«Нельзя давать себя использовать»

09 апреля, 12:53

Крымско-татарская проблематика продолжает оставаться в центре общественного внимания. О подходах к ее решению рассказывает исполняющий обязанности директора «Центра информационных и социальных технологий развития межнациональных коммуникаций в Республике Крым», кандидат философских наук Николай Кузьмин.

 

- Уважаемый Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, о Центре информационных и социальных технологий развития межнациональных коммуникаций в Республике Крым, который Вы возглавили. Чем будет заниматься эта структура со сложным названием? Каковы основные направления ее деятельности? Что Вы считаете своей главной задачей?

- Работа Центра будет направлена на реализацию задач, поставленных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Одна из целей, стоящих перед Центром, - работа по созданию системы мониторинга межнациональных отношений, инициированной Президентом России. На федеральном уровне создание системы мониторинга затянулось из-за поиска оптимальной системы управления межнациональными отношениями. Вспомним, что сначала соответствующий департамент был передан из ликвидированного Минрегиона в Минкульт, а совсем недавно Президент подписал указ о создании Федерального агентства по делам национальностей. Но новый орган власти создается не в один день, а мониторингом в Крыму надо заниматься уже сейчас.

Этим не ограничиваются задачи центра. Мы ведем сайт, на котором освещается национальная жизнь Крыма: деятельность этнических организаций, события в сфере национальных культур, деятельность органов власти в этом направлении. Сайт называется «Крым многонациональный. Крым многокультурный», и мы хотим, чтобы он со временем стал площадкой для коммуникаций национально-культурных организаций полуострова.

Наш Центр является подведомственным учреждением Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым и одна из наших задач – это организация мероприятий, проводимых под эгидой Госкомитета. Кроме того, в системе крымского Госкомнаца создан «Дом дружбы народов», но он больше специализируется на чисто культурных мероприятиях, а мы – на социальных и информационных.

Такая развитая система содействия формированию гармоничных дружественных межнациональных отношений в Крыму создается впервые и, естественно, нам предстоит искать наиболее оптимальные формы ее функционирования, совершенствовать свою работу.

- Интеграция крымско-татарской общины в жизнь российского Крыма проходит хотя и весьма успешно, но все же не без некоторых шероховатостей. В чем Вы видите основные сложности? Насколько они обусловлены объективными проблемами, и насколько - внешним влиянием?

- Интеграция в среде крымских татар в целом мало чем отличается от остальной части населения Крыма. Простые люди решают аналогичные проблемы независимо от национальной принадлежности. Проблемы наблюдаются в политизированной части.

Главная сложность – это инерция процессов, которые закручивались почти четверть века. Для киевской власти как слабой власти принцип «разделяй и властвуй» был главным в политике на полуострове. Поэтому год за годом закручивалась спираль противостояния национальных групп на полуострове. Раскрутить ее обратно – задача вполне выполнимая, но требует времени. И без «шероховатостей» такой процесс идти просто не может.

Один из позитивных процессов, которые сейчас проходят в крымско-татарской среде – это переструктурирование ее политического класса. Формируются новые группы, которые ставят перед собой новые цели, которые не должны быть конфликтными по отношению к целям других национальных групп.

Естественно, это не простой процесс. В политическом классе крымских татар есть те, кто не принял воссоединения Крыма с Россией, и они оказались в позиции диссидентов, а некоторые – в эмиграции. Что ж – «Радио Свобода» теперь их дом. Есть те, кто попробовал под шумок заявить себя в качестве новых лидеров, не имея при этом никакой серьезной поддержки в среде народа. Я намерено не называю никаких фамилий, поскольку считаю, что процесс формирования новой структуры политического класса у крымских татар далеко не закончен. И у тех, кто пока не смог проявить себя в конструктивном ключе, еще есть шансы начать играть позитивную роль в развитии своего народа.

Значительная часть проблем в среде политического класса носит субъективный характер. Слишком много желающих примерить на себя корону лидера. Отсюда неудовлетворенные амбиции, переход на личности в полемике, действия по принципу «лишь бы сделать хуже оппоненту». К сожалению, в данный момент диалог внутри политического класса крымских татар явно не на уровне стоящих перед народом задач.

Идущие в крымско-татарской среде процессы требуют от элиты народа, как политической, так и культурной, особой ответственности. Популизм, сиюминутные «хотелки» только повредят. Ведь все, что сейчас происходит на полуострове – это часть большого процесса интеграции Крыма в Россию и часть еще более важного процесса трансформации России и мира в целом. Надо понимать, что сейчас у нас творится история, и что через годы многие нынешние сиюминутные «шероховатости» будут восприниматься как не стоящие внимания мелочи.

Эти условия создают возможности для внешнего влияния, ведь в борьбе амбиций все средства хороши. Только вот крымским татарам следует помнить, что никогда воздействие извне не будет происходить из их интересов. Хорошее правило для тех, кто хочет представлять интересы своего народа – нельзя давать себя использовать. Если это правило соблюдать, то влияние извне не будет результативным.

- Как вы относитесь к идее проведения нового курултая, который, как предполагается, изберет новый меджлис? Она активно раскручивается крымско-татарскими организациями, позиционирующими себя как пророссийские, однако имеет и очевидные минусы. Первый и главный - попытка легитимации «излишней», не предусмотренной российским законодательством структуры, претендующей, тем не менее, на официальное представление позиции крымских татар как единого целого. Что выгадает таким образом российское государство, да и сам крымско-татарский народ?

- Право на общественную инициативу, на самоорганизацию – это конституционное право граждан. Самому крымско-татарскому народу решать – проводить или не проводить курултай, избирать или не избирать меджлис, искать для них организационно-правовые формы, позволяющие пройти государственную регистрацию или оставлять их в виде общественных движений  без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Оценивая же со стороны, надо понимать, что курултай и меджлис – это формы, а вопрос должен стоять не о формах, а о содержании. Именно от содержания их деятельности и будет зависеть отношение к ним органов государственной власти, как федеральных, так и крымских. Если органы самоорганизации крымско-татарского народа будут проводить конструктивную политику, если в них будет содержание, позитивное для республики в целом, то власти так или иначе будут сотрудничать с ними, независимо от формы, в которую будет обличена самоорганизация крымских татар.

- Некоторые лидеры меджлиса до сих пор говорят о квотировании представительства крымских татар в органах власти. Как Вы относитесь к этой идее?

- Повторюсь, дело не в форме, а в содержании. Квотирование - это форма, не предусмотренная законодательством, и вряд ли такая норма может появиться. Адекватная власть, независимо от законодательных форм, будет находить содержание, позволяющее наладить сотрудничество с крымско-татарским народом, использовать его потенциал на благо всего Крыма.

Соответственно, обязательно будут привлекаться в органы госуправления представители крымских татар, в том числе и с учетом их национальной принадлежности. Ведь органы власти должны быть эффективными и в них должны быть те, кто способен осуществлять коммуникацию с крымско-татарским сообществом. Поэтому неформальное квотирование так или иначе будет.

- Каково, на Ваш взгляд, оптимальное решение крымско-татарского вопроса, если таковой вообще стоит на повестке дня? Достаточно ли для этого прошлогоднего апрельского президентского указа о реабилитации ранее репрессированных народов? Не могли бы Вы подвести первые итоги его реализации?

- Оптимального решения в единственном лице быть не может. Требуется много решений по многим как крупным, так и внешне небольшим вопросам. Надо понимать, что у крымских татар есть существенные опасения, что пойдут процессы ассимиляции, что они могут превратиться в изолированное экзотическое нацменьшинство. Поэтому в первую очередь требуется развивать культуру крымско-татарского народа, как традиционную этническую, так (что, может быть, даже важнее) высокую модерную. Последнее означает способствовать формированию развитой литературы, других видов искусства. В поддержке нуждаются национальные СМИ, система образования.

Относительно небольшой по численности народ не может самостоятельно обеспечить полноценное развитие институтов высокой культуры. В то же время, без них он может превратиться в агрессивно замкнутую группу, не интегрированную в крымский социум. Надо понимать, что национальное самосознание, которое весьма развито у крымских татар – это определенная общественная энергия, и от того, в какое русло она будет направлена, зависит развитие всего крымского общества.

Указ Президента, которому скоро исполняется год, важен больше как символ признания для крымско-татарского народа. Сам по себе указ на практике не является документом прямого действия – это, скорее, «указание» на направление, в котором должны двигаться остальные органы власти, и это движение займет не один год. Не случайно у крымско-татарского движения «Къырым» возникла идея торжественно отметить первую годовщину подписания этого Указа. Эта идея более красноречиво говорит о его первых итогах, чем отчеты, которые предстоит заслушать в годовщину.

- Какие вопросы сейчас, через год после воссоединения с Россией, должны в первую очередь решать крымские и федеральные власти?

- Вопрос слишком глобальный. Этих вопросов очень много. Крымские и федеральные власти в первую очередь должны решать вопросы интеграции Крыма в Россию и запуска процессов развития в экономике. От того, как будут решаться насущные проблемы людей, во многом будет зависеть и состояние межнациональных отношений. От состояния крымского и местных бюджетов будет зависеть, как смогут реализовываться программы культурного развития. Если же говорить конкретно о межнациональных отношениях, то здесь необходимо создавать возможности национальным сообществам полуострова реализовывать себя без перехода в сферу политики. В политической сфере должна господствовать гражданская идентичность, а сфера применения национальной – культура. Для этого и надо создавать условия.

Отдельно хотелось бы сказать об информационной политике. Два десятилетия СМИ, контролируемые тогдашним меджлисом, усиленно выстраивали конфронтационную границу между крымско-татарским сообществом и остальным населением Крыма. А на границе, как известно, «тучи ходят хмуро». В результате формировался ответный конфронтационный дискурс. Эту традицию выстраивания символической границы сейчас продолжают медиа-ресурсы, переехавшие на Украину. Темы конструирования такой границы известны: конфликтная интерпретация истории, спекуляции на исторической памяти, высасывание из пальца фактов дискриминации, противопоставление политических ориентаций. По всем этим темам нужна продуманная информационная политика, целью которой должно стать превращение этнокультурной границы между русскими и крымскими татарами из барьерной и конфликтной в контактную.

 

Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

 

Николай
 
Кузьмин
09 апреля, 12:53