Команда, уродующая города

03 мая, 08:00

 

Установка в самом центре Москвы, почти рядом с памятником Пушкину, нелепой скульптуры - лезущей из-под земли зеленой женщины со странным выражением лица - вызвало бурю протестов москвичей. От греха подальше это сооружение довольно быстро перенесли на окраину города. Но как вообще могло прийти в голову возвести подобное в историческом центре столицы, да еще с таким расчетом, чтобы памятник великому русскому поэту можно было сфотографировать как бы на ладони этого монстра? Кстати, это типичный прием провинциальных фотографов, пытающихся таким образом разнообразить однотипные ракурсы сельской свадьбы. 

«Если бы подобную зеленую даму поставили где-нибудь в спальном районе города (куда ее в итоге и перенесли – прим.), это ни у кого бы не вызвало нареканий - там что ни сделаешь, все будет в радость, - заметил порталу «Православие и мир» архитектор Максим Атаянц. - Но почему-то подобное делают в исторических местах, заимствуя легитимность и художественное качество окружения. Вместо того чтобы разнообразить жизнь безликих районов, выбираются места, которые заведомо уже и так хороши, знамениты, известны». «Сделано все с эстетической точки зрения, мягко говоря, не очень, - согласна с ним кандидат искусствоведения Ирина Языкова. - Особенно странно, что сносили палатки, как уродующие город, и вместо них поставили то, что уродует город еще больше. Удручает именно безвкусица, то, что все эти «украшения» появляются совершенно без учета среды, в которую помещаются».

Московская «зеленая женщина», символизирующая то ли весну, то ли юность, то ли непонятно что, может соперничать по «креативности» разве что с «памятником яйцам и шлепанцам» в Батуми. 

Фото

Или с мостом через Куру в центре старого Тбилиси, сразу прозванным за свою форму, извините, «прокладкой».

Фото: Татьяна Бирюкова

Или с ярмарочным шестом, на котором в три яруса приколочены велосипеды с корзинками (в корзинках - цветы), на фоне средневекового собора в центре Каунаса.

Чем думали те, кто возводил эти сооружения? Что они хотели этим сказать?...

Подобных примеров - огромное, просто невероятное количество. Такое впечатление, что в российских городах, да и на постсоветском пространстве в целом, действует какая-то сознательно уродующая их «команда R на службе зла», как в одном старом мультфильме.

Даже если оставить в стороне Среднюю Азию с ее спецификой, центральная Россия, Северный Кавказ и Закавказье дают столько поводов схватиться за сердце, что диву даешься: почему общественность допускает уничтожение исторического лица города, причем, как правило, безвозвратно?..

Когда несколько лет назад прямо за суннитской мечетью Владикавказа возвели современную новостройку, полностью уничтожившую вековой исторический «открыточный» вид, по которому многие узнавали столицу Северной Осетии, местная общественность не протестовала. Во всяком случае, ее протест был не слышен. Сравнивая недавно в социальных сетях прежний и нынешний виды центра города, ни один участник дискуссии не сказал, что современный - лучше.

Было. Фото: Яна Амелина, 2008 г. 

Стало. Фото: Илья Варламов, 2015 г. 

Единственный аргумент сторонников «прогресса» - «неужели вы не помните, какие трущобы были в окрестностях мечети, и насколько лучше стало теперь, когда вместо них возвели новое красивое строение».

Те же доводы - «современное здание из стекла и бетона куда лучше какой-то древней трехэтажной развалюхи» - приводились, и когда в столице Татарстана в одночасье снесли историческую гостиницу «Булгар». На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков она была эпицентром татарской культурной и общественно-политической жизни. В этих номерах творило множество выдающихся деятелей национальной культуры. Здесь умер знаменитый поэт Габдулла Тукай, роль которого в татарской литературе и культуре можно сравнить со значением Пушкина (учеником которого он себя считал) для русской и общероссийской. И вот эти номера, буквально пронизанные духом времени, были попросту уничтожены. Конечно, старая гостиница нуждалась в реставрации.

Было. Фото: Яна Амелина, 2007 г.

Но теперь вместо нее в самом центре Казани торчит сооружение, не имеющее ни к Тукаю, ни к Татарстану никакого отношения. Правда, бетона и стекла - действительно в избытке.

Стало. Фото

Показательно, что и в этом случае общественность предприняла какие-то действия лишь после того, как трагедия (а уничтожение исторического облика российских городов - безусловно, трагедия) уже свершилась. Прямо напротив бывших номеров «Булгар» стоит татарский театр имени Галиаскара Камала, но служители муз не нашли в себе смелости встать перед бульдозерами, наблюдая за происходящим с другой стороны улицы Татарстан. Теперь остается только сожалеть, что историческое здание утрачено безвозвратно. Предвосхищая вопросы националистов, заметим, что и в Казани, и во Владикавказе действовали, разумеется, не по «указке из Кремля», а по воле доморощенных «бизнесменов», возможно, искренне не понимающих, что они делают не так.

Причина появления всех этих зеленых женщин и убогих «современных» (ведь они, ко всему прочему, абсолютно не современны) строений вместо старой застройки, по всей видимости, в том, что развитие городского хозяйства попадает в руки тех, кто просто не понимает, что такое город. Речь не только об уровне общей культуры (хотя этот фактор никак нельзя сбрасывать со счетов), но и о неспособности значительной части выходцев из села воспринять городскую культуру как свою. Все как в известной поговорке о девушке и деревне. Архитектурно-культурный беспредел в Казани был вызван именно этим фактором: бывшим сельчанам действительно казалось, что «так красивее».

«У необразованного (корень - образ) заказчика, власть это или общество, никакой художник ничего хорошего не создаст по определению, и любое благое дело легко превратится в безобразное (корень тот же), - убежден архитектор и дизайнер Юрий Аввакумов. - Образованных художников и ремесленников тоже все меньше - больше ловких исполнителей». «Дизайнерам надо бы прислушиваться к городу, понимать, что уместно именно в нем, именно на конкретных улицах, - заключает искусствовед Ирина Языкова. - Окружающее пространство само диктует, что ему нужно, надо только уметь слышать и видеть это. А для этого необходимо иметь вкус, мастерство и, конечно, хотя бы любить Москву». Добавим, не только Москву, но и любой город, облик которого предполагается решительно менять. Иначе «зеленые женщины» все-таки выберутся из-под земли. И съедят всех нас.

 

Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Фото на главной странице сайта: Вячеслав Прокофьев (ТАСС). 

Источник

 

Яна
 
Амелина
03 мая, 08:00