Китай – Египет: сотрудничество у ворот Средиземноморья

07 февраля, 16:58

 

Напряжённая обстановка в Красном море привела к падению доходов Арабской Республики Египет от эксплуатации Суэцкого канала только в январе в два раза – до 428 млн. долл. Количество проходящих по каналу судов сократилось на 36%, пишет Bloomberg.

Сокращение стабильного источника поступлений с крайне туманной перспективой хотя бы частичного восстановления чревата для крупнейшей арабской страны на берегах Нила социально-экономической катастрофой, гражданскими беспорядками и массовым исходом населения. Обострился продовольственный кризис, на улицах становится всё больше бедных и бездомных, люди добывают пропитание всеми доступными способами. Египетский фунт падал на чёрном рынке до беспрецедентно низкого уровня – 72 фунта за доллар, что вдвое меньше официального обменного курса в 31 доллар.

По мнению многих специалистов, без девальвации наполнить деньгами мелеющую государственную казну практически невозможно. Надежды на традиционных спонсоров в лице Саудовской Аравии, ОАЭ, США могут не оправдаться. Более того, Каир поневоле ввязывается в региональные конфликты по периметру национальных границ, прежде всего – обусловленные намерением правительства Эфиопии запустить плотину Великого Возрождения, что будет грозить обмелением верховья Нила с катастрофическими последствиями для сельского хозяйства Египта. Как мы знаем, несмотря на продолжающиеся военные действия в Газе, египетские власти ни под каким видом не открывают границу, опасаясь прибытия, по крайней мере, нескольких сотен тысяч обозлённых палестинских беженцев, способных буквально взорвать ситуацию в стране.

Поддерживая со времён Мубарака тесные связи с США, не спасших его от бури «арабской весны», после 2014 года военные власти страны, исходя из национальных интересов страны, начали активное сближение с Китаем и Россией до уровня стратегического партнёрства, причём не только на уровне громких реляций и заявлений, но и в практической деятельности. В частности, многочисленные двусторонние соглашения с Пекином привели к заметному увеличению китайских инвестиций (в 2017-2022 гг.) и росту кредитных заимствований, общий объём которых составляет примерно 8 млрд. долл. По итогам позапрошлого года импорт из Китая превысил 13 млрд долл. и продолжает расти. Конечно, не обходится и без разногласий, которые, однако, удаётся по большей части не выносить на широкую публику.

Dnd02D4VAAAXlVN.jpg

Понемногу разворачиваются и связи с Россией. После ратификации египетским парламентом подписанного в 2023 г. протокола об изменениях к соглашению 2018 года о создании российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала можно будет начать освоение двух участков, выделенных для создания российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала. Ещё одним символом сотрудничества Москвы и Каира станет первая египетская атомная электростанция «Эль-Дабаа». 23 января президенты Владимир Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси по видеосвязи дали старт заливке бетона в основание её четвёртого энергоблока.

Неделей ранее, в середине января в Каире в ходе африканского турне побывал недавно назначенный министр иностранных дел КНР Цинь Ган, передавший главе Египта «приветствия председателя КНР Си Цзиньпина, выразив стремление Пекина продолжать развивать свои стратегические отношения с Каиром в качестве основного приоритета…, а также указав на уважение и признательность, которые его страна испытывает по отношению к Египту в свете его ключевой роли в сохранении стабильности ближневосточного региона».

В ходе переговоров рассматривались «перспективы расширения двустороннего сотрудничества». Цинь Ган «подтвердил стремление КНР продолжать развивать и поддерживать программы и мероприятия в области развития, а также национальные проекты в Египте, особенно в свете египетской программы, которая интегрирована с китайской инициативой "Один пояс – один путь"», – говорится в сообщении официального представителя президента АРЕ Бассама Рады.

Помимо египетского коллеги Самеха Шукри и главы государства Абдель-Фаттаха ас-Сиси, глава китайской дипломатии встретился с генеральным секретарем Лиги арабских государств Ахмедом Абу аль-Гейтом. Гость из Китая особо указал на уважение и признательность, которые КНР испытывает по отношению к Египту в свете его ключевой роли в сохранении стабильности на Ближнем Востоке. Здесь следует отметить, что диалог с исламским сообществом, включая ЛАГ, ОИС, ССГПЗ др., носит давний, продвинутый и многоуровневый характер, позволяя Пекину нивелировать конфликтное для него обсуждение ряда проблем, в частности, связанных с пресловутым «уйгурским вопросом».

ESDLbwQWsAAPquY.jpg

Для Египта связи с Китаем – не только эффективный инструмент внешнеполитической диверсификации, но также и отражение потребности Египта в прямых иностранных инвестициях без грозящих окончательно взорвать страну политизированных либеральных условий, с коими обычно увязывается предоставление кредитов Международным Валютным Фондом и прочими прозападно-глобалистскими структурами.

Помимо этого, Египет стремится играть более важную роль, способствуя укреплению отношений между Китаем с одной стороны, и государствами Ближнего Востока с другой, создавая возможности, которые принесут пользу обеим сторонам, заявил министр финансов Египта Мохамед Мааит, отмечающий «высокий уровень и быстрорастущее сотрудничество» с Пекином благодаря инициативе «Один пояс, один путь». «Расположение Египта очень важно, потому что это точка, которая может связать Азию, Африку, Ближний Восток и даже Европу», и «проекты, которые являются частью BRI, будут очень важны для Египта и будут представлять возможности для большего количества инвестиций, а также он может быть точкой контакта».

По словам министра, Египет стал первой страной в Африке и на Ближнем Востоке, выпустившей под проекты «зелёного финансирования» панда-облигации в юанях: «Это один из крупнейших выпусков на китайском рынке». Китайские компании поддерживают Египет в том числе и в высоких технологиях, способствуя укреплению двустороннего сотрудничества. Предметно сотрудничают банки двух стран, укрепившиеся связи Китая с экономической зоной Суэцкого канала привели к заметному росту присутствия Поднебесной в портах Египта, что материализуется в конкретных проектах. Как частные (включая автономный район Гонконг), так и государственные компании входят в морские порты и терминалы на побережье Средиземного моря на условиях концессий сроком до 38 лет. Капитальное обновление портовой инфраструктуры должно быть завершено в текущем году и включает 80 проектов общей стоимостью 4 млрд долл.

GFnfbj4bMAA6Omf.jpg

Объем чисто китайского товарооборота составляет десятую часть годового оборота Суэцкого канала, связывающего Красное и Средиземное моря, военно-политическая напряжённость в акваториях которых прямо влияет на морские торговые пути между Восточной Азией, Ближним Востоком и Европой. Как следует из ряда публикаций, по крайней мере некоторые модернизируемые китайцами портовые пункты по египетском побережье Средиземного моря могут иметь потенциально двойной (гражданский и военный) характер, что неминуемо обострит конкуренцию за прилегающие шельфовые газовые месторождения. Под предлогом технических стоянок, китайские военные корабли используют для ремонта и обслуживания некоторые управляемых китайскими компаниями портовые объекты, в частности на Шри-Ланке, в Танзании, Малайзии, Сингапуре, Индонезии и даже членах НАТО Греции и Испании.

Не является особым секретом и давний интерес китайских специалистов к египетской армии и военно-морскому флоту, включая обучение старшего и среднего офицерского состава за рубежом (в частности, в США). Параллельно строительству и модернизации коммерческих портов, Китай формирует цепь де-факто военных без и пунктов материально-технического обеспечения, и, надо полагать, такая важная в силу своего географического положения, да ещё и наиболее многолюдная арабская страна на стыке Африки и Евразии исключением уж точно не является.

Александр
 
Григорьев
07 февраля, 16:58