Москва не знает Кавказ, а Кавказ - сам себя

04 марта, 14:48

 

Известные слова Осипа Мандельштама из «Путешествия в Армению», писаные в тридцатые годы прошлого века, нередко цитируют в качестве «подтверждения» закрытости «имперского» (читай, русского) характера. На самом деле поэт просто констатирует факт, замеченный им в среде, явно отличающейся от привычной московской: «Чужелюбие вообще не входит в число наших добродетелей. Народы СССР сожительствуют как школьники. Они знакомы лишь по классной парте, да по большой перемене, пока крошится мел».

С тех далеких времен мало что изменилось. Хотя Советского Союза давно уже нет, а транспортная и коммуникационная доступность выросли на порядки, этот упрек можно в полной мере отнести и к современной России. Возьмем для примера Северный Кавказ, который обычно рассматривается российским общественным сознанием как единый макрорегион, таинственный и опасный. Позволить себе поездку сюда, чтобы увидеть все своими глазами, может практически каждый. Но это если иметь в виду исключительно финансовую сторону. Большинству жителей Центральной России просто не придет это в голову, потому что регион по-прежнему воспринимается, исходя из стереотипов девяностых годов - времени беспредела и нестабильности. Стереотипы эти возникли не на пустом месте, и даже теперь далеко не каждый желает убедиться в том, что все изменилось, на собственной «шкуре». Естественная инерция общественного сознания  еще очень долго будет сдерживать развитие внутреннего туризма на кавказском направлении.

Но речь сейчас не об этом. Точно так же стереотипны и представления друг о друге большинства самих северокавказцев. Может показаться странным, но, за исключением довольно узкой активной группы бизнесменов, силовиков и чиновников, вынужденных разъезжать по региону в рамках служебных обязанностей, многие жители субъектов СКФО не только никогда не бывали у соседей, но и имеют о них самые фантастические представления.

Ставропольчане - этот пример из научной среды - спокойно отправляются на конференции и прочие мероприятия в Ростов и Краснодар. Но поездка в Махачкалу кажется настоящей дорогой в средневековый Иерусалим, путь в который преграждают чудовища, и от нее лучше сразу отказаться, потому что «это далеко и страшно». А ведь разговор идет не о поездке в какую-нибудь Ракку, а о комфортном перемещении по российской территории. В подобных разрывах регионального сознания таятся будущие разрывы политической ткани округа и страны.

Многие таксисты из Владикавказа, как и много лет назад, категорически отказываются выезжать за пределы республики, но только на восток - в направлении Ингушетии, Чечни и Дагестана. Дорога в противоположном направлении, на Нальчик, Минводы и Ставрополь, для них открыта. Последние годы криминальные случаи на восточном направлении практически сошли на нет, но дурная память осталась. Не приходится удивляться, что североосетинская молодежь, за редким исключением, никогда не бывала в этих республиках.

Для нее это настоящая terra incognita, в которой проживают чуть ли не люди с песьими головами, как изображали обитателей отдаленных земель на старинных картах. «В Чечне начали стену строить, чтобы отделиться от Ингушетии - они враждуют между собой, те всегда нападали на них», «на людей там прямо на улице могут наброситься» - чем эти суждения взрослых адекватных людей отличаются от представлений Ферапонта из чеховских «Трех сестер», пересказывавшего чьи-то слова, «будто поперек всей Москвы канат протянут»? «Для чего?» - «Не могу знать. Подрядчик говорил». Неграмотного «дореволюционного» слугу и современных образованных молодых людей роднит одно - они не бывали в местах, о которых рассказывают, и готовы поверить самым нелепым историям от разного рода «подрядчиков».

Во многом именно здесь лежат корни кампаний под лозунгами «Осетии нужен свой Кадыров!». Те, кто формулирует и распространяет подобные идеи, как правило, понятия не имеет, чем и как живет Чечня, и какими методами ее глава добивается внушительных результатов. Все по той же причине - они никогда не бывали в  этой республике, хотя маршрутка из Владикавказа до Грозного идет менее двух часов.

Тут, правда, нельзя не отметить, что соединяющая республики Северного Кавказа транспортная сеть развита довольно плохо и просто не может способствовать росту ознакомительных поездок. Полностью не снят - хотя, безусловно, за последние десять, а особенно последние три года ситуация в регионе в этом плане улучшилась в разы - и вопрос безопасности. Проблема, однако, не в том и не в этом, и даже не в исторических счетах, на которые любят «переводить стрелки», а по большей части именно в нежелании узнать соседа чуть лучше, чем «по классной парте».

Но незнание друг друга не освобождает нас от ответственности жить вместе в составе великого российского государства и сообща налаживать достойную и стабильную жизнь. И у кавказцев, и у жителей остальных российских регионов просто нет иного пути, кроме взаимного познания друг друга. Если в советское время серьезную роль в этом играла армия и различные масштабные стройки, то нынешняя тенденция «рассаживания» по национальным даже не квартирам, а маленьким и тесным углам, не вызывает ничего, кроме беспокойства.

Особенно важно, чтобы это «окукливание», а на деле провинциализация и лишение себя и собственного народа всяческих перспектив в стремительно глобализирующемся мире, не захватило молодежь. Проблема в методах. Традиционные кавказские институты куначества (побратимства) и аталычества (передачи детей на воспитание в другие семьи) в современных условиях невозможны, а попытка создания новых форм (организация масштабных молодежных лагерей - «Машука» и других) пока отдает официозом и нацеленностью на решение совершенно других задач. Но движение возможно только в этом направлении: общения, просвещения, познания.

 

Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Источник

 

 

Яна
 
Амелина
04 марта, 14:48