«Надо быть спокойным и упрямым»

04 апреля, 13:57

 

Рецензия на книгу первого председателя парламента Республики Южная Осетия, политолога, философа и общественного деятеля Коста Дзугаева «На пути к воссоединению Осетии»

Недавно увидела свет замечательная большеформатная книга (А3, 409 стр.) первого председателя парламента Республики Южная Осетия, политолога, философа и общественного деятеля Коста Дзугаева «На пути к воссоединению Осетии». Сборник, посвященный «Единой Осетии и ее друзьям», содержит множество фотоиллюстраций и 160 материалов публицистического и документального характера, отражающих позицию автора по основным вопросам внутри- и внешнеполитической жизни Южной Осетии, положения в стране, регионе и мире с 30 сентября 1989 г. - этим днем датирована открывающая книгу статья из газеты «Советская Осетия» - по настоящее время.

Перед читателем (в первую очередь, историком, политологом, представителем молодого поколения, по возрасту не заставшим героические годы становления югоосетинской государственности) разворачивается завораживающе широкая и зачастую трагическая панорама конца восьмидесятых - начала девяностых годов. Беснование гамсахурдистов, грузино-осетинский конфликт, провозглашение РЮО, годы криминального беспредела (описанные, в том числе, на примере вступительных экзаменов в ЮОГПИ),  укрепление государственных структур молодой республики при первом президенте Людвиге Чибирове, агрессия Тбилиси против Южной Осетии в августе 2008 г., современная ситуация на Кавказе - из книги Коста Дзугаева можно узнать много интересных и важных подробностей тех минувших событий. В том числе, на первый взгляд, незначительных, но, тем не менее, по прошествии времени выглядящих достаточно символично. Так, в июле 1991 г. газета «Вестник Южной Осетии» (издателем которой являлся автор сборника) сообщила о помощи в размере 3500 рублей, переданной семье погибшего в Цхинвале военнослужащего Путина А.А.

Коста Дзугаев-политик известен как последовательный сторонник воссоединения осетинского народа в составе российского государства. Эта позиция высказывалась им в печати как минимум с октября 1991 г. - неудивительно, что данная тема дала название всему сборнику.

«Принятое решение о присоединении к России явилось закономерным шагом, на который руководство пошло, суммировав пройденный путь, тщательно проанализировав день сегодняшний, проведя все необходимые переговоры. Не было альтернативы, не оставили нам возможность выбирать», - разъясняет он, напоминая страшные детали спровоцированного Тбилиси грузино-осетинского конфликта: «сотни убитых, раненых, пропавших без вести, десятки тысяч изгнанных из мест своего проживания осетин создали «критическую массу», и в нашей общественно-политической мысли выкристаллизовалось решение: с Грузией нам не по пути».

«Наш основной вопрос - в этом», - отвечает он корреспонденту, интересующемуся, «сколько еще Осетия может оставаться разделенной» (9 января 1996 г.).

«Мы являемся одним народом, живущим на определенной территории, - говорит Коста Дзугаев в интервью «Общекавказской газете» от 7-13 января 1999 г. - Было бы политически наивным полагать, что стремление к этнополитическому единству народа может быть снято с повестки дня. Оно было, оно есть и оно будет».

При этом Коста Дзугаев как ответственный политик всегда был далек от наивного прекраснодушия. «Россия отнюдь не спешит принять нас в братские объятья, проявляя осторожность и тщательно высчитывая «за» и «против», - констатирует он в докладе на заседании Ученого совета ЮОГПИ 18 марта 1992 г. (через 22 года в этот день Крым возвратится в состав России - прим. авт.). - …Ведь это Москва убивала нас руками грузин. Мы ведь понимаем, что нас использовали в бесчестной политической игре против Грузии (выделено авт.), и понимаем, что ответственность за жертвы несут не только Гамсахурдиа и его клика, но и те в Москве, кто хладнокровно тасовал наши жизни в своих интересах, имея при этом все возможности пресечь кровопролитие за 24 часа.

Правомерно, и мы все это понимаем, поставить вопрос: действительно ли изменилась политика Москвы, теперь уже как столицы России, по отношению к Юго-Осетии? Ведь геополитические интересы России на закавказском направлении, в том числе на грузинском направлении, полностью совпадают с интересами бывшего СССР. Какие есть гарантии того, что югоосетинская «карта» не используется для укрепления российского влияния в Грузии; какие есть гарантии того, что эта игра опять не дойдет до острых форм? (выделено авт.)».

Другая цитата: «Ну, а что делать с Москвой? Действия Москвы в отношении нас в последние месяцы чем дальше, тем больше начинают походить на то, что на западноевропейском диломатическом жаргоне называется «выкручиванием рук» (как это делается и с Северной Осетией). А от Москвы мы зависим. Тех наивных политиков, кто любит с трибуны или в застолье громко сказать о нашей независимости от всего и вся, я прошу публично разъяснить, как они понимают независимость государства, не выпускающего собственные деньги, и, более того, которому катастрофически не хватает денег чужих - в данном случае российских рублей? …Не может быть независимости от государства, которое тебя содержит (выделено авт.) - может быть лишь определенная ее мера» (29 октября 1994 г.).  Жестко? Увы, жизнь дала на поставленные вопросы чрезвычайно горькие ответы, явно подтвердив их правомочность и своевременность.

Философ по образованию и складу ума, Коста Дзугаев уделяет большое внимание осмыслению особенностей национального характера осетинского народа. Далеко не все в нем вызывает однозначно положительную оценку. В статье, озаглавленной «Национальный характер и политические реалии» (17 января 1991 г.), он называет основой духовности народа нартовский эпос, мировоззренческие доминанты которого - радость бытия, моральный императив, отсутствие страха смерти, свобода человека, вплоть до выхода на битву с богами. Уже тогда ученый прогнозирует, что подъем грузинского национализма практически неизбежно приведет к гражданской войне, и «лидерам другой стороны придется ответить перед двумя кровнородственными народами за свои конфронтационные действия».

В статье «Мировоззрение и судьба народа» (октябрь 1991 г.) Коста Дзугаев вновь обращается к нартовскому эпосу, отмечая, что у осетин в их историческом развитии однозначно доминирует «мифологема-программа» Батрадза, который является «олицетворением всепобеждающей, непреоборимой силы, силы честной и благородной, прямой, неистовой, беззаветно служащей своему народу и не признающей даже намека на возможность поражения». Несмотря на очевидную позитивность перечисленных качеств, «надо отдать себе отчет в том, что Батрадз был причиной самых сокрушительных поражений его носителей» - он «не умеет лавировать», и эту программу нужно «начать ограничивать» в сторону большей сбалансированности национального характера.

«Мы - единственный народ, несущий в своей психологии богоборческое начало, завещанное нам предками (выделено авт.), - констатирует Коста Дзугаев в работе «Республика Южная Осетия: проблемы становления» (29 октября 1994 г.). - Мы даже сами часто не понимаем, как сильно в нас это срабатывает». И снова призывает к гармонизации ситуации, смещения акцентов от политики войны в сторону политики дипломатии, что пойдет лишь на пользу молодой республике.

На страницах книги неоднократно возникает тема непростых отношений между Севером и Югом Осетии - в первую очередь, в лице властных структур северян, на протяжении длительного времени практически открыто подыгрывавших не югоосетинской, а грузинской стороне. Иногда об этом говорится в предельно жесткой форме: «Не пора ли наконец нашим политикам на Севере по-настоящему понять, почувствовать, что НАС ЗДЕСЬ УБИВАЮТ» (октябрь 1991 г., выделено К.Д.). Или вот: «Северная Осетия ведет себя по отношению к нам далеко не так, как нам хотелось бы. Мы все никак не можем уяснить, что тамошняя пирамида власти имеет свои интересы, существенно отличные от наших, а разговоры о братстве приобретают вес тогда, когда преобразуются в реальные политические действия» (29 октября 1994 г.). Однако большой материал о взглядах Сергея Таболова на проблему воссоединения Осетии показывает, что этот вопрос также рассматривался Коста Дзугаевым во всей его полноте, без публицистических упрощений.

Дзугаев-преподаватель и организатор науки, много лет посвятивший работе с молодежью (и продолжающий ее по сей день), много пишет о негативных тенденциях в молодежной среде: «Пожалуй, единственным отклонением от нартовского набора программ-персонажей является наличие ощутимого процента молодежи, которая сидит по норам и ни во что не вмешивается - такого я в нартовском эпосе не нашел, недеяние там вообще немыслимо» (октябрь 1991 г.).

Неоднократно и с тревогой обращается он к теме ирон агъдау. «Я хочу привлечь внимание к главной угрозе - угрозе разрушения национальных духовных ценностей, потому что, если это произойдет, то мы перестанем быть самими собой со всеми вытекающими последствиями (в философии это называется потерей идентичности)», - предостерегает Коста Дзугаев. Здесь уместна обширная цитата, во многом рисующая нынешнюю картину состояния умов значительной части не только осетинской, но и всей российской молодежи.

«Что нужно сделать, чтобы мы перестали быть осетинами?

А вот что:

  1. надо внушить молодежи, что это старшее поколение довело нас до такой жизни, и сейчас еще со своими устарелыми взглядами мешает делать новую жизнь - то есть столкнуть сыновей со своими отцами (…);
  2. надо завалить нас порнографическими видеокассетами, журналами, развратить молодежь с конечной целью проституировать осетинок (…);
  3. надо утвердить в умах нашей молодежи культ эгоистической силы, подавить в ней ощущение национального всеединства, «атомизировать» ее и сформировать тенденцию худшего западничества - «войны всех против всех».  

При этом надо обязательно нанести удар по национальному искусству, литературе, а самое важное - предать забвению нартовский эпос, чтобы молодежь его не знала и не хотела читать». Главная же проблема, как справедливо отмечает Дзугаев-геополитик, не в последствиях войны - «основная причина глубже: она заключается в давлении той почти непреодолимой силы, которая разгромила СССР, спровоцировала кровавые столкновения на Кавказе и навязывает народам страны ценности общества потребления в их худшем и губительном варианте» (3 ноября 1992 г., выделено авт.).

Показательно, что многие хорошо известные сейчас технологии «возгонки» молодежного протеста активно использовались и во времена, когда учебник Джина Шарпа по «цветным революциям» еще не был написан. «Наибольшее беспокойство вызывает интенсивная и целенаправленная накачка дестабилизирующей информацией определенных молодежных групп - пусть даже небольших (выделено авт.), - пишет Коста Дзугаев 24 июня 1995 г. - Опаснейшим образом отдельные молодые люди начинают верить в то, что «все продано, в руководстве одни предатели» (ничего не напоминает?.. кстати, на эту тему стоит посмотреть также включенную в сборник статью «Русский Медведь» от 9 января 2013 г. - прим. авт.).

В том же материале он отмечает апатию и безразличие, охватившие часть населения, интересы которой «далеки от подлинно национальных (таких ощутимо немало и среди молодежи)». В выступлении на сессии Верховного совета РЮО 13 марта 1996 г. Дзугаев в очередной раз напоминает, что «закон прежде всего», и если бы оппозиционная молодежь действовала в рамках строгой законности, то это не привело бы к крайнему обострению обстановки в республике и гибели двух молодых людей. Все это в полной мере можно отнести и к реалиям сегодняшнего дня.

Столь же актуальной (и даже более актуальной) представляется и отмеченная Коста Дзугаевым еще в апреле 1999 г. «гибельная для республики тенденция самоизоляции», являющаяся, по его словам, «политикой слабости». К сожалению, после признания РЮО, особенно в последние годы, тенденция «окукливания» Южной Осетии (да и Осетии в целом) в своем маленьком провинциальном (на данный момент) мирке лишь нарастает, и это очень печально, поскольку будет иметь самые плачевные последствия для осетинской государственности уже в ближайшей перспективе.

Даже небольшое количество вышеприведенных цитат свидетельствует о проницательности и широком кругозоре Коста Дзугаева-политолога, точности и объективности Дзугаева-прогнозиста, глубине видения и искренней боли за свой народ Дзугаева-философа и общественного деятеля. Неисполненным пока остается его прогноз о явлении «новой личности ранга Коста, которая синтезирует в себе, сфокусирует, как в линзе, устремления народа осетин, его творческую мощь. …Он появится не на севере Осетии - там нет необходимой для него жизненной среды; он появится здесь - на юге» (октябрь 1991 г.). Но, как поется в не раз цитируемой Коста Дзугаевым замечательной и, видимо, его любимой песне «Надежда», «надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым». Даст Бог, доживем и до этого, как дожили до признания независимости Южной Осетии со стороны РФ, как увидим, быть может, воссоединение Осетии в составе свободной и сильной Российской Федерации.

С книгой Коста Дзугаева в Цхинвале

Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Яна
 
Амелина
04 апреля, 13:57