Народ заза как фактор демонтажа Турции
В иранских народах Турции активно пробуждается национальное самосознание, которое может стоить ей государственности
4-5 июня в Ереване, в Российско-Армянском (Славянском) университете прошла вторая международная конференция по зазаведению под названием «Народ заза и феномен анатолийского алевизма», организованная по инициативе Кавказского центра иранистики и центром «Модус вивенди». В конференции приняли участия знаменитые и начинающие ученые из Армении, России, Германии, Ирана, Турции, Австрии, Франции, Швейцарии и Великобритании.
В президиуме - Гарник Асатрян и Ара Папян
Тем, кто незнаком или недостаточно знаком с народом заза и его историей, возможно, данная информация ни о чем не скажет, однако востоковедам, особенно занимающимся этнографией, будут ясны суть и значение данной конференции.
Кто такие заза? Есть востоковеды, считающие их курдами. Некоторые склонны относить их к армянам, проживающим на территории Анатолии. Самоназвание народа «дымли» дает основание полагать, что представители заза являются выходцами из исторической прикаспийской провинции Дейламан на севере современного Ирана, нынешней провинции Гилян, откуда происходила иранская династия Буидов, сумевшая возродить иранскую государственность после арабских завоеваний.
Насчет того, как и когда дымли-заза были переселены на территорию современной Турции, также существует несколько версий. Однако в связи с отсутствием более поздних свидетельств миграционной волны переселение заза датируется периодом между 10 и 11 веками. Переселившись на исторические армянские земли, дейламиты частично ассимилировались с местным армянским населением и переняли у него целый ряд традиций и лингвистический материал. Есть свидетельства того, что до Геноцида 1915 года в Османской Турции, армянский был языком общения между заза, курдами и армянами. Неслучайно, в дело изучения народа заза неоценимый вклад внесли именно армянские ученые.
Следует отметить, что в армянских источниках зафиксировано название народа как «дымлик», в то время как название «заза» появилось значительно позднее, в 14 веке, с приходом курдов, так как «заза» на курдском означает «заика». Связано такое название с особыми фонетическими особенностями языка народа. Язык заза — зазаки — принадлежит к северо-западной группе иранских языков.
Что касается вероисповедания, то заза считаются алевитами, однако почитание Али, являющееся сутью алевизма, не имеет яркой выраженности среди населения. По мнению ученых, религия заза является смесью языческих традиций, христианства и ислама.
Как и остальные народы Анатолии — армяне, ассирийцы, греки, курды — заза также подвергались репрессиям со стороны турецких властей. В 1938 году по схеме геноцида произошли массовые убийства и гонения заза на запад страны и в Европу.
Возвращаясь к теме конференции, следует отметить, что некоторые участники являлись представителями народа заза, живущими в настоящий момент за границей. Однако важным является тот факт, что интеллектуалы заза занимаются изучением истории своего народа, его происхождением и проблемами. И тенденция к пробуждению национального самосознания заза не может не беспокоить турецкие власти, активно борющиеся с курдским национализмом как внутри, так и за пределами страны.
О том, какое значение имеет данная конференция, корреспонденту РП поведала ее участница, секретарь-координатор «Кавказского геополитического клуба» Яна Амелина. «Решение любых прикладных политических вопросов может опираться лишь исключительно на хорошее знание исторической, этнографической, духовно-религиозной, социально-экономической "матчасти". Многомиллионный народ заза, проживающий на территориях, представляющих для России огромный интерес, играет существенную роль в разворачивающихся на Ближнем Востоке процессах. Изучение его, в том числе с точки зрения национальных интересов России, в контексте рассуждений о возможности создания независимого курдского государства, актуально и крайне необходимо. К сожалению, на конференции в Ереване нечасто звучала русская речь. Немалая часть российских востоковедов, сконцентрировавшись на изучении истории, несколько упускает из вида современность. А потом высшее руководство нашего государства задается вопросом, кто же такие туркоманы», — отметила эксперт.
Турция, которая в течение полутора веков стремится объединить тюркские государства на основе идеи пантюркизма и стать главной страной в этом огромном ареале, столкнулась с явлением, которое сегодня, к сожалению, многие недооценивают и не воспринимают всерьез. Это идеология паниранизма. Если Турция не имеет достаточных фактических оснований стать лидирующей страной среди тюркских государств, а имеет только свои амбиции, то Иран и паниранизм имеют более глубокую историческую основу для того, чтобы стать той самой страной и идеологический основой для объединения иранских народов. Одним из первых осознание данного факта пришло к талышскому народу, который уже запустил процесс национального возрождения с целью объединиться с иранской частью Талыштана.
Что касается курдов, то на сегодняшний день они не воспринимают себя как часть исторического Ирана, однако поддерживают активные связи с Исламской Республикой. Тегеран оказывает поддержку курдским формированиям в борьбе с террористическими группами в Ираке и Сирии, в частности, с запрещенным в РФ ДАИШ (ИГ). В прошлом месяце стало известно, что Иран подписал соглашение с городом Мосулом (Ирак) о покупке нефти из Иракского Курдистана, тем самым налаживая и экономические связи с курдским народом. Вопреки попыткам Анкары внести разлад в ирано-курдские отношения, сваливая различные инциденты с иранцами в Турции на «Рабочую партию Курдистана», ИРИ не поддается на провокации и стремится не обострять отношения с многочисленным иранским народом, давая на своей территории курдам ряд привилегий.
Несмотря на то, что Исламская Республика не предпринимает конкретных шагов по поддержке национальных движений иранских народов, оказавшихся за пределами Ирана, у нее есть все рычаги воздействия на зарождающиеся национальные процессы. Заигрывая с национальным вопросом, Турция забывает, что на своей территории она имеет еще более острую проблему нацменьшинств — официальных и не официальных. Национальное возрождение угнетенных народов Турции может стать началом ее демонтажа и возможного сотрудничества этих народов с Арменией, Ираном, Россией и другими противниками Анкары.
А также...
«Иметь в Турции 5-миллионный дружественный народ – очень важно для Армении»
Востоковед, профессор Гарник Асатрян отметил, что народ заза до 80-х годов прошлого века фактически не был известен, его считали курдским племенем, причём маргинальным, а между тем это — 5-миллионный народ
ЕРЕВАН, 6 Июня 2016, 18:23 — REGNUM Для Армении очень важно существование в Турции 4−5-миллионного народа заза, с которым у армян очень дружественные отношения. Об этом 4 июня заявил ирановед, бывший посол Армении в Канаде Ара Папян на второй международной конференции «Народ заза и феномен анатолийского алевизма» в Ереване.
По его словам, заза — это народ, проживающий в Центральной Анатолии. «Это важно для Армении, в первую очередь с точки зрения безопасности. Конкретно с Турцией, где проживает большинство народа заза, у нас нет хороших отношений, и для нас очень важно иметь внутри Турции 4−5-миллионный народ, с которым у нас дружественные отношения», — подчеркнул Папян, добавив, что они очень хорошо настроены к армянам и в годы Геноцида спасли многих армян.
В свою очередь, востоковед, профессор Гарник Асатрян отметил, что народ заза до 80-х годов прошлого века фактически не был известен, его считали курдским племенем, причём маргинальным, а между тем это 5-миллионный народ. По его словам, они очень мало изучены.
«От собственно курдов заза отличаются языком прикаспийского происхождения, а также религией шиитского направления ислама, называемой алавизмом, исповедуемой значительной частью заза. Классическое востоковедение считает алавизм частью шиитского ислама, но они не считают себя последователями ислама, сунниты также не считают их мусульманами», — отметил Асатрян в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.
«Заза всегда жили вместе с армянами, и в формировании заза определённую роль сыграл и армянский этнокультурный элемент. В языке заза много армянских элементов», — сказал Асатрян. По его словам, народ заза, в отличии от курдов, не принимал участия в геноциде армян, а напротив, даже укрывал армян, выдавая их за заза.
Асатрян заявил, что в настоящее время заза наравне с курдами становится важным политическим фактором на территории Турции. По его словам, сегодня первоочередная задача национальных деятелей заза заключается в установлении единства народа, так как язык их не объединяет. «Для народа заза в настоящее время поставлена задача идентичности. Это самый главный вопрос для них», — подчеркнул Гарник Асатрян.
Проживающий в Берлине представитель народа заза Месут Кескин также считает, что у армянского народа и народа заза очень много сходств. По его мнению, единственное отличие армян от народа заза — это религия. «Армяне и заза жили вместе на протяжении тысячи лет. У нас так же, как и у армян, есть много заимствованных слов с парфянского языка, а также с армянского», — отметил Месут Кескин. С культурной точки зрения тоже, добавил он, у двух народов много сходств.
4 июня в Ереване, в Российско-армянском (Славянском) университете, стартовала вторая международная конференция по вопросам зазаистики на тему «Народ заза и феномен анатолийского алавизма».
Конференция организована международным журналом «Иран и Кавказ», соорганизаторы конференции — аналитический центр «Модус Вивенди» и Российско-армянский (Славянский) университет.
С вступительными речами на международной конференции выступили главный редактор международного журнала «Иран и Кавказ», иранист Гарник Асатрян, руководитель аналитического центра «Модус Вивенди» Ара Папян.
Для участия в конференции в Армении находятся ученые из 8 стран.
Выступает Антон Евстратов, модераторы - профессор Гарник Асатрян и секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина