Кавказ с автографом генерала

01 августа, 15:18

 

О достижениях Сергея Меликова и проблемах, стоящих перед новым полпредом президента в СКФО Олегом Белавенцевым, рассказывает известный кавказовед Виктор Черноус.  

- 28 июля 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении бывшего полпреда в Крымском федеральном округе Олега Белавенцева своим полномочным представителем в Северо-Кавказском федеральном округе. Бывший полпред в СКФО Сергей Меликов стал первым заместителем главы Национальной гвардии. Насколько отвечают реальной ситуации закрытость кухни кавказской политики и контекстное кадровое решение по ключевой политической фигуре – полпреда президента - на Кавказе?

 - Кадровая политика в исполнительной власти России является закрытой и часто приносит сюрпризы. В этом отношении Северный Кавказ не исключение. Видимо, это позволяет держать региональную и федеральную элиту в тонусе. Тем не менее, представляется, что административные изменения на Юге России выходят за рамки простой ротации кадров, вызваны многими причинами и могут иметь серьезные, в том числе, стратегические последствия. Административная реформа создает в геополитическом и геоэкономическом отношениях два «морских» макрорегиона – Азово-Черноморский (ЮФО) и Прикаспийский (СКФО). В то же время, они фактически смыкаются друг с другом. Углубление отношений с Ираном, нормализация связей с Турцией, новые энергетические и транспортные коммуникации, важная часть «Шелкового пути», общие экологические проблемы и т.д., могут стать импульсом для крупных инвестиционных проектов в обоих округах.

- Что удалось Сергею Меликову за два года правления Кавказом?

- Меликов недолго возглавлял округ. Очевидны достижения в борьбе с терроризмом. В СКФО по инициативе округа проводилось много важных общественных мероприятий, активно проводилась работа по формированию позитивного имиджа округа, удавалось не допускать крупных конфликтов. Но были и остаются проблемы: сложные взаимоотношения с некоторыми казачьими организациями на Северном Кавказе, частые скандалы во властных структурах Ставрополья, конфликтогенность внутрирегиональных миграций, периодически обостряется «русский вопрос» и т.д. Влияние на урегулирование этих вопросов полпредства не ощущалось. В целом же, серьезных претензий к полпреду не было, но и значительных позитивных прорывов также не было.

Сергей Меликов

- Не получит ли Северный Кавказ в виде Нацгвардии под руководством генерала Меликова новой ветви армии, антипода «мягкой силы»?

- В Росгвардии Сергей Меликов, вероятно, также будет курировать Кавказ. Это не стоит рассматривать как отказ от «мягкой силы». Конечно, финансово-экономические возможности у государства продолжают сокращаться, что будет сказываться и на дотациях, и на инвестициях на Северном Кавказе, но они никуда не исчезнут. Идет процесс возвращения в регион боевиков с Ближнего Востока, а с ними бороться только «мягкой силой» невозможно. Поэтому баланс экономических, культурных и силовых методов – задача нового полпреда в СКФО в контакте с Росгвардией. Сам баланс будет определяться динамикой ситуации на Северном Кавказе.

- Из каких соображений принималось решение о назначении смотрителя Крыма на многосложный Кавказ?

- На мой взгляд, первичным является новое назначением Сергея Меликова, которая в большей степени соответствует его профессионализму и складу характера. В России ограничен кадровый потенциал высокопрофессиональных управленцев, отсюда перестановки, рокировки и т.п. Правда, приоритетная ориентация на силовиков явно затянулась.

Назначение Олега Белавенцева полпредом СКФО стало неожиданным, так как у него нет кавказского опыта, что очень важно. Однако его образование (военно-техническое и дипломатическое), опыт хозяйственной и управленческой деятельности, в том числе полпредом КФО, делают такой выбор логичным. Белавенцеву в Крыму пришлось решать сложные задачи: реабилитация крымско-татарского народа и других этнических групп, адаптация крымчан к российским политическим, правовым и экономическим условиям, разрешение энергетической и водной проблемы, блокирование местных экстремистских групп и др., которые перекликаются с тем, что ему предстоит решать в СКФО. Может, крымский опыт позволит Белавенцеву предложить новые взгляд и подходы к решению кавказских проблем с опорой на сложившийся аппарат полпредства и экспертное сообщество СКФО.

Олег Белавенцев

- Председателем Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко как-то озвучила сомнения в надобности института полпредов. По её мнению, «деятельность полпредств куда-то проваливается». Из практики Юга России и Кавказа, что Вам видится востребованным в институте полномочного представителя президента в федеральных округах, и что архаизмом?

- Существование полпредств в федеральных округах всегда вызывало вопросы, особенно после того, как они выполнили роль в укреплении вертикали власти и ликвидации основных противоречий между федеральным и региональных законодательством. Функции блюстителя федеральных интересов в субъектах РФ и информационно-аналитическая работа кажутся недостаточными для сохранения этого института, во всяком случае, для благополучных федеральных округов.

Но у них есть потенциал в более активном развитии горизонтальных межсубъектных отношений, решении общих проблем и подготовки перехода к новой модели федерализма с укрупненными субъектами РФ. СКФО с самого своего создания в этом отношении обладает большими компетенциями, нежели большинство других округов.

- По сложившейся практике, на пост полпреда президента в кавказском регионе не выдвигаются представители кавказской национальной элиты. Чем это объясняется?

- Вертикальная мобильность, переход с регионального на федеральный уровень для кавказских элит - не столь частое явление. И это реальная проблема для нашего федерализма, хотя примеры успешного продвижения управленцев Северного Кавказа имеются (достаточно вспомнить Саламбека Хаджиева, Александра Дзасохова, Рамазана Абдулатипова, Руслана Хазбулатова и др.). Сказываются предрассудки о большой коррумпированности и клановости, которые неизбежно проявятся на новом управленческом уровне, но главное, недостаточная эффективность в относительно небольших субъектах РФ. Да и далеко не все стремятся сменить свою ведущую роль в республиках на неопределенность федеральной карьеры. В лояльности элит Северного Кавказа особых сомнений нет, но, как и везде, власть опасается активности и самоорганизации местных сообществ.

- Принцип равноудаленности от этнических групп никак не нарушило бы повышение одного из замов Меликова до должности полпреда, к примеру, Михаила Ведерникова, имеющего социальные наработки и реноме в регионе. Или стояла задача трудоустройства Героя России?

- Есть определенные аппаратные закономерности. Наблюдается некоторый застой в деятельности федеральных округов, встряхнуть их легче назначением нового первого лица, а не выдвигая кандидатуру из окружения предыдущего руководителя. С этим можно спорить, но такова практика. Кроме того, подобные назначения определяются сложной комбинацией взаимоотношений в федеральных органах власти, личных интересов и т.д.

Закрытый характер принятия подобных кадровых решений позволяет только гадать об их реальных мотивах. Проблема и в том, что у нас так и не сложилось эффективная система формирования кадрового резерва для полпредств и региональных властей.

- Если опыт полпредства в Крыму не сработает на полисубъектном и полиэтническом Кавказе, исключаете ли Вы возвращение Александра Хлопонина в кресло полпреда СКФО?

- Хочется пожелать Олегу Белавенцеву удачно справиться с задачами более сложного региона, перед которым появляются новые перспективы социально-экономического развития, а также новые вызовы в сфере безопасности. У Александра Хлопонина на Северном Кавказе существуют серьезные экономические интересы, но его возвращение полпредом маловероятно, дважды войти в одну и ту же воду невозможно. Правда, если вместо СКФО будут создавать новые структуры (такие проекты периодически появляются), тогда второе явление Хлопонина в регионе возможно.

- Интеграция полуострова Крым и Севастополя с Южным округом, по Вашей оценке, расширит возможности креативного развития ЮФО? Или полуостров «прицеплен» к мощному локомотиву – развитому Южному федеральному округу в логике сбалансированного развития Крыма и субъектов на Юге России?

- Реинтеграция Крыма в состав России оказалась политически и технологически более сложной задачей, чем первоначально предполагалось. КФО основные проблемы удалось решить, хотя в условиях блокады, недостаточных коммуникаций, кризиса и т.д. вопросов еще много, в том числе запутанные элитные противоречия. Тем не менее, переходный период в целом завершен, Крым стал органичной частью России, и необходимость в сохранении самостоятельного полпредства отпало. Это не значит, что Крым что-то потерял в своем статусе. Республика Крым и город федерального значения Севастополь имеют по Конституции РФ высокий статус и необходимые гарантии. Их вхождение в ЮФО создает более благоприятные условия для углубления тесных связей с другими регионами ЮФО.

Существовавшая на Юге России система федеральных округов часто подвергалась критике. Периодически появлявшиеся проекты их переструктурирования, которые в основном исходили от экономистов, скорее, могли ухудшить управленческую ситуацию.

Включение Крыма в состав ЮФО, повторюсь, вполне обосновано, оно позволяет ЮФО усилить позиции в плане обеспечения национальной безопасности, развитие сотрудничества в Причерноморье, увеличить рекреационный потенциал и т.д. Кроме того, Крым получит более широкие возможности использовать для преодоления последствий блокады потенциал соседних по ЮФО регионов. Правда, пока это лишь потенциал данного административного решения. Многое будет зависеть от активности и креативности полпредства в ЮФО, пока же, оно в основном сосредоточено на наблюдательных и аналитических функциях в достаточно спокойном регионе.

Нужно также иметь в виду, что произошедшие изменения не являются последними на обозримую перспективу как в административно-территориальном, так и кадровом плане. Не снят вопрос о создании мощного единого южно-российского округа в составе ЮФО и СКФО. Уже обострился извечный вопрос о претензиях на роль столицы Юга России Ростова, Краснодара, Ставрополя и Пятигорска, называются кандидаты на пост нового руководителя ЮФО и т.п.

 

Подготовила Светлана Мамий, Москва

Виктор
 
Черноус
01 августа, 15:18