Итоги юго-осетинского референдума 1992 года - актуальны

21 января, 19:28

 

19 января в Цхинвале состоялось торжественное собрание, посвященное 25-й годовщине проведения референдума о независимости Республики Южная Осетия. В голосовании 1992 года приняло участие 53 тысячи человек – около 73% имеющего право голоса населения тогдашней Юго-Осетинской автономной области. Несмотря на политико-правовой хаос, связанный с распадом СССР, и нарастающую конфронтацию в отношениях с Грузией акт народного волеизъявления был проведён в соответствии с законом  «О порядке выхода союзной республики из состава СССР». В 1989-1990 гг. Верховный Совет Грузии, отменивший все законодательные акты, принятые после февраля 1921 года, полностью разрушил имевшуюся правовую базу тезиса о «территориальной целостности Грузии» в административных границах бывшей Грузинской ССР, в том числе по отношению к Южной Осетии. 21 декабря Верховный Совет Южной Осетии принимает Декларацию о независимости Республики.

Вынесенные на январский референдум 1992 года вопросы были сформулированы следующим образом:

-  Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?

- Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 г. о воссоединении с Россией?

Независимость республики с перспективой объединения с Российской Федерацией поддержали более 99% граждан, пришедших на участки для голосования. И это – несмотря на резкое обострение обстановки в республике в первые январские дни 1992 года, включая попытку вторжения грузинских вооружённых формирований в Цхинвал, сорванную благодаря коллективной воле организованного народа. Как отметил президент РЮО Леонид Тибилов, несмотря на военно-политическую, финансово-экономическую, транспортно-энергетическую и информационную блокаду, народ Южной Осетии «явил миру образец единства и сплоченности на пути к реализации неотъемлемого права на национальное самоопределение». 26 января 1991 года грузинские боевики покинули столицу Южной Осетии.

Трагические события 1991 года были свежи в памяти участников референдума января 1992-го

Впоследствии можно было слышать утверждения том, что положительный ответ на второй вопрос референдума якобы вступил в определённое противоречие с положительным ответом на первый. В публикациях ряда юго-осетинских авторов подобного рода утверждения подвергаются обоснованной критике. Январский референдум 1992 года определил этапность действий национального движения народа Южной Осетии и легитимных органов государственной власти республики: обретение независимости в условиях агрессии, развязанной со стороны режима Звиада Гамсахурдиа, с последующей перспективой более тесной интеграции с Российской Федерацией (вплоть до непосредственного вхождения). В Южной Осетии обращают внимание на то, что к моменту проведения референдума грузинское государство не только не было признано международным сообществом, но не имело легитимной власти. Таким образом, политико-правовая легитимация Республики Южная Осетия имела место до принятия Грузии в ООН в июле 1992 года и до формального вступления этой страны в СНГ в 1993 году.

По сравнению с крымским прецедентом 2014 года, для Южной Осетии 25 лет назад ситуация виделась принципиально иной, обусловленной тяжелейшим кризисом в Российской Федерации в условиях коллапса советской системы. И вовсе неспроста, по словам свидетелей и очевидцев, препятствия чинились  даже в Северной Осетии, призванной, казалось бы, помогать соотечественникам, оказавшимся перед угрозой изгнания и массового истребления.

Исходя из результатов референдума, Верховный Совет Южной Осетии в марте 1992 года обратился к Москве со следующими просьбами:

- в целях восстановления исторической справедливости и стабилизации обстановки в Южной Осетии распространить на её территорию суверенитет Российской Федерации;

- предоставить населению Республики Южная Осетия российское гражданство согласно его волеизъявлению и в соответствии с законом о российском гражданстве;

- обратить внимание на необходимость выполнения решений III и V Съездов народных депутатов Российской Федерации, касающихся положения в Южной Осетии и недопустимость игнорирования этого вопроса в российско-грузинских отношениях;

- учитывая, что войсковые части (в том числе и внутренние войска), расположенные на территории Республики Южная Осетия, являются сдерживающим и стабилизирующим фактором в регионе, определить их статус как российских, расширить их полномочия для обеспечения безопасности населения и исключить возможность их вывода или расформирования.

Именно итоги первого народного волеизъявления 1992 года легли в основу принятия Акта о независимости 29 мая 1992 года и фундаментом признания Россией независимости Республики Южная Осетия 26 августа 2008 года.

Таковы современные реалии, однако вряд ли стоит выборочно трактовать итоги январского референдума 1992 года, искажая таким образом новейшую историю республики и игнорируя несомненную политико-правовую связь вопросов, выносившихся на одобрение граждан. «Решение Верховного Совета РЮО о вхождении в состав России [от 1 сентября 1991 года] – это конкретный правовой акт, который был принят ещё тогда, когда существовал СССР. Оно полностью соответствовало советскому законодательству (закону СССР о порядке выхода союзных республик из СССР) и международному праву. После развала Союза данный документ был поддержан народом на референдуме и в соответствие с его итогами приобрел наивысшую юридическую силу. Он никогда и никем не был отменен, потому что для его отмены надо провести специальный плебисцит с вопросом: «Вы за то, чтобы отменить решение Верховного Совета РЮО о вхождении в состав России? – отмечает депутат Верховного Совета РЮО I созыва, член Избирательной комиссии по проведению референдума от 19 января 1992 года Вячеслав Гобозов. – Никакие ещё сто референдумов о независимости РЮО не в силах повлиять на юридическую силу данного документа. Он является неотъемлемой составной частью правовой системы суверенного государства – Республики Южная Осетия – и дает все юридические основания руководству РЮО в любой момент обратиться к России с просьбой о присоединении».

В настоящее время отношения Москвы и Цхинвала регулируются комплексом двусторонних договоров и соглашений, предполагающих глубокую степень интеграции наших стран. В марте 2015 года Россия и Южная Осетия заключили договор «О союзничестве и интеграции». Согласно п. 2 ст. 2 Договора, Россия будет обеспечивать оборону и безопасность Южной Осетии, и с этой целью «отдельные подразделения Вооруженных сил и органов безопасности республики входят в состав Вооруженных сил и органов безопасности Российской Федерации по согласованию сторон». Подразделения югоосетинской войдут в состав Вооруженных сил России, заявил 12 января обороны республики Ибрагим Гассеев.

Безусловно, данное решение стоит рассматривать в качестве важного элемента интеграционной политики руководства Южной Осетии, равно как и выполнение, в целом, республикой своих обязательств в рамках реализации инвестиционной программы в 2016 году. На 2017 год Южной Осетии полагается финансирование в размере 3 млрд. 66 млн. 670 тысяч рублей. Повышение прозрачности предоставляемых Россией финансовых средств позволит придать дополнительный импульс социально-экономическому развитию республики, приостановить миграционные процессы, улучшить морально-психологический климат в обществе. Не меньшее значение имеет упрощение движения товаров, услуг и инвестиций.

29 декабря 2016 года парламент в Тбилиси принял поддержанную как «Грузинской мечтой», так и Единым национальным движением резолюцию, в которой вступление в Евросоюз и НАТО вновь фиксируется в качестве «безальтернативного приоритета». Состоящий из 12 пунктов документ указывает на продолжение «рациональной и принципиальной» политики в отношении России с целью восстановления территориальной целостности Грузии и «минимизации угроз». Всё это предполагает (несмотря на возможные сокращения в грузинской армии, вызванные сложным экономическим положением страны) интенсификацию евроатлантического курса официального Тбилиси в условиях массированной переброски бронетехники и живой силы Альянса к российским границам. Что, в свою очередь, не исключает приграничных провокаций, в том числе в формате комплексного противоборства, предполагающего самые разные способы ведения боевых действий.

То обстоятельство, что «процесс юридической интеграции Южной Осетии в Россию идёт достаточно быстро», отмечается и некоторыми грузинскими пользователями Интернета. Учитывая контекст грузино-юго-осетинских отношений последних десятилетий, ожидать иного не приходится. События последних лет, в частности, связанные с Украиной и Крымом, в полной мере свидетельствуют: хрупкая стабильность может быть нарушена, побуждая находить (причём достаточно быстро) наиболее оптимальные пути решения ключевых вопросов войны и мира.

И вряд ли основополагающие вопросы будущего Республики Южная Осетия и её народа стоит разменивать на сиюминутные амбиции либо на предвыборные склоки.

Андрей
 
Арешев
21 января, 19:28