее, чем следовало бы, на мой взгляд, значение догматическим различиям, оставляя без должного внимания общие составляющие христианства. Отсюда и политические нонсенсы, когда христиане-американцы могут разбомбить христианскую Сербию и оторвать от нее населенное мусульманами Косово. Другие христианские государства способствовали отделению от той же Сербии Боснии и Герцеговины. Где же тут христианская солидарность?

Вообще, я скептически отношусь к созданию на современном этапе истории какой-либо действенной общехристианской структуры. Возможно, в будущем, когда давление ислама на Европу усилится (что предполагается логикой развития событий), объединение – вынужденное – может произойти, но сегодня это представляется нереальным. Гораздо логичнее было бы говорить о создании наднациональной структуры Восточнохристианских церквей, уже сегодня подвергающихся сильному давлению. Вот над этим проектом, наверное, стоило бы подумать. И не только иерархам наших церквей.

- Создается впечатление, что в Армении, как и во многих других христианских государствах (Россия, в общем, не исключение), наблюдается некоторое оскудение духовной жизни, постепенный отход от веры, замена живой веры обрядоверием и т.д. Так ли это? Насколько сильны, укоренены позиции Церкви в обществе и ее влияние на духовное и общественное развитие страны?

- Я не думаю, что это впечатление верно. За последние два десятка лет в Армении и Нагорно-Карабахской Республике наблюдается взрывной интерес к религии. Люди тянутся к христианству, посещают храмы… Достаточно зайти в любую церковь Еревана во время литургии, чтобы убедиться в этом. Особенно радует большое количество молодых людей. Но буду искренен: я не могу быть удовлетворен уровнем знаний нашей молодежи. С этой точки зрения, вы совершенно правы: слабое знание догматов религии приводит к замене живой веры обрядоверием и даже суеверием. И здесь мне видится огромный фронт работы для священнослужителей.

Вынужден отметить: значительное количество наших духовных пастырей все еще работают по старинке, не учитывают общие изменения в мире, развитие электронной и компьютерной технологии, зачастую становящейся идолом для определенной части молодежи. Мне кажется, церковнослужители оказались не готовы к этим новым вызовам, что предопределило некоторую их оторванность от общественной жизни наших стран. Отдельные исключения лишь подтверждают эту тенденцию.

- Школьники Армении в обязательном порядке изучают «Историю Армянской Апостольской Церкви», тогда как в России еще продолжаются споры о том, стоит ли знакомить детей с основами религиозной культуры. Что дает молодежи религиозный предмет? Нужно ли это современным детям, растущим во все более глобализирующемся мире?

- Вопрос этот напрямую касается моей семьи: мой сын – магистр теологии – несколько лет преподавал в школе «Историю Армянской Апостольской Церкви», в том числе и моей дочери. Я убежден, что изучение основ религиозной культуры становится еще большей необходимостью именно в современный век глобализации. Я вообще резко отрицательно отношусь к глобализации во всех ее проявлениях, особенно в той части, что направлена на унификацию цивилизационного, этнического, религиозного многообразия мира. Уверен, что одним из главных условий сохранения национальной уникальности является религия, и именно это делается в армянских школах. Знакомство и изучение религиозной культуры в наш век стало, повторяю, насущно необходимым, и я надеюсь, что эту истину как можно скорее осознают и в России.

- Каково нынешнее положение с распространением в Армении и Карабахе сектантства? Чем объясняется активность, в частности, «Свидетелей Иеговы» - исключительно личным фанатизмом сектантов или координацией их деятельности извне?

- Еще несколько лет назад положение с сектантством в Армении и Арцахе было очень тяжелым, да это и сегодня больной вопрос. Сразу после отражения агрессии Азербайджана в армянских государствах появилось огромное, иначе не скажешь, количество адептов разных деструктивных сект. Наиболее активными из них были «Свидетели Иегова» и «Пятидесятники». Поле для «жатвы» у них было богатое: война, блокада, катастрофичное землетрясение, разруха. Не удивительно, что последователей у них нашлось немало, особенно если учесть значительные финансовые возможности «проповедников». Однако в последнее время сектантство в Армении идет на убыль, чему способствуют несколько слагаемых: деятельность организаций молодых христиан и собственно ААЦ, укрепление и последовательное развитие экономики армянских государств, осознание населением обмана и подмены. Тем не менее, трубить победу рано, ибо сектантство ныне «уходит» в глубинку, дальние горные деревни.

По моему глубокому убеждению, сектантство в Армении, как, впрочем, и в России, координируется и финансируется из-за рубежа. Мне приходилось бывать в Бруклине (Нью-Йорк), в организации, чем-то напоминающей семинарию, в которой обучаются представители разных религиозных сект. Там весьма мирно уживаются грызущиеся здесь друг с другом адепты деструктивных учений, то есть о каком-либо фанатизме говорить не приходится. Сектантство – это результат холодного и хорошо оплачиваемого расчета сил, стремящихся лишить наши народы духовного начала.

- Влиятельны ли в Армении представители атеистической точки зрения? Возможны ли в стране (не спрашиваю о Карабахе, при архиепископе Паргеве ответ будет однозначным) скандалы вроде происшедшего в мае в соседней Грузии вокруг оскорбительной для христиан книги «Тайная сходка»? К чему склоняется молодежь – к христианизации или внерелигиозному образу жизни большинства западных ровесников?

- Я, конечно, не могу поручиться, что в армянском народе не родится, простите, подонок вроде Деисидзе. Но вот в чем я совершенно уверен, так это в том, что в Армении автор подобной книжки не сможет найти более или менее значительной поддержки, как это происходит в Грузии. Тем более, на государственном уровне. У армянского народа за века пребывания во враждебном инонациональном и иноверческом окружении достаточно сильно развился инстинкт самосохранения, важнейшим составляющим которого является христианская вера.

Интересно также, что молодежь армянской диаспоры зачастую выказывает даже большую религиозность, чем молодежь в самой Армении. Возможно, это происходит опять-таки из-за давления внешней иноверческой среды. Однако, каковы бы ни были причины, следует заметить, что внерелигиозный образ жизни среди молодежи Армении и, в меньшей степени, Нагорно-Карабахской Республики, достаточно распространен. Во всяком случае, больше, чем хотелось бы. Но отмеченное явление – и это надо особо подчеркнуть – никоим образом не является попыткой подражать западной молодежи (у армян достаточно развито уважение к собственной культуре) - скорее, это результат слабого знания постулатов христианства, о чем я уже говорил.

- Кто и что стоит за рекламой «традиционной армянской веры», то есть язычества (вспомним праздники в Гарни на весеннее равноденствие и т.п.)? Тенденция ли это - или группа язычников замкнута на себя и не имеет перспектив существенного расширения?

- В Армении уже примерно два десятилетия существует небольшая группа приверженцев этноверы, национальной армянской религии. Основателем возрождения, вернее, попытки возрождения, армянской этноверы был мой (ныне покойный) приятель Слак Какосян. Ныне это дело продолжает его сын с несколькими сотоварищами. Общее число приверженцев этноверы, по моим наблюдениям, уже много лет не превышает несколько сот человек.

У меня язык не поворачивается назвать их язычниками, скорее, это группа энтузиастов – собирателей армянского фольклора. Ведут они себя более чем корректно, совершенно не пытаясь навязать свои воззрения остальному населению Армении. Этновера – не контркультура, это – субкультура армянского народа, и, с этой точки зрения, я не вижу в наличии представителей этноверы никакой опасности для исповедующего христианство армянского народа. Как и не вижу никаких перспектив для их расширения.

Собственно говоря, память об армянской национальной религии в нашем народе сохранялась всегда. Она отражалась в именах личных (hАйк, Ваhе, Нане, Астхик, Ваhагн), в вошедших в армянскую версию христианства обрядах (жертвоприношение, культ воды, деревьев, гор и т.д.). Это – часть нашей культуры, сокрытой за пятнадцатью веками истории. С этой точки зрения, этновера – это еще и подобие духовной археологии. Однако, как я уже сказал, не имеющая перспектив для более или менее широкого распространения в народе.

Беседовала Яна Амелина

Специально для Столетия

Источник

УБИЙСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

"Голос Армении", 21 октября 2014 г.

12 марта текущего года в Ереване состоялась презентация книги политолога Левона Мелик-Шахназаряна "Агрессия Азербайджанской Республики очертила границы Республики Арцах".

КАК ТОГДА СООБЩИЛ ЖУРНАЛИСТАМ АВТОР, В ДАННОЕ ИЗДАНИЕ ВОШЛИ его публикации, а также секретные документы, добытые армянской разведкой в годы агрессии Азербайджана. В книге опубликовано 11 особо важных документов, развенчивающих азербайджанскую пропаганду относительно нагорно-карабахской проблемы.

"Данные документы неопровержимо доказывают, что на самом деле Азербайджан попытался совершить геноцид в отношении населения Арцаха, для чего и прибегнул к прямой вооруженной агрессии", – заявил на презентации книги Левон Мелик-Шахназарян. Политолог отметил, что название книги полностью соответствует исторической действительности: "Современные границы Республики Арцах – следствие прямой военной агрессии Азербайджана".

Л. Мелик-Шахназарян также сообщил, что книга отправлена во все заинтересованные инстанции, в том числе в МИД РА, он призвал представителей СМИ активнее освещать эту тему. "Наше государство сегодня нуждается в вашей помощи", – сказал он журналистам. Политолог также пообещал, что постарается издать книгу на английском языке.

СЕГОДНЯ VOSKANAPAT.INFO ИМЕЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ СООБЩИТЬ, что книга The Aggression of the Republic of Azerbaijan has Outlined the Borders of the Republic of Artsakh (Nagorno-Karabakh Republic) вышла в свет. Мы считаем это большим событием и, что намного важнее, подспорьем для дипломатического корпуса армянских государств, так как опубликованные в книге уникальные секретные документы руководства Азербайджана начала 90-х годов прошлого века полностью разоблачают геноцидальные планы этого преступного образования.

Трудно не согласиться с автором, считающим: "Главное назначение книги – сломать логику существующего переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, как ныне в международных инстанциях принято называть агрессию Азербайджанской Республики против Нагорно-Карабахской Республики – Республики Арцах". Еревану и Степанакерту необходимо, уверен автор, отказаться от пораженческих Мадридских принципов, активно и доказательно настаивать на признании миром реализованного гражданами Республики Арцах права на самоопределение. "Азербайджан совершил агрессию со всеми признаками геноцида против самоопределившегося государства", - утверждает Л. Мелик-Шахназарян и приводит в подтверждение слова президента Азербайджана А. Муталибова, прозвучавшие на заседании Государственного совета безопасности этой республики 29 января 1992 года. "Я спрашивал, сколько примерно в Ханкенди (Степанакерте. – Voskanapat.info) разрушено, собственно говоря?" Ответ министра внутренних дел Азербайджана Тофика Керимова: "Третья часть жилого фонда", - не оставляет сомнений в планах Азербайджана.

ВОТ КАК ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЭТИ ПЛАНЫ АВТОР ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ, непредвзятый эксперт, начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина: "Одна из многочисленных имеющихся в распоряжении Левона Мелик-Шахназаряна сводок азербайджанского Министерства обороны ясно свидетельствует, что поставленная перед вооруженными силами Азербайджана задача предполагала полное уничтожение всех армянских сел Арцаха".

"Нынешние переговоры под эгидой Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы проводятся по извращенной логике и преследуют преступную цель, заключающуюся в возвращении к довоенной ситуации, - доказывает Левон Мелик-Шахназарян. – Это – преступление перед народами, в 1921 году уже совершенное большевиками, передавшими Арцах, Утик и Нахиджеван Азербайджану. На этот раз мы не позволим этого сделать".

Армянский политолог убежден, что для достижения прочного и долговременного мира из Мадридских принципов необходимо исключить пункты о дарении Азербайджану исконно армянских районов и возвращении покинувших зону боевых действий закавказских турок – азербайджанцев в Арцах. "Подобные решения, независимо от того, претворятся они в жизнь или нет, означают начало новой крупномасштабной войны, ответственность за последствия которой в равной степени будут нести Азербайджан, Россия, США и Франция", - утверждает политолог.

Источник

Левон Мелик-Шахназарян представил факты о том, как Азербайджан стал крестным отцом исламских террористов

"Еркрамас", 24 января 2015 г.
 
На суд общественности представлена книга политолога Левона Мелик-Шахназаряна «Агрессия азербайджанского государства наметила границы государства Арцах», где представлены документы, факты об агрессии Азербайджана, о карабахском конфликте.

В книге представлены новые документы о событиях в Ходжалу, исчерпывающая информация о протоколах и приказах Аяза Муталибова, о том, как Азербайджан покровительствует террористическим группировкам и как за несколько лет он стал считаться крестным отцом международного исламского терроризма.

Руководитель отдела изучения Кавказа Института стратегических исследований РФ Яна Амелина в статье «Громкий голос истории» высоко оценивает книгу Левона Мелик-Шахназаряна, подчеркивая, что здесь собраны исключительные документы, подтверждающие факт военной агрессии Азербайджана против НКР.

Книга вышла на русском и английском. Вскоре она будет доступна для онлайн-чтения. Особенно важна она для международных организаций, для дипломатов, которые смогут исключительно на основании фактов и документов увидеть истинное лицо соседнего государства.

Источник

Яна
 
Амелина
12 августа, 17:51