«Кто думает о последствиях, тот не герой»

24 февраля, 17:07

 

О своем видении незаурядной личности имама Шамиля, 220-летие со дня рождения которого будет отмечаться в будущем году, рассказывает дагестанский писатель и историк Шапи Казиев. Во многом не разделяя его восторженного отношения к этой исторической личности, тем не менее, считаем уместным представить на нашем сайте и такую точку зрения.

Шапи Казиев

- В XVIII-XIX столетиях притязания на территорию Кавказа были обычным явлением. Менялись престолонаследники Ирана, Турции, России, а жажда покорить Кавказ - «наследовалась». В чем берут начало воинственность и непокорность горцев, какими их описывали классики литературы?

- Кто-то рассматривал Кавказ как цель, кто-то – как препятствие для дальнейшего продвижения. Персидский завоеватель Надиршах, «царь царей», двигался на Россию, а Дагестан собирался покорить «по пути». Но потерпел от горцев сокрушительное поражение.

Классики русской литературы писали о Кавказе по-разному. А.Бестужев-Марлинский, о котором я написал пьесу, поставленную недавно в Дагестанском Русском театре, попал на Кавказ с каторги. Декабриста послали «искупать вину», а он писал: «Послали драться, а душа просит брататься». Он первым почувствовал, понял Кавказ, прославился романтичными кавказскими повестями и значительно изменил представление российского общества о горцах. Затем уже – Лермонтов и Толстой, для которых Кавказ во многом стал судьбой.

- Какие факторы повлияли на становление личности Имама Шамиля, или его судьба была «предписана» небесами? Вы согласны, что в его жизни были элементы мистики?

-  Все это, видимо, имело место. Вместе с тем, феноменальная личность Шамиля, отвечала потребностям той эпохи, отражала предельное воплощение горского духа. Как я писал в одной из книг: «Душа горца соткана из веры и свободы».

- Говорит ли образование кавказского халифата, своего рода шариатского государства, о фанатичной набожностью имама Шамиля, его ортодоксальном понимании исламской религии? Или религиозная форма государства на границе Российской империей и вблизи Грузии нужна была для сплочения мелких ханств вокруг себя?

- Российская империя ислам признавала, в ней жили миллионы мусульман – татары и др. Грузия к тому времени уже считалась российской губернией. На юге Дагестан граничит с Азербайджаном.

Халифом всех мусульман считался турецкий султан. Шамиль же основал Имамат – государство свободных и равноправных горцев, отменил рабство, упразднил сословия.

Национализм в Имамате считался тяжким преступлением и каждый жил по своей вере. Разумеется, большинство граждан Имамата было мусульманами, но были в нем и представители других конфессий. К Шамилю перебирались даже жители российских губерний, не говоря уже о беглых солдатах. 

Шамиль вовсе не был фанатиком. Он был талантливым полководцем, выдающимся государственным деятелем, эффективным реформатором и большим ученым.

Авторитетные богословы считают Шамиля шейхом Накшбандийского тариката. На Востоке Шамиля и теперь называют шейх Шамиль.

Мелкие ханства он не объединял. Ханств было несколько и довольно крупных. Ханства в горах он просто упразднил, уровняв в правах бывших ханов, знать и простых людей.

- По Вашей оценке, каким дипломатом был Имам Шамиль, как выстраивал отношения с Османской Турцией? Действующие турецкие политики знают о нём?

- Существуют ложные стереотипы насчет отношений Шамиля с турецким султаном. В той ситуации было естественным рассчитывать на помощь единоверцев. Шамиль имел переписку с султаном, однако помощи от него не получал, что признают и турецкие историки. В нашем фильме «Шамиль. Последний путь» об этом же говорит директор Османского архива.

О дипломатии Шамиля я немало писал. Он вовсе не жаждал войны, заключил ряд мирных договоров с царскими генералами. И первым их никогда не нарушал.

- Ислам предписывает правителям соблюдение принципов справедливости, социальное равенство, равный доступ к благам жизни. Что из себя представлял Имамат Кавказа, которым правил Имам Шамиль, какие в нем были законы и правила бытия?

- Генерал-адъютант А.Чернышев, посланный императором выяснить положение дел на Кавказе, назвал государство Шамиля республикой. Во многом так оно и было, даже сам Имам избирался. Россия тогда была еще крепостной державой, солдаты видели на Кавказе пример другого мироустройства, и это не могло не беспокоить власти.

Имамат жил по законам Шариата. Шариат послужил основой объединения множества  обществ и бывших феодальных владений Дагестана, в каждом из которых были свои порядки, от чего в этом вопросе царил хаос и процветало право сильного. Вместе с тем, сообразуясь с положением дел и потребностями Имамата, Шамиль издавал низамы - законы (указы), касающиеся разных вопросов жизни нового государства. Многие из низамов Шамиля весьма актуальны и сегодня.

Кроме гражданского и военного устройства, низамы определяли, каким должно быть, например, отношение наибов (военачальников и наместников Имама) к гражданам:

«Ты не склоняйся ни в сторону насилия, ни в сторону насильников. Гляди на своих людей глазами милосердия и заботы. Смотри за ними, как жалостливый к своим детям отец, управляй ими на основе справедливости и совести, не приближай к себе никого из-за дружбы и приятельства и не отдаляй никого из-за вражды. Будь для старшего сыном, для равного - братом, а для младшего - отцом. Тогда ты не найдешь в своем округе врага. Если ты будешь вести себя противно тому, что я говорю, если будешь вести себя несправедливо к народу, то вызовешь на себя прежде всего гнев Всевышнего, а затем гнев мой и народа. Твое дело тогда обернется плохо».

Низам вводил также принципы гуманного отношения к пленным, населению завоеванных территорий и строго ограничивал использование природных ресурсов в военных надобностях: «Не убивайте ни стариков, ни женщин, ни детей; не жгите ниву, не рубите деревья, не режьте животных (кроме тех случаев, когда они необходимы вам для пищи), не обманывайте, когда вы находитесь во взаимном перемирии, и не нарушайте мир, когда вы заключили его».

- Как складывались отношения правителя Имарата Кавказа с независимым Кабардинским княжеством?

- Разумеется, Шамиль прилагал усилия для привлечения в «Имамат Кавказа» горцев Западного Кавказа. Не раз являлись к нему их посланцы, заверяя, что с появлением отрядов Шамиля население поголовно восстанет и перейдет на его сторону. Даже некоторые князья, недовольные царскими порядками, согласны были принять шариат и влиться со своими людьми в государство Шамиля.

В Черкессию был послан наиб Шамиля Магомед-Амин, который возглавил местное сопротивление. В апреле 1846 года во главе почти 20-тысячного отряда Шамиль двинулся в Кабарду. Используя благоприятную ситуацию, он намеревался поднять на совместную борьбу Западный Кавказ и перерезать Военно-Грузинскую дорогу.

В ответ были приняты экстраординарные меры для удержания населения от присоединения к Шамилю: знать пошла на значительные уступки крестьянам, были отменены наиболее тяжкие повинности. В результате, вопреки данным заверениям, основная часть населения Имама не поддержала.

- Сочетавший в себе компетенции военного, государственного и религиозного правителя, Шамиль, вероятно, был харизматической личностью своей эпохи. Фраза Шамиля: «Кто думает о последствиях, тот не герой», - растиражированный слоган.  На что сегодня вдохновляет это изречение хранителей портрета Имама Шамиля в кабинетах политиков и чиновников?

- Не знаю, как насчет кабинетов, но почти в каждом доме (в Дагестане – прим.) портрет Шамиля есть. А упомянутое вами изречение Имама было на орденах, которыми Шамиль награждал отважных воинов, и на знаменах горцев. Думаю, этим все сказано, хотя каждый может понимать это по-своему. Применительно к творчеству, я бы сказал, что именно так и создаются произведения, которые чего-то стоят. И тому есть множество примеров. Вспомните прежде запрещенные романы, которые теперь стали классикой.

Табличка в кабинете мэра Магаса (Ингушетия)

- На склоне лет Шамиль признавался, что не стал бы воевать с Российской империей, если знал бы, какая Россия великая страна. Не кажется ли Вам, что вывод объективен? Действующие политики принимают решения, исходя из линии поведения лидера государства, не думая о народе, который стоит за ним. Так произошло в отношении Грузии и Турции. Может, политикам стоит обращаться к истории России и Кавказа, русско-кавказской войны?

- История всегда актуальна, но уроки ее, как правило, забываются. В данном же случае стоит напомнить, что Шамиль лишь защищался и ни на кого не нападал, кроме горских феодалов, тиранивших своих подданных. Они-то, терявшие власть ханы, и втянули Россию в ненужную никому войну. Способствовали этому и амбиции некоторых генералов, обещавших быстро «усмирить» Кавказ.

А с Турцией мы имели не просто контакты, а многовековую и весьма богатую историю взаимоотношений, которая, будем надеяться, еще вернется в позитивное русло. Не говоря уже о Грузии, нашем соседе на Кавказе.

- Книга, которую Вы посвятили Имаму Шамилю (вышедшая в серии ЖЗЛ «Имам Шамиль) – составлена из коротких новелл, что делает чтение магнитом. Вы сознательно избрали такой формат повествования, отказавшись от длинных скучных глав?

- Просто у меня такой стиль письма. А ЖЗЛ – это особый жанр и особый уровень, когда биография, кроме исторической объективности, должна быть написана литературно интересно, увлекательно.

- Документальный фильм «Имам Шамиль. Последний путь», отснятый по вашему сценарию Магомедом Казиевым, получился филигранным, кадры оставляют ощущение реальности.

- Спасибо. Мы хотели сделать хороший фильм. Последний период жизни Шамиля был недостаточно известен, и нам пришлось провести большую предварительную работу, в том числе исследовательскую. Уже в ходе сьемок удалось сделать несколько исторически важных находок, которые некоторые называют открытиями.

 

Беседовала Светлана Мамий, Москва

На главной странице сайта: картина Теодора Горшельта "Пленение Шамиля"

 

Шапи
 
Казиев
24 февраля, 17:07