Итоги-2018: Укрепление позиций России в Центральной Азии

28 декабря, 22:29

 

Итоги уходящего года подводит для Кавказского геополитического клуба эксперт по Центральной Азии, политолог Никита Мендкович.

- Что бы Вы отнесли к основным событиям уходящего года? Как они повлияли на долгосрочные тенденции развития страны и мира? Кстати, каковы эти тенденции?

- К числу ключевых направлений уходящего года отношу активизацию политики России на постсоветском пространстве, торговую войну КНР и США, ослабление позиций НАТО в Сирии и Афганистане. Решение Трампа о выводе воинских контингентов лишь подтверждает формирование новых реалий, с которыми западные армии не могут больше справляться.

Важным фактором я считаю принятие Брюсселем новой стратегии в Центральной Азии, которая подразумевает отказ от конфронтации с Россией и местными правительствами, которые ЕС считают «недемократическими». Континентальная Европа заинтересована в стабильном транзите из Китая через данный регион. При этом европейцы пришли к осознанию, что в условиях британской угрозы – безопасность региона могут обеспечивать только Россия и ОДКБ в сотрудничестве с местными правительствами, а США не справляются с ситуацией даже в фактической зоне ответственности в Афганистане.

Это не означает отказ ЕС от конфронтации с Россией на других полях, но по вопросу о транзите в сентябре даже дебатировались вопросы о совместных с Россией гуманитарных проектах в Центральной Азии и даже ограниченных контактов между институтами ЕС и ЕАЭС.

- Центральная Азия: что течет, что изменяется? В каком направлении? Насколько это важно для соседних регионов? Что происходит с исламистским радикализмом после разгрома запрещенной в России террористической организации, именующей себя «Исламское государство»?

- Для меня наиболее интересный тренд - укрепление позиций России на постсоветском пространстве, прежде всего, в Центральной Азии, которое я прогнозировал ровно год назад. Возобновилось военное сотрудничество с Узбекистаном, проводятся совместные учения и военно-технические программы. Укреплена таджикистано-афганская граница, там впервые за несколько лет появились признаки сокращения контрабанды наркотиков, началась работа по обеспечению порядка в пограничных районах Горного Бадахшана.

Нужно обратить внимание на «прорыв» в отношениях с Узбекистаном, включающий проекты в ядерной сфере и открытие сети филиалов российских вузов, активизацию экспорта российской техники в Казахстан и Узбекистан, новые переговоры с Туркменистаном по газу и общение изменение позиции Ашхабада на более лояльную Москве. Некоторых успехов удалось добиться даже в Армении, несмотря на революционные потрясения: республика официально объявила об отправке гуманитарной миссии в Сирию, на финишную прямую вышла подготовка соглашения о статусе иностранных биолабораторий.

Предполагаю, что в этой сфере будет продолжаться работа и в 2019-м. На повестке дня стоит наведение порядка на границах Казахстана и Кыргызстана с КНР, пресечение контрабанды китайского ширпотреба в обход пограничных тарифов. Сейчас бюджеты стран ЕАЭС, включая Россию, ежегодно теряют сотни миллионов долларов в год из-за действующих там серых схем. Возможно введение совместных таможенных постов на внешних границах с участием таможенников из других государств Союза. Не исключен аналогичный комплекс мер в Беларуси для борьбы с поставками европейской сельхозпродукции продукции в обход российских контрсанкций.

- Три основных болевых точки-2019: почему именно это? Ваш прогноз на будущий год?

- Основной болевой точкой начинающегося года я считаю Афганистан, именно с ним связаны наиболее существенные риски безопасности. Боевики мигрируют из Сирии именно в эту страну. Из-за ошибок Кабула и Вашингтона ситуация там непрерывно усугубляется последние три-четыре года, а вывод половины американских контингентов, запланированный на 2019-й, может ускорить деградацию ситуации.

Еще до появления этих планов я прогнозировал вероятное общее наступление вооруженной оппозиции на Кабул в течение 2019-2020 гг., а теперь риски, связанные с подобны сценарием, только возрастут. В случае дальнейшего ухудшения ситуации нам придется иметь дело с различными фракциями Талибана, ИГИЛ, Аль-Каеды, ИДУ/ИДТ (все – запрещенные в России террористические организации - прим. ред.) и чисто криминальными синдикатами на территории Афганистана.

Причем в случае худших сценариев ответственность за региональную безопасность в какой-то мере придется брать ШОС и ОДКБ. Уже сейчас на границах Туркменистана и Таджикистана все больше вооруженных инцидентов. В июле в районе туркменского Тахтабазара шли массовые столкновения, в ходе которых погибло до 20 туркменских пограничников. На таджикистанской границе ситуацию пока удается удерживать под контролем за счет военно-технической помощи Москвы, но 2019-й может стать серьезным «стресс-тестом» для системы пограничной безопасности.

Не могу исключать, что ситуация потребует даже прямого вмешательства в процессы на территории Афганистана. В течение ушедшего года обсуждался вопрос использования Россией сирийского опыта мирных программ при взаимодействии с афганскими этническими вооруженными группами и умеренными фракциями Талибана.

Беседовала Яна Амелина

Никита
 
Мендкович
28 декабря, 22:29