Джон Болтон на Кавказе

28 октября, 21:11

 

Решение карабахского вопроса по сценарию Вашингтона и Баку укрепит «северный фронт» против Ирана

 

После переговоров в Москве советник Президента США по национальной безопасности Джон Болтон, считающийся неформальным куратором внешней политики администрации Дональда Трампа, объехал столицы трёх государств Южного Кавказа – Азербайджана, Армении и союзной Вашингтону Грузии.

Оповестив заранее о своём вояже через Twitter, не склонный к компромиссам политик откровенно анонсировал основную цель переговоров, а именно – продвижение национальных интересов США по ряду ключевых вопросов безопасности. В этом, собственно, никто не сомневался, и публичные заявления господина Болтона, сделанные им в Тбилиси, Ереване и Баку, свидетельствовали об этом в полной мере. Вряд ли случайным совпадением представляется активизация Госдепа и Пентагона в Центральной Азии – в Таджикистане и Узбекистане. Иной вопрос – хватит ли у идеологов американской экспансии в «сердце Евразии» ресурсов и возможностей для одновременной работы по всем направлениям.

Напомним, в конце мая, поздравляя премьер-министра Пашиняна с юбилеем «Первой республики», Трамп упомянул, что в ближайшее время «открываются возможности для урегулирования карабахского конфликта, что может также открыть новые возможности для армяно-американского взаимодействия». Аналогичные пассажи содержались и в посланиях, адресованных Баку, оставляя почву для догадок относительно того, идёт ли речь о чётко сформулированной стратегии, либо же о некой дипломатической импровизации. Впрочем, одно не исключает другого, и более чем очевидно, что именно Болтону было поручено добиться на этот счёт конкретных договоренностей. До него зондаж настроений местных элит и их склонность к восприятию аргументов Вашингтона вёл, в частности, заместитель помощника госсекретаря США Джордж Кент и, возможно, сотрудники других служб, менее склонных афишировать своё пребывание где-либо.

Как известно, по результатам ряда встреч лидеров Армении и Азербайджана (в частности, на недавнем саммите СНГ в Душанбе) было объявлено об установлении между Баку и Ереваном оперативного канала связи. «Лидеры Армении и Азербайджана в любой момент могут связаться и поговорить без посредничества Москвы», – многозначительно намекали в этой связи некоторые комментаторы. Практически одновременно завершающий свою миссию в Ереване американский посол Ричард Миллс достаточно откровенно заявил: любое решение карабахского конфликта подразумевает возвращение «захваченных» у Азербайджана территорий. Нынешнее армянское руководство, как и его предшественники, не заявляло об отказе вести переговоры относительно «Мадридских принципов», включающих достаточно болезненные для Степанакерта и Еревана компромиссы, однако предлагаемый посредниками весьма сложный механизм предполагает более комплексный подход, включая определение международно-правового статуса Нагорного Карабаха.

Ни для кого не секрет, что именно решение карабахского вопроса на преимущественных условиях Баку (территориальная целостность республики в советских границах) азербайджанская дипломатия неизменно ставит во главу угла в ходе любых двусторонних, либо же многосторонних встреч и переговоров. В качестве козыря, помимо энергетических ресурсов, имеющих скорее региональное значение, и участия в «миротворческих» миссиях в третьих странах, используется также выгодное географическое расположение страны, хорошо известное одержимому антироссийскими и особенно антииранскими фобиями господину Болтону. Так что вовсе не случайно, высадившись в Баку, он напомнил, что Азербайджан – «это единственная страна, одновременно граничащая с Россией и Ираном». И хотя иранская тема в заявления по итогам официальных встреч не попала, однако она не могла не обсуждаться, в том числе в более широком контексте: все ключевые торгово-экономические партнёры и ближайшие соседи Азербайджана – Россия, Иран и Турция – в той или иной мере находятся под американскими санкциями.

В Ереване переговоры заокеанского юриста-милитариста (агрессивный антииранский стиль которого хорошо известен армянской дипломатический службе) были не менее насыщенными, чем в Баку: он пообщался с и.о. премьер-министра Николом Пашиняном, и.о. министров обороны и иностранных дел, с президентом и депутатами, наведался в возглавляемый Арменом Григоряном Совет безопасности. Отношения с Арменией представляют стратегическое значение для США, сказал господин Болтон, не назвав при этом Ереван (в отличие от Баку) стратегическим партнёром своей страны. И далее: «Я понимаю географическое положение и связанные с этим исторические реалии. Но я думаю, что сейчас самое время быть оптимистом в том плане, что Армения может быть более видимой на мировой арене. США считают Южный Кавказ стратегически очень важным регионом. Так что улучшение отношений с Арменией является очень важным приоритетом для администрации».

Отрицая какое-либо изменение позиции Вашингтона в карабахском вопросе и наличие новых предложений по его решению, советник Трампа добавил, что урегулирование конфликта необходимо Еревану для минимизации внешнего влияния, под которым, несомненно, подразумевается российское. С нагорно-карабахской проблематикой тесно связан чувствительный вопрос поставок Баку и Еревану российских вооружений, которые Болтон обозначил как дополнительный рычаг давления Москвы на стороны конфликта. Соответственно, стремясь этот «рычаг» перехватить хотя бы на поле публичной пропаганды,

со свойственной ему непосредственностью заезжий «ястреб» призывает своих собеседников покупать продукцию американского ВПК: «Думаю, что есть много других альтернатив, в том числе в сфере продажи оружия. У нас есть ограничения, которые Конгресс наложил на Соединенные Штаты с точки зрения продажи (оружия) Азербайджану и Армении из-за конфликта. Но есть исключения. И, как я сказал премьер-министру, если речь идет о выборе покупки либо российской военной техники, либо американской, то мы бы предпочли последнее. Мы считаем, что наша техника в любом случае лучше, чем российская. Поэтому мы хотим рассматривать такую возможность. И я думаю, что это увеличивает возможности Армении, когда она не полностью зависит от одной крупной державы».

Ранее, находясь в Баку, Болтон  заявил о том, что его шеф может использовать свои полномочия для приостановки действия принятой в 1992 году (в разгар карабахского конфликта) не без влияния проармянских конгрессменов 907-й поправки к «Акту в поддержку свободы», ограничивающей помощь Азербайджану со стороны США на государственном уровне: «Это положение было утверждено Конгрессом. Исполнительная ветвь власти не обязательно придерживается той же политической линии и, согласно нашей конституции, на самом деле именно президент определяет внешнюю политику. Во многих случаях разные президенты приостанавливали действие этого положения, чтобы проводить закупки, и мы постоянно рассматриваем эту возможность, чтобы решить, необходимо ли это».

Глава Института Кавказа Александр Искандарян считает вариант с продажей Армении американского оружия нереализуемым: «Сотрудничество России и Армении в сфере безопасности включает десятки договоров, и изменить ситуацию так резко невозможно. Оружейные стандарты НАТО и России несовместимы». Невозможно также не заметить, что Болтон имеет репутацию одного из наиболее последовательных сторонников Израиля – страны, много лет активно развивающей военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном, в том числе по высокотехнологичным направлениям.

Не менее юмористично выглядит заявление трамповского советника о «масштабной гуманитарной миссии» американцев в Сирии, прозвучавшее в ответ на просьбу прокомментировать возможную отправку в Сирию армянских медиков, сапёров и сотрудников МЧС, согласованную с российской стороной. Напомним, 13 октября силы проамериканской «коалиции» в очередной, далеко не первый раз в ходе налёта на провинцию Дейр-эз-Зор использовали боеприпасы с белым фосфором, что привело к жертвам среди гражданского населения. В Армении неизменно подчёркивают, что миссия в Алеппо, одном из традиционных центров расселения армянской общины, не будет включать военную компоненту, однако любые совместные с Москвой экономические или гуманитарные проекты её партнёров неизменно будут предметом санкционного шантажа.

То же самое, только в ещё большей степени, применимо и к Ирану, и вовсе не случайно в интервью радио «Свобода» Болтон разоткровенничался, что «иранская граница станет важным вопросом» в армяно-американских отношениях, так как Вашингтон хочет «оказать максимальное давление на Иран». Представляется, однако, что в этом вопросе Армения, для которой Иран является ближайшим соседом и одним из двух сухопутных «окон» во внешний мир, вряд ли согласится пойти на какие-либо уступки, которые могут оказаться в конечном итоге самоубийственными. В последние годы в Мегри активно, хотя и не без проблем, обустраивается совместная экономическая зона между Ираном и Евразийским Экономическим Союзом, активным участником которого является Республика Армения. В заявлении Армянского Национального Комитета Америки, одной из ведущих лоббистских структур, отмечается необходимость работы с заинтересованными сторонами в том, чтобы региональные санкции не оказывали на Армению негативного воздействия.

Пока рано говорить о конкретных результатах визита Болтона, однако не исключено, что в ближайшее время в будущем политика США на Кавказе обретёт дополнительную динамику и более акцентированную преемственность. По словам бывшего американского посла в Баку Ричарда Морнингстара, по состоянию на 2014 год на строительство дорог, развитие медицины, экономики и образования в Азербайджане его страна потратила более 1,3 миллиарда долларов, и это – помимо частных вложений американских корпораций на развитие энергетического и телекоммуникационного секторов. Да и череда военных учений в Азербайджане с весны по осень текущего года не осталась без внимания со стороны передовых групп военнослужащих США и других стран НАТО.

На февраль 2019 года намечено традиционное заседание армяно-американской межправительственной группы, в ходе которой будет рассмотрено дальнейшее развитие двусторонних отношений. Общеизвестен интерес западных партнёров к ряду месторождений природных ресурсов Армении, в том числе – расположенных в стратегически важных районах страны (например, в Сюнике). Действуя с опорой на расположенные в регионе крупные разведывательные центры, частные военные подразделения и трансграничные коммуникационные проекты, биобактериологические лаборатории, неправительственные организации и прочий сопутствующий инструментарий, администрация Трампа будет стремиться к увеличению возможностей по манипулированию местными элитами, включая активизацию военно-технического сотрудничества и специфических политико-дипломатических приёмов, в том числе – на карабахском направлении. А пока в Вашингтоне ожидают, что после ожидаемой победы на предстоящих всеобщих выборах армянский лидер Никол Пашинян предпримет «решительные шаги» на пути к компромиссному мирному договору с Азербайджаном. Гипотетическая реализация данного сценария означала бы существенное изменение расстановки сил в регионе.

 

По материалам Фонда стратегической культуры

Андрей
 
Арешев
28 октября, 21:11