Как собрать свою духовную лоцию

18 августа, 20:53

 

От редакции: Лета осталось всего две недели, но время для чтения еще есть. И хотя наши западные коллеги настоятельно рекомендуют перечитать классическое произведение Барбары Такман «Августовские пушки» о цепи трагических событий, приведших к Первой мировой войне, Кавказский геополитический клуб предлагает несколько иной список обязательного к прочтению. Впрочем, эти книги можно (и нужно) читать круглый год. Что из духовной и мирской литературы необходимо открыть всем делающие первые (и уже далеко не первые) шаги в Церкви и интересующимся духовной жизнью в целом? Как не ошибиться с выбором? С советами священников можно ознакомиться здесь. Общие рекомендации предлагает  кандидат философских наук, консультант в области стратегических коммуникаций Ирина Хилько:

- К счастью, давно канули в лету времена, когда издания по религиозной тематике выходили ограниченным тиражом и доходили до читателей в виде репринтных изданий и ксерокопий. Современную издательскую активность Русской православной церкви считаю очень динамичной и профессиональной. Сегодня на книжных полках присутствует литература о Православии для самых разных категорий читателей – от тех, кто впервые подошел к теме, до самых опытных.

Сегодня всякий, кто хочет узнать о вере, имеет для этого все возможности. А тот, кто сетует на непонимание богослужения и православной традиции, аргументируя этим нежелание посещать храм, просто лукавит, ибо тем самым декларирует нежелание совершить усилие, чтобы открыть книгу.

Где купить необходимую литературу? Продажа книг о Православии сейчас производится непосредственно в храмах, а также торговых сетях - специальных и универсальных. В церковных лавках ассортимент книг формируется, как правило, по благословению настоятеля. Тут, в основном, катехизаторская литература, священное предание и жития святых. Крупные же магазины при православных издательствах и их онлайн-площадки, учитывая колоссальные объемы продаваемой литературы, стремятся дать потенциальному читателю навигацию, тщательно структурируя свой ассортимент. Здесь можно подобрать книги по различным запросам – по т.н. уровню воцерковленности, содержательной направленности, возрастным категориям, профессиональным направлениям (музыка, изобразительное искусство, педагогика, психология, пр.). Здесь подсказку дают как сами витрины, так и консультанты, как правило, знающие не только перечень продаваемой литературы, но и основы Православия.

Вместе с тем, в последнее время православная литература появляется в неожиданных пунктах продаж, таких, как Почта России, Союзпечать или сетевые супермаркеты. Здесь следует обращать внимание на формальные признаки, которые являются основанием отношения к той или иной книге (в том смысле, действительно ли она о Православии или, прикрываясь православной символикой, пропагандирует, к примеру, сектантские или экзотерические учения).

Первый признак - каноничность издания. Православная литература, как правило, издается по духовному благословению священства или иерархов Церкви. Если вы хотите быть уверенным в каноничности, к примеру, жития святой Матроны Московской, покупая его описание в соседнем супермаркете, посмотрите, есть ли на форзаце или под аннотацией гриф «По благословению…». Лично я никогда не покупаю церковной литературы догматического характера, если такого грифа нет.

Второй - авторитетность издательства. Этот критерий особенно необходим для того, чтобы разобраться в массе публицистических и художественных произведений, сопряженных с церковной тематикой - они сегодня издаются очень активно. Лично мне такой жанр не близок (за исключением отдельных авторов, в числе которых, к примеру о. Тихон Шевкунов). Вместе с тем, понимаю, что для многих именно с художественной формы произведения может начаться путь к Церкви, может сформироваться понимание, как строить христианскую жизнь после того, как ты вышел после службы за ворота храма. В отношении такой литературы критерий – авторитетность издательства (в их числе, к примеру, «Православное слово», «Русский паломник», «Благовест», «Сатисъ», «Никея», «Сибирская благозвонница», многие монастырские, епархиальные и храмовые издательства). К тому же сейчас многие вышеозначенные серии книг имеют свое стилевое внешнее оформление, что само по себе является маркером качества издания.

Третий критерий - авторы. Если это священнослужители (зачастую свои зарисовки они издают в виде рассказов или очерков), можно не сомневаться. Могут продаваться книги давно ушедших авторов, ставших классиками православной литературы (об этом всегда упоминается в аннотации) - также читайте эту книгу смело. В том, что касается множества неизвестных имен, не поленитесь воспользоваться мобильным интернетом, чтобы прочитать информацию об авторе или отзывы о самом издании. К примеру, даже если вы не знаете богослова Алексея Осипова, вы без труда примете решение о покупке его книги, исходя из того, что автор – профессор Московской духовной академии.

Всякие конкретные рекомендации о том, что следует читать, с неизбежностью будут банальны. Ибо как непреходящи свойства аспирина или пенициллина, так «Невидимая брань» Никодима Святогорца сотни лет – настольная книга всякого христианина.

Среди моих друзей есть те, кто воспринимает веру рационально, пытаясь разложить на формулы свое воцерковление. Их подход всегда критичен: они первым делом считают необходимым повергнуть сомнению догматы и правила Церкви, непрестанно требуя их рациональной конвертации. Для людей такого склада не существует аргументов «В Евангелии говорится…», ибо безусловность Евангелия они тоже требуют доказать. Таким своим знакомым я всегда рекомендую «Диалоги» Валентина Свенцицкого – за почти сто  лет эта работа ни на йоту не потеряла своей остроты и актуальности.

Также я обращаю их внимание на авторов, которые, являясь авторитетами в наукоемких сферах, пришли к вере, а некоторые - к богословию. Так, в последние годы вышло много книг о святом Луке Крымском: его жизненный подвиг, соединение медицинской науки и практики с верой и служением открывают Богу многие сердца. Также здесь я выделяю работы выдающегося конструктора, одного из отцов-основателей российской космонавтики Бориса Раушенбаха. К примеру, его труд «Пространственные построения в древнерусской живописи» разрывает шаблон мышления рационалистов, показывая, что наука – это не только инструмент познания мира, но, прежде всего, возможность познания Бога. И, конечно, сам масштаб фигуры Бориса Раушенбаха и его духовный путь к Православию становятся весомым аргументом для многих.

Есть категория т.н. новоначальных, которые ставят условием начала своего пути к вере некий катарсис, который непременно должен случиться и стать знаком – «вот оно, чувствую!». Тут бессмысленно объяснять, что на самом деле катарсис – это благодать святого Духа, а к его стяжанию ведет очень сложная внутренняя работа. По опыту одной моей «мятущейся» подруги могу сказать, что ей очень помогла книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) - впрочем, как она помогла миллионам людей. Потом подруге оказались интересны знаменитый шеститомник преп. Паисия Святогорца, «Огласительные беседы» о. Даниила Сысоева, «Промысл Божий в моей жизни» Митрополита Вениамина (Федченкова), «Моя жизнь» Епископа Василия (Родзянко). По сути, в этих книгах содержится методология, которая описывает примеры преодоления духовных преград - читатель погружается в сюжетные ситуации и, как из пазлов, складывает свою духовную лоцию. Мне могут возразить, апеллируя к тому, что отношения каждого человека с Богом самоценны и неповторимы. Это верно, как справедливо и то, что через книгу давно ушедшие отцы Церкви совершенно зримо осуществляют духовное попечение о нас.

Спектр книг для людей, долгое время живущих церковной жизнью, со временем расширяется, поскольку каждая ступенька «иоанновой Лествицы», даже если она ведет к падению, а не подъему, требует все более скурпулезного самопознания и познания Бога. Прежде всего, с помощью святых отцов, благо сегодня издательства активно выпускают уникальную святоотеческую литературу. Особенно акцентирую внимание на вышедшие в последние годы собрания творений святителя Иоанна Златоуста, а также издания Евангелия и Апостола с толкованием. Это позволяет в эпоху википедий и примата личного мнения не скатиться до искушения «по-своему» интерпретировать Священное Писание и догматику (что суть начало сектантства). Также считаю актуальным жанр духовных писем, потому что он прямо созвучен ритму нашей ежедневной жизни. «Письма о духовной жизни» святителя Феофана Затворника, кажется, написаны про нас и только вчера, и отвечают на многие вопросы про завтра.

Ирина
 
Хилько
18 августа, 20:53